Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономика->Реферат
Продавец продал, а Покупатель купил на условиях FOB со штивкой Гамбург, оборудование для вязально-прошивных полотен :’’Malimo,, тип ,,Maliwatt’’, ’’Ma...полностью>>
Экономика->Контрольная работа
Внешнеэкономическая деятельность – совокупность отраслей, подотраслей, объединений, предприятий и организаций, систематически производящих и реализующ...полностью>>
Экономика->Контрольная работа
Одно из направлений роли международного права в регулировании внешнеэкономических сделок проявляется в создании режима их единообразного правового рег...полностью>>
Экономика->Курсовая работа
Актуальность темы Первыми, кому удалось сформулировать полезность внешней торговли, явились меркантилисты Для истории экономической мысли меркантилист...полностью>>

Главная > Реферат >Экономика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

2.2 Переходная экономика Республики Беларусь

Другим ярким примером переходной экономики является экономика Республики Беларусь.

Весь период трансформации экономики Беларуси можно разделить на следующие этапы:

1991—1995гг.— период глубокого затяжного экономическо­го кризиса12;

1996—2000гг. — этап выхода экономики из кризисного со­стояния и углубления рыночных отношений13;

2001—2005 гг. и следующие пятилетия — переход на инно­вационный путь устойчивого экономического развития14.

Спад производства и гиперинфляция, характерные для стран СНГ, не наблюдались как два взаимоувязанных процесса в странах с рыночной экономикой, где также осуществлялось ее реформирование.

Однако первые попытки осуществить макроэкономическую стабилизацию лишь на основе монетарных методов — либера­лизации хозяйственной жизни, приватизации, жесткой денеж­но-кредитной политики — не привели к ожидаемому результа­ту. Структурная природа экономического кризиса требовала и соответствующих методов выхода из него. Это смена приорите­тов экономической политики в направлении достижения само­достаточности хозяйственной системы, при которой обеспечи­ваются хотя бы на минимальном уровне основные потребности населения и государства; приоритетное развитие современных технологий, присущих постиндустриальному обществу; расши­рение эффективных международных экономических связей; создание макроэкономических условий для структурной пере­стройки — перелива капиталов, материальных и трудовых ре­сурсов из неэффективных, не востребованных рынком отраслей и производств, в эффективные15.

Характерная особенность первого пятилетия (1991— 1995 гг.) — ярко выраженные спад производства и макроэкономическая нестабильность. На это повлияло резкое сокращение традици­онных рынков сбыта белорусской продукции, рост цен на вво­зимое сырье и энергоресурсы, уменьшение внутреннего спроса и изменение его структуры. Высокая инфляция вызвала обес­ценение денежных средств всех секторов экономики. Второй (1996—2000 гг.) и начавшийся с 2001 г. третий этапы отража­ют результаты структурных преобразований в экономике, кото­рые будут продолжаться несколько пятилетий. Они характери­зуются целенаправленной деятельностью органов государст­венного управления по созданию необходимых условий для обеспечения роста экономики и повышения уровня жизни насе­ления. Были разработаны и утверждены Основные направле­ния социально-экономического развития страны на 1996— 2000 годы, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 годы, где в качестве приоритетов определены «экспорт—жилье—продовольствие» как базовые точки роста, основные звенья структурных преобразований, обеспечивающие развитие всех взаимосвязанных отраслей, производств и экономики в целом; предусмотрены переход к проведению реформ по мере появления объективных предпосылок и не в ущерб уровню жизни населения, усиление контроля со стороны государства и трудовых коллективов за разгосударствлением и приватизацией16.

В качестве основных направлений структурных преобразо­ваний определены:

• создание необходимых нормативных и правовых, финан­совых и других макроэкономических условий для структурных преобразований, привлечения прямых иностранных инвести­ций и кредитов;

• опережающее развитие наукоемких высокотехнологич­ных экспортоориентированных и импортозамещающих отрас­лей и производств, а также сферы услуг;

• стимулирование процесса реформирования реального сек­тора экономики, повышения его эффективности на основе со­вершенствования бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, образования межгосударственных, межот­раслевых, отраслевых и региональных корпоративных струк­тур в форме финансово-промышленных и иных хозяйствен­ных групп;

• развитие и государственная поддержка малого предпри­нимательства;

• повышение эффективности деятельности естественных мо­нополий, формирование конкурентной среды в немонопольных сегментах экономики;

• разработка и реализация социальных программ и про­грамм совершенствования производственной инфраструктуры, обеспечивающих развитие человеческого потенциала и приори­тетных отраслей и производств.

