Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Реферат
Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реаль...полностью>>
Педагогика->Контрольная работа
В контрольной работе рассматривается тема: образование и воспитание в России в 18 веке. Актуальность данной темы обусловлена тем, что проблема идеала ...полностью>>
Педагогика->Реферат
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. В этот период ребенок приобщается к миру общественных ценностей. Это время установления первых...полностью>>
Педагогика->Реферат
1 октября 1945 г. по приказу № 202 Народного Комиссариата Боеприпасов на ба­зе комбината № 179 (завод «Сибсельмаш») был организован Новосибирский меха...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ВВЕДЕНИЕ

Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетных проблемы расширения содержания и использования новых технологий обучения и воспитания.

Совершенствование технологической среды, внедрение новых материальных технологий, возрождение и модернизация архаичных технологий и другие процессы определяют ведущие идеи и тенденции развития технологического образования в основной школе. Его целью становится не ремесленная узкопрофильная подготовка, а социально и личностно значимое непрерывное развитие технологического и творческого потенциала личности обучающегося.

Этому способствует приобщение обучающихся на уроках технологии к декоративно-прикладному творчеству и художественной обработке металлов, известных со времен глубокой древности.

Центрами художественной обработки металлов на Руси были в разное время Киевская Русь, Владимиро-Суздальское княжество, Новгород, Псков, Ярославль, Кострома, Казань, Калуга, Вологда, Великий Устюг, Москва, Петербург, ряд городов Урала. Искусство художественной обработки металлов прошло длительный путь развития и, опираясь на традиции и знания великих мастеров, продолжает развиваться в современных условиях. В современном технологическом мире художественная обработка металлов может быть представлена различными видами: фигурное литье, ковка, чеканка, гравировка, высечение ажурных узоров, создание эмалей и другие [42].

Художественная обработка металлов частично нашла отражение в содержание школьного предмета – технология. Анализу специфики деятельности учителя технологии и трудового обучения посвящены работы П.Р. Атутова, С.Я Батышева, В.П Беспалько, В.А. Полякова, В Д Симоненко и др.. Исследованы проблемы формирования технологических знаний и умений, в соответствие с психофизиологическими и возрастными особенностями школьников.

Вопросы теории и методики художественной подготовки, эстетического воспитания и художественного образования рассматривали ученые - B.C. Кузин, Г.Б. Смирнов, Е.В. Шорохов, A.C. Хворостов, С.Е. Игнатьев, и др.

Изучение и анализ теории и практики технологического и художественного образования школьников выявили проблему отсутствия комплексного подхода к формированию технологических знаний и умений по обработке металлов в целом и в частности по художественной обработке металлов.

Эффективному решению поставленной проблемы будет способствовать расширение содержания образовательной области «Технология» путем введения дополнительных модулей по художественной обработке металлов, а также специально организованное самостоятельное творчество обучающихся на уроках технологии. Это и определило тему исследования «Художественная обработка металлов на уроках технологии в 6 классе».

Цель исследования - разработать и апробировать методическое обеспечение обучения художественной обработке металла на уроках технологии в шестом классе общеобразовательной школы.

Объект исследования – процесс обучения технологии.

Предмет исследования - обучение художественной обработки металла.

Гипотеза исследования: художественная обработка металла на уроках технологии будет способствовать расширению технологических знаний и умений и развитию мелкой моторики рук обучающихся, если:

  • учебно-образовательная среда обеспечивает освоение различных видов художественной обработки металлов;

  • практические методы обучения на уроках технологии являются доминирующими;

  • учитель технологии вооружен необходимым методическим обеспечением.

В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой решались следующие задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу по проблеме исследования.

  2. Разработать методическое обеспечение модуля по художественной обработке металлов в 6 классе.

  3. Провести опытно-экспериментальную работу по апробированию модуля.

Для решения поставленных задач и выполнения исследований, использовались методы:

  • теоретические (анализ и обобщение педагогической и методической литературы исследуемой проблемы);

  • эмпирические (изучение и обобщение опыта технологического образования; наблюдение, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, анализ документации и продуктов деятельности);

  • статистические (количественная и качественная обработка экспериментальных данных, сравнительный анализ, статистическая обработка).

База исследования: МКОУ Притобольного района «Нагорская средняя общеобразовательная школа».

Теоретическая значимость исследования состоит в субъективном осмыслении проблемы преподавания художественной обработки металла общеобразовательной школе.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанная программа модуля и методическое обеспечение может успешно использоваться в практике обучения технологии в 6 классе общеобразовательной школы.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и приложения.

РАЗДЕЛ 1 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

    1. Технологическое образование школьников

как педагогическая проблема

Образовательная область «Технология» заняла в новом учебном плане школы место, которое раньше отводилось предмету трудовое обучение. Технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации, воображении и творчества, в интересах и по плану человека [39].

«Технология» в школе — интегрирующая, системообразующая образовательная область, показывающая применение гуманитарных и естественнонаучных знаний, элементов гуманитарной и естественнонаучной культуры, полученных при изучении всех других образовательных областей в практической деятельности человека. Этот предмет ориентирован на процесс преобразовательной деятельности учащихся, нацеленный на решение их проблем с учетом индивидуальности каждого. Содержание предмета отражает специфику условий, сложившихся в разных странах и регионах.

В России в течение долгого времени сосуществовали два направления по подготовке учащейся молодежи к будущей трудовой жизни. Под одним из них, которое обычно называли термином "трудовое обучение", понимали разнообразные виды трудовой подготовки учащихся общеобразовательных школ. Второе чаще называли "профессионально-техническим обучением", относя его, как правило, к различным типам профтехучилищ, где оно складывалось из двух взаимосвязанных частей - теоретического и производственного обучения. В наше время эти два понятия заменило слово «технология».

