Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

История->Реферат
1942 г. К началу весенне-летней кампании 1942 г. противник сохранял преимущество в численности личного состава, в количестве орудий и самолетов, уступ...полностью>>
История->Самостоятельная работа
По горизонтали: 6. Процедура отречения от власти. – Импичмент. 3. Одна из трех мировых религий, возникшая в 1 в н. э. как религия угнетенных. – Христи...полностью>>
История->Реферат
Россия нуждается в поддержке подвижников, получающих удовлетворение от сознания собственной пользы, от служения своему отечеству через человеколюбие. ...полностью>>
История->Реферат
Человечество задается вопросами на экономическую тему ещё с древности, ещё тогда возникла необходимость в установление закономерностей, для этого необ...полностью>>

Главная > Реферат >История

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.1. Цели внешней политики Петра Великого

России необходимо было найти в Европе союзников в ее борьбе с Османской империей. В 1697 г. русской дипломатии удалось заключить наступательный союз против Турции с Австрией и Венецией, и она намеревалась укрепить этот союз вовлечением в него других европейских государств, прежде всего морских держав – Голландии и Англии.

Так родилась идея Великого посольства (март 1697 – август 1698 гг.), которое должно было посетить столицы ряда европейских государств. Великими послами были назначены генерал-ад­мирал Ф.Я. Лефорт, генерал Ф.А Головин, начальник Посольского приказа и думный дьяк П.Б Возницын. Всего в посольство вошло 250 человек, в том числе 35 волонтеров (среди которых под именем Петра Михайлова находился сам царь), намеревавшихся обучиться кораб­лестроению на зарубежных верфях. За полтора года пре­бывания за границей Петр с посольством посетил Курляндию, Бранденбург, Голландию, Англию и Австрию, встречался с владетельными князьями и монархами, изу­чал корабельное дело и другие ремесла. Пришедшее ле­том 1698 г. из Москвы известие об очередном стрелецком бунте вынудило царя вернуться в Россию.

Международные отношения в Европе в это время складывались не в пользу продолжения войны с Турцией, и своей главной цели Великое посольство не достигло. Вскоре, 14 января 1699 г., России, как и другим странам — членам "Священной лиги", пришлось пойти на переми­рие с Османской империей, заключение которого состо­ялось в Карловцах. Однако Великое посольство стало для Петра подлинной академией, и полученный опыт он ис­пользовал при проведении реформ как во внутренней, так и во внешней политике. Оно на длительный период определило задачу борьбы России со Швецией за облада­ние Балтийским побережьем и выходом к морю.

Переориентация внешней политики к началу XVIII в. с южного направления на северное совпала по времени с огромными преобразованиями, охватившими все сферы жизни страны. Подготовка к войне со Швецией послу­жила импульсом для глубоких политических и социально-экономических реформ, которые определили в ко­нечном счете облик Петровской эпохи.

Огромное влияние на реформы Петра имела война. Он почти не знал мира: весь свой век он воевал с кем-ни­будь: то с сестрой, то с Турцией, Швецией, даже с Персией. Петру достались от его предшественников две за­дачи, разрешение которых было необходимо для того, чтобы обеспечить внешнюю безопасность государства: во-первых, надо было довершить политическое объединение русского народа, едва не половина которого находилась за предела­ми Русского государства; во-вторых, предстояло исправить границы государственной территории, которые с некоторых сторон были слишком открыты для нападения. Разрешение этих задач до Петра было только начато.

Вторая задача, территориальная, еще до него приводила Московское госу­дарство к столкновениям с двумя врагами: со Швецией, у которой нужно было отвоевать восточный берег Балтийского моря, и с крымскими татарами, т.е. с Турцией. Петр, на­чиная свою деятельность, прямо вступил в это сочетание международных отношений, до него создавшееся. В начале царствования он также обратил все свои усилия и народные силы на юг, следовательно, поставил своей ближайшей за­дачей исправление и ограждение южной границы госу­дарственной территории. Для этого надо было укрепить за собой и обезопасить берега Черного и Азовского морей.

На Азовском море появился первый русский флот; там возникли верфи и гавани. Но потом отношения в Западной Европе переменились. В северной и средней Европе после Тридцати­летней войны в международных отношениях главенствовала маленькая Швеция. Ее преобладание тяжелым гнетом ложи­лось особенно на государства, близкие к Балтийскому мо­рю, на Данию, Польшу и Московию. Дания и Польша искали себе третьего союзника в Московии, которая считала себя обобранной после Кардисского мира 1661 г., не возвратив­шего ей ни Ингрии, ни Карелии. Это заставило Петра по­вернуть свои усилия с берегов Черного и Азовского морей к Балтийскому морю, перегнать туда народные силы, нап­равленные на внешнюю борьбу. Новой столицей государства суждено было стать не Азову или Таганрогу, а Санкт-Петер­бургу. Таким образом, задача исправления южной границы была оставлена ради ограждения северо-западных пределов.

