Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

История->Закон
Без прошлого не может быть ни настоящего, ни будущего. Исторический опыт сотен поколений людей служит для современного человечества фундаментом в разр...полностью>>
История->Закон
Право Древней Индии было теснейшим образом связано с религией и религиозной моралью. Характерно, что в самом языке этого времени не было специального ...полностью>>
История->Реферат
Писателем обычно называют человека, для которого указанное занятие является основным либо одним из основных. Кроме того, в качестве критериев принадле...полностью>>
История->Реферат
Национальность — в русском языке термин, обозначающий принадлежность индивида к определённой этнической группе. Такое понимание было характерно для Ев...полностью>>

Главная > Реферат >История

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Крепостническая политика в промышленности деформировала и процесс образования русской буржуазии. Крепостническая деформация коснулась и сферы общественного сознания. Став душевладельца­ми, мануфактуристы не ощущали своего социального своеобразия, а стремились повысить свой статус путем получения дворянства.

Таким образом, отметим два самых важных последствия актив­ного государственного промышленного строительства: создание мощ­ной экономической базы, столь необходимой развивающейся нации, и одновременно существенное торможение имевшихся тенденций разви­тия страны по капиталистическому пути, на который уже встали ев­ропейские народы.

Альтернативой этим указам могла стать только отмена кре­постного права. Однако такой альтернативы для Петра не существо­вало. Крепостничество пропитало все поры жизни страны, сознание людей, играло в России особую, всеобъемлющую роль. Разрушение пра­вовых структур нижнего этажа подорвало бы основу самодержавной власти.

Из всех преобразований Петра центральное место занимает реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев.

В начале реформ старый приказной аппарат, унаследованный Петром, не претерпевал качественных изменений. Увеличение объемов управленческой деятельности пытались компенсировать ростом числа новых приказов, канцелярий. Но уже в первые годы Северной войны стало ясно, что обороты механизма государственного управле­ния, главными элементами которых были приказы и уезды, не поспевали за нараставшей скоростью маховика самодержавной инициативы. Ради­кально решить эту проблему Петр пытался с помощью областной ре­формы – создания новых административных образований – губер­ний. Основной целью этой реформы было обеспечение армии всем не­обходимым: устанавливалась прямая связь губерний с полками ар­мии, распределенными по губерниям.

Областная реформа, отвечая наиболее актуальным потребнос­тям самодержавной власти, явилась в то же время следствием разви­тия бюрократической тенденции, столь характерной уже для пред­шествующего периода. Именно с помощью усиления бюрократического элемента в управлении Петр намеревался решать все государствен­ные вопросы. Реформа привела не только к сосредоточению финансо­вых и административных полномочий в руках нескольких губернато­ров – представителей центральной власти, но и к созданию на мес­тах разветвленной иерархической сети бюрократических учреждений с большим штатом чиновников.

Подобная же схема была заложена в идее организации Сена­та, явившегося следующим уровнем бюрократизации высшего управле­ния, подтверждало возрастание значения бюрократических принци­пов, без которых Петр не мыслил ни эффективного управления, ни са­мого самодержавия как политического режима личной власти.

Для понимания многих явлений в истории России необходимо подчеркнуть огромную роль государства в жизни общества. Во многом все прогрессивное и реакционное идет сверху. Для России с давних пор стало естественным явление, когда не общественное мнение оп­ределяет законодательство, а, наоборот, законодательство формирует (и даже деформирует) общественное мнение и общественное созна­ние. Петр придавал огромное значение писаному законодательст­ву, которое в его эпоху отличалось всеобъемлющей регламентацией и бесцеремонным вмешательством в частную и личную жизнь.

Закон реализовывался лишь через систему бюрократических учреждений. Можно говорить о создании при Петре подлинного культа учреждения, административной инстанции. Мысль великого реформатора России была направлена, во-первых, на создание такого совершенного и всеобъемлющего законодательства, которым была бы по возможности охвачена и регламентирована вся жизнь подданных, во-вторых, Петр мечтал о создании совершенной и точной как часы государственной структуры, через которую бы могло реализовываться законодательст­ву. Петр прилагал огромные усилия к налаживанию бесперебойной, эф­фективной работы созданных учреждений и главное внимание уделял именно разработке и усовершенствованию многочисленных регламен­тационных документов, которые, по мысли их создателя, должны были обеспечить эффективность работы аппарата.

Для мировоззрения Петра было характерно отношение к госу­дарственному учреждению как к воинскому подразделению, к регла­менту – как к уставу, а к служащему – как к солдату или офице­ру. Он был убежден, что армия – наиболее совершенная общественная структура, что она – достойная модель всего общества, а воинская дисциплина – это то, с помощью чего можно воспитать в людях поря­док, трудолюбие, сознательность, христианскую нравственность.

