Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Реферат
Я выбрала именно эту тему, так как считаю ее наиболее важной в познании всей дисциплины. Ведь именно с понятия социологии и этапов ее формирования и н...полностью>>
Социология->Шпаргалка
Это была первая серьезная попытка создать картину происхождения Солнечной системы с научной точки зрения. Она связана с именами французского математик...полностью>>
Социология->Шпаргалка
Социология - наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т. п.), процессах и общественных социальных общностях лю...полностью>>
Социология->Шпаргалка
Знакомство с социологией начинается с уяснения происхождения и значения термина «социология». Социология - наука об обществе. Термин введен в оборот в...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Стратегический план и метод исследования.

Предполагается провести аналитико-экспериментальное исследование, поскольку имеются данные для выдвижения объяснительных гипотез, а следовательно и возможность выявить функциональные и каузальные связи изучаемого объекта с последующей выработкой прогноза его будущего состояния и рекомендаций по проведению социально-управленческих оптимизационных мероприятий.

Методом сбора эмпирических данных является опрос в форме группового анкетирования. В качестве группы анкетирования выступает студенческая учебная группа, члены которой будут одновременно заполнять анкеты в учебной аудитории. Выбор метода и методики исследования обусловливается тем, что нужно опросить большое количество респондентов(студенты ВУЗа) за короткий срок.

В соответствии с положениями методологического раздела программы исследования анкета включает в себя следующие блоки вопросов:

- контактная часть (религиозность молодежи)

- религиозность семьи

- источники моральной поддержки

- социально-демографические характеристики («паспортичка»)

Операционализация основных понятий.

Контактная часть – религиозность молодежи.

  1. Личные религиозные убеждения

  2. Отношение к религии

  3. Соблюдение традиций

Религиозность семьи:

  1. Наличие религиозных атрибутов дома

  2. Религиозные традиции семьи

  3. Религиозное воспитание

Источники моральной поддержки:

  1. Друзья

  2. Родители

  3. Психолог

  4. Священник

Социально-демографические характеристики:

  1. Пол

  2. Возраст

  3. Уровень образования

  4. Место обучения

Обоснование выборочной совокупности.

В виду наличия большой генеральной совокупности (9000 чел.) исследование целесообразно провести с использованием выборочного метода. Многолетняя практика массовых опросов показывает, что при величине генеральной совокупности 5000 чел. и более выборочная совокупность должна составлять 10%, но не больше 2000-2500 чел8.

Применяем гнездовую выборку на примере РГТУ: на каждом факультете с каждого курса выбирается одна-две студенческие группы. Таким образом общая численность опрашиваемых должна составить не менее 30 человек. В РГТУ 9000 студентов обучается на 7 факультетах. В среднем на каждом факультете каждого курса 10 групп. С каждого курса опрашиваем 6 человек.

2.4. Обобщение. Анализ импирических данных

В опросе приняло участие 30 человека (12 мужчин и 18 женщин). Это молодежь в возрасте от 15 до 21 года. Большая половина из которых - студенты высшего учебного заведения. По данным опроса, видно, что только 21% считают себя верующими и чуть меньше половины опрошенных, скорее верят, чем нет. Атеистами чаще оказались мужчины в возрасте до 20 лет. Основная часть респондентов исповедует православие. В вопросе приоритета православия над другими религиями в России единого мнения не оказалось примерно третья часть опрошенных за приоритет православия над другими религиями - 36,36%, примерно столько же человек за другое вероисповедание. У большинства респондентов из предметов культа имеются иконы. А вот религиозную литературу читают только девушки - 6,06% опрошенных. В трудную минуту за помощью к священнику обратилось бы только 6,06%. Почти половина (42,42%) хотели бы прослушать курс по истории религии. При чем положительно на это вопрос отвечали респонденты старше 19 лет. Так же они указали, что предпочитают, чтобы вел этот курс кто-нибудь из духовных лиц. Анализ религиозности российской молодежи позволяет констатировать новое - по сравнению с данными доперестроечного периода явление. Речь идет о преодолении ранее бытовавших среди молодежи отрицательных, насаждаемых школьными программами и атеистическим воспитанием в целом, стереотипов (вроде того, что "религия мешает развитию науки", "религия - удел старушек" и т. д.). Религиозность современной молодежи определяется религиозностью семьи – и с этим нельзя поспорить. Молитвы родителей, религиозная литература и предметы культа в доме, традиции – все это воспитывает в человеке с детства отношение к религии.

