Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Курсовая работа
В условиях современного общества проблема сохранения жизни и здоровья отдельной личности и человечества в целом становится проблемой глобального харак...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Младший школьный возраст (с 6,5-7 лет до 10-11лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребёнка – поступлением в школу В настоящее врем...полностью>>
Психология->Дипломная работа
Семья как устойчивая социальная общность людей существует уже в течение многих столетий Она является необходимым элементом социальной структуры челове...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Психология здоровья – новое научное направление в отечественной психологии, которое переживает период своего становления, определяет приоритеты своих ...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Семейные взаимоотношения и особенности эмоционального благополучия старшего дошкольника

1.1 Семейные отношения в рамках различных теоретических концепций

1.2 Родительские стили воспитания и установки

1.3 Психологическая характеристика личности старшего дошкольника

1.4 Особенности эмоционального благополучия ребенка

1.4.1 Особенности эмоционального поведения ребенка

1.4.2 Особенности эмоциональных отношений в семье

Выводы по первой главе

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей семейных взаимоотношений и эмоционального благополучия личности старшего дошкольника

2.1 Программа эмпирического исследования

2.2 Описание и анализ результатов эмпирического исследования взаимосвязи семейных взаимоотношений и эмоционального благополучия дошкольников

2.2.1 Описание результатов исследования родительского отношения к ребенку

2.2.2 Диагностика особенностей эмоционального благополучия личности старшего дошкольника

2.2.3 Исследование взаимосвязи показателей семейных отношений и особенностей эмоционального благополучия в семьях старших дошкольников

    1. Интерпретация результатов исследования

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Актуальность рассмотрения семейных взаимоотношений как фактора эмоционального благополучия ребенка дошкольника определяется современными условиями семейного воспитания. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние, как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми.

Психические потребности ребенка лучше всего удовлетворяет хорошая семейная обстановка. Семья предоставляет ребенку не только оптимальные возможности для формирования его личности, но она также естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для его социализации. У ребенка формируется эмоциональное поведение в отношении самого себя и других членов семьи, он учится эмоционально реагировать на постоянно изменяющиеся социальные ситуации, что формирует предпосылки для эмоционального благополучия.

Исследованием детско-родительских отношений в отечественной психологии занимались ученые Божович Л.И., Выготский Л.С., Костенко М. А., Лунякова Л.Г., Дубровина И.В., Лисина М.И., Леонтьев А.Н., Мухина В.С., Хоментаускас Г.Т., Эльконин Д.Б и многие другие.

Для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. С другой – родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. В этом конфликте заключается одно из самых сильных противоречий семейных отношений. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Дошкольный возраст – это возраст, в котором начинает складываться личность ребенка. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, ребенок активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства формируется эмоциональное поведение и отношение ребенка к семье. Именно поэтому так важно изучить особенности эмоционального благополучия у детей старшего дошкольного возраста. Более того, диагностика эмоционального поведения и эмоциональных взаимоотношений в семье выступает важнейшим средством формирования у ребенка отношения к действительности, средством нравственного, эстетического и умственного воспитания. Главной задачей дошкольного воспитания является создание полноценной личности, что актуально и в настоящее время.

Функции матери в обеспечении эмоционального комфорта ребенка более прицельно изучаются в рамках базового отношения к миру (А.Я. Варга, М.В. Колоскова, О.В. Баженова, Г.В. Скобло и др.), активно-доверительного отношения к миру (М.В. Колоскова), устойчивый положительно-эмоциональный фон настроения, потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослого (Л.И. Божович), в эмоциональном взаимодействии со взрослым (М.И. Лисина), в обретении чувства уравновешенности и безопасности, достигаемая в контакте со взрослым (Г.В. Скобло). Удовлетворение этих потребностей является условием нормального психического развития ребенка. Кроме того, эти исследования также позволяют заключить, что чувство эмоционального комфорта служит показателем оптимального состояния ребенка в системе «Я — Мир» и является необходимым условием его развития.

В исследованиях эмоционального состояния детей дошкольного возраста (А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина, Г.А. Свердлова, Е.П. Арнаутова и др.) устойчиво положительное, комфортное эмоциональное состояние ребенка рассматривается как базовое, являющееся основой всего отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками. Обобщенно такое базовое эмоциональное состояние характеризуется как чувство эмоционального благополучия.

В связи с вышеизложенным, цель нашей работы: теоретическое и эмпирическое изучение взаимосвязи семейных взаимоотношений с особенностями эмоционального благополучия личности старшего дошкольника.