Внедрение военных принципов в гражданскую сферу проявля­лось в распространение военного законодательства на систему го­сударственных учреждений, а также в придании законам, определяющим работу учреждений, значения и силы воинских уставов. Для Петра бы­ли характерна сознательная ориентация на военные образцы, желание придать государственной машине черты грандиозной военно-бюрокра­тической организации, созданной и действующей как единый военный организм.

С Петровских времен армия заняла выдающееся место в жизни русского общества, став его важнейшим элементом. Утверждалось, что в России не армия была при государстве, а, наоборот, государство при армии.

Создание бюрократической машины, пришедшей на смену систе­ме средневекового управления, в основе которого лежал обычай, – естественный процесс, т.к. бюрократия – необходимый элемент структуры государств нового времени. Однако в условиях российско­го самодержавия, когда ничем и никем не ограниченная воля монарха – единственный источник права, когда чиновник не ответствен ни перед кем, кроме своего начальника, создание бюрократической маши­ны стало и своеобразной "бюрократической революцией", в ходе ко­торой был запущен вечный двигатель бюрократии. Начиная с петровс­ких времен, он начал работать по присущим ему внутренним законам, ради конечной цели упрочения своего положения. Многие из этих черт и принципов сделали сплоченную касту бюрократов неуязвимой и до сего дня.

В основе военно-бюрократической системы, созданной Пет­ром, лежала четкая иерархичность, соподчиненность всех звень­ев. Петровская эпоха примечательна окончательным оформлением са­модержавия. Ликвидация последних следов сословного представитель­ства, создание сводов законов, закрепляющих право личности управ­лять, владеть миллионами на основании своей юридически ничем не ограниченной воли с помощью бюрократической машины, – суть глав­ных процессов, происшедших при Петре.

3.2. Современные аспекты реформ

Реформы в России предпринимались неоднократно, но все по­пытки не увенчались успехом. Главная причина этого состоит в том, что периодически возникавшее у власти стремление к переменам сосредоточивалось не на изменении общества, а на реформировании государства. Интересы человека игнорировались всеми реформами без исключения.

Правила реформирования в России совсем иные, чем в запад­ном обществе. В России не существовало социальной базы для рефор­маторства в силу господства традиционной культуры, ориентирован­ной на идеальную имперскую власть.

Чтобы осуществить реформы, нужно, по крайней мере, сформули­ровать их конечную цель. Россия же вместо этого всегда начинала подражать странам западного типа, с тем, чтобы стать государс­твом, способным активно противостоять Западу.

Кроме того, для реформы необходимо не единовременное уси­лие, их реализация предполагает достаточно длительный цикл – 2-3 поколения – именно на протяжении этого срока полностью меняется стереотип сознания человека.

Основой перестройки стала идея материализации власти. Бю­рократическая номенклатура устала от своего противоестественного состояния, когда власти много, а крупной собственности – нет. Даже блага, которыми они пользовались, могли в любой момент уйти вместе с партбилетом. Перестроечное реформаторство имеет сугубо "матери­альные" истоки и именно вследствие этого шло "сверху". Народ ждал перемен, но являлся для реформаторов "человеческим фактором".

И сегодня злободневно звучат слова В. Ключевского: "Россия управлялась не аристократией и не демократией, а бюрократи­ей, то есть действовавшей вне общества и лишенной всякого соци­ального облика кучей физических лиц разнообразного происхожде­ния, объединенных только чинопроизводством. Таким образом, демок­ратизация управления сопровождалась усилением социального нера­венства и дробности".

3.3. Реформы Петра и особый путь России

Понятие России в значительной степени отождествлялось с Государством Российским. Само понимание русского, русской террито­рии после классического периода Киевской Руси связывалось с ра­ботой государственного собирания.

Русский этнос в его современном понимании как нечто еди­ное по существу был вынянчен государством в процессе смешения разноплеменных человеческих масс. Государственное начало в русской истории выглядит действительно как нечто, выросшее из творящей самое себя идеи, – русский этнос, территория и культура.

Становление основного положительного принципа развития – государственного, борьба за его утверждение и т. д. – осуществля­лось за счет массовых репрессий, уничтожения целых укладов жиз­ни, за счет дальнейшего ограничения свободы личности. В России в условиях слабости или практического отсутствия гражданского об­щества реформы, которые в Европе шли снизу, от общества, как ре­зультат выхода на поверхность новых укладов, новых типов произ­водств в борьбе со сложившимися, – в России проводились в инте­ресах власти перед лицом внешней и внутренней угрозы, в частнос­ти, со стороны собственного общества. Поэтому эти реформы осущест­влялись прежде всего посредством подавления общества, породив фе­номен отчуждения общества от власти.