В современном же мире, когда наука и техника идут впереди, вся духовность отходит на второй план. А это порождает другие проблемы: молодые люди рано взрослеют, родительский авторитет падает, традиции устаревают, доверие к религии падает, молодые люди все реже обращаются за помощью и поддержкой к родителям, отсутствие курса истории религии в учебных заведениях не позволяет получать дополнительные знания о вере, современная молодежь все чаще занимается личными делами, посещение церкви не входит в их планы, всевозможные научные теории происхождения человека всячески доказывают, что человек произошел не от Бога, тем самым опровергают достоверность Библии.

Современный мир можно назвать «тяжелым» периодом для религии. Но результаты опроса говорят о том, что есть еще люди для которых вера, важнейшая составляющая часть их жизни.

Заключение

Проблема религиозности и духовности является очень важной проблемой нашего века – века информации. Когда все чаще люди ставят материальное выше духовного. Атеизм – не просто личное решение человека. Это своеобразный результат и воспитания, и морально-психологической поддержки подростка, и его окружения, и взаимоотношения со сверстниками… И что же важнее? Что больше влияет что меньше? Мы не можем ответить однозначно. Тема религии потому и изучена не до конца, потому что является одной из самых интимных тем. Не каждый человек сможет поведать свои переживания.

Подавляющее большинство российских христианских верующих среди молодежи не посещают церкви регулярно, не становятся постоянными прихожанами в силу факторов, обусловленных в целом наличием глубокого внутриорганизационного кризиса в церкви. Расхождения во взглядах лидеров церквей и самих верующих на факторы, определяющие их мотивацию относительно участия в деятельности церкви, очевидны. Эти расхождения между верующими, не удовлетворяющими свои духовные потребности при активной включенности в церковную жизнь, и самой церковью, в лице лидеров. Имеющих взгляд на проблему, не совпадающий с позицией верующих, что служит проявлением существующего кризиса. Люди нуждаются в большей открытости, гибкости церкви, ее большей толерантности по отношению к ним. Церковь должна быть менее поверхностной и более нравственной, чем в настоящее время.

Следующий фактор состоит в том, что век информации берет свое. Моледежь стремится с быстроте получения конечного результата. Вера имеет для них меньший приоритет, чем к примеру, высшее образование и карьера.

Так же, не будем забывать о том, что в жестком ритме современной жизни некоторые юноши и девушки просто на просто даже не успевают подумать о том, какая религия им ближе? Стоит ли изберать для себя веру?

Хотя скорее напрашивается мысль о том, что они не хотят об этом задумываться. Ведь вера не приносит никакой материальной выгоды. И здесь уже встает другой, более страшный вопрос о бездуховности нового поколения. Поколения, прешедшего на смену советскому строю.

Все эти факторы говорят о малом интересе молодежи в сфере религий. Но статистика на лицо. А значит в сердцах русских людей еще осталось место для веры.

В итоге проведенной работы отметим следующее:

1. Православие по сей день является религией номер один в России. Не смотря на все тяготы и проблемы люди продолжают традиции, воспитывают верующее поколение. Не случайно из 33 опрошенных дувушек и юношей только трое ответили, что они атеисты.

2. «Перенеся» запрет на религию в СССР, и даже во время научно-технической револючии и в наш век информации православие идет на подъем. К сожалению молодые люди перестают читать религиозную литературу, реже ходят в церковь… За то традиции возраждаются и передаются из поколения в поколение. Православие немного меняется со временем, но суть его остается.

