Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Политология->Реферат
Выборы являются центральным институтом демократии, потому что власть правительства исходит исключительно из согласия управляемых. Главный механизм, пр...полностью>>
Политология->Реферат
СодержаниеВведение 1. Предпосылки и особенности принятия конституции Российской Федерации 1993 года 1.1. Исторические условия принятия конституции Рос...полностью>>
Политология->Реферат
Исходя из дифференциации геополитического знания геополитику можно подразделить на целый ряд составляющих (рис. 1.2). Речь идет о месте геополитики в ...полностью>>
Политология->Реферат
Многообразие форм политического устройства объясняется тем, что государство есть сложное целое, множество, состоящее из многих и разных, неподобных ча...полностью>>

Главная > Реферат >Политология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Политические группировки в Византии.

В средневековой Византии жители больших городов имели свои территориальные организации – димы, в функции которых входило: подготовка и проведение массовых зрелищ, состязаний (особенно популярны были скачки на колесницах), благоустройство города, охрана общественного порядка. Димы не были властными государственными организациями, они имели общественный характер, но объединяли людей не по социальному положению, а по месту жительства по кварталам. Хотя в городах того времени жители определенных кварталов часто имели определенные профессии.

Димы могли объединяться в более обширные организации. Например, в V–VI в.в. большим влиянием в общественно-политической жизни пользовались объединения димов – венеты (синие) и прасины (зеленые). Менее были известны объединения красные и белые. Названия партии получали по цвету одежды возницы на состязаниях колесниц, которые содержали те или иные Димы.. Население Византии в то время пользовалось цирком (ипподромом) не только как зрелищем, но и как местом сборищ (собраний), куда приходил император и высшие сановники империи, и где можно было высказать свои групповые и индивидуальные требования. Димоты рассаживались на трибунах ипподрома по димам: венеты отдельно от прасинов. Социальный состав организаций византийских димов был довольно разнообразным. Рядовые димоты как венеты, так и прасины принадлежали к средним и низшим социальным слоям империи. Руководство венетов состояло из крупных землевладельцев и сенаторской аристократии. Оно было заинтересовано в сохранении существовавшей политической системы империи и социальной феодальной системы и вообще в статус кво.

Более прогрессистские и реформистские позиции занимало руководство прасинов, которое выражало интересы богатых купцов и социальных групп, связанных с торговлей (ремесленники, моряки, грузчики, жители портовых городов, охранники караванов, владельцы и продавцы лавок), в том числе с торговлей транзитной (из Китая, Индии в Европу, на Русь, в Скандинавию), с торговлей с заграницей (с Индией, Китаем, Эфиопией, Йеменом) имевших тесные связи с восточными провинциями империи и было заинтересовано в мирном развитии отношений с соседними государствами.

Выросшие из потребности в самоорганизации, в решении социальных проблем своих членов, «партии» венетов и прасинов постепенно начинают выполнять функции политических организаций: такие как подача прошений (петиций), политическая мобилизация, артикуляция интересов, организация политического давления на правительство.

Полисом в Византии управляли куриалы – члены городского совета - богатая рабовладельческая верхушка, которая за свой счет содержала здания, благоустраивала город, устраивала зрелища и бесплатную раздачу продуктов городской бедноте. Куриалы отвечали своим имуществом за сбор казенных налогов. С углублением кризиса рабовладения, появлением феодальных отношений полисная организация теряла свою основу, т.к. пригородные земли переходили из владений города в руки чиновной аристократии и сельских общин. В этих условиях доходы полиса постоянно падали. Куриалы, лишенные налоговых поступлений и вынужденные тратить собственные средства при выполнении своих функций, разорялись.

Поэтому ослабевающую куриальную организацию необходимо было поддержать димотной самоорганизацией. Именно из димотной (квартальной) то есть организации местного самоуправления и вырастали наиболее известные политические группировки в Византии, переходившей от рабовладельческой к феодальной социальной организации общества. Действительно, в димах уже существовало определенное членство (мужчины, проживающие в определенной части города), определенное лидерство (избираемые советы и их главы), определенные цели (защита интересов жителей городского квартала или целого ряда кварталов) и начатки определенной организации, что представляло собой основу для формирования политических группировок. В V – VI в.в. димотные партии пользуются уже таким значительным положением, что начинают оказывать влияние на выборы императора. Как уже упоминалось, власть автократора не была наследственной. Очередного императора после смерти предшественника избирали синклит (сенат) и войско. Ипподром (цирк) располагались вблизи дворца и собиравшиеся там партии, проводили бурные дебаты, порой заканчивавшиеся потасовками, а иногда приводившие к восстаниям, как например восстание Ника (Побеждай) 532 г. в Константинополе, в период правления Юстиниана. В этом восстании главную роль сыграла организация венетов, которая составила ядро антиправительственной оппозиции. Восставшие в количестве нескольких десятков тысяч человек заняли ипподром и выдвинули свои требования. Для подавления выступления власти пошли на сговор с вождями восставших, которые открыли проход наемным войскам. Во время подавления восстания погибло более 35 тыс. человек.

