Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Задача
Современный уровень развития производства предполагает в качестве общего правила объединенный совместный труд, а разделение его, выполнение отдельных ...полностью>>
Государство и право->Реферат
Дискуссия относительно применения смертной казни имеет столь же давнюю историю, что и этот многовековой институт. Впервые возражения против целесообра...полностью>>
Государство и право->Реферат
Актуальность темы. Для нашей страны проблема государственного управления в настоящее время является одной из самых актуальных. В процессе реформирован...полностью>>
Государство и право->Реферат
В современной учебной и научной литературе, посвященной вопросам теории государства и права, содержатся различные определения понятия государства [54;...полностью>>

Главная > Реферат >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Ответственность по договору перевозки основана на несколько иных условиях. Прежде всего это касается ответственности перевозчика за несохранность груза. Несохранность груза может проявляться в его утрате, недостаче и повреждении (порче). Под утратой понимается невозможность выдать груз получателю в течение установленных сроков (30 дней по истечении срока доставки или иной срок). Недостача (частичная утрата) означает наличие разницы в весе или количестве груза, принятого к перевозке и сданного получателю по одной накладной (коносаменту). Порча груза — несоответствие качества прибывшего в пункт назначения груза его первоначальному качеству, указанному в транспортных документах. При утрате, недостаче или порче обычно составляется документ о несохранности груза (коммерческий акт, акт общей формы др.). Если такой документ составлен перевозчиком единолично без участия представителей грузовладельца, он не имеет заранее установленной силы и оценивается судом наряду с другими документами и доказательствами по делу (п. 4 ст. 796 ГК).

Общим условием ответственности перевозчика за утрату, недостачу или порчу груза является вина, которая презюмируется. В этом проявляется отклонение от общих правил ответственности коммерческих организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность (ст. 401 ГК) и отвечающих на началах риска. Перевозчик же несет ответственность за несохранность груза после принятия его к перевозке и до выдачи получателю (иному управомоченному лицу), если не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить, и устранение которых от него не зависело (ст. 796 ГК). Таким образом, именно перевозчик должен доказать свою невиновность путем ссылки на одно из названных Обстоятельств, чтобы освободиться от ответственности.

Установление презумпции вины перевозчика не означает неопровержимости. Напротив, в транспортном законодательстве содержится примерный перечень наиболее типичных случаев, когда перевозчик может освободить себя от ответственности, дока свою невиновность. Помимо вины отправителя или получателя к числу таких обстоятельств относятся:

  1. особые естественные свойства груза, вызвавшие утрату им своих потребительских свойств;

  2. недостатки тары или упаковки, которые не могли быть замечены по наружному виду при приеме груза к перевозке;

  3. сдача груза к перевозке без указания в накладной его особый свойств, требующих особых условий или мер предосторожностей для сохранения груза при перевозке или хранении;

  4. сдача к перевозке груза, влажность которого превышает установленную норму, и пр. (ст. 108 ТУЖД, ст. 118 КВВТ и др.);

  5. в других случаях (ст. 166 КТМ). При этом вина отправителя или получателя (клиентуры) может служить основанием как для полного освобождения перевозчика от ответственности, так и для применения смешанной ответственности.

Действующим законодательством предусмотрены также случаи, когда перевозчик может освободиться от ответственности за утрату, недостачу или порчу груза путем простой ссылки на одно из установленных законом обстоятельств (ст. 109 ТУЖД, ст. 118 КВВТ, ст. 168 КТМ), а бремя доказывания вины перевозчика прямо возложено на грузовладельца.

4.2. Виды имущественной ответственности

Одним из признаков ответственности в обязательствах по перевозке грузов является ее ограниченный характер. Во многих случаях ответственность исчерпывается уплатой неустойки (штрафа). Убытки же подлежат взысканию в случаях и пределах, установленных ГК, транспортными уставами и кодексами, а иногда — соглашением сторон (например, в силу п. 1 ст. 794 ГК).