Итак, можно сделать следующий вывод из политики стабилизации 2-х государств:

  1. Оба государства испытали глубокий экономический кризис в начале становления политики стабилизации.

  2. Политика стабилизации экономики проходила в несколько этапов Беларуси, а в РФ была использована «шоковая» терапия.

  3. Политика каждого государства была в основном сфокусирована на формировании банковской системы, способной эффективно осуществлять макроэкономические функции.

3. Стабилизация банками экономики в переходной период на примере Узбекистана

Последнее десятилетие для Узбекистана стало своего рода “эпохой перемен”. В стране осуществляются полномасштабные реформы, направленные на формирование рыночной многоукладной экономики. Важную роль здесь играет создание сильного и стабильно развивающегося банковского сектора. Период независимости стал для банковского сектора страны периодом перехода от монобанковской системы к созданию нового, отвечающего требованиям рыночной экономики, современного банковского сектора, формирования системы универсальных банков.

Создание современной банковской системы в Узбекистане проходило поэтапно. Узбекистан не пытался форсировать процесс либерализации банковского сектора, делая акцент на качестве и своевременности проводимых реформ.

3.1 Первый этап

Начальный этап реформирования был связан с осуществлением ряда мер, направленных на формирование основ банковской системы. Принятие в 1991 году Закона Республики Узбекистан “О банках и банковской деятельности” стало основой для создания двухуровневой банковской системы.

В соответствии с этим законом был создан независимый Центральный банк страны, на который были возложены задачи регулирования денежного обращения, формирования системы коммерческих банков, а также создания платежной системы. Для выполнения этих качественно новых задач, кардинально отличающихся от прежних, в Центральном банке были созданы подразделения, ответственные за разработку и проведение денежно-кредитной и валютной политики, регулирование и надзор за банковской деятельностью, развитие системы расчетов и платежей17.

Финансирование различных отраслей экономики должны были теперь осуществлять создаваемые специализированные коммерческие банки, которые приступили к разработке стратегии своего развития и формированию своих внутренних подразделений18.

3.2 Второй этап

Началом следующего этапа стало качественное обновление законодательной базы, основные положения которого соответствуют международной банковской практике. Парламентом страны были приняты два закона: “О Центральном банке Республики Узбекистан” и “О банках и банковской деятельности”. При их разработке был учтен опыт стран с развитыми финансовыми системами. Согласно первому из них Центральный банк Республики Узбекистан становился полноправным органом монетарного регулирования и банковского надзора. Вторым законом были четко определены субъекты банковской деятельности и все правовые аспекты функционирования второго уровня банковской системы - коммерческих банков. В этом законе были заложены правовые основы, необходимые для формирования универсальных коммерческих банков на основе диверсификации банковских активов и привлечения иностранного капитала в банковскую систему.

На данном этапе было также уделено внимание дальнейшему совершенствованию механизма расчетов и созданию современной системы электронных платежей, обеспечению банков компьютерным и телекоммуникационным оборудованием. Понимая всю важность данной работы, Правительство пошло на нестандартный шаг, освободив банки от уплаты ряда налогов с направлением этих средств на вышеуказанные цели. Это позволило за короткий срок, за полтора года, создать практически “с нуля” современную межбанковскую электронную систему платежей.

Другим, не менее важным направлением преобразований в банковской системе страны в этом периоде стало динамичное развитие банковского аудита. В 1997 году по инициативе Правительства и Центрального банка был начат аудит ведущих коммерческих банков страны всемирно известными аудиторскими компаниями.

3.3 Третий этап

Задачами следующего этапа развития банковской системы стали привлечение частного капитала в банковскую сферу, повышение уровня корпоративного управления в акционерных коммерческих банках и дальнейшее улучшение системы надзора над банками.

