Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Политология->Реферат
Анархизм и коммунизм существуют в мире довольно долгое время, и являются неотъемлемой частью общественной жизни людей. Они существуют и в настоящее вр...полностью>>
Политология->Реферат
В больших группах властные отношения детерминируются понятием протяженность (надо приложить силы, чтобы заставить исполнять властные полномочия). Геог...полностью>>
Политология->Шпаргалка
Полит. Наука применяет различные познавательные средства, методы, приемы исследования полит. жизни общества. Здесь сочетаются фс, социол, психол, ист ...полностью>>
Политология->Реферат
Огромная часть российской границы от Казахстана до Японского моря разделяет и соединяет нас с самой могущественной в геополитическом и военном отношен...полностью>>

Главная > Реферат >Политология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

-патриоты – персофилы (во время греко-персидских войн);

-сторонники Афин – сторонники Спарты (во время Пелопонесской войны);

-промакедонская – антимакедонская партия (в период македонской экспансии;

-партия войны – партия мира (всегда, когда решается вопрос о войне и мире).

Такие политические группировки действовали во всех древнегреческих полисах, что говорит об объективном характере их существования и их функциональности, необходимости для общества.

На политической сцене древнегреческих полисов одновременно существовало сразу несколько политических группировок, но основное противостояние чаще всего было между двумя ведущими партиями. Если в результате поражения и полной дезорганизации на политической сцена оставалась только одна партия, в партии-победительнице происходил раскол на две противостоящих группировки и партийная борьба разгоралась с новой силой, что подтверждает выдвинутую нами аксиому непрерывности партийной борьбы в демократическом обществе.

Партийная борьба составляет суть политики в демократическом обществе, отсутствие борьбы партий говорит об отсутствии демократии.

Государственное строительство, создание политической системы демократии было результатом партийной борьбы и реформ, осуществлявшихся побеждавшей на данном этапе партией.

Политические группировки, «партии» в Древней Греции под действием реальных социально-политических обстоятельств принимали следующие формы:

-сословные группы;

-социально-политические круги – политики разных политических взглядов, но примерно одинакового уровня политического влияния;

-политические группировки – «фракции», стихийно складывавшиеся по результатам голосований в Народном собрании и в Совете;

-гетерии - товарищества, собиравшиеся частным образом для пирушек и развлечений, а также для обсуждения актуальных политических проблем или устройства политических заговоров;

-клики – личные свиты тиранов, их вооруженная гвардия или невооруженные свиты сторонников влиятельных политиков.

Партии в Древнем Риме

Римская ранняя республиканская политическая система весьма напоминала греческую систему полисной демократии. После царского периода (в который, впрочем, имел место и Совет старейшин, и Народное собрание), в период республики (IV - I вв. до н.э.) по римской традиции вместо двух царей ежегодно избирались два консула. Народное собрание в это время стало действительно решающим законодательным институтом. Сенат, продолжая оставаться сословным органом, как и другие государственные институты, тем не менее, функционировал на демократическом принципе коллегиальности. Народное собрание в республиканском Риме собиралось по комициям. Существовало три типа комиций: куриатные (собрание членов всех трехсот римских родов по своим куриям), центуриатные (по признаку службы в армии) и трибутные (по территориальным округам – трибам). Всего в республиканском Риме было 35 триб (4 городские и 31 сельская). По центуриатному признаку все население раннереспубликанского Рима состояло из 5 классов. По закону Сервия Туллия I класс выставлял 80 центурий (сотен воинов в полном вооружении), II, III, IV – по 20, V класс – 30 центурий. Кроме того, римское войско включало 18 центурий всадников, 4 центурии ремесленников и музыкантов и одну центурию пролетариев, не принадлежавших ни к какому классу, обладавших имуществом ниже ценза в 12,5 тыс. сестерциев.

Основными считались трибутные комиции, где обсуждались базовые, главные законы и избирались низшие магистраты: квесторы, эдилы и др. Центуриатные комиции решали вопросы войны и мира и выбирали высших магистратов: консулов, преторов, цензоров. Куриатные комиции в процессе борьбы плебеев с патрициями за равные политические права утратили свое значение. Трибутные и центуриатные комиции не имели права законодательной инициативы и могли только дать ответ на запрос должностного лица.

Подчеркнем, что Римская республика не знала деления власти на законодательную, исполнительную и судебную. Законы принимались на комициях (Народном собрании), но у них не было законодательной инициативы. Всей текущей политикой, государственным управлением заправляли выборные должностные лица – магистраты. Высшие магистраты имели империй (права, включающие управление войском, юридическую власть, право созывать Сенат и Народное собрание, издавать указы). Полный империй имели два консула, избираемые на один год. Преторы тоже получали империй на год, но, в основном, руководили судопроизводством. Два цензора избирались на пять лет, но их империй длился 18 месяцев и заключался в ревизии ценза (имущества) высших сословий – сенатского и всаднического. Низшие магистраты: квесторы, получали функции казначеев, а эдилы надзирали за состоянием города и устройством зрелищ и праздников. Народные трибуны, избиравшиеся в количестве 10 человек, империя не получали, но имели право вносить законопроекты и налагать вето (лат. - «запрещаю») на решения всех магистратов и Сената. Кроме всех перечисленных ординарных магистратов (то есть, избираемых обычным путем на обычный срок) в чрезвычайных обстоятельствах назначались экстраординарные магистраты во главе с диктатором. Он назначался на строго ограниченный срок в шесть месяцев из числа консулов по решению Сената и обладал всей полнотой власти, как монарх. Против власти диктатора не действовало вето народных трибунов.