Тема «религии» одна из основных тем на протяжении всей человеческой жизни, ведь религия – это вера. Это то что со времен появления жизни на Земле помогало, давало силы и было опорой для всего человечества. Вера всегда сподвигала людей на великие подвиги. В наш век высоких технологий, особенно у молодежи, вера встает на второй план. А это верный путь к бездуховности. Именно поэтому изучение отношения современной молодежи к религии особенно важно. Вера – интимная сторона жизни человека, не каждый станет «выкладывать» свою душу перед социологом. От этого изучение религии во все времена являлось неполным и недостаточным. Наша задача, как исследователей, проникнуть в суть, помочь человеку расткрыться и быть может что-то понять для самого себя.

Графики. Таблицы.

1.

Наименование признака

Число респондентов

Доля (%)

Да

7

21,21

Скорее да, чем нет

14

42,42

Скорее нет, чем да

1

3,03

Нет

3

9,09

Затрудняюсь ответить

4

12,12

2.

Наименование признака

Число респондентов

Доля (%)

Православие

27

81,81

Католицизм

0

-

Протестантизм

0

-

Ислам

2

6,06

не ответили

4

12,12

3.

Наименование признака

Число респондентов

Доля (%)

Да

12

36,36

Нет

12

36,36

Возможно

9

27,27

4.

Наименование признака

Число респондентов

Доля (%)

Иконы

21

63,63

Распятья

7

21,21

Образа

2

6,06

Не ответили

2

6,06

5.

Наименование признака

Число респондентов

Доля (%)

Да

2

6,06

Нет

31

93,93

8.

Наименование признака

Число респондентов

Доля (%)

Положительно

14

42,42

Отрицательно

11

33,33

Затрудняюсь ответить

8

24,24

9.

Наименование признака

Число респондентов

Доля (%)

Духовное лицо

11

33,33

Светское лицо

10

30,30

Не ответили

12

36,36

Библиографический список

1. Гараджа В. И. Социология религии. 1995. С. 105-106.

2. Головатый Н.Ф. Социология молодежи: Курс лекций. 1999. С. 59.

3. Гараджа В. И. Социология религии. 1995. С. 36.

4. Гараджа В. И. Социология религии. 1995. С. 110-114.

5. Россия на рубеже веков. М.: Российский независимый институт социальных и национальных проблем 2000. С. 145-146.

6. Россия на рубеже веков. М.: Российский независимый институт социальных и национальных проблем 2000. С. 147.

7. Безрукова О. Н. Социология молодежи. Учебно-методическое пособие. 2004. С.31.

8. Как провести социологическое исследование: В помощь идеол. активу / Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. М., 1990. С. 67.

Приложение

Уважаемый коллега!

Просим Вас принять участие в университетском социологическом опросе по изучению религиозности современной молодежи. Результаты опроса необходимы для выяснения уровня религиозности в молодежной среде, для выяснения необходимости введения курса религоведения в учебных заведениях.

Большинство вопросов снабжено перечнем возможных ответов. Выбрав подходящий для Вас вариант ответа, обведите в кружок его порядковый номер. При отсутствии вариантов ответов напишите свой ответ. Внимательно читайте формулировки вопросов и пояснения к ним! Ценность исследования будет зависеть от Вашей внимательности и искренности Ваших ответов

Анкетирование анонимное. Все данные опроса будут использованы только в обобщенном виде. Ваше личное мнение не будет разглашено.

Благодарим Вас за любезную помощь в проведении опроса!

1) Считаете ли Вы себя верующим человеком?

1. Да

2. Скорее да, чем нет

3. Скорее нет, чем да

4. Нет

5. Затрудняюсь ответить

2) Ваше вероисповедание?

1. Православие

2. Католицизм

3. Протестантизм

4. Ислам

5. Другое ________________________________________________

3) Должно ли православие в нашей стране иметь приоритет над другими религиями?

1. Да

2. Нет

3. Возможно

4) Есть ли у Вас дома предметы культа (какие)?

