Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Кроме того, индивид стремится быть с подобным себе Эти два момента очень связаны между собой Поиск есть не что иное, как потребность в контакте, общен...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Исследование сновидений с древних времен представляло собой один из важнейших путей познания глубин душевной жизни человека Однако проблема сновидения...полностью>>
Психология->Реферат
Источники конфликтов — это противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласование: знаний, умений, способностей, личностных качеств; фун...полностью>>
Психология->Курсовая работа
На протяжении достаточно длительного периода многим людям известен феномен убеждения Психологи всего мира все больше убеждаются в том, что идея о псих...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ РАБОТНИКОВ МЧС

Содержание

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ РАБОТНИКОВ МЧС

1.1 Понятие профессионально важных качеств (ПВК) в психологии

1.2 Особенности профессиональной деятельности работников МЧС

1.3 Профессионально важные качества работников МЧС

Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ РАБОТНИКОВ МЧС

2.1 Организация исследования, цели и задачи

2.2 Методики исследования

2.3 Результаты исследования и их психологический анализ

2.4 Рекомендации психологу МЧС по развитию профессионально важных качеств пожарным-спасателям

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития общества, науки, появления новых высоких технологий повышается риск возникновения масштабных катастроф, аварий, бедствий, в связи с чем особую остроту приобретает поиск ресурсных возможностей специалистов, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а именно - специалистов пожарно-спасательных формирований.

По данным статистики в 2007 г. в Российской Федерации ежедневно происходило 579 пожаров, при которых погибало 44 человека и 37 человек получали ожоги и травмы. Ежедневный материальный ущерб от пожаров составил 23,4 млн. рублей. Усилиями подразделений пожарно-спасательной службы МЧС России спасено на пожарах 98 тыс. 363 человека и материальных ценностей на сумму более 38,1 млрд. рублей [5].

Во всем мире профессия пожарного-спасателя считается одной из самых опасных. Даже маленький пожар может преподнести коварный сюрприз: например, взорвется баллон с газом или загорится оголенный электропровод. Пожарные оказывают помощь людям, попавшим в беду, часто рискуя своей жизнью.

Профессия пожарного-спасателя, безусловно, одна из самых опасных. Ведь это и работа в экстремальных ситуациях, и риск для жизни, и огромная ответственность за других людей. В экстремальных ситуациях пожарному-спасателю необходимо оценить ситуацию, принять правильное решение и при этом иметь адекватное поведение. Эффективность профессиональной деятельности пожарных-спасателей зависит как от генетически обусловленных свойств личности, так и от профессионально важных качеств, знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе деятельности.

Изучение особенностей профессии пожарного-спасателя и психофизиологических особенностей сотрудника пожарно-спасательной службы встречается в работах Нецкого Г.О., Леви М.В., Чурсина И.Г., Медведева В.И., Ефановой И.Н., Марьина М.И., Ловчана СИ. И др. );

Актуальность проблемы в том, что профессиональная деятельность специалистов пожарно-спасательных служб, обеспечивающих ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, протекает в особых условиях и характеризуется воздействием значительного числа стрессогенных факторов, воздействие которых при недостаточном развитии профессионально важных качеств приводит к снижению эффективности выполнения деятельности, профессиональному выгоранию и психосоматическим нарушениям.

В связи с этим возникает потребность диагностике профессионально важных качеств работников пожарно-спасательной службы МЧС с целью выявления тех сторон личности, которые нуждаются в развитии или коррекции.

Цель: исследование профессионально важных качеств работников МЧС

Предмет: профессионально важные качества работников МЧС

Объект: работники пожарно-спасательной службы МЧС г. Кирова

Гипотеза: предположим, что работники МЧС должны обладать следующими профессионально важными качествами: эмоциональная стабильность, низкий уровень тревожности, развитое техническое мышление, высокий уровень памяти и внимания.

С учетом цели и гипотезы исследования, в рамках курсовой работы предполагается обозначить решение следующих задач:

  1. Проанализировать литературные источники по проблеме профессионально важных качеств работников МЧС;

  2. Продиагностировать профессионально важные качества работников МЧС;

  3. Разработать рекомендации по развитию профессионально важных качеств для работников МЧС.

Методы: теоретический анализ литературы, тестирование, методы математической обработки результатов исследования.

Методики:

    1. Тест зрительной и слуховой памяти R. Meili;

    2. Опросник Айзенка;

    3. Личностная шкала проявления тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова):

    4. Тест механической понятливости Беннета;

    5. Методика определения скорости переключения внимания (ПВ) (на красно-черных таблицах Шульте-Платонова)

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и систематизации материала по проблеме профессионально важных качеств работников пожарно-спасательной службы МЧС.

Практическая значимость исследования. Полученные данные могут быть использованы для разработки системы психологического обеспечения формирования профессионально важных качеств сотрудников пожарно-спасательной службы МЧС.

Структура. Курсовая работа состоит из следующих частей: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ РАБОТНИКОВ МЧС

1.1 Понятие профессионально важных качеств (ПВК) в психологии

Профессионально важные качества (ПВК) представляют собой отдельные динамические черты личности, психические и психомоторные свойства (выражаемые уровнем развития соответствующих психических и психомоторных процессов), а также физические качества, соответствующие требованиям к человеку какой-либо определенной профессии и способствующие успешному овладению этой профессией.

В понимании ПВК существует много различных подходов и многообразие используемых терминов.

По мнению В.Д. Шадрикова, профессионально важные качества выступают в роли тех внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия и требования деятельности, что является узловым моментом формирования психологической системы деятельности [29].

