Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Контрольная работа
Логопедия стоит в ряду других специальных наук: сурдопедагогики, олигофренопедагогики, тифлопедагогики, воспитания и обучения детей с двигательными на...полностью>>
Психология->Статья
Человек - существо социальное Включенность личности в общественные отношения обуславливает тезис о первостепенной роли социального общения в этом проц...полностью>>
Психология->Курсовая работа
Автор подтверждает, что приведенный в работе расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все за...полностью>>
Психология->Дипломная работа
В командных видах спортивной деятельности психологические закономерности общения, взаимоотношений и психологической атмосферы в командах, взаимопонима...полностью>>

Главная > Дипломная работа >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»

Биологический факультет

Кафедра физиологии человека и животных

Допущено к защите

Зав. кафедрой __________ Евтухова Л.А.

« _____ » ______________ 2008г

Изучение различных видов памяти у школьников г. Гомеля

Дипломная работа

Исполнитель:

студентка группы Б-52

________ Процкая Анастасия Викторовна

Научный руководитель:

Ассистент

________ Потапченко Александр Александрович

Рецензент:

Ассистент

________ Жадько Светлана Владимировна

Гомель 2008

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1 Общее представление о памяти

1.2 Виды памяти

1.3 Взаимосвязь различных видов памяти

1.4 Законы памяти

1.5 Нейрофизиологические основы памяти

1.6 Процессы памяти

1.7 Общие характеристики продуктивности памяти

1.8 Развитие памяти

1.9 Нарушения процессов памяти

1.10 Приемы управления памятью

1.11 Сущность и функции внимания

2 ОБЪЕКТ, ПРОГРАММА И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ

2.1 Объект и программа исследований

2.2 Методика исследований

3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1 Объем кратковременной памяти и внимания у школьников

3.2 Объем образной кратковременной памяти у школьников

3.3 Логический и механический способ запоминания у школьников

3.4 Рекомендации по улучшению памяти

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Оценка современного состояния изучаемой проблемы. Во многих странах мира ученые работают над проблемами усвоения информации. Ведутся исследования свойств памяти и способов воздействия на память. Пытаются воздействовать на мозг гипнозом или химическим путем... Способы эти опасны для физического и психологического здоровья и не приводят к положительным результатам.

Внимание ученых сосредоточилось на изучении механизма памяти и техники запоминания. Однако никому еще не удалось добиться существенного улучшения запоминания учебного материала – а ведь именно в облегчении процесса учебы больше всего нуждается человек [3, 42].

Любое ухудшение памяти вызывает у человека личные переживания. С памятью он связывает свое общее психическое и физическое состояние, уровень своей работоспособности, возможность выполнять профессиональные обязанности [23, 24].

Актуальность темы. С давних времен люди старались многое знать и уметь. Для этого они обращались к своей памяти, пытаясь вспомнить то, что когда-либо слышали, видели, читали. Однако, как свидетельствует наука, борьба за раскрытие секретов памяти обычно оканчивалась поражением для человека. Так было начиная от первых пещерных поселений. Так есть и сегодня, потому что очень сложно возбудить те клетки коры мозга, которые когда-либо получили информацию, но с трудом дают возможность воспроизвести ее вновь [37].

Во всех умственных занятиях, даже во многих профессиях, чувствуется необходимость вверять памяти, более или менее совершенным образом, разные понятия и познания. Недостаточно развитая природная память является причиной продолжительных трудов и, часто бесполезных, усилий.

В частном случае ученик, одаренный хорошей памятью, имеет всегда превосходство над своими товарищами, не столь счастливыми в этом отношении, и всегда заслуживает похвалы учителей, успевая больше при экзаменах и конкурсных испытаниях, и то с гораздо меньшим трудом [48].

Американские ученые считают, что человек за свою жизнь может точно воспроизвести лишь 5% того, что он узнал примерно за 50-60 лет своей жизни. Если же говорить об информации не совсем точной и полной, а о частичной, то человек может вспомнить до 35% событий, фактов, размышлений [37].

Цель работы. Исследование различных видов памяти у школьников г. Гомеля.

Практическое применение. Полученные данные можно использовать для оценки состояния объема памяти у школьников г. Гомеля на сегодняшний день. А также в работе имеются методические указания по улучшению памяти, которые можно использовать в педагогической деятельности.

1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Общее представление о памяти

Память – психический процесс, проявляющийся в способности человека сохранять прошлый опыт, а также в возможности его повторного использования в своей жизни и деятельности. Память – это следовое психическое отражение прошлого [5].

Память – психический механизм ориентации человека как во внешнем, так и во внутреннем, субъективном мире, механизм локализации событий во времени и пространстве, механизм структурного самосохранения личности и ее сознания [16].

Люди всех времен относились к памяти как к большой ценности. Греческая мифология рассматривала память как дар богов, которому покровительствовала Мнемозина – богиня памяти. Подчеркивая значение памяти в жизни человека, И. Сеченов заметил, что не будь у людей памяти, они бы чувствовали себя всю жизнь как новорожденные. Каждую секунду жизни они бы познавали окружающий мир заново. Замечено, что люди, известные всей планете своими профессиональными достижениями, обладали хорошей памятью [6, 45].

