Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
Воображе́ние — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах...полностью>>
Психология->Реферат
Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Прежд...полностью>>
Психология->Реферат
Философия как сложившаяся система знаний имеет целый ряд специфических вопросов, которые она призвана решать. Один из таких вопросов - это вопрос: «чт...полностью>>
Психология->Реферат
Тип семейного воспитания, как интегративная характеристика родительских ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к ребенку, уровня р...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Содержание

Введение

1. Анализ и психотерапия. Аналитическая психология Карла Густава Юнга

1.1 Психологические типы личности

2. Методы аналитической психологии К.Г. Юнга

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложение А

Приложение Б

Введение

Карл Густав Юнг (26 июля 1875, Кесвиль - 6 июня 1961, Кюснахт) - швейцарский психолог, основоположник одного из направлений глубинной психологии - аналитической психологии. Один из самых значительных, самых сложных и самых спорных теоретиков психологии. Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов, возникающих у пациентов. Юнг развил учение о коллективном бессознательном, в образах (архетипах) которого видел источник общечеловеческой символики, в том числе мифов и сновидений. Цель психотерапии, по Юнгу, это осуществление индивидуации личности. Также получила известность концепция психологических типов Юнга: экстравертированных и интровертированных. Юнг умер в 1961 году, но вот уже без малого столетие, а особенно последние шестьдесят лет - его идеи вызывают растущий интерес в мире, а последователи его метода - «психологи-юнгианцы» - продолжают развивать его методологию применительно к анализу явлений человеческой психики.

Юнгианская психология фокусируется на установлении и формировании связей между процессами сознания и бессознательного. Диалог между сознательными и бессознательными аспектами психики обогащает личность, и Юнг верил, что без этого диалога процессы бессознательного могут ослабить личность и подвергнуть её опасности.

Юнгианский анализ человеческой природы включает исследования религий Востока и Запада, алхимии, парапсихологии и мифологии. Первоначально влияние Юнга на философов, фольклористов и писателей было заметнее, чем влияние на психологов или психиатров. Однако сегодня возрастание интереса ко всему, что относится к человеческому сознанию и человеческим возможностям, обусловило и возрождение интереса к идеям Юнга.

Степень разработанности проблемы. Проведенный в ходе подготовки работы обзор литературных источников таких авторов как Боснакр Н., Гринсон Р., Дикман Х., Роберт Фрейджер, Джеймс Фейдимен позволяют сделать вывод о том, что многие классические труды, написанные всемирно известными психоаналитиками, отнюдь не легкое чтение. Психоаналитическая терминология, испытавшая перевод с немецкого на английский, а потом на русский, часто невероятно искажается, особенно в руках несведущего в тонкостях психоанализа переводчика. Устоявшейся традиции русских вариантов психоаналитической терминологии пока нет. Но, несмотря на это, автор приходит к выводу, что вопросы аналитической психологии Юнга довольно полно и объемно раскрыты в большом количестве литературных источников отечественных и зарубежных авторов.

Объект: основы теоретических концепций ведущих направлений аналитической психологии

Предмет: аналитическая психология Карла Густава Юнга.

Цель работы: исследование основ аналитической психологии, её методов для использования в практике.

Задачи:

1. Изучить имеющийся в наличии теоретический материал по данной теме.

2. Рассмотреть и проанализировать методы аналитической психологии, включив их в контекст собственной работы.

3. Получить представление об используемых методах и особенностях их применения в аналитической психологии.

Гипотеза: если развитие личности – это результат достижения определенных усилий, а не чего-то дарованного просто так, то предполагается, что оно (развитие) имеет определённое направление, обусловленное теми социальными условиями, в которых человек живет и действует. Таким образом, процесс изменения и развития личности продолжается в течение всей жизни человека.

Методы исследования:

- теоретическое изучение научной литературы;

- анализ проводился в ходе всей работы;

- синтез использовался при формировании выводов в структурных блоках работы и в заключении.

- классификация, обобщение, наблюдение.

Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования:

1. В клинике для диагностики и лечения психической патологии различного спектра и тяжести нарушений.

2. В рамках семейной психотерапии.

3. При работе с личностными травмами, кризисными состояниями, жизненными трудностями.

4. При психотерапевтической работе с детьми и подростками, а также в педагогике и социальной реабилитации.

5. Самопознание - еще одна область практического применения аналитической психологии. Здесь ключевым является опора на понятие самости и индивидуации. Достижение индивидуации означает возможность восстановить контакт с самим собой, со своими глубинами, с индивидуальным и коллективным бессознательным, обретая тем самым большую целостность.

6. Методы аналитической психологии могут быть использованы также для анализа мифологии, сравнительного религоведения и этологии - создавая тем самым особую сферу - аналитическую культурологию.