Вторым важным разломом в общественном сознании средневекового византийского общества был разлом социальный. Социальные противоречия как в рабовладельческой формации античных обществ и государств Древнего Востока, так и в переходную эпоху от рабовладельческого к феодальному строю стимулировали создание политических группировок особого рода. В этот период кроме традиционных социальных противоречий между знатью и простонародьем, между сельским и городским плебсом, между богатыми, средними и бедными подданными империи стали появляться противоречия между бывшими рабами, составившими сразу несколько новых социальных групп и остальными социальными группами. В ранней Византийской империи рабский труд еще широко применялся в крупных поместьях (латифундиях). Но, учитывая, что одной из причин падения Западной Римской империи был малопроизводительный рабский труд, что рабы за обещание свободы часто присоединялись к завоевателям-варварам, землевладельцы Византии начали наделять рабов участком земли (пекулием) и сельскохозяйственными орудиями. Такой раб переходил на положение колона (весьма напоминавшее положение крепостного крестьянина в России), который мог обзавестись семьей, его запрещалось продавать без земли и отделять при продаже от жены и детей. Колоны юридически считались собственностью землевладельца. Низкая производительность рабского труда и угроза восстаний стимулировали процесс отпуска рабов на свободу. Отпущенные рабы – либертины не считались собственностью бывших хозяев, но оставались в личной зависимости от них. Кроме того зависимость рождал и такой тип земельных отношений, как аренда. Мелкие лично свободные землевладельцы-арендаторы волей-неволей оказывались в личной зависимости от собственника земли.25 Неравноправные земельные отношения, отношения собственности стимулировали в политической сфере создание определенных политических группировок – клик. Когда положение отмеченных социальных групп либо в процессе сверхэксплуатации, либо в результате неурожая становилось совсем отчаянным, протест выражался в бунтах или восстаниях.

Третьим разломом был разлом религиозный. Раннее средневековье – время становления христианской религии, время продвижения ее на позиции доминирующего и государственного вероисповедания. Это было также время укрепления и развития христианской церковной организации. Против официальной церкви выступали еретические течения, которые отделяли себя от официальной церкви, подчеркивали те или иные несоответствия ее вероучения заповедям Христа. Поэтому часто партийно-политические противоречия проявлялись как ереси. Еретические вероучения противопоставляли государственной организации христианской церкви самодеятельную сектантскую организацию. При этом сектантское меньшинство в идеологической, а порой и физической борьбе вело себя наступательно и агрессивно. В идейном плане сектанты часто обращались к идеям первоначального христианства, иначе чем господствующая церковь, трактуя Ветхий и Новый Завет, призывая своих сторонников отвергнуть те или иные положения вероучения и принципы организации доминирующей церкви. Схизматики (раскольники) подтачивали христианскую церковь изнутри, навязывая длительные дискуссии по самым различным вопросам веры и церковной организации. Именно в совместном противостоянии церкви и государства многочисленным организациям сектантов и схизматиков и вырастала официальная церковно-государственная доктрина «двух мечей», и государственно-церковный институт императора, совмещавший высшую государственную и церковную власть в одном лице.

Примером схизматического движения, зародившемся в 420-х гг. в Византии и пользовавшемся заметным влиянием на Ближнем Востоке, в Иране, Средней Азии и даже в Китае, было религиозно-идеологическое течение несторианства. Несторианство было основано константинопольским патриархом Несторием в 428 г. Оно утверждало, что Иисус Христос был рожден человеком во плоти и лишь впоследствии стал сыном божьим, то есть мессией. Идеи несторианства были неоднократно использованы различными социально-политическими движениями для выражения социального протеста.

Течению несторианства противопоставило себя течение монофизитства. Монофизиты не только критиковали несториан за уклонение от истинной веры, но и выдвинули собственную идеологическую доктрину, заключавшуюся в соединении двух природ Христа божественного и человеческого и поглощением первой природой второй. Это учение имело наибольшее распространение в восточных провинциях империи (в Египте, Сирии, Армении) и стало там знаменем сепаратистских политических группировок.