Предмет «Технология» делится на шесть основных направлений, которые определяют классы и направление обработки материалов (Рисунок 1).

Рисунок 1- Виды технологий

и включает в себя две части: инвариантную и вариативную.

Под базовым (инвариантным) содержанием "Технологии" понимается минимальный объем знаний и умений, которые должны быть сформированы у всех учащихся общеобразовательных учебных заведений всех типов в пределах времени, отводимого по учебному плану [16].

Вариативная часть включает в себя интересы и направленность школы, областные или районные предпочтения [16].

К общеобразовательной школе применяется термин "система трудового обучения". Под словом "система" при этом понимается дидактическая категория, предполагающая единство содержания, методов и организации обучения и определяющая структуру и последовательность изучения учебного материала. При этом, естественно, подразумевается и развитие, и воспитание обучаемых [33].

Технологическое образование включает в себя принципы и методы обучения [12].

Под принципами обучения мы будем понимать руководящие положения, лежащие в основе обучения и определяющие его содержание, методы и формы организации.

По существу, это нормы дидактического поведения, соблюдение которых позволяет учителю ознакомить учащихся с основами систематических знаний о мире, развивать их познавательные интересы и способности, формировать их мировоззрение, а также приобщать к самообразованию.

Очевидно, если цели обучения определяют — чему следует учить, то принципы обучения устанавливают — как это следует сделать.

В настоящее время в трудовом обучении число дидактических принципов относительно стабилизировалось. Мы уже говорили, что есть нормы организации учебного процесса, не подверженные конъюнктурным факторам, которые использовались и будут использоваться в трудовом обучении. Перечислим их:

  • принцип наглядности;

  • принцип систематичности и последовательности знаний;

  • принцип доступности и посильности;

  • принцип сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения;

  • принцип прочности знаний учащихся;

  • принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью;

  • принцип научности обучения;

  • принцип оперативности знаний учащихся.

Все эти руководящие положения, на основе которых необходимо будет строить учебный процесс, тесно взаимосвязаны. Проводя каждое конкретное занятие, следует одновременно учитывать требования ряда дидактических принципов и создавать условия для Комплексного осуществления.

Рассмотрим кратко особенности каждого принципа в трудовом обучении.

Принцип наглядности

Ян Амос Коменский в своей «Великой дидактике» сформулировал «золотое правило» наглядного обучения, согласно которому в чувственном восприятии преподносится все, что только можно предоставить для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запах — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами...»

Правда, тот же Я.А.Коменский предупреждал, что чувственное восприятие представляет собой лишь начальную ступень познания и следующий этап познания — абстрактное мышление.

Учителю технологии приходится использовать различные виды наглядности: естественную и картинную, объемную и звуковую, символическую и графическую. О методике их применения мы подробно поговорим позже, но интересно, что споры об использовании этого принципа шли еще со времен Эразма Роттердамского (1467— 1536). В педагогике известен термин «вербальное обучение», т. е. замена предметов обозначающими их словами. Так учили, в частности, в иезуитских школах, когда ученики узнавали вначале слова и только после этого вещи. Фрэнсис Бэкон (1561 — 1620) сформулировал принцип наглядности так: вначале вещь, познанная сама по себе, и только потом уже говорение об этой вещи.

С тех пор дидактика заметно обогатилась, и мы сейчас используем как преподносящий, так и поисковый характер обучения, учитывая психофизическое развитие учеников.

Известно, что младший школьный возраст (7—12 лет) характеризуется конкретно-образным мышлением. Дети получают возможность более глубоко овладеть материалом при осуществлении практической деятельности с применением наглядности, чем при обучении с помощью исключительно слова.

Наоборот, при обучении старших школьников на первый план выступает словесно-логическое мышление.




Похожие страницы:

  1. Активизация самостоятельной деятельности учеников 8 классов на уроках технологии при изучении об

    Курсовая работа >> Педагогика
    ... «Обработка материалов». Какие технологии вы знаете? Ученик: (Технология обработки древесины, технология обработки металла, технология ремонтно ... 8 класса при изучении раздела Обработка материалов с использованием компьютерных технологий на уроках технологии. ...
  2. Формирование политехнических связей на уроках технологии

    Реферат >> Педагогика
    ... традиционных художественных видах обработки древесины или металла. На изучение программы выделена 3-я четверть в VII классе ... VIII классе для девочек. Для формирования политехнических связей на уроках технологии и дальнейшего развития художественных ...
  3. Методика проведения занятий по элементам машиноведения на уроках технологии

    Курсовая работа >> Педагогика
    ... знания учащихся по обработке металлов на станках. Для ... Урок №5 Раздел программы: Технология обработки древесины. Элементы машиноведения Тема: Соединение деталей на шурупах. Класс ... лакированием. Воспитательные цели уроков: 1. Развитие художественного вкуса; 2. ...
  4. Проектная деятельность на уроках технологии при изучении раздела Лоскутная пластика

    Курсовая работа >> Педагогика
    ... деятельности на уроках технологии 1.1 ... технологии для изготовления различных видов объектов из древесины, металла, пластмассы, ткани, обработки ... Художественная деятельность учащихся на ... учреждений. Технология трудовое обучение 1–4 классы, 5–11 классы. – М.: ...
  5. Межпредметные связи на уроках технологии (2)

    Реферат >> Педагогика
    ... это должно культивироваться на уроках технологии. замена объяснительно ... обработки древесины или металла, но каждый очередной класс ... художественно-конструкторская деятельность). Информатика (использование сети интернет, проектирование и моделирование, обработка ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0013961791992188