1.2. Влияние Северной войны на реформы

Самое глубокое влияние Полтавской победы сказалось не на внешней политике, а в ходе внутренних дел. На очередь стало гражданское правление. Обер-инспектор ратушного правления предупреждал Петра, что война приблизила народ к конечному разорению и необходимо ослабить взыскание накопившихся недоимок, от которого идет "превеликий все­народный вопль". До этого момента все управление было направленно к целям войны и превратилось в генеральный штаб и военную кассу. До Полтавы можно отметить только два законодательных акта устроительного характера: указы 30 января 1699 г. – о восстановлении земских учреждений и 18 декабря 1708 г. – о разделении государства на гу­бернии. Петр не получил такого политического воспитания, чтобы "превеликий всенародный вопль" от взыскания недои­мок мог сам по себе его тронуть. Но другие, менее чувствительные соображения побуждали его обратить внима­ние на эту проблему. Он по-прежнему оставался туг к по­ниманию нужд народа, но стал более чутким к условиям своего международного положения. Победы при Лесной и под Полтавой показали, что главное дело было сделано, регулярная армия создана; создался и балтийский флот. Ту и другую силу предстояло поддерживать на достигнутом уров­не и даже приподнимать по возможности. Полтава выводила Петра на большую европейскую дорогу, грозившую новыми расходами. Его стали боятся на Западе. Московия выступа­ла новым международным могуществом, следовательно, приоб­ретала врагов во всех старых друзьях. Военный и диплома­тический престиж надобно было дорого оплачивать. Между тем, источники государственных доходов истощались, накоп­лялись многолетние недоимки. Курбатов, обер-инспектор ратушного правления, грозил, что при строгом их взыска­нии многие плательщики скоро совсем выбьются из сил.

Че­рез пять месяцев после Полтавы Петр указал взыскивать только за два прошедших года (1707 и 1708). В 1710 г. сосчитали приход и расход за 1705 – 1707 гг. и открыли, что ежегодными доходами казна покрывала только 4/5 своих расходов, 2/3 которых шло на армию и флот. Весь этот де­фицит раскладывался на плательщиков в виде дополнитель­ного налога. С каждым шагом становилось яснее, что вели игру не по карману. Это поворачивало мысль от боевой границы вовнутрь, от военных операций к изысканию новых источников казенного дохода. Их можно было найти только путем лучшего устроения народного труда и государствен­ного хозяйства. Этот поворот и отмечен в сборнике мате­риалов по истории Северной войны, который редактировал сам Петр. В этот период очень заметен подъем законода­тельной деятельности.

С 1700 г. по 1709 г. включительно было издано более 500 актов, а в следующее десятилетие их число дошло до 1238 и почти столько же их напечатано за одно пятилетие 1720 – 1725. Все наиболее капитальные законоположения Петра относятся ко второй, послепол­тавской половине его царствования. Война превратила его из корабельного мастера и войскового организатора в мно­гостороннего преобразователя.

2. Реформы Петра Великого

В XVII в. отставание России от уровня развития западноевропейских государств было весьма значитель­ным, несмотря на обозначившуюся тенденцию к сокра­щению этого разрыва. Государству нужна была сильная личность, которая обладала бы не только верховной властью, но и пониманием необходимости перемен, энергией, смелостью и решительностью, умом и таланом преобразователя. И такой государственный деятель появился на исторической арене в лице Петра I.

Итак, в первой четверти XVII в. был осуществлен целый комплекс реформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти и управления, областей культуры и быта, а также происходит коренная реорганизация воору­женных сил. Почти все эти изменения происходили во время правления Петра I и имели огромное прогрессивное значе­ние.

