Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Политология->Реферат
Выборы являются центральным институтом демократии, потому что власть правительства исходит исключительно из согласия управляемых. Главный механизм, пр...полностью>>
Политология->Реферат
СодержаниеВведение 1. Предпосылки и особенности принятия конституции Российской Федерации 1993 года 1.1. Исторические условия принятия конституции Рос...полностью>>
Политология->Реферат
Исходя из дифференциации геополитического знания геополитику можно подразделить на целый ряд составляющих (рис. 1.2). Речь идет о месте геополитики в ...полностью>>
Политология->Реферат
Многообразие форм политического устройства объясняется тем, что государство есть сложное целое, множество, состоящее из многих и разных, неподобных ча...полностью>>

Главная > Реферат >Политология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Ведущие позиции в партии патриотов (если не считать аристократической по преимуществу Спарты) занимали умеренные демократы, выходцы из торгово-промышленных кругов, кровно заинтересованы для развития торговли и мореплавания, в сокрушении персидской гегемонии.

После окончания войны центр партийной борьбы из сферы международных греко-персидских отношений переместился в сферу отношений внутри греческой федерации. Усилившаяся в результате победы над Персией аристократическая Спарта теперь противостояла демократическим Афинам. Но продолжал иметь место и третий уровень партийной борьбы – борьба между политическими группировками внутри греческих полисов. В послевоенной Спарте патриотический подъем, приведший к единению общества, сменился усилением противостояния между группировкой под руководством царского дома Агиадов, выступавшего за улучшение положения неграждан – периэков, освобождение части рабов – илотов и ориентацию на демократические Афины и группировкой царского дома Еврипонтидов, выступавшей за сохранение внутриполитического статус кво и ориентацию на аристократические и олигархические полисы Греции.

Афинские демократы понимали, что противостояние со Спартой с одной стороны заставляет их держать войска на Аттике для оказания помощи союзным демократическим полисам, с другой – быть готовым оказать военную поддержку в случае агрессии со стороны Персии союзным демократическим полисам в Малой Азии. Это заставило афинских демократов изменить свою персофобскую политику и признать верховную власть Персии над малоазийскими греческими полисами. Во внутренней политике афинские демократы последовательно расширяли свою социальную базу, которая состояла в основном из зевгитов. Учитывая усилившуюся роль флота, на котором служили преимущественно феты, демократы пошли на предоставление им полных политических прав. Если зевгиты – это в первую очередь сельские жители, то почти все феты были горожанами и, учитывая их возрастающую численность и влияние в обществе, определяли политическую ситуацию в Афинах. В 487 г. до н.э. лидер демократической партии Фемистокл провел закон, согласно которому выборы архонтов стали осуществляться по жребию. Это дало возможность любому афинскому гражданину занять высшую государственную должность. Кроме того, демократы отстаивали и интересы неграждан Афин, проживающих в городе, – метеков. В результате развития ремесел и торговли, налаживания связей с полисами Северного Причерноморья жизненный уровень всех афинян значительно повысился и популярность демократической партии возросла.

Олигархическая партия Афин выступала за союз с аристократической Спартой и продолжение войны с Персией вплоть до освобождения всего малоазийского и фракийского побережий. Она тоже всячески расширяла свою опору в обществе, представляя себя наследницей аристократов, а, следовательно, богов и героев, партией военачальников – победителей персов, партией – спасительницей Эллады. В 487 г. до н.э. лидер олигархической партии Аристид становится архонтом. Аристид проводит внутреннюю политику, рассчитанную на ослабление демократического органа – Совета пятисот и усиление влияния аристократического Ареопага, которому он передал надзор за выполнением решений судов и правительственных программ. Ареопаг со своей стороны всячески тормозил законодательную деятельность, направленную на расширение народных прав, выступал за переориентацию внешней политики на Спарту, устранял демократов из государственного управления.

Во время Пелопонесской войны (431–404 гг. до н.э.) между Пелопонесским союзом во главе со Спартой и Афинским морским союзом противостояние демократической и олигархической партий, которые были во всех полисах Эллады, достигло апогея. На стороне Спарты выступали ведомые аристократическими партиями полисы полуострова Пелопоннес, средней Греции (Мегары, Фокида, Локрида, Беотия), олигархический Коринф и его западные колонии (Амбракия, Левкада, Анакторий). В Афинский морской союз входило более 170 полисов, управляемых демократами, расположенных на Аттическом полуострове, фракийском побережье, островах Эгейского моря. Среди них только четыре крупнейших города Самос, Хиос, Митилена, Мефимна сохраняли автономию, остальные считались членами федерации под непосредственным руководством Афин. К этому времени к власти в Афинах пришли демократы во главе с Периклом (443 г. до н.э.), что безусловно усилило антиолигархическую и антиспартанскую составляющую внешней политики Афин.

Во времена Перикла (443 - 429 гг. до н.э.) в Афинах доминировала демократическая партия, а олигархическая группировка лишилась большинства сторонников и фактически была вытеснена из политической жизни. Образовался политический вакуум, которого не терпит политическая сфера общества. В результате после Перикла наблюдается разделение единой демократической партии, сплоченность которой была достигнута общим делом строительства политической системы демократии, борьбой в противостоящей олигархической партией и внешним противником в лице аристократов и олихархов Пелопонесского союза на две группировки: партию Пирея и партию города6.

Разделение партии, окончательно победившей и вытеснившей своего противника за границы политического пространства, на две противостоящие группировки, очевидно, следует считать закономерностью партологии, которая вытекает из аксиомы