Представленная курсовая работа включает в себя: введение, основную часть (2 главы с подглавами), заключение, глоссарий, список использованных источников и ряд приложений.

1. Анализ и психотерапия. Аналитическая психология Карла Густава Юнга

Карл Густав Юнг был одним из основателей психоанализа, учеником и близким другом Фрейда. Теоретические разногласия и обстоятельства личного характера привели к тому, что Юнг создал свою собственную школу, названную им аналитической психологией. В подходе Юнга остается признание главной идеи Фрейда, что современный человек подавляет свои инстинктивные влечения, часто не осознает своих жизненно важных потребностей и мотивы своих поступков. Если помочь ему лучше разобраться в ситуации, исследуя проявления его бессознательной жизни - фантазии, сновидения, оговорки и т.п. - то он научится лучше справляться со своими психологическими проблемами и его симптомы ослабнут. Такова в самых общих чертах идея аналитической терапии. Юнга всегда больше интересовали непосредственные переживания людей - их чувства, мечты, духовные поиски, значимые события жизни. Он разрабатывал психологию близкую к самой стихии человеческих эмоций. Поэтому он стремился описывать различные психологические явления такими, каковы они есть. Поскольку эмоциональная жизнь в природе универсальна - все живые существа испытывают страх, возбуждение, удовольствие и т.п. - то это позволило ему предположить коллективные основания человеческих переживаний. В человеке сочетаются индивидуальное и коллективное. На него в той же мере повлияли, к примеру, традиции, язык и культура общества, которому он принадлежит, не говоря уже о генетических факторах. Этого нельзя отрицать и нельзя упрощать картину психической жизни, выделяя в ней только пару логических линий. Логическая стройность важна для научных дискуссий, но для лечения людей нужно иметь гибкость и широту видения возникающих ситуаций. Кроме того, целительную силу психоанализа Юнг видел не в точности объяснений аналитика, а в уникальности нового опыта, получаемого клиентом на сессиях, опыта самопознания и трансформации своей личности.

Обращаясь к универсальным общечеловеческим тенденциям, можно выделить в любой проблеме темы, хорошо известные из мифологии, литературы и религии. Юнг называл такие темы архетипами. Если функционирование всей психической энергии данного человека обусловлено этой темой, то можно говорить о наличии психологического комплекса. Этот термин также предложил Юнг. Но мало просто назвать комплекс, чтобы разобраться в своей ситуации, человеку очень полезно обсудить с другим свои переживания и найти описывающие их образы, символы и метафоры. В них не содержится конкретных рецептов или советов. Но символический язык обладает достаточной смысловой емкостью, чтобы отразить все нюансы, не исказив картины реальной ситуации. Именно через образы передаются и выражаются эмоциональные состояния во всей их глубине. Поэтому чтобы изменить свою эмоциональную ситуацию, необходимо сначала хотя бы видеть ее такой, какова она есть во всей своей многогранности и противоречивости.

Мы не можем жить, не придумав себе некой версии реальности, придающей смысл и структуру нашим переживаниям. Хотя нам кажется, что наша картина мира рационально обоснована, в действительности за ней стоят древние и хорошо знакомые из истории и мифологии человеческие фантазии. Юнг называл эту бессознательную тенденцию к упорядочиванию своего космоса стремлением к реализации Самости. Слова Самость, Истинное Я, Высшее Я, сокровенная сущность, Бог, природа Будды и т.п. создают сходные образы источника, конечной цели или полюса, управляющего всеми процессами. Это всегда нечто большее, значительное, заряженное смыслом. И большинство людей согласятся, что открытие этой новой перспективы в жизни совершенно необходимо для душевной гармонии. Обрести себя, найти смысл жизни, достичь самореализации - сознательно или бессознательно - такова задача любых человеческих поисков, что бы каждый под этими понятиями не подразумевал. Человек приближается к этой цели сложным спиральным путем проб и ошибок. Нельзя сказать, что он обязательно, в конце концов, убеждается в каких-то определенных истинах или принимает религиозную веру, дающие ему духовную силу. Скорее, что-то кристаллизуется в нем само собой по мере накопления жизненного опыта, познания мира и самого себя. В любом случае мы говорим о таком человеке как о сильной личности, как об имеющем более широкое сознание и раскрывшем свой творческий потенциал. Юнг верил, что для движения к этому состоянию абсолютно необходимо развитие символического отношения, и что анализ по существу является одной из практик, развивающих такое отношение.