В России налицо особенное, ни с чем не сравнимое разви­тие, в котором движение вперед парадоксальным образом переплета­ется с подавлением свободы, а технический и другой прогресс – с отчуждением общества от государства.

В результате исторического развития сложился своеобразный "русский путь" – от модернизации до модернизации. А поскольку ре­формы сверху, особенно внедрение нового, требуют усиление влас­ти, то развитие производительных сил в России, сопровождаясь вол­нообразным усилением деспотизма на каждом витке реформ, шло в сторону уничтожения гражданского общества, до некоторой степени возрождавшегося, однако после того, как эпоха реформ проходила.

Реформы Петра заморозили процессы эмансипации частной собственности, особенно на самом массовом, крестьянском уров­не. Подтверждение этому – разрушение права частного владения землей вследствие введения уравнительного подушного (вместо по­земельного) налога на государственных крестьян. Со временем этот налог привел к ликвидации частного владения, переделам земли об­щиной и ко все возрастающему вмешательству государства в дела крестьян.

Сейчас, оглядывая разоренную страну, оказавшуюся вдруг, как в давние времена, нищей и отсталой, который раз в нашей истории ощутив себя перед неопределенностью будущего, необходимо заду­маться, т.к. пронесла с собой наша страна сквозь революционные бури вековую традицию создавать в результате реформ жестко-дес­потический режим особого типа, который в России назывался самодержавием.

Своеобразие исторического пути России состояло в том, что каждый раз следствием реформ оказывалась еще большая архаизация системы общественных отношений. Именно она и приводила к замед­ленному течению общественных процессов, превращая Россию в страну догоняющего развития.

Своеобразие состоит и в том, что догоняющие, в своей основе насильственные реформы, проведение которых требует усиления, хотя бы временного, деспотических начал государственной власти, приво­дят, в конечном итоге, к долговременному укреплению деспотизма. В свою очередь замедленное развитие из-за деспотического режима требует новых реформ. И все повторяется вновь. Циклы эти становят­ся типологической особенностью исторического пути России. Так и формируется – как отклонение от обычного исторического порядка – особый путь России.

Продлится ли в нашем будущем "изменение обычного истори­ческого порядка" – особый путь, который в очередной раз ввергнет страну в пароксизм конвульсивных насильственных изменений, не давая ничего взамен, кроме перспективы повторения их в буду­щем, уже на периферии мирового развития? Или в нашей истории из­менится смысл слова "реформа", и мы найдем в себе силы, возможнос­ти и волю занять достойное великой культуры место в этом мире?

На эти вопросы смогут ответить только историки будущих поколе­ний, но хотелось бы, чтобы утвердительно – на второй.

Заключение.

В итоге Петру Великому удалось создать обширную зако­нодательную базу. После его смерти издание специализиро­ванных объемных актов сократилось, получили развитие ма­нифесты, указы и т. д.

Форма правления при абсолютизме остается прежняя — монар­хическая, но содержание ее и внешние атрибуты меняются. Власть мо­нарха становится неограниченной, провозглашение его императором подчеркивает могущество как во внешней, так и во внутренней сфе­рах.

В данный период усиливается многонациональность России, при­чем к ней присоединяются районы, близкие по уровню развития к Ве-ликороссии (Украина, Прибалтика, Белоруссия). Некоторые нацио­нальные районы (Украина, Казахстан, Грузия) присоединяются к Рос­сии добровольно и даже по своей инициативе. Новые части Россий­ского государства сохраняют в ней порой особый правовой статус (Украина, Казахстан). В целом же в Российской империи развиваются отношения унитаризма, закрепленные в особенности реформами ад­министративно-территориального устройства, проведенными при Петре I и Екатерине П.

Переход к абсолютизму характеризуется заметными изменениями в государственном механизме. Отмирают и упраздняются сословно-представительные органы, создается сложная, разветвленная, дорого­стоящая система органов, наполненных чиновниками-дворянами.

В период становления и упрочения абсолютизма происходит су­щественное развитие права. Издаются многие крупные законы, про­водится работа по систематизации законодательства. Хотя нового общего уложения подготовлено не было, впервые в истории русского права создаются кодексы — военно-уголовный, процессуальный.

