Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

История->Реферат
Изра́иль, полное официальное название — Государство Израиль (ивр. מדינת ישראל‎, араб. دولة اسرائيل‎‎) — государство на юго-западе Азии, у восточного п...полностью>>
История->Реферат
Генри Норман Бетьюн (также — Анри Норман Бетюн, англ. Henry Norman Bethune, 4.03.1890 — 12.11.1939) — канадский хирург, новатор в хирургии и в методах...полностью>>
История->Реферат
Члены клуба собирались в красной гостиной отеля Лозен на острове Сен-Луи в самом центре Парижа, переодевались в арабские бурнусы и пили крепкий кофе. ...полностью>>
История->Реферат
Бо Гу (кит. трад. 博古, упр. 博古, пиньинь Bó Gǔ; настоящие фамилия и имя — Цинь Бансянь (кит. трад. 秦邦憲, упр. 秦邦宪, пиньинь Qín Bāngxiàn); 14 мая 1907 — 8...полностью>>

Главная > Реферат >История

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Развитие принципа чиновной, бюрократической вы­слуги взамен старого служебно-родового механизма на­шло отражение в знаменитой петровской "Табели о рангах" 1722 г. Новый закон разделил "государеву" службу на гражданскую, военную и придворную. Табель устанавли­вала 14 классов, или рангов чиновников.

Роспись чинов 24 января 1722 г., "Табель о рангах", вводила новую классификацию служащего люда. Все новоуч­режденные должности – все с иностранными названиями, ла­тинскими и немецкими, кроме весьма немногих, – выстроены по табели в три параллельных ряда: воинский, статский и придворный, с разделением каждого на 14 рангов, или классов: 6 обер-офицерских чинов – от прапорщика до ка­питана в армии и от коллежского регистратора до титуляр­ного советника в гражданской службе; 5 штаб-офицерских – от майора до бригадира в армии и от коллежского асессора до статского советника в гражданской службе; 3 гене­ральских – от генерал-майора до фельдмаршала в армии и от действительного статского советника до действительно­го тайного советника в гражданской службе. Аналогичная лестница с 14 ступенями чинов вводилась во флоте и прид­ворной службе.

Этот учредительный акт реформированного русского чи­новничества ставил бюрократическую иерархию, заслуги и выслуги на место аристократической иерархии породы, ро­дословной книги. В одной из статей, присоединенных к та­бели, с ударением пояснено, что знатность рода сама по себе, без службы, ничего не значит, не создает человеку никакого положения: людям знатной породы никакого поло­жения не дается, пока они государю и отечеству заслуг не покажут "и за оные характера ("чести и чина", по тогдаш­нему словотолкованию) не получат". Потомки русских и иностранцев, зачисленные по этой табели в первые 8 ран­гов (до майора и коллежского асессора включительно), причислялись к "лучшему старшему дворянству во всяких достоинствах и авантажах, хотя б они низкой породы бы­ли", т.е. всякий полу­чивший чин 8-го класса по гражданской ("статской") службе получал потомственное дворянство, а статские классные чины с 14-го по 9-й давали его обладателю лич­ное дворянство. Благодаря тому, что служба всем открывала доступ к дворянству, изменился генеалогический состав сословия.

В армии и флоте даже низший, 14-й класс давал потомственное "кавалерство". Именно эта система предельной бюрократизации государственного аппарата позволила качественно изменить и укрепить со­циальную опору российского абсолютизма — "благород­ное шляхетство", рекрутировав в состав дворянства вы­ходцев из других социальных слоев. Так, около трети офицерского корпуса петровской армии получили дво­рянство исключительно благодаря службе. В то же время все они, дворяне старой и новой формации, получали земли и крепостных. Поэтому в Петровскую эпоху сотни тысяч крестьян из числа государственных и дворцовых перешли в частное владение. Обязательному привлече­нию дворян к службе способствовал и принятый в 1714 г. Указ о единонаследии, приравнявший поместья к вотчи­нам.

Этот акт имел несколько последствий:

1. Юридическое слияние таких форм земельной собственности, как вотчина и поместье, привело к возникновению единого понятия «недви­жимость». На ее основе произошла консолидация сословия. Появление этого понятия привело к выработке более точной юридической техники, разработке правомочий собственника, стабилизации обязательственных отношений.

2. Установление института майората — наследования недвижимос­ти только одним старшим сыном, не свойственного русскому праву, целью которого было сохранить от раздробления земельную дворянскую собст­венность. Реализация нового принципа приводила к появлению значи­тельных групп безземельного дворянства, вынужденного устраиваться на службу по военной или гражданской линии. Это положение Указа вызва­ло наибольшее недовольство со стороны дворян (было упразднено уже в 1731г.).