Задачи исследования:

1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблемам семейных взаимоотношений и эмоционального благополучия личности старшего дошкольника.

2. Провести анализ семейных взаимоотношений в семьях старших дошкольников;

3. Выявить особенности эмоционального благополучия личности старших дошкольников;

4. Выявить взаимосвязь семейных взаимоотношений и особенностей эмоционального благополучия личности старшего дошкольника.

Объект исследования: дети 5 – 6 лет в количестве 51 человек, их родители (матери и отцы) в количестве 51 человек.

Предмет исследования: семейные взаимоотношения, эмоциональное поведение, эмоциональное принятие и эмоциональное отношение старшего дошкольника к семье.

Основная гипотеза исследования: особенности эмоционального благополучия личности старшего дошкольника взаимосвязаны с типами семейных взаимоотношений.

Методы исследования:

Методы обработки данных:

описательная статистика, частотный анализ, методы анализа различий (Краскал-Уоллес, Манн-Уитни, таблицы сопряженности) статистическая обработка данных проводилась с использованием компьютерного пакета SPSS ver. 18.0.

Методы сбора данных:

  1. «Анализ семейных взаимоотношений» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис);

  2. Методика «PARI» предназначена для изучения типов эмоционального отношения родителей к ребенку. (Е.С. Шефер и Р.К. Белл, адаптирована Т.В. Нещерет);

  3. Методика «Рисунок семьи», позволяет выявить эмоциональное отношение ребенка к семье: эмоциональное благополучие, эмоциональная нестабильность, эмоциональное неблагополучие (В.Хьюлс, Л.Корман, А.И.Захаров);

  4. Проективный тест «Два дома»: направлен на определение круга значимого общения ребенка, особенностей взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы (Вандвик И., Экблад П.);

  5. Методика «Метаморфозы», позволяет выявить тип эмоционального поведения ребенка: условно нормативный, защитный и демонстративный тип (Ж. Руайер, адаптирована Н.Семаго).

Теоретическая значимость исследования родительских отношений и эмоционального благополучия обусловлена выявлением новых граней в разработке социальной теории личности и вносит вклад в исследование детско-родительских отношений и таком мало изученном феномене, как эмоциональное благополучие ребенка. Реализована попытка обобщения имеющегося теоретического материала по вопросам влияния семейных взаимоотношений на эмоциональное благополучие детей, и путях совершенствования воспитательного процесса в семье.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты можно учитывать в практике психологического консультирования, психодиагностике, групповой и индивидуальной работе с родителями. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в своей работе психологами, дефектологами, педагогами для создания и реализации программ психокоррекционных и развивающих тренингов, а также разработки комплекса рекомендаций для родителей.

ГЛАВА 1. СЕМЕЙНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей

    Курсовая работа >> Социология
    ... взаимоотношений между полами как необходимое условие благополучия ... семейных взаимоотношений существуют хронические трудности и конфликты; члены семьи испытывают постоянную тревожность, эмоциональный ... деформации личности в процессе социализации детей. Выделяют ...
  2. Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста

    Курсовая работа >> Психология
    ... качеств детской личности. Для ... заботясь о практике взаимоотношений детей с окружающими людьми ... усугубляется семейными условиями жизни детей. ... детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. – М., 1986. Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ...
  3. Диагностика и коррекция эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста

    Дипломная работа >> Психология
    ... является гиперопекающий тип семейного воспитания – взаимоотношения, при которых ... Требуя признания ценности своей личности, дети конфликтуют, доказывая свою уникальность ... рисунках у других детей, что указывает на их эмоциональное благополучие. Методика 2 ...
  4. Развитие представлений детей старшего дошкольного возраста о взаимоотношениях в семье в процессе

    Дипломная работа >> Психология
    ... семейных взаимоотношениях. (рис.1) Рис.1 Уровни сформированности представлений у детей о семье и семейных взаимоотношениях ... Рожденье". Об эмоциональном благополучии в семье ... - 22 с. 30. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребёнка [Текст] /  М. И. Лисина ...
  5. Особенности эмоционально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

    Курсовая работа >> Психология
    ... отражение разнообразных взаимоотношений между людьми ... самооценке отражается сущность личности. Важные новообразования в ... влияние семейного воспитания на социальную адаптированность детей, ... эмоционального благополучия. Ею были выделены типы поведения детей ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019569396972656