1. Иконы

2. Распятья

3. Образа

4. Другое _____________________________________________

5) Приобретаете и читаете ли Вы религиозную литературу?

1. Да

2. Нет

6) Если Вы атеист, то основным источником вашей веры я вляется:

1. Наука

2. Приметы

3. Экстрасенсы

4. Другое_____________________________________________

7) К кому бы Вы обратились за помощью в трудную минуту?

1. К родителям

2. К друзьям

3. К психологу

4. К священнику

8) Как бы Вы отнеслись к введению курса по истории религии в вашем учебном заведении?

1. Положительно

2. Отрицательно

3. Затрудняюсь ответить

9) Если отнеслись бы положительно, то кого бы Вы предпочли в качестве преподавателя?

1. Духовное лицо

2. Светское лицо

В заключение, пожалуйста, сообщите некоторые сведения о себе

10) Ваш пол?

1. Мужской

2. Женский

11) Ваш возраст?

1. 15-16

2. 17-18

3. 19-20

4. 21-22

12) Ваше образование?

1. неоконченное среднее

2. среднее

3. среднее специальное

4. высшее

13) Место обучение?

1. Школа

2. ПТУ

3. ВУЗ

Инструкция анкетеру

Уважаемый анкетер!

Вы принимаете участие во Всероссийском исследовании «Ценностные ориентации российской студенческой молодежи: социально-политический и образовательный аспекты», проводимом под эгидой Министерства образования и науки Российской Федерации. Результаты исследования позволят повысить эффективность и координацию действий федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти, образовательных организаций и учреждений в сферах высшего образования и молодежной политики.

I. Подготовка к опросу

1. Прежде всего, внимательно ознакомьтесь с анкетой и уясните для себя технику ответа (ответов) на каждый вопрос.

2. Подготовьте необходимое количество анкет согласно списочному составу выбранной для опроса группы (исключая иностранных студентов, которые не подлежат опросу), две-три авторучки и несколько чистых стандартных листов. Чистые листы могут понадобиться, если кто-либо из респондентов затруднится кратко ответить на какие-либо вопросы и пожелает развернуто ответить на них.

3. Проверьте место проведения опроса. В помещении должно быть достаточное количество рабочих мест для того, чтобы респонденты во время работы не мешали друг другу.

4. Непосредственно перед проведением опроса настройтесь на ответственную работу и доброжелательный лад.

II. Проведение опроса

1. Процедуру опроса начните со вступительного слова, во время которого постарайтесь расположить респондентов к себе, создать в аудитории непринужденную, но рабочую атмосферу. Помните, что Вы должны получить не просто ответы на вопросы, но максимально откровенные ответы.

2. Во вступительном слове представьтесь респондентам, назовите тему исследования, кратко объясните его цель и его важность для совершенствования молодежной и образовательной политики в России. Подчеркните анонимность опроса. При необходимости объясните случайный принцип формирования выборочной совокупности.

3. Раздайте анкеты. Объясните (продемонстрируйте) технику заполнения анкеты на примере вопросов разных типов: закрытых (№№3,4,5 и др.), полузакрытых (№№1,21,26 и др.), открытых (№№8,9,15 и др.), вопросов в табличной форме (№№2,6,11 и др.). Попросите респондентов обводить выбранные ими варианты ответов в кружок. Обратите внимание респондентов на следующее:

  • ответы нужно давать достаточно быстро, надолго не задумываясь;

  • ответы должны быть даны на все вопросы; исключение могут составить только вопросы, начинающиеся со слова «если» (№№7,11,18 и др.) в случае соответствующего ответа на предыдущий вопрос;

  • неопределенные ответы («затрудняюсь ответить» и т.п.) должны даваться только в самом крайнем случае;

  • при заполнении в полузакрытых вопросах строк «другое» следует писать подробно и разборчиво;

  • подчеркнутые в формулировках вопросов и пояснениях к ним слова (№№17,19,27 и др.) являются очень важными и требуют строгого следования им;

  • все вопросы, данные в обычной форме (вопрос и перечень возможных ответов после него) требуют только одного ответа;

  • в таблицах нужно отмечать только одну позицию в каждой строке, за исключением таблиц с пояснением, данным курсивом в круглых скобках: отметить в каждой строке таблицы две позиции (№№17,19,27,29);

  • ответы к вопросу №40 нужно отмечать (нумеровать) в пустых прямоугольниках справа от них;

  • пустые столбцы в вопросах о родителях (№№53,54) должны означать их отсутствие или отсутствие информации о них.