Но необходимо подчеркнуть: реформы Петра I показали, что насильственными методами, даже преследующими благие цели, можно изменить только поверхностные элементы общественной жизни – политическую, военную и то относительно. Существенные элементы – экономические, культурные традиции – невозможно изменить, не учитывая объективных законов. Насилие и попытки переделать «идеально» эти отношения лишь уродуют их, но не изменяют их естественные тенденции развития. Но, самое главное, пытаясь обойти препятствия, активные представители общества тратят силы на бессмысленную борьбу, а страна, вместо продвижения вперед, теряет историческое время. Единственный выход, зарекомендовавший себя в европейских странах, это освобождение предпринимательской энергии людей. Именно этот путь, в конце концов, при регулирующей деятельности государства, вел к складыванию естественных отношений в обществе, сочетанию интересов личности и общества. Этот путь не означает счастья и всеобщего благоденствия для всех без исключения, но он включает механизм мобильности развития общества через развитие предприимчивости и активности его граждан.

Использованные источники информации

  1. Балюкин К.С., Российские реформы XVIII века и их последствия//Методы эволюционной и синергетической экономики в управлении региональными и производственными системами – Отрадная, 2000 – с. 148-151.

  2. сост. Богданов А.П. "Россия при царевне Софье и Петре I: записки русских лю­дей" – М.: Современник, 1990 г. – 445 с.

  3. Буганов В.И. "Петр Великий и его время" – М.: Нау­ка, 1989 г. – 192 с.

  4. Буганов В.И., П.Н. Зырянов, под ред. А.Н. Сахарова "История России, конец XVII – XIX век", изд. 3 – М.: 1997 г. – 304 с.

  5. Валютное регулирование и валютный контроль. 2004 - №12. с. 108-109,Демкин А.В. Петр Великий и отечественная валюта.

  6. сост. Воскресенский Н.А. "Законодательные акты Петра I" – М.: Л., 1945 г.

  7. Головатенко А. "История России: спорные проблемы", изд. 2, испр. и доп. – М.: Школа-Пресс, 1994 г. – 256 с.

  8. Зуев М.Н. "История России с древнейших времен до конца XX века", изд. 2, испр. и доп. – М.: Дрофа, 2000 г. – 896 с.

  9. Князьков С. "Очерки из истории Петра Великого и его времени" – М.: Культура, 1990 г. – 658 с.

  10. под ред. Рыбакова Б.А. "История СССР с древнейших времен до конца XVIII века" – М.: Высшая школа, 1983 г. – 417 с.

  11. Рыбаков Б.А., Сахаров А.М., Преображенский А.А., Краснобаев Б.И. "История СССР", изд. 4, дораб, – М.: Просвещение, 1991 г. – 303 с.

  12. Харт М.А. "100 великих людей" – М.: Вече, 1998 г. – 544 с.

  13. Хачатурян В.М., под ред. В.И. Уколовой "История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX века", изд. 2. – М.: Дрофа, 1998 г. – 400 с.

  14. РМЦ, Фотоновости CD "Флот во славу России", 1997 г.

  15. Коминфо CD "Династия Романовых", 1996 г.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Модернизация России при Петре Великом

    Реферат >> Исторические личности
    ... эпохи Петра I ……………………… 5 Раздел 2. Модернизация России, административные, социально-экономические и культурные ... принявшее невиданный размах в первом десятилетии ХVIII в. Первое мощное восстание вспыхнуло в ... 1696 г. со второй попытки Азов был взят русскими ...
  2. Модернизация России на рубеже ХХ-ХХ I вв

    Реферат >> История
    ... дисциплин РЕФЕРАТ на тему: «Модернизация России на рубеже ХХ-ХХ I ... правления , приемлемая для России, отвергая все попытки ограничить свою власть. Вплоть ... года возник Всероссийский крестьянский союз - первая массовая организация в деревне, руководили ...
  3. Антимонопольная политика России (1)

    Дипломная работа >> Экономика
    ... .Обновление технологии производства, модернизация производства, разработка новых товаров ... жизни и в правовой системе России. Первые попытки создать особое законодательство о трестах ... постоянно; - перманентная модернизация всех видов деятельности. ...
  4. Программа Модернизации России СЮ Витте

    Реферат >> Исторические личности
    ... 90-х годов. Они ускорили индустриальную модернизацию России и в последующем помогли народнохозяйственному организму выдержать ... общинного землевладения. В 1898 он сделал первую попытку добиться в комитете министров пересмотра аграрного ...
  5. Антимонопольная политика России (4)

    Реферат >> Экономика
    ... нею. 12.Обновление технологии производства, модернизация производства, разработка новых товаров и торговых ... явление в экономической жизни и в правовой системе России. Первые попытки создать особое законодательство о трестах и синдикатах ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0028209686279297