Римский Сенат формировался из высших магистратов, отслуживших свой срок и формально считался консультативным органом действующих магистратур, но фактически, учитывая ежегодную смену магистратов, превратился в правительство. Сенаторы преимущественно занимались распределением финансов, внешней политикой, военным строительством и делами религии. Сенат выступал также арбитром в спорах между магистратами, решал некоторые судебные дела. Он состоял примерно из 300 сенаторов.

В период развитой республики с точки зрения полноты прав население Рима делилось на три категории: сенаторы, всадники, плебеи. Сословная принадлежность, за исключением положения раба не наследовалась. Общественный статус определялся цензовым (имущественным) положением и, что более существенно, занимаемой государственной должностью. Каждый полноправный римский гражданин имел:

-право владеть имуществом (лат.- jus commersii);

-право аренды общественной земли (aqer publicus);

-право вступления в брак с представителем любого сословия (jus connubii);

-активное и пассивное избирательное право(jus suffragii) и (jus honorum).

Такая политическая система, весьма напоминавшая греческую полисную демократию, получила название «республика» (лат. – res publica – дело народа).

С расширением границ, ростом населения, увеличением коммуникаций, Римская республика вступила в период политической нестабильности, который достиг своего апогея в I в. до н.э. и завершился гражданской войной (49 – 45 гг. до н.э.) между армиями Помпея и Цезаря. Победивший Цезарь изменил республиканскую политическую систему на систему принципата. Но гражданские войны продолжались. Последнее сражение у мыса Акция между Антонием и Октавианом (31 г. до н.э.), завершившееся победой последнего, ознаменовало собой не только окончание гражданских войн и политических потрясений, но и окончательный отход от республиканской формы правления и переход на новую политическую систему – систему принципата.

Действительное изменение республиканской политической системы, которая состояла из власти консулов (монархическая власть), Сената (аристократическая власть) и Народного собрания (демократическая власть), на императорскую, при которой власть интегрировалась путем сложения консульского империя (военная власть, управление провинциями, дипломатия) и трибунских прерогатив (вето, решения любой власти, право инициативы в гражданских делах) проходило в два этапа. На первом этапе (реформы Юлия Цезаря и Октавиана Августа I в. до н.э. – I в. н.э.) республиканская политическая система была трансформирована, как уже упоминалось, в систему принципата. В политической системе принципата республиканские институты (консулы, комиции, Сенат) еще не разрушены, но ведущая роль принадлежит принцепсу (первому сенатору), который узурпировал право определять повестку дня и использовал традиционное право выступать в Сенате первым для укрепления авторитарных тенденций политической практики. Принцепс мог быть избран консулом или не быть им, но его власть, державшаяся сначала на авторитете Цезаря и Августа, стала политической нормой. Эту систему Теодор Моммзен назвал еще «диархия (т.е. двоевластие) принцепса и Сената». Таким образом, политическая система принципата означала равновесие между единоличной властью первого сенатора, принцепса и коллегиальной властью Сената и просуществовала почти 200 лет (начало I в. – начало III в. н.э.) вплоть до реформы Диоклетиана.

В конце III в. римское общество переживало очередной период политической нестабильности. Внешние войны и давление варваров отнимали значительные ресурсы, восстания рабов и расходы на зрелища и бесплатные раздачи подтачивали государственную казну. Выборы императора войском давали ему только империум на управление легионами и завоеванными территориями – провинциями, но не означали еще единоличной власти в государстве. Вот, например, как пришел к власти Диоклетиан. Сын сенаторского раба, получившего свободу и ставшего писцом, Диоклетиан использовал армию как фактически единственную возможность карьеры. Он дослужился до должности губернатора провинции Мезия, был возведен (в то время уже не избирали) в звание консула и стал, наконец, начальником дворцовой стражи, т.е. гвардии императора. Во время победоносного персидского похода умер император Нумериан и Диоклетиана на военном совете преторов и трибунов избрали императором.

Для утверждения своего положения Диоклетиан привлек к управлению империей своего боевого товарища недалекого и жестокого Максимилиана, который железной рукой наводил порядок в провинциях, подавлял любое недовольство граждан и рабов. Задача спасения империи «от тиранов и варварства» была выполнена и в 303г. Диоклетиан решился на политическую реформу. Максимилиану было поручено привлечь к суду и уничтожить наиболее авторитетных сенаторов. Сенат вообще был лишен властных функций и имиджа хранителя республиканских ценностей. Статус сенатора стал чисто номинальным почетным званием, даваемым императором. А титул «император» стал означать не генерала армии, а владыку империи. К титулу «император» теперь стали прилагаться титул «доминус» (лат. – «господин»), который означал власть государя над своими подданными, а не власть, как ранее, командира над солдатами. Такая политическая система получила название домината. Кроме того, Диоклетиан перенес столицу империи на восток в Никодимию, которую отстроил с восточной пышностью, и в которой возобладали восточное почитание и даже обожествление монарха.