Объем и характер ответственности зависят от содержания нарушенной обязанности. Ответственность за неподачу транспортных средств или за их неиспользование как в новых транспортных законах, так и в УАТ РСФСР исторически рассматривается как ответственность за невыполнение заявки (плана перевозок) и имеет характер исключительной неустойки (ст. 105 ТУЖД, ст. 115 КВВТ, ст. 127.1 УАТ и др.). Санкции, предусмотренные в них, взыскиваются, как правило, в твердо установленном размере за учетную единицу, реже (на автомобильном транспорте) — в процентном отношении к провозной плате1. В настоящее время в соответствии со ст. 794 ГК размер этой неустойки может быть определен по соглашению сторон при условии соблюдения запрета на снижение или устранение ответственности перевозчика. Кроме того, в транспортных законах, кодексах и уставах могут быть установлены дополнительные виды штрафов, связанных с организацией перевозочного процесса, применяемых к отправителям и получателям. Причем в ряде случаев неустойка носит кумулятивный по отношению к убыткам характерЮ, например, ст. 113 ТУЖД, а сами штрафы на железнодорожном транспорте, в отличие от других видов транспорта, взыскиваются сторонами в безакцептном порядке (ст. 124 ТУЖД).

Ответственность перевозчика за несохранность перевозимого груза ограничивается частью реального ущерба, причиненного грузовладельцу. Эта часть ущерба может возмещаться перевозчиком трояко: в случае утраты или недостачи груза — в размере стоимости утраченного или недостающего груза; в случае повреждения (порчи) груза — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза — в размере его стоимости; в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза (п. 2 ст. 796 ГК). Для определения стоимости груза применяется несколько способов. Доказательством стоимости груза, прежде всего является его цена, указанная в счете продавца или в договоре. При отсутствии счета или договорной цены применяется общее правило: стоимость груза исчисляется исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, например на бирже (п. З ст. 424 ГК, ст. 110 ТУЖД, ст. 169 КТМ). Клиент может выбрать, на какой момент исчислять цену: на дату предъявления иска или вынесения решения судом. Кроме того, наряду с возмещением ущерба, вызванного несохранностью груза, перевозчик возмещает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку груза, если она не входит в стоимость груза.

Особый вид нарушения перевозчиком своих договорных обязанностей — просрочка в доставке груза. В этом случае перевозчик платит штраф, который в действующих транспортных уставах носит характер исключительной неустойки и исчисляется в процентном отношении к провозной плате в зависимости от длительности просрочки в доставке груза. Эта ответственность также может быть изменена по соглашению сторон с соблюдением правил ст. 793 ГК. Просрочка в доставке груза может явиться причиной его порчи или даже гибели. Тогда, кроме уплаты штрафа за просрочку, перевозчик обязан возместить ущерб, причиненный порчей (гибелью) груза.

От имущественной ответственности за нарушение обязательств по перевозке необходимо отличать заранее установленное распределение риска убытков, которые могут возникнуть при транспортировке груза. К числу таких случаев относится специальное понятие в морской перевозке — авария. Под аварией в морском праве понимаются убытки, возникшие в результате наступления тех или иных обстоятельств в процессе перевозки. В зависимости от причин этих убытков различаются общая и частичная аварии (глава XVI КТМ).

Общая авария характеризуется прежде всего тем, что убытки причиняются намеренными и разумными действиями в интересах всех участников перевозки — отсюда и ее название (ст. 284 КТМ). Эти убытки могут выражаться: в уничтожении части груза или судового имущества (например, в целях спасения на море груз выбрасывается за борт); в каких-либо расходах (например, расходы, вызванные вынужденным заходом судна в место убежища из-за несчастного случая); в иных пожертвованиях (например, в целях снятия с мели судна, находящегося в опасном положении, менее ценная часть груза выбрасывается за борт) и т. д. [3, стр. 183] Перечень убытков (расходов), которые считаются общей аварией, является примерным (ст. 286, 287 КТМ), а нормы, регламентирующие ее последствия, — диспозитивными (ст. 285 КТМ). Убытки признаются общей аварией лишь при условии, что соответствующие расходы или пожертвования носят чрезвычайный характер и понесены вследствие намеренных и разумных действий в целях спасения судна, груза и фрахта от общей для них опасности. При отсутствии хотя бы одного из перечисленных условий авария признается частной. Если, например, при перевозке уничтожается заболевшее животное, это будет частная авария, так как опасность грозила только грузу, но не судну. Перерасход топлива для преодоления встречного штормового ветра, предпринятый для скорейшего достижения порта, также не составит общей аварии, поскольку эти расходы не являются чрезвычайными, а связаны с обычными опасностями на море. Такие расходы предусматриваются правилами эксплуатации судов в качества штормового запаса топлива. Перечень убытков, не являющихся общей аварией, дан в ст. 297 КТМ [4, стр. 464-465].