Общий план реформ

На первый взгляд преобразовательная деятельность Петра представляется лишенной всякого плана и последова­тельности. Постепенно расширяясь, она захватила все части государственного строя, коснулась самых различных сторон народной жизни. Но ни одна часть не перестраивалась сра­зу, в одно время и во всем своем составе. Каждая реформа подступала по несколько раз, в разное время касаясь ее по частям, по мере надобности. Преобразовательные меры следовали одна за другой в том порядке, в каком вызывали их потребности, навязанные войной. Она поставила на пер­вую очередь преобразование военных сил страны. Военная реформа повлекла за собой два рядя мер, из которых одни направлены были на поддержание регулярного строя преоб­разованной армии и новосозданного флота, а другие – на обеспечение их содержанию. Меры того и другого порядка изменяли положение и взаимные отношения сословий, усили­вали напряжение и производительность народного труда как источника государственного дохода. Нововведения военные, социальные и экономические требовали от управления такой усиленной и ускоренной работы, ставили ему такие сложные и непривычные задачи, какие были ему не под силу при его прежнем строе и составе. Поэтому рука об руку с этими нововведениями и частью даже впереди их шла постепенная перестройка управления всей правительственной машины, как необходимое общее условие проведения прочих реформ. Другим таким общим условием была подготовка дельцов и умов к реформе. Для успешного действия нового управления, как и других нововведений, необходимы были исполнители, подготовленные к делу, обладающие нужными для того зна­ниями, необходимо было и общество, готовое поддерживать дело преобразования, понимающие его сущность и цели. Отсюда усиленные заботы Петра о распространении научного знания, о заведении общеобразовательных и профессиональ­ных, технических школ.

Таков общий план реформ, их порядок, установленный не наперед обдуманными предначертаниями Петра, а самим ходом дела и гнетом обстоятельств. Война была главным движущим рычагом преобразовательной деятельности, военная реформа – ее начальным моментом, а устройство фи­нансов – ее конечной целью.

Всю государственную деятельность Петра Великого можно разделить на два периода: 1695 – 1715 и 1715 – 1725 гг.

Важнейшей особенностью реформаторской деятельности первого периода является ее обусловленность, прежде всего задачами внутреннего переустройства, которые были продиктованы нуждами ведения Северной войны. Реформы проводились в основном насильственными методами и сопровождались активным вмешательством государства в дела экономики. Отсутствие опта, военные неудачи, давление старого консервативного аппарата власти придали многим реформам непродуманный, поспешный характер.

Во второй период, когда военные действия уже бы перенесены на территорию противника, реформы стали более планомерными и последовательными.

Преобразования оформлялись законодательными указами царя (их количество за первую четверть XVIII в. составило более 2,5 тыс.). Однако это вовсе не противоречит тому факту, что реформаторская деятельность Петра носила в основном насильственный характер.

В целом петровские реформы были подчинены интересам не отдельных сословий, а всего государства – его процветанию, благополучию и приобщению к западноевропейской цивилизации. Они служили осуществлению своеобразной революции сверху и шаг за шагом формировали в России систему абсолютной монархии – типа государственной власти, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. При абсолютизме достигается высшая степень централизации, создается разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция, а деятельность сословно-представительных органов фактически прекращается.

2.1. Реформы государственного управления



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Модернизация России при Петре Великом

    Реферат >> Исторические личности
    ... эпохи Петра I ……………………… 5 Раздел 2. Модернизация России, административные, социально-экономические и культурные ... принявшее невиданный размах в первом десятилетии ХVIII в. Первое мощное восстание вспыхнуло в ... 1696 г. со второй попытки Азов был взят русскими ...
  2. Модернизация России на рубеже ХХ-ХХ I вв

    Реферат >> История
    ... дисциплин РЕФЕРАТ на тему: «Модернизация России на рубеже ХХ-ХХ I ... правления , приемлемая для России, отвергая все попытки ограничить свою власть. Вплоть ... года возник Всероссийский крестьянский союз - первая массовая организация в деревне, руководили ...
  3. Антимонопольная политика России (1)

    Дипломная работа >> Экономика
    ... .Обновление технологии производства, модернизация производства, разработка новых товаров ... жизни и в правовой системе России. Первые попытки создать особое законодательство о трестах ... постоянно; - перманентная модернизация всех видов деятельности. ...
  4. Программа Модернизации России СЮ Витте

    Реферат >> Исторические личности
    ... 90-х годов. Они ускорили индустриальную модернизацию России и в последующем помогли народнохозяйственному организму выдержать ... общинного землевладения. В 1898 он сделал первую попытку добиться в комитете министров пересмотра аграрного ...
  5. Антимонопольная политика России (4)

    Реферат >> Экономика
    ... нею. 12.Обновление технологии производства, модернизация производства, разработка новых товаров и торговых ... явление в экономической жизни и в правовой системе России. Первые попытки создать особое законодательство о трестах и синдикатах ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019161701202393