Наибольшая активность политических группировок, действовавших сравнительно легитимно в таких политических институтах как комиции и сенат приходится, разумеется, на республиканский период. В период империи римские «партии» все более напоминают политические группировки других восточных империй, борющиеся за власть в обстановке полной нелигитимности, закрытости и даже тайны, отсутствия элементарных политических свобод. Такие «партии», как мы выяснили, принимают формы клик, камарилий, заговоров, а то и бунтов и восстаний и действуют путем интриг, лести, посулов и подкупов, компроментаций, запугиваний и угроз, заговоров, террора, гражданской войны.

Наиболее острая партийная борьба в период ранней республики развернулась между патрициями и плебеями. Патриции (от pater familias– отец семьи, глава многочисленной, патриархальной общины, состоящей из нескольких поколений родственников, клиентов и рабов) были привелегированным сословием, пользовавшемся всей полнотой гражданских (вплоть до права пользования большими участками общественной земли) и политических прав (вплоть до выборов на любые магистратские должности). Они сыграли главную роль в отстранении от власти последнего этрусского царя Тарквиния Гордого и установлении раннереспубликанских институтов, в первую очередь сената и комиций. Патрицианская «партия» выступала с консервативных позиций, за сохранение традиционных устоев общества и неизменность политических институтов, что поддерживало и укрепляло ее положение правящей группировки.

Плебеи как не автохтонный, пришлый элемент римского полиса, стоящий вне его родовой организации, жили в основной массе в окружавших Рим селениях и занимались сельским хозяйством на небольших участках земли. Постепенно плебейские селения поглощаются постоянно разраставшимся римским полисом, и плебеи осваивают занятия ремеслами и торговлей, создают собственную общинную организацию, занимают определенное положение в формировании римского войска и вообще в римском обществе. Так выполнение определенных общественных и государственных функций плебеями вступило в противоречие с их бесправным положением в общественно-политической жизни. Плебейская «партия» выступала с прогрессистских, реформистских позиций, боролась за изменения своего положения, добивалась всей полноты гражданских и политических прав для плебейского сословия, за социальное равенство плебеев и патрициев, за реформы политических институтов. Борьба плебеев за гражданское и политическое равноправие и составила главное содержание противостояния патрицианской и плебейской «партий» в период ранней республики.

Эта борьба разворачивалась в три этапа.12 На первом этапе еще в дореспубликанский период в результате реформы Сервия Туллия (VI в. до н.э.) плебеи были включены в состав римского народа, который был разделен по имущественному признаку на пять разрядов. В первый вошли римляне, обрабатывающие полный надел в 20 югеров (т.е. 5 га) земли, во второй ¾ надела, то есть 15 югеров, в третий – ½ надела, в четвертый – ¼ надела. Безземельные граждане были причислены к классу пролетариев. Пользование земельным наделом налагало и определенную воинскую обязанность. Первый разряд граждан был обязан выставить 98 центурий (сотен) вооруженных воинов, в том числе 80 центурий тяжеловооруженных пехотинцев и 18 центурий конницы. Все остальные разряды выставляли вместе 96 центурий легкой пехоты и вспомогательных отрядов.13 Земельный ценз и положение в войске во многом определяло тогда гражданские и политические права римлян. Голосование в центуриатных комициях, где каждая центурия имела один голос, давало превосходство первому разряду граждан, который состоял почти исключительно из патрициев. Несмотря на то, что формально плебеи были уравнены с патрициями, борьба за фактическое равенство продолжилась.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. История Кыргызстана (2)

    Шпаргалка >> История
    ... институт языка, литературы и истории, организованы археологическая и этнографическая ... звеньев перешли от зубрежки истории партии и особенностей «развитого ... зарегистрировано 24 политических партий. Н –р: Демократическая партия "Эркин Кыргызстан". Целями ...
  2. Партии и партийные системы (2)

    Реферат >> Политология
    ... нескольких столетий политической истории партий, можно выделить три ... европейским социал-демократическим партиям, республиканской партии США, партиям «зеленых» и др. ... партий на принятие решений и характер их участия в государственном управлении. История ...
  3. История Коммунистической партии Китая

    Реферат >> История
    ... борьбу за власть в стране и история партии, ставшей правящей партией в материковом Китае после образования ... в качестве кружка единомышленников. Официально партия ведет отчет своей истории с I съезда, состоявшегося нелегально ...
  4. История развития психологии (1)

    Книга >> Психология
    ... отдельных учебных предметов (математики, истории, географии и т.д.). Структура ... ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ (Политическая история психологии) Традиционно история психологии своим предметом имела ... только для истории партии, но и для гражданской истории СССР. Годы ...
  5. Партия Алаш

    Реферат >> История
    ... идеологии к партии кадетов. Председатель партии — Алихан Букейханов. Официальный орган партии — газета «Қазақ». 1. История партии Образована ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0032811164855957