4. Если кто-либо из респондентов откажется заполнять анкету, не настаивайте на его участии в опросе, но его контакт с другими респондентами во время работы нежелателен.

5. Следите за тем, чтобы при заполнении анкет респонденты не общались и не обсуждали друг с другом вопросы и возможные ответы. Если респонденты обратятся к Вам с вопросами, не касающимися техники заполнения анкеты, пообещайте им обсудить и обсудите поднятые проблемы после окончания групповой работы. Записывайте все поступающие Вам вопросы.

6. При сдаче анкет проверяйте правильность их заполнения, начиная проверку с «паспортички» (заключительных вопросов). Добейтесь устранения имеющихся недостатков.

7. Сразу же после опроса напишите небольшой отчет, отражающий трудности, с которыми Вы столкнулись, а также содержащий вопросы, заданные Вам респондентами. Отчет необходимо приложить к заполненным анкетам.

Анкетирование, включая вступительное слово и инструктаж, занимает 40-45 минут.

1 См.: Гараджа В. И. Учебник: Социология религии. М., 1995. С. 105-106.

2 Головатый Н.Ф. Социология молодежи: Курс лекций. 1999. С. 59.

3  Гараджа В. И. Учебник: Социология религии. 1995. С. 36.

4 Гараджа В. И. Социология религии. 1995. С. 110-114.

5 Россия на рубеже веков. М.: Российский независимый институт социальных и национальных проблем

С. 145-146.

6 Россия на рубеже веков. М.: Российский независимый институт социальных и национальных проблем

С. 147.

7 Безрукова О.Н. Социология молодежи. Учебно-методическое пособие. 2004. С. 31.

8 Как провести социологическое исследование: В помощь идеол. активу / Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. М., 1990. С. 67.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Молодежь новой России Какая она Чем живет К чему стремится

    Реферат >> Философия
    ... национально-этнических установках молодых россиян 7. Религиозность российской молодежи 8. Современная молодежь в зеркале общения и досуговых ... в трактовке политического и религиозного облика современной молодежи следует придерживаться известной доли ...
  2. Ценности и ценностные ориентации современной молодежи

    Курсовая работа >> Социология
    ... современной молодежи Постмодернизация ценностных ориентаций современной молодежи Заключение Список использованной литературы Введение Современные ... как моральные ценности, экономические, политические, религиозные, гражданские и т.д. Ценности с формальной ...
  3. Проблема патриотизма современной молодежи в России

    Научная работа >> Философия
    ... вызывающая апатию, безразличие; внедрение деструктивных религиозных сект и учений и т. д. ... рода национальное, культурное, религиозное, территориальное ущемление. Распад ... , №8,2006 В.Е Семенов Ценностные ориентации современной молодежи// Социс, №4,2007; с. 37 ...
  4. Социальные стереотипы поведения современной молодежи

    Дипломная работа >> Психология
    ... определяют моральные нормы, формируют политические, религиозные и мировоззренческие концепции. Поведенческие стереотипы очень ... выявили наличие социальных стереотипов в восприятии современной молодежью характеристик, присущих определенным видам деятельности ...
  5. Совершенствование семейных ориентаций современной молодежи

    Реферат >> Государство и право
    ... современной молодежи 3.1. Основные тенденции оздоровления семейных ориентаций современной молодежи Оздоровление семейных ориентация молодежи на современном ... все 4 6 3 Глубоко религиозным 1 1 1 Таблица 2.1. Мнение молодежи о доминирующих ценностях жизни, в ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0020298957824707