Юнгианские аналитики особенно отличаются тем, что рассматривают любого человека, какой бы трудный период он не переживал в настоящее время, как потенциально здорового, талантливого и способного к позитивным изменениям. Атмосфера юнгианского анализа свободная и аналитики исходят из того, что верно лишь то, что верно для самого клиента. Они будут стараться обсудить проблему со всех возможных точек зрения, в мягкой манере делая предположения, а не утверждения, предоставляя клиенту право выбирать самому то, что важно для него на данный момент. Видя в анализе больше чем просто клиническую процедуру - способ интенсификации личностного и духовного развития - юнгианцы поддерживают любые творческие начинания у клиентов, которые могут проявиться в любви к рисованию, лепке из глины, в сочинении рассказов, ведении дневника и т.п. Не случайно, пройдя юнгианский анализ, многие клиенты находят себя в искусстве. Типичным примером является судьба Германа Гессе - лауреата Нобелевской премии в литературе. Не только его книги, но и произведения Густава Майнрика, Борхеса и многих других знаменитых писателей были созданы под сильным влиянием идей Юнга.

Особенность современного читателя такова, что ему нравятся не только художественные произведения, но и увлекательно написанные книги по психологии, посвященные тайнам человеческой души. Многие юнгианские книги сейчас доступны на русском языке. Но может быть для знакомства с идеями Юнга даже лучше читать, например, фантастические романы Хогарта, Толкиена или Стивена Кинга или же интереснейшие книги по мифологии Джозефа Кемпбелла и Мирча Илиаде, бывших близкими друзьями Юнга.

С Россией была связана судьба очень известной в ранний период психоанализа фигуры - Сабины Шпильрайн - психолога из Ростова-на-Дону, ученицы Фрейда и Юнга одновременно. В 20-е годы в России был большой интерес к психоанализу, и были переведены некоторые работы Юнга. Однако, затем последовал долгий период гонений на фрейдизм, затронувший также и аналитическую психологию. Только типология, разработанная Юнгом, была принята безоговорочно, войдя во многие отечественные психодиагностические исследования. Лишь с наступлением так называемой «перестройки», когда все потянулись к нормальным мировым ценностям и стандартам, интерес к Юнгу стал возрастать как снежный ком. Не последнюю роль в популяризации Юнга видимо сыграли переводы академика Аверинцева, которые он сопровождал великолепными, поистине не уступающими Юнгу по эрудиции комментариями. Так, благодаря энтузиастам философам и психологам, многие из которых пытались, прежде всего, заполнить свой собственный духовный вакуум, мы получили переводы самых важных работ Юнга и его ближайших учеников.

Становление аналитической психологии в России было бы невозможно без поддержки зарубежных юнгианских психологов. Особую роль здесь сыграли специальные программы развития аналитической психологии в странах посткоммунистического пространства, сделавшие возможными регулярные приезды юнгианских аналитиков в Москву и Санкт-Петербург, семинары, лекции и непосредственное общение с российской аудиторией. С самого начала это были не миссионерские или пропагандистские поездки, а сугубо профессиональные контакты, продуктивный обмен опытом. Следует отметить помощь юнгианцев русского происхождения (из семей эмигрантов) Владимира Одайника из США и Натальи Баратовой, живущей в Цюрихе. В настоящее время психоанализ и аналитическая психология получили официальное признание.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Аналитическая психология К. Г. Юнга

    Реферат >> Психология
    ... современного менеджера Эссе на тему : «АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ К.Г.ЮНГА» Выполнила : студентка группы ГМУ – 23 ... , раскрыть объективные основания этой системы. Аналитическая психология Юнга помогает нам лучше понять поведение ...
  2. Анализ и психотерапия. Аналитическая психология Карла Густава Юнга

    Реферат >> Психология
    ... 1. Анализ и психотерапия. Аналитическая психология Карла Густава Юнга 1.1 Психологические типы личности 2. Методы аналитической психологии К.Г. Юнга Заключение Глоссарий ...
  3. Аналитическая психология Юнга (3)

    Контрольная работа >> Психология
    ... психологии - аналитической психологии. Один из самых значительных, самых сложных и самых спорных теоретиков психологии. Задачей аналитической психологии Юнг ...
  4. Карл Густав Юнг, аналитическая психология и психологическая типология

    Реферат >> Психология
    Карл Густав Юнг, аналитическая психология и психологическая типология юнг аналитическая психология архетипальная школа Среди наиболее ... программы, организуемые институтами аналитической психологии. В России интерес к Юнгу пока никак не организован ...
  5. Психология и этика делового общения (1)

    Реферат >> Этика
    ... "от подготовленности и установок сознания" 2.       2 Юнг К.Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. — М.: Мартис, 1995. - С. ... бессознательное" и какова его роль в аналитической психологии К. Г. Юнга? 7. Объясните взаимосвязь систем психики в ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0011868476867676