Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Реферат
В то время как построение системы социальной помощи в некоторых странах все еще находится в политической повестке дня, Швеция обладает такой системой ...полностью>>
Социология->Контрольная работа
Семья — один из наиболее древних социальных институтов: она возникла в недрах первобытного общества значительно раньше классов, наций и государств. Об...полностью>>
Социология->Реферат
С тех пор как человек существует на Земле, он непрерывно взаимодействует с окружающей его природой. Жизненной средой человечества принято называть вес...полностью>>
Социология->Курсовая работа
Задачи массовой коммуникации, посредством которой осуществляется рекламное воздействие на человека, весьма сложны. Рекламовед имеет дело с большим кол...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.4. Социологические исследования

«Если еще 10-15 лет тому назад среди всех возрастных групп самый низкий показатель религиозности (1 - 2%) был среди молодых (среди взрослых - около 10%), то ныне возрастные различия не влияют сколько-нибудь заметно на религиозность населения. В этом можно убедиться по ответам респондентов всех мировоззренческих групп. Так, верующих в Бога среди опрошенной молодежи оказалось 32,1%, а среди взрослых - 34,9%; колеблющихся между верой и неверием - соответственно 27% и 27,6%; безразлично относящихся к религии - 13,9% и 14,7%; неверующих - 14,6% и 13,5%.

Относительно заметная разница фиксируется лишь среди верующих в сверхъестественные силы (соответственно, 12,4% и 9,3%), что, видимо, связано с увлечением молодежи различными формами нетрадиционной религиозности, в том числе вневероисповедной мистикой (вера в общение с

духами, магию, знахарство, гадание, колдовство, астрологию). Развитию отмеченного интереса к оккультизму, эзотерическим направлениям, всегда возрастающего в эпохи крутых общественных перемен, содействует и распространяемая в последнее время в изрядном количестве оккультная литература.

Для объективного понимания роли и места религии в сознании молодежи важно учесть и то, что значительное число молодых людей - отнюдь не только верующих в Бога, но и представителей других мировоззренческих групп, включая индифферентных и неверующих, - считают себя сторонниками традиционных религий.

Сказывается здесь, среди прочих причин, тесная связь религиозного и национального самосознания. Отрицая свою религиозность при мировоззренческой самоидентификации, молодежь в то же время относит себя к приверженцам традиционных религиозных объединений. Таким образом, православие или ислам воспринимаются не только как собственно религиозная система, а как естественная культурная среда, национальный образ жизни ("русский - поэтому православный", "татарин - поэтому мусульманин"). Так, к православным отнесли себя не только 56,2% колеблющихся, 24,1% верующих в сверхъестественные силы, но и 8,8% индифферентных и даже 2,1% неверующих молодых людей.

Религиозное мировоззрение многих молодых людей довольно рыхло, размыто. Например, к колеблющимся между верой и неверием отнесли себя 32,7% православных, 30,0% мусульман, 14,3% протестантов; к верующим в сверхъестественные силы: 6,5% православных, 6,7% мусульман, 6,3% католиков, 10,0% иудеев, а также 37,7% верующих, не принадлежащих к какой-либо конкретной конфессии.»5

Этот тезис примерно в равной мере распространен в общественном мнении молодежи, принадлежащей к самым разным мировоззренческим группам, а так же конфессиональных.

Таким образом, большинство молодежи, положительно относясь к возрастанию влияния религиозных организаций, фактически выражает пожелание, чтобы религиозные организации четко определили свое место в общественной жизни и не вмешивались в сферы, лежащие вне их компетенции.

«Более сдержанная позиция молодых верующих проявляется по некоторым пунктам. Например, в ответах на вопрос, нравится ли им в целом сегодняшняя жизнь в России, безоговорочное "да" высказали 9,2% верующих и 6,8% неверующих.

Определенные различия между верующей и неверующей молодежью сказываются и в степени проявления интереса к политике (среди группы

неверующих в 1,5 раза больше, чем в группе верующих, тех, кто внимательно

следит за политической информацией в стране), а также в степени участия в

работе политических партий, митингах, демонстрациях, забастовках и т. д. (в

течение последнего года группа неверующих в два раза больше участвовала в подобных акциях). Приведенные данные говорят о том, что верующие менее склонны к открытым формам протеста: в случае значительного ухудшения жизни молодежи и их семей готовы принять участие в различных акциях протеста 8,2% верующих в Бога, 4,9% колеблющихся, 4,1% верующих в сверхъестественные силы, 9,5% безразлично относящихся к религии и 15,7% неверующих.»6

«Итак, религиозность, как и все мировоззрение современной молодежи, имеет довольно сложную структуру. При общем возрастании по сравнению с прошлыми десятилетиями числа верующих, среди молодых людей выявляется довольно значительная часть (более 50%) неопределившихся - колеблющихся между верой и неверием, а также индифферентных и верящих в безликие сверхъестественные силы. Нерелигиозный тип мировоззрения продолжает занимать значительное место в сознании молодежи. Сама же религиозная молодежь в большей мере выступает за сохранение семейных и национальных ценностей, и, при всей озабоченности злободневными общественно-политическими реалиями, не готова в настоящее время к их решительной переделке.»7

1.5. Методологический раздел

Данную проблему лучше всего изучать методом опроса. Источником информации в данном случае может служить словесное или письменное суждение человека. Отталкиваясь от нашей темы лучше выбрать анкетирование, как метод опроса, при котором общение между социологом-исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации, опосредуются анкетой. Анкета это - объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление мнений и оценок респондентов и получение от них информации о социальных фактах, явлениях, процессах. Анкета имеет строгую структуру и состоит из нескольких частей. Первая - вводная - представляет собой непосредственное обращение к респонденту. В нем кратко говорится о целях и задачах исследования, подчеркивается его значение, сообщается о том, как будут использованы результаты. Здесь же приводятся правила заполнения анкеты и обязательно гарантируется анонимность ответов.