Одним из стратегических направлений преобразований в банковской сфере на данном этапе стал приток частного капитала в этот сектор экономики. Данный процесс активизировался с выходом в 1997 году соответствующего Указа Президента республики, предоставляющего ряд льгот и стимулов для открытия частных банков. Рост количества последних отражает большой интерес, проявляемый частным сектором к финансовому рынку страны. Это, в свою очередь, позитивно сказывается на процессах развития и стимулирования предприятий малого и среднего бизнеса.

Для повышения эффективности банковской системы, наряду с созданием внутренних механизмов саморегулирования, Центральный банк направил свои усилия на дальнейшее совершенствование системы банковского надзора. Для выполнения этой задачи, на основе “Принципов эффективного банковского надзора” Базельского комитета по банковскому надзору, были полностью переработаны внутренние нормативные документы, регулирующие банковскую деятельность19.

Наряду с микроэкономическими мерами, положительно влияющими на эффективность развития отечественной банковской системы, в качестве одного последних макроэкономических факторов, способствующих активности банков, выступает либерализация валютного рынка и создание необходимых условий по обеспечению конвертируемости сума по текущим международным операциям. Принятые в этой области меры позволили Республике Узбекистан с 15 октября 2003 года принять обязательства по разделам 2(а), 3 и 4 Статьи VIII Статей Соглашения Международного валютного фонда. Важно отметить, что Узбекистан добился данной цели в первую очередь, опираясь на собственные ресурсы, без привлечения внешних заимствований. При этом были не только сохранены, но и значительно увеличены объемы золотовалютных резервов республики.

Обеспечение конвертируемости сума по текущим международным операциям и принятие соответствующих обязательств потребовали разработки нового проекта Закона Республики Узбекистан “О валютном регулировании”, в котором были учтены замечания и предложения экспертов Международного валютного фонда.

Сегодня перед Узбекистаном стоит задача создания эффективного банковского сектора с современной банковской инфраструктурой. Реализуемая программа реформирования банковской системы определяет основные направления ее либерализации путем активизации процесса приватизации банков, привлечения в капиталы банков дополнительных иностранных и отечественных инвестиций, дальнейшей коммерциализации их деятельности, расширения доступа предпринимательских структур к банковскому финансированию и повышения доверия к банкам со стороны вкладчиков.

Хорошей предпосылкой для создания устойчивой банковской системы является то обстоятельство, что банковская система Узбекистана по основным качественным параметрам (доля капитала и активов банковской системы в валовом внутреннем продукте (ВВП) относится к странам-лидерам в группе транзитных экономик20.

Уже сейчас можно твердо заявить, что за годы реформ в стране создана современная банковская система, которая способствует развитию экономики страны. Устойчивость и конкурентоспособность экономики нашей страны, как и любого другого государства, в значительной степени зависят от масштабов модернизации производства и качества инновационного развития отечественных предприятий.

Направленная на достижение этой цели программа мер изложена в новой книге главы нашего государства «Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана», в которой глубоко проанализированы суть и причины возникновения глобального финансово-экономического кризиса, его возможное негативное воздействие на национальную экономику и определены пути выхода из сложившейся ситуации21.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Роль банковской системы в экономике Республики Беларусь

    Реферат >> Банковское дело
    ... банковской системы, ее элементы и механизмы функционирования. Цель – исследование банковской системы. Задачи: определить роль банковской системы для экономики страны ...
  2. Банковская система и ее элементы (1)

    Реферат >> Финансы
    ... , ресурсы Интернет. Понятие банковской системы и ее типы. Роль банковской системы в современной рыночной экономике огромна. И все изменения ...
  3. Банковская система (13)

    Курсовая работа >> Банковское дело
    ... банковская система в РФ в условиях переходной экономики. Российские банки после кризиса 3.1. Современная банковская система Современная банковская система России ... По мере стабилизации реального курса рубля и адаптации банковской системы к новым рискам ...
  4. Понятие и роль банковской системы в экономике России

    Реферат >> Экономическая теория
    ... развития банковской системы; определить круг проблем и перспективы развития банковской системы Российской Федерации. Глава 1. Понятие и роль банковской системы в экономике ...
  5. О банковской системе РФ в переходный период

    Реферат >> Экономика
    О банковской системе РФ в переходный период Экономическая реформа 1985 г., предпринятая в целях децентрализации системы управления и ... тому, что банковская система утратит капитал. В рамках мер по стабилизации банковской системы Банком России введены ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019488334655762