Подчеркнем, что, зародившись внутри христианской церкви, то есть как типично схизматические течения несторианства и монофизитства были осуждены соответственно на Эфесском (431) и Халкидонском (453) соборах, а их нераскаявшиеся сторонники подвергнуты отлучению. Так группировки несториан и монофизитов, зародившиеся как схизматические религиозно-идеологические течения, превратились в сектантские группировки, находящиеся вне господствующей церкви и ведущие с ней непримиримую борьбу. Но для нас более важным является превращение религиозно-идеологических течений в подобие политических «партий», которые либо сами ставили, либо использовались политическими силами для достижения политических целей.

Учитывая огромное влияние религии и церкви на политический процесс порой светские «партии» свою политическую борьбу маскировали под религиозные движения. Для элиты Византийской империи, состоявшей из ближайшего окружения императора, начальников секретов (ведомств), высших военачальников и духовных лиц, были характерны отношения соперничества за влияние на императора и на принятие важнейших решений. Общую зависть всей элиты и ее отдельных группировок вызывали доходы (церковная подать составляла 10 % от доходов любого христианина) и состояние христианской церкви. Поэтому когда к власти пришли императоры Исаврийской династии, опиравшиеся на военные круги (717 г.) они начали создавать идеологическую основу своим замыслам. Таковая была найдена в лице доктрины иконоборчества. Эдиктом императора Льва III (726 г.) почитание икон, креста, мощей и пр. было объявлено идолопоклонством. Борьба между императорской камарильей, опиравшейся на группировку военных и христианской церковью приняла всеимперский характер и движение иконоборцев проникло в самые широкие массы. Она длилась более столетия и сопровождалась конфискациями, разгулом фанатизма, арестами, пытками, казнями, убийствами противников. Монастыри как хранилища церковных сокровищ закрывались, их богатства конфисковывались, монахов забирали на военную службу и принуждали к вступлению в брак. После присвоения огромных сокровищ церкви иконоборческая борьба пошла на убыль. Кроме того, массы, зараженные борьбой группировок стали представлять опасность для действующего политического режима. В 843 г. иконопочитание было восстановлено. Церкви позволили предать оставшихся иконоборцев анафеме. Но конфискованные сокровища не были возвращены.26

Восстания низов византийского общества также часто принимали какую-либо религиозную идеологию. Так выступление народных масс в 820 г., возглавленное крупным военачальником Фомой Славянином, в идеологическом плане опиралось на учение секты павликиан. В основе этого учения было положено представление о борьбе двух миров: мира добра, мира духовного, созданного богом и мира зла – творения сатаны. Государство и церковь его поддерживавшую павликиане причисляли к миру зла. Даже после подавления восстания Фомы (823 г.), павликиане долго сопротивлялмсь, доводя порой дело до настоящих сражений, решающее из которых произошло в 872 г. и окончилось полным поражением войска павликиан. Секта павликиан просуществовала более двухсот лет (VII – IX вв.).



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. История Кыргызстана (2)

    Шпаргалка >> История
    ... институт языка, литературы и истории, организованы археологическая и этнографическая ... звеньев перешли от зубрежки истории партии и особенностей «развитого ... зарегистрировано 24 политических партий. Н –р: Демократическая партия "Эркин Кыргызстан". Целями ...
  2. Партии и партийные системы (2)

    Реферат >> Политология
    ... нескольких столетий политической истории партий, можно выделить три ... европейским социал-демократическим партиям, республиканской партии США, партиям «зеленых» и др. ... партий на принятие решений и характер их участия в государственном управлении. История ...
  3. История Коммунистической партии Китая

    Реферат >> История
    ... борьбу за власть в стране и история партии, ставшей правящей партией в материковом Китае после образования ... в качестве кружка единомышленников. Официально партия ведет отчет своей истории с I съезда, состоявшегося нелегально ...
  4. История развития психологии (1)

    Книга >> Психология
    ... отдельных учебных предметов (математики, истории, географии и т.д.). Структура ... ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ (Политическая история психологии) Традиционно история психологии своим предметом имела ... только для истории партии, но и для гражданской истории СССР. Годы ...
  5. Партия Алаш

    Реферат >> История
    ... идеологии к партии кадетов. Председатель партии — Алихан Букейханов. Официальный орган партии — газета «Қазақ». 1. История партии Образована ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.001971960067749