Правовые последствия общей и частной аварии различны. Убытки, составляющие частную аварию, относятся на счет того, кто их понес (судовладелец, перевозчик или грузовладелец), или на того, кто отвечает за их причинение. Расходы или пожертвования, отнесенные к общей аварии, распределяются между всеми участниками перевозки пропорционально стоимости судна, груза или фрахта. Убытки по общей аварии распределяются между всеми участниками перевозки и в том случае, когда опасность, вызвавшая чрезвычайные расходы или пожертвования, возникла по вине третьего лица или одного из участников договора морской перевозки. Такое распределение, однако, не лишает участников общей аварии права на взыскание с ответственного лица понесенных убытков (п. 3 ст. 285 КТМ).

Расчет, составленный в целях распределения убытков по общей аварии, называется диспашей, а общая стоимость имущества, соразмерно которой устанавливаются взносы на покрытие убытков, возмещаемых в порядке распределения общей аварии, — контрибуционной стоимостью (капиталом). Диспаша составляется специальными лицами — диспашерами на основе собранных доказательств. На время составления диспаши приостанавливается течение срока исковой давности по общей аварии.

4.3. Претензии и иски по перевозкам грузов

Специфика рассмотрения споров по грузовой перевозке заключается в наличии особого претензионного порядка. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном транспортным уставом или кодексом (ст. 797 ГК). Исключением из обязательного претензионного порядка является ст. 403 КТМ, которая устанавливает необходимость предъявить претензию лишь для каботажного плавания. В заграничном сообщении предъявление претензии необязательно. Претензия — это обращенное к перевозчику письменное требование об уплате штрафа или о возмещении убытков в связи с ненадлежащим исполнением обязательства по перевозке [4, стр. 465]. Лишь при отклонении претензии (полностью или частично) либо при неполучении в течение установленного срока ответа на нее можно предъявить иск. Если претензия не была заявлена, истец лишается права на иск.

Право на предъявление претензии принадлежит:

  1. отправителю — при невыполнении перевозчиком обязанности подать транспортные средства;

  2. отправителю и получателю — при полной утрате груза в зависимости от того, кто из них предъявил документы на груз (грузовую квитанцию, коносамент);

  3. получателю — при недостаче, порче или повреждении груза, а также в случае просрочки в его доставке против накладной или коносамента;

  4. отправителю или получателю — при переборе грузовых платежей в зависимости от того, кто из них представит накладную (коносамент).

Передача другим лицам права на предъявление претензии на большинстве видов транспорта, в принципе, не допускается, кроме случаев передачи такого права отправителем получателю и наоборот, а также любым из них экспедитору или страховщику.

Претензия с приложением необходимых документов должна быть заявлена в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. При частичном или полном отказе перевозчика от удовлетворения претензии или при неполучении от него ответа в тридцатидневный (на воздушном транспорте — 45-дневный) срок грузоотправитель или грузополучатель может предъявить перевозчику иск. Срок исковой давности в любых отношениях по перевозке грузов составляет один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.

Ответственность участников обязательства по перевозке грузов строится на общих принципах ответственности гражданского права, но обладает признаками, отличающими ее признаками от обычной. Одним из таких признаков является ее ограниченный характер. В основном она исчерпывается уплатой штрафа. Но и это возможно только при предъявлении претензии. Лишь при отказе в удовлетворении претензии можно предъявить иск.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира). Ее ценность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место. Без осуществления этой деятельности невозможно представить нормального функционирование отраслей промышленности и сельского хозяйства, развитие торговых отношений, их взаимодействие. Договор перевозки грузов - один из важнейших правовых договоров, благодаря которому осуществляется связь и интеграция всех сфер деятельности не только внутри страны, но и на международном уровне (импорт и экспорт сырья и товаров).

Договор перевозки грузов по своей природе является консенсуальным, двусторонним и возмездным, а также публичным. Заключающие его стороны – перевозчик и грузоотправитель, согласовывают основные условия осуществления услуг по транспортировке груза. Эти условия, закрепленные в письменной форме, образуют систему единого документа (накладная или коносамент). И перевозчик, и грузоотправитель имеют права и несут ответственность, по той причине, что договор перевозки является двусторонний. Договор перевозки грузов - реальный, так как он считается заключенным с момента сдачи груза транспортной организации и отметки на перевозочном документе, сделанной перевозчиком.

На данном этапе договорные обязательства регулируются как Гражданским кодексом, так и иными нормативными актами. ГК определяет лишь наиболее принципиальные правила, касающиеся перевозок груза, пассажира и багажа, а также иных транспортных обязательств (главы 40 и 41 ГК). Данный юридико-технический прием обусловлен двумя причинами. Во-первых, транспорт, будучи такой отраслью общественной деятельности, которая связывает отдельные части страны, требует единообразного регулирования. Статья 71 Конституции РФ устанавливает, что федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь отнесены к ведению РФ. Соответственно, даже в частноправовых актах, посвященных транспортным обязательствам, очень высок удельный вес императивных норм. Условия перевозки отдельными видами транспорта и ответственности ее субъектов могут определяться соглашением сторон только в случаях, когда ГК, транспортными уставами и кодексами, иным законодательством не установлено иное (ст. 784 ГК). Во-вторых, регулирование перевозок должно носить комплексный характер, имея в виду масштабы государства, протяженность транспортных артерий и сложность управления ими. Комплексность достигается путем соединения в рамках одного правового акта норм частного и публичного права. В результате устанавливаются единая схема управления соответствующим видом транспорта, методы организации перевозок, условия содержания транспортных средств, дорог, путей сообщения и, наконец, взаимоотношения сторон обязательства перевозки. Поэтому в соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 784 ГК общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми на их основе правилами. Таким образом, регулирование основной части транспортных отношений должно осуществляться на уровне специальных федеральных законов.

Но вся проблема заключается в несовершенстве нашей законодательной базы. Не секрет, что порой договорные обязательства просто не выполняются в силу тех или иных причин. В таких случаях, хотя «на бумаге» и предусмотрена ответственность, она не наступает, т.к. нет строгого соблюдения закона. Практически во всех случаях его можно обойти, а это влечёт, в свою очередь, нарушение налаженных хозяйственных связей между поставщиками и потребителями той или иной продукции, несоблюдение правил перевозки грузов и т. п.

Я считаю, что прежде, чем говорить о договоре перевозки, просто необходимо отрегулировать закон в той его части, которая касается именно ответственности за неисполнение обязательств по договору. Договор перевозки грузов призван обеспечить строго регламентированные правила перевозки грузов, в связи с этим требуется его неукоснительное выполнение. Грузоотправитель и грузополучатель должны со всей ответственность подходить к выполнению обязательств по перевозке. А наш закон не должен создавать препятствий в этом, как это порой бывает (что и вынуждает людей его обходить), а наоборот, всячески помочь и обеспечить справедливое административное наказание (взыскание и т.п.) в тех случаях, когда это необходимо.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации (с гимном Росси). – М.:ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. – 32 с.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации: Части первая, вторая, третья и четвертая. – М.: Издательство «Омега-Л», 2008. – 665 с.

  3. Гражданское право: В 4 т. Том 4: Обязательственное право / Под ред. Е.А. Суханова. – 3-изд., перераб. и доп. – М.: Вольтерс Клувер, 2006. – 816 с.

  4. Гражданское право. Том 2. Учебник. Издание четвертое, переработанное и дополненное / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: ООО «ТК Велби», 2003. – 848 с.

  5. Гражданское право. Часть вторая: Учебник / Под общей ред. А. Г. Калпина. – М.: Юристъ, 2001. – 542 с.

  6. Ивакин В.Н. Гражданское право. Особенная часть: конспект лекции / В.Н. Ивакин. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2008. – 223 с.

  7. Козлова М.Н. Гражданское право России. Краткий курс. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 336 с.

  8. Комментарии к Гражданскому Кодексу Российской Федерации части первой, части второй, части третьей, части четвертой. Постатейный. С постатейными материалами и практическими разъяснениями. 8-е издание переработанное и дополненное. Автор комментариев и составитель – А.Б. Борисов – М.: Книжный мир, 2008. - 1248 с.

  9. Пиляева В.В. Гражданское право в вопросах и ответах: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, 2005. – 304 с.

  10. Пиляева В.В. Гражданское право. Части общая и особенная: учеб. – М.: ТК Велби, 2005. – 800 с.

1 ст. 4 Закона РФ “О естественных монополиях от 17 августа 1995 г. (СЗ РФ. 1995. №34. Ст. 3426.), ст. 1 Закона РФ “О федеральном железнодорожном транспорте от 25 августа 1995 г. (СЗ РФ. 1995. №5. Ст. 3505)

1 СЗ РФ. 1998. №2. Ст. 218.

2 А также приказ МПС РФ от 19 января 2000 г. «Об утверждении правил заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте» // БНА. 2000. № 12.

3 Правила о системе и общих требованиях обслуживания грузоотправителей и грузополучателей железными дорогами, утв. приказом МПС РФ от 16 ноября 1995г.

1 Указание МПС РФ от 17 мая 1994 г. № М-390у // БНА РФ. 1994. №7.

1 СЗ РФ. 2001. №11. Ст. 1001.

1 СЗ РФ. 1999. №18. Ст.2207; 2001. №22. Ст. 2125.

1 СЗ РФ. 1997. №12. Ст. 1383; 1999. №28. Ст. 3483.

1 СП РСФСР. 1969. №2-3. Ст. 8. Юридическая основа применения УАТ – ст. 4 Закона РФ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации»

1 Приказ МПС РФ от 12 апреля 1999 г. № 22 «Об утверждении правил пломбирования вагонов и контейнеров» // БНА 1999. № 51.

1 Утверждены Минавтотрансом РСФСР по согласованию с Госпланом РСФСР и Госарбитражем РСФСР 25 октября 1974г.

2 Утверждены МПС РФ 29 марта 1999 г. // БНА. 1999. № 42.

1 Размер этой неустойки в ТУЖД (ст.105) и КВВТ (ст. 115) установлен применительно к величине минимального размера оплаты труда. В сфере автомобильных перевозок размер штрафа периодически повышается под влиянием инфляционного фактора, что отражено в постановлениях Правительства РФ.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Договор перевозки грузов (4)

    Курсовая работа >> Государство и право
    ... : Введение………………………………………………………….3 1. Понятие и виды договора перевозки грузов ...............5 2. Элементы договора перевозки грузов ………………….17 3. Ответственность по договору перевозки грузов………25 Заключение…………….………………………………………..31 ...
  2. Договор перевозки грузов (5)

    Курсовая работа >> Государство и право
    ... и элементы договора перевозки грузов 7 1.1. Понятие договора перевозки грузов 7 1.2. Элементы договора перевозки грузов 10 Глава 2. Виды договора перевозки грузов 17 2.1. Железнодорожная перевозка 17 2.2. Перевозка на ...
  3. Договор перевозки грузов (7)

    Статья >> Логика
    ... договора перевозки грузов и его правовое регулирование 5 Глава 2. Элементы договора перевозки грузов 11 Глава 3. Договор перевозки грузов: стороны, форма, содержание договора о перевозке грузов ...
  4. Договор перевозки груза автотранспортом

    Курсовая работа >> Государство и право
    ... , договор перевозки грузов плановымй. И перевозчик, и грузоотправитель имеют права и несут обязайности, следовательно, договор перевозки двусторонний. Договор перевозки грузов - реальный ...
  5. Договор перевозки грузов. Трудовые споры

    Контрольная работа >> Государство и право
    ... , договор перевозки грузов плановый. И перевозчик, и грузоотправитель имеют права и несут обязанности, следовательно, договор перевозки двусторонний, Договор перевозки грузов - реальный ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0020689964294434