Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
С точки зрения современной психолого-педагогической науки процесс вхождения ребенка в школьную среду сопровождается сменой ведущей деятельности и соци...полностью>>
Психология->Дипломная работа
Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в раннем детстве являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной де...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Проблема семейного благополучия не сегодняшний день является крайне актуальной В настоящее время в связи с кризисным состоянием общества, нарушается с...полностью>>
Психология->Дипломная работа
Интеграция в общество детей с нарушениями интеллекта не может происходить так же, как у их нормально развивающихся сверстников Имеющийся дефект привод...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Содержание

Введение 2

1. Психология как наука 3

2. Предмет и задачи психологии 5

3. Отрасли психологии 7

Заключение 11

Список литературы 12

Введение

На протяжении веков человек является предметом изучения многих поколений ученых. Человечество познает собственную историю, происхождение, биологическую природу, языки и обычаи, и в этом познании психологии принадлежит особое место. Еще древний мудрец сказал, что нет для человека интереснее объекта, чем другой человек. В основе развития психологии лежит постоянно усиливающийся интерес к природе человеческого бытия, условиям его развития и формирования в человеческом обществе, особенностям его взаимодействия с другими людьми. В настоящее время невозможно осуществление многих видов деятельности на производстве, в науке, медицине, искусстве, преподавании, в игре и спорте без знания и понимания психологических закономерностей.

Что же представляет собой психология как наука? Само название в переводе с древнегреческого означает, что психология - наука о душе (психе - "душа", логос - "наука"). Изучение, объяснение души является первым этапом в становлении предмета психологии. Итак, впервые психология определялась как наука душе. Но ответить на вопрос, что такое душа, оказалось непросто. В разные исторические эпохи ученые вкладывали различное содержание в это слово. Становление и развитие научных взглядов на сущность психики всегда было связано с решением основного вопроса философии - соотношения материи и сознания, материальной и духовной субстанции. Именно вокруг решения этого вопроса и возникли два диаметрально противоположных направления: идеалистическое и материалистическое. Представители идеалистической философии рассматривали психику как нечто первичное, существующее самостоятельно, независимо от материи, как проявление материальной, бесплотной и бессмертной души. Материалистическое понимание психики выражается в том, что психика рассматривается как явление вторичное, производное от материи.

Материалистический подход к пониманию психики был оттеснен идеалистической философией, которая рассматривала психику человека как проявление его духовной жизни, считая, что она не подчиняется тем же законам, что и вся материальная природа.

Но невозможно изучать поведение, не изучая мысли, чувства, побуждения. Поэтому в психологии произошел кризис. Выход из этого тупика открыла философия диалектического материализма. Диалектический материализм признает лишь одно начало всего существующего - материю, а психику, мышление, сознание рассматривает как вторичное, производное от материи. Диалектический материализм основывается на данных науки и практики и по мере их развития уточняет и углубляет свои выводы.

Что же составляет предмет научного знания в психологии с позиций диалектического материализма? Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности, - от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности. Одни из этих явлений уже достаточно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к простой фиксации наблюдений. Однако этим теоретическая работа не исчерпывается. Ее конечная цель состоит в том, чтобы раскрыть сущность изучаемых явлений. Исследование практически всей системы психических явлений - от элементарных ощущений до психических свойств личности, направленное на раскрытие объективных законов, которым они подчиняются, имеет первостепенное значение для создания научной базы, решения общественной задачи, совершенствования организации обучения и воспитания.

1. Психология как наука

Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики. Взаимодействие всех живых существ с окружающим миром осуществляется посредством особого рода психических процессов и состояний. Эти особые процессы неотделимы от физиологических процессов, но не сводятся к ним. В течение многих столетий эти удивительные и загадочные явления обозначались общим термином "душа" и считались порождением высшей сущности - Бога. В воззрениях древних душа истолковывалась анималистически, т.е. как особая бесплотная сущность, вселяющаяся в тело человека. Но уже Аристотель предложил трактовку души как способа организации живого тела и его поведения, что послужило мощным стимулом развития научных взглядов в области психического на Западе.

Историю становления психологической науки и ее развитие, можно представить следующим образом:

Люди начали задумываться над существованием некого духовного начала, направляющего их поведение, в очень далекие доисторические времена.

Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к индивидууму, будь то “тень”, обитающая в теле и покидающая его после смерти человека, или боги, которых считали ответственными за все действия людей. Надо сказать, что огромная часть населения и в наше время верит в сверхъестественное предназначение и тому подобное. Справедливости ради стоит отметить, что это далеко не невежественная часть населения и раз она верует, то на то есть какие-то неизвестные науке причины.

Древнегреческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни

Философы средневековья, не располагая новыми данными, не смогли продвинуть вперед изучение психики. Лишь в 17 веке благодаря теориям Декарта зарождается современная психология, в основе которой лежит представление о соотношении между нервной системой и поведением. Однако Декарт все еще полагал, что за действия человека ответственна душа.

Научная психология родилась, однако, лишь в конце 19 века в результате применения научного метода в лабораториях. В этом участвовали две школы, занимавшие в то время видное место: структуралисты, пытавшиеся описать структуры, лежащие в основе сознания, и функционалисты, изучавшие его адаптивную роль. Однако метод интроспекции, используемый, хотя и по-разному, обеими школами, все еще сильно страдает субъективизмом.

В начале 20 века бихевиористы заявили, что если психология хочет стать настоящей наукой, то она должна опираться исключительно на поведенческие акты, доступные для объективного наблюдения, и на их связь с теми ситуациями, которые их вызывают. Согласно теории бихевиористов, поведение индивидуума в основном определяется средой и поэтому укладывается в схему S - R (стимул - реакция).

Психология - и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но можно с уверенностью сказать, что основная проблематика занимает человеческую мысль с тех самых пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающего его мира и познавать их.

Возникнув как раздел философской науки, психология в течение более чем двух тысячелетий была неразрывно связана с ней. В рамках философии было накоплено огромное количество знаний о различных психических процессах и состояниях, исследовались процессы восприятия и познания окружающего мира, эмоциональные процессы, механизмы развития  психических явлений, сделаны попытки типологии людей. Биологические основы психического исследовались в медицинской науке. Многие знания о психическом были накоплены в астрологии, так называемых оккультных науках.

     Накопление знаний о природе и механизмах функционирования психического шло в двух уровнях: эмпирическом (опытном) и теоретическом и привело во второй половине 19 века к появлению психологии как самостоятельной науки. Возникновение научной психологии связано с именем В. Вундта, который в 1879 году создал крупнейшую психологическую школу, получившую название структуралистской.

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других научных дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений, психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI вв. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII—XIX вв., сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.

В конце 19 века - начале 20 века появилось множество психологических школ, различавшихся подходами в понимании природы психического: функционализм, бихевиоризм, рефлексология, психоанализ, гуманистические школы, гештальт-психология. Наличие большого количества школ подчеркивает сложность задач, стоящих перед психологией и возможность истолкования психических явлений с различных теоретических позиций. Вместе с тем при исследовании тех или иных психических процессов и состояний часто применяется эклектический подход, синтезирующий точки зрения различных   школ.

 В XX столетии психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Психология как наука (7)

    Реферат >> Психология
    Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии Морозов А.В. Психология - и очень старая и совсем молодая наука. Имея ... первым этапом в становлении предмета психологии. Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ...
  2. Психология как наука (10)

    Реферат >> Психология
    Психология как наука Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных ... способы, посредством которых познается предмет науки. Психология, как каждая наука, употребляет не один, а целую ...
  3. Психология как наука (3)

    Реферат >> Психология
    РЕФЕРАТ по курсу «Психология» «Психология как наука» Содержание Введение 1. Методологические основы психологии 2. Место психологии в системе наук 3. Психология как наука 4. Закономерности проявления ...
  4. Психология как наука (4)

    Реферат >> Психология
    ... 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ 2. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ. ПСИХОЛОГИЯ КАК ПРОФЕССИЯ ...
  5. Психология как наука (5)

    Реферат >> Психология
    ... "Психология" по теме: "Психология как наука" Содержание 1. Общее представление о науке 2. Место психологии среди других наук 3. Методы психологии Список ...
  6. Психология как наука (11)

    Контрольная работа >> Психология
    ... НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Психология как наука Контрольная работа по психологии и педагогике Проверил: ... психология также была психологией сознания. В. Вундт рассматривал психологию как науку о непосредственном опыте. Многие психологи ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019791126251221