Память человек использует постоянно. Она играет большую роль в сохранении его индивидуально-личностных и деловых характеристик. Человек, полностью лишенный способности запечатлять, сохранять, узнавать и воспроизводить свой прошлый опыт, фактически перестает быть личностью. Память относят к особым процессам, отдавая ей роль своеобразного «интегратора» относительно всех остальных психических познавательных процессов. По определению В. Гжегорчика, «единственной мерой времени является память... Если бы не память, жизнь была бы невозможна; если бы не забывание, жизнь была бы невыносимой» [23, 24].

Способность хранить информацию и избирательно ее актуализировать, использовать для регулирования поведения – основные свойства мозга, обеспечивающее взаимодействие индивида со средой. Память интегрирует жизненный опыт, обеспечивает непрерывное развитие человеческой культуры и индивидуальной жизнедеятельности. На основе памяти человек ориентируется в настоящем и предвидит будущее [16].

Любое ухудшение памяти вызывает у человека личные переживания. С памятью он связывает свое общее психическое и физическое состояние, уровень своей работоспособности, возможность выполнять профессиональные обязанности [7].

Древние восточные учения установили, что всех людей по творческим способностям можно подразделить на два типа. По терминологии русского физиолога И.П.Павлова, занимавшегося исследованиями работы мозга, это тип мыслителей и тип художников. Мыслители хорошо запоминают логическую информацию, а художники — зрительную [3, 17].

Современные исследования учеными работы головного мозга дают научное понимание явлений, на которые обратили внимание древние учителя Востока, и подтверждают их [19].

Оказалось, что полушария головного мозга специализированы: каждое из них обладает определенными функциями. В видении левого (логического) полушария находятся такие виды деятельности, как речь, чтение, письмо, счет, а также решение задач, требующих применения логики. Таким образом, левое полушарие ведает рациональным, аналитическим, вербальным (логическим) мышлением. Следовательно, если у человека лучше развита словесно-логическая память и его «ведет» левое полушарие, то этого человека можно отнести к типу мыслителей. Правое же полушарие имеет прямое отношение к образному, синтетическому, «целостному» восприятию действительности, без ее дробления. Таким образом, правое полушарие ведает интуицией, пространственно-образным мышлением. Следовательно, если у человека лучше развита зрительная и слуховая образная память и его «ведет» правое полушарие, этого человека можно отнести к типу художников [3, 19].

У разных людей превалируют различные виды памяти. Общепринято выделение видов памяти по длительности хранения информации. Обычно у художников хорошо развита зрительная память, у музыкантов — слуховая, у спортсменов, как правило, доминирует двигательная память, а у мыслителей, философов, политиков, дипломатов — словесно-логическая [38].

Эффективность памяти определяется ее воспроизведением. Для того чтобы обеспечить дальнейший качественное воспроизведение, надо грамотно организовать процессы восприятия, записи, хранения информации. В чем же сложность этой задачи? Сложность состоит в том, что некоторые процессы памяти не поддаются прямому, непосредственному управлению [3].



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Исследование памяти школьников

    Контрольная работа >> Психология
    ... памяти и вниманию; − изучение различных видов памяти у школьников г. Гомеля; − изучение зависимости развития памяти от пола и возраста в учебное и летнее время; – изучение зависимости памяти ...
  2. Методика обучения географии

    Реферат >> География
    ... ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ (КУРС ЛЕКЦИЙ) Гомель, 2002 1. ВВЕДЕНИЕ. МЕТОДИКА ... , истории и др.; -вовлечение школьников в различные виды деятельности по охране и исследованию природы ... памяти или с помощью изображения образов объектов и явлений (92,93). 7.5. ИЗУЧЕНИЕ ...
  3. Особенности методики обучения изобразительному искусству в начальной школе

    Курсовая работа >> Культура и искусство
    ... интереса к изучению изобразительного искусства; ... объеме (натуры, по памяти, по представлению); декоративная ... участие школьников в этих трех видах деятельности ... художественного восприятия различных видов искусства; ... начальных классов). — Гомель, 2003. Мусийчук ...
  4. Педагогическая психология и ее особенности

    Книга >> Психология
    ... Меллер, Л.Б. Ительсон); исследования памяти (П.И. Зинченко, А.А. Смирнов, ... особенностей умственной деятельности школьников и их умственной ... при изучении личности в различных видах деятельности ... -исследователь / Н.В. Кухарев. – Гомель, 1993. – 98 с. 3. ...
  5. Общие основы педагогики (1)

    Книга >> Педагогика
    ... учителей со школьниками и школьников между собой ... (развитие мышления, памяти, творческих способностей); ... ценностей в различных видах деятельности. Как ... и коррекцию. Изучение и обобщение педагогического ... структура деятельности учителя. Гомель: Изд во ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0025551319122314