Вторая часть анкеты - основная. Она содержит вопросы (их блоки), направления на получение необходимой информации. Поскольку анкета должна способствовать решению нескольких задач, то лучше, если каждой из них будет соответствовать свой блок вопросов. Таким образом можно выявить отношения обследуемого лица к людям, собственному поведению, событиям; определить культурный уровень, особенности нравственного и правового сознания, уровень развития интеллекта и т.п.

Тема веры является достаточно интимной стороной человеческой жизни. Анкета обеспечивает анонимность, в связи с чем повышается и уровень достоверности данных, полученных в результате опроса.

2. Эмпирическое исследование

2.1. Интрепретация основных понятий:

Проблемы, влияющие на религиозность современной российской молодежи.

Первичные социализации:

  1. Атеизм среди близких родственников

  2. Наличие религиозного воспитания

  3. Морально-психологическое состояние в семье

  4. Отношение к религии в семье

  5. Религиозные традиции в семье

  6. Традиции чтения молитв в семье

Личностные убеждения:

  1. Посещение церкви

  2. Наличие религиозной литературы дома

  3. Наличие предметов культа в домашнем обиходе

  4. Заинтересованность в религии

  5. Вера в экстрасенсов и в сверхъестественное

Возможные причины отсутствия религиозной литературы дома:

  1. Атеизм среди родителей

Возможные причины отсутствия предметов культа дома:

  1. Атеизм среди родителей

  2. Отсутствие сочетания с интерьером дома

Религиозность современной молодежи определяют следующие позиции:

- Моральная удовлетворенность после общения с духовными лицами

- Воспитание

- Семейные молитвы

- Традиции религиозных праздников в семье

- Доступность религиозной литературы

- Наличие предметов культа дома

- Потребность в вере

Факторы, влияющие на религиозность современной молодежи можно разделить на объективные и субъективные.

К объективным относится религиозность родителей, воспитание ребенка, ведение курса истории религии в учебных заведениях, компания сверстников, семейные религиозные традиции и т.д.

К субъективным – личные внутренние убеждения индивида.

Всех верующих людей можно разделить на две группы: активные и пассивные.

Активные верующие это те, кто, прежде всего, ходят в церковь, соблюдают пост, чтят заповеди и т.д.

Пассивные – просто верят в Бога не соблюдая при этом каких-либо религиозных традиций.

Анализ объекта данного исследования позволяет сформулировать следующие гипотезы.

Общая гипотеза.

Религиозность современной молодежи определяется религиозностью семьи.

Общая гипотеза раскрывается через ряд частных гипотез:

  1. Молодые люди в современном мире все реже обращаются за помощью и поддержкой к родителям

  2. Родительский авторитет падает, отчего и доверие к религии уменьшается

  3. Исчезают традиции религиозных праздников в семьях

  4. Запрет на религию во времена социализма так же накладывает отпечаток атеизма в современном мире

  5. Отсутствие курса истории религии в учебных заведениях не позволяет получать дополнительные знания о Вере

  6. Современная молодежь все чаще занимается личными делами. Посещение церкви не входит в их планы.

  7. Молодые люди не привыкли обращаться за помощью к Богу, так как не получили религиозного воспитания дома

  8. Всевозможные научные теории происхождения человека всячески доказывают, что человек произошел не от Бога. Тем самым опровергают достоверность Библии.

2.2 Системный анализ объекта исследования

Студент

Моральная

поддержка

Родители

Друзья

Психолог

Священник


Формы

религиозности

Религиозные

атрибуты


Атеизм

Вера


Предметы

культа

Религиозная

литература


Наука


Ислам


Приметы


Католицизм


Протестантизм

Экстрасенсы


Православие

2. 3. Организационно-методический раздел



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Молодежь новой России Какая она Чем живет К чему стремится

    Реферат >> Философия
    ... национально-этнических установках молодых россиян 7. Религиозность российской молодежи 8. Современная молодежь в зеркале общения и досуговых ... в трактовке политического и религиозного облика современной молодежи следует придерживаться известной доли ...
  2. Ценности и ценностные ориентации современной молодежи

    Курсовая работа >> Социология
    ... современной молодежи Постмодернизация ценностных ориентаций современной молодежи Заключение Список использованной литературы Введение Современные ... как моральные ценности, экономические, политические, религиозные, гражданские и т.д. Ценности с формальной ...
  3. Проблема патриотизма современной молодежи в России

    Научная работа >> Философия
    ... вызывающая апатию, безразличие; внедрение деструктивных религиозных сект и учений и т. д. ... рода национальное, культурное, религиозное, территориальное ущемление. Распад ... , №8,2006 В.Е Семенов Ценностные ориентации современной молодежи// Социс, №4,2007; с. 37 ...
  4. Социальные стереотипы поведения современной молодежи

    Дипломная работа >> Психология
    ... определяют моральные нормы, формируют политические, религиозные и мировоззренческие концепции. Поведенческие стереотипы очень ... выявили наличие социальных стереотипов в восприятии современной молодежью характеристик, присущих определенным видам деятельности ...
  5. Совершенствование семейных ориентаций современной молодежи

    Реферат >> Государство и право
    ... современной молодежи 3.1. Основные тенденции оздоровления семейных ориентаций современной молодежи Оздоровление семейных ориентация молодежи на современном ... все 4 6 3 Глубоко религиозным 1 1 1 Таблица 2.1. Мнение молодежи о доминирующих ценностях жизни, в ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0018520355224609