Согласно Е.П. Ермолаевой, «ПВК – психологический потенциал для формирования знаний, умений навыков; знания, умения и навыки – необходимое условие и ресурс для формирования профессиональной компетентности» [12].

По мнению А.К. Маркова, в функции ПВК могут выступать как собственно психические и личностные, так и биологические свойства субъекта профессиональной деятельности — соматические, морфологические, нейродинамические и др. [18]

Ю.В. Котелова рассматривает понятие «профессионально важных признаков» и предлагает отнести к ним психологические особенности сенсорной, мыслительной, моторной деятельностей, а также особенности внимания, мышления, памяти, эмоционально-волевой сферы и особенности личности [17].

Е.С. Шелепова рассматривает профессионально важные качества (ПВК) как компоненты профессиональной пригодности, т. е. такие качества, которые необходимы человеку для успешного решения профессиональных задач. Среди них широкий спектр разных качеств — от природных задатков до профессиональных знаний, получаемых в процессе профессионального обучения и самоподготовки, особенности личности (мотивация, направленность, смысловая сфера, характер), психофизиологические особенности (темперамент, особенности ВНД), особенности психических процессов (память, внимание, мышление, воображение), а в отношении определенных видов деятельности – даже анатомо-морфологические характеристики человека [30].

М. А. Дмитриева и А.А. Крылов вводят понятие «профессионально важные свойства», к которым относят следующие: индивидуально-типологические (индивидуальный стиль деятельности), сенсорные и перцептивные (особенности ощущения и восприятия), аттенционные (свойства внимания), психомоторные, мнемические (свойства памяти), иммажитивные (свойства воображения), мыслительные, волевые свойства и интеллектуальные умения [8].

Б.А. Душков, А.В. Королев, Б.А. Смирнов отмечают, что кроме индивидуальных качеств личности таких как отдельные психические и психомоторные свойства (выраженные уровнем развития соответствующих процессов), к ПВК также относятся физические качества, соответствующие требованиям к человеку со стороны определенной профессии и способствующие успешному овладению этой профессией» [11].

Многие ученые считают, что ПВК представляют собой интегральные психофизиологические и психологические образования, которые в процессе конкретной профессиональной деятельности формируются в специальные (профессиональные) способности.

Формирование подсистемы профессионально важных качеств (ПВК) исходит из следующих посылок:

    1. у человека уже есть определенные качества, и при освоении профессий происходит их перестройка в соответствии с особенностями данной профессиональной деятельности;

    2. общая логика такой перестройки деятельности:

а) перенастройка качеств в соответствии с профессиональной деятельностью;

б) появление и развитие новых качеств и способностей;

в) формирование индивидуального стиля деятельности, что как бы «венчает» развитие профессионала [9].

А.В. Карпов дает следующее определение: «Профессионально важные качества (ПВК) – это индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно заданном уровне и которые значимо и положительно коррелируют хотя бы с одним (или несколькими) ее основными результативными параметрами – качеством, производительностью, надежностью» [13].

Некоторые специалисты обращают внимание на структуру ПВК как ключевой критерий, обеспечивающий формирование профессиональной пригодности субъекта. Так, Е.А. Климов выделяет «пять основных слагаемых системы профессионально ценных качеств»:

    1. Гражданские качества – идейный моральный облик человека как члена коллектива, общества;

    2. Отношение к труду, профессии, интересы и склонности к данной области деятельности;

    3. Дееспособность, которая образуется качествами, важными во многих и разных видах деятельности (широта ума, его глубина, гибкость и др.);

    4. Единичные, частные, специальные способности. Это такие личные качества, которые важны для данной работы, профессии или для относительно узкого их круга;



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Деятельность психолога отдела кадров "Центра обеспечения гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области"

    Отчет по практике >> Психология
    ... , направленных на выявление степени соответствия профессионально важных качеств работников требованиям, предъявляемым к должности. 1.4 ... научными работниками МЧС России был проведен ряд исследований по определению профессионально важных качеств спасателей, ...
  2. Исследование экономических моделей оплаты труда в медико-производственной организации в условиях

    Реферат >> Экономика
    ... и соглашений; участию работников и профессиональных союзов в установлении условий ... МВД России, МЧС России, ФАПСИ, ... является важнейшим элементом сдельно ... исследования является разработка методики оплаты труда хирургического отделения. Таким образом в качестве ...
  3. Учреждение "Гродненское областное управление МЧС Республики Беларусь", его характеристика и анализ ...

    Курсовая работа >> Экономика
    ... на наиболее важных строящихся и эксплуатируемых ... работа. Профессиональная подготовка работников органов ... Технические испытания и исследования с использованием авиационных ... с учетом качества услуг и конъюнктуры ... снижением заинтересованностью работников МЧС в ...
  4. Психологическая безопасность в чрезвычайных ситуациях (1)

    Реферат >> Безопасность жизнедеятельности
    ... профессионально важных качеств, психологических знаний, умений и навыков личного состава МЧС ... . Работниками этого центра обеспечивает подготовка работником службы МЧС и ... литературы Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М., 1980 Рыбников ...
  5. Физическое воспитание в профессиональной подготовке спасателей

    Дипломная работа >> Физкультура и спорт
    ... ходе исследования были определены профессионально важные физические качества спасателей ... профессионально важных физических и психических качеств высококвалифицированных специалистов, работающих спасателями в подразделениях МЧС ... 1. Работники Физкультурно- ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0013728141784668