3. Превратив поместье в наследственное землевладение, Указ вмес­те с тем нашел новый способ привязать дворянство к государственной службе — ограничение наследования заставляло его представителей слу­жить за жалованье. Очень быстро стали формироваться многочисленный бюрократический аппарат и профессиональный офицерский корпус.

Гражданские чины

Соответствующие чины

Военные

Придворные

Сухопутные

Морские

  1. Канцлер

Генералиссимус. Фельдмаршал

Генерал-адмирал

  1. Действительный тайный советник

Генерал от

кавалерии,

инфантерии и артиллерии

Адмирал

Обер-камергер, Обер-гофмаршал, Обер-шталмейстер, Обер-егермейстр, Обер-гофмейстер, Обер-шенк, Обер-церемониймейстер, Обер-форшнегдер

  1. Тайный советник

Генерал-лейтенант

Вице-адмирал

  1. Действительный статский совет­ник, Обер-про­курор, Герольд­мейстер

Генерал-майор

Контр-адмирал

  1. Статский Советник

Бригадир

Церемониймейстер

  1. Коллежский со­ветник, Военный советник

Полковник

Капитан 1-го ранга

  1. Надворный со­ветник

Подполковник

Капитан 2-го ранга

  1. Коллежский асессор

Майор

  1. Титулярный советник

Капитан и Ротмистер

Лейтенант

  1. Коллежский секретарь

Штабс-капитан и Штабс-ротмистер

Мичман

  1. Корабельный секретарь

  1. Губернский секретарь

Поручик

  1. Провинциальный секретарь, Се­натский регистратор, Синодский регистратор, Кабинетский регистратор

Подпоручик и Корнет

  1. Коллежский регистратор

Прапорщик

Подробнее. Принцип работы нового государственного аппарата

Государственные учреждения (местные, центральные и высшие) представляли собой сооружение, подобное сужающейся к верху пирами­де, на вершине которой находился самодержец, осуществлявший верховную неограниченную (абсолютную) власть.

В принципе порядок работы созданных Петром центральных и высших учреждений не предусматривал участия самодержца в их деятельности. Ре­форматор пытался решить принципиальную задачу создания такой бюрократической машины, все части которой работали бы безотказно согласно принятым регламентам. Эта непрерывно работающая машина должна была быстро и результативно пропускать через себя все дела, решения по ко­торым состояли преимущественно в применении к ним действующего законодательства. До нас дошло много резолюций Петра, в которых он наста­ивал, чтобы дела, попадающие под соответствующие принципы, рассматривались в учреждениях, без обращения непосредственно к нему: "Учинить по государственным правилам", "Решить по правам нелицемерно" и т. д.

Петр требовал, чтобы к нему направляли лишь спорные или не имею­щие прецедента дела. Так в указе от 19 декабря 1718 г., посвященном судопроизводству, говорится: "... разве такое спорное новое и многот­рудное дело от челобитчиков объявится, которого по Уложенью решить самому тому Сенату без докладу и без именного от е. и. в. указу отнюдь будет нельзя, тогда ему, Сенату, челобитчиков (в чем уже необходи­мость), Сенату доносить его величеству... И, получая указ, решить". Поз­же Петр требовал, чтобы ему представляли только самые важные дела по обвинениям в государственных преступлениях. Тот же принцип избиратель­ности был применен и в административной сфере. А 17 апреля 1722 г. Петр предписал, что на его личное рассмотрение представлять дела при не ясном на этот счет законодательстве.

Так должно было быть в идеале. Как же было на практике? Подготов­ленные Комиссией по изданию писем и бумаг Петра Великого данные поз­воляют нам судить о "функционировании" царя как руководителя госу­дарственной машины. Всего за 1713 – 1725 годы Петр отправил 7584 письма и указа. Если разбить их на две группы – до и после государс­твенной реформы (1713 – 1718 и 1719 – 1725 гг.) – то можно заметить, что после образования коллегий и преобразования Сената деловая актив­ность Петра понизилась незначительно. За шесть предшествующих реформе лет он отправил 3877 писем и указов, а за шесть лет после образования коллегий и реформы Сената – 3707 документов. Петр по-прежнему занимал­ся массой текущих дел, которые в принципе должны были быть отданы для решения аппарату.

Такое обилие дел, рассматривающихся непосредственно самодерж­цем, должно было иметь какое-то организационное оформление, должен был существовать механизм, с помощью которого в системе государственной власти мог функционировать монарх.

Таким передаточным звеном стал созданный в 1704 г. Кабинет его императорского величества, во главе которого стоял кабинет-секретарь Петра А. В. Макарова. Под руководством Макарова работал целый штат подь­ячих, готовивших доклады для царя. Кроме того, кабинет ведал личным иму­ществом царя, был его казначейством, т.к. в кассу поступали огром­ные суммы от соляных сборов.

Следует отметить, что с годами в работе Кабинета отчетливо прос­леживается ведущая тенденция усиливающейся бюрократизации деятельнос­ти самодержца при исполнении им функций верховной власти. С укрепле­нием значения Кабинета как своеобразного учреждения "при особе государя" что-либо докладывать, доносить, предлагать, просить станови­лось равнозначным направить соответствующий документ в Кабинет, где его фиксировали, обрабатывали, чтобы затем, вместе с ему подобны­ми, включить в виде пунктов в доклад к царю. Доклад, прочитанный Макаровым, с резолюциями Петра возвращался в Кабинет и становился основой для указа или служебного письма Макарова чиновнику, направившему "до­ношение".

Естественно, что всякая бюрократизация, ставящая во главу угла движение бумаг, выдвигает на первое место фигуру бюрократа. Такой фи­гурой на верхних этажах управления в петровское время стал А. В. Мака­ров. Мимо него не проходил ни один обращенный к Петру документ. Мака­ров, таким образом, сделался незаменимым передаточным звеном между императором и государственной машиной.

Важно заметить, что в Кабинет направлялось большое количество донесений из местных и центральных учреждений, которые были формально подчинены коллегиям и Сенату. И, тем не менее, руководители этих ве­домств, минуя вышестоящие инстанции, писали прямо в Кабинет, куда, таким образом, стягивались все нити управления на разных уровнях. В сущности, это было явным нарушением заведенного пропагандируемого самим Петром бюрократического порядка, требующего субординации.

По-видимому, в ряде случаев активное участие царя было необходи­мо, чтобы преодолеть неповоротливость бюрократической машины, исправить создаваемые ее же бюрократической сущностью недостатки.

Здесь следует сказать, что само по себе создание бюрократической машины, пришедшей на смену системе средневекового управления, в основе которого лежал обычай, – естественный процесс. Бюрократия - необходимый элемент структуры государства нового времени. Однако в условиях рос­сийского самодержавия создание бюрократической машины стало своеоб­разной "бюрократической революцией". Начиная с петровских времен, эта машина работала по присущим ей внутренним законам, ради конечной цели – упрочнения своего положения, – подстраиваясь под всяческие изменения в жизни. Все эти черты созданной петровским режимом бюрократии позво­лили ей успешно функционировать вне зависимости от того, какой власти­тель сидел на троне – умный или глупый, деловой или бездеятель­ный. Многие из этих черт и принципов сделали сплоченную касту бюрократов неуязвимой и до сего дня.

Итак, петровскими реформами создавалась неведомая ранее Руси сис­тема. Государственность Российской империи была как бы в лесах строй­ки, и Петр – ее инженер и строитель – постоянно вносил необходимые поправки и дополнения.

2.2. Военная реформа

Все петровские реформы во внутренней политике, помимо общего замысла преобразования России в великую державу, в значительной мере были направлены на коренную реорганизацию вооруженных сил страны: создание регулярной армии и постройку мощного флота. Поэтому военная реформа была первоочередным преобразованием Петра, наиболее продолжительным и самым тяжелым как для него самого, так и для народа. Она имеет очень важное значение в нашей истории; это не просто вопрос о госу­дарственной обороне: реформа оказала глубокое действие на склад общества и дальнейший ход событий.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Модернизация России при Петре Великом

    Реферат >> Исторические личности
    ... эпохи Петра I ……………………… 5 Раздел 2. Модернизация России, административные, социально-экономические и культурные ... принявшее невиданный размах в первом десятилетии ХVIII в. Первое мощное восстание вспыхнуло в ... 1696 г. со второй попытки Азов был взят русскими ...
  2. Модернизация России на рубеже ХХ-ХХ I вв

    Реферат >> История
    ... дисциплин РЕФЕРАТ на тему: «Модернизация России на рубеже ХХ-ХХ I ... правления , приемлемая для России, отвергая все попытки ограничить свою власть. Вплоть ... года возник Всероссийский крестьянский союз - первая массовая организация в деревне, руководили ...
  3. Антимонопольная политика России (1)

    Дипломная работа >> Экономика
    ... .Обновление технологии производства, модернизация производства, разработка новых товаров ... жизни и в правовой системе России. Первые попытки создать особое законодательство о трестах ... постоянно; - перманентная модернизация всех видов деятельности. ...
  4. Программа Модернизации России СЮ Витте

    Реферат >> Исторические личности
    ... 90-х годов. Они ускорили индустриальную модернизацию России и в последующем помогли народнохозяйственному организму выдержать ... общинного землевладения. В 1898 он сделал первую попытку добиться в комитете министров пересмотра аграрного ...
  5. Антимонопольная политика России (4)

    Реферат >> Экономика
    ... нею. 12.Обновление технологии производства, модернизация производства, разработка новых товаров и торговых ... явление в экономической жизни и в правовой системе России. Первые попытки создать особое законодательство о трестах и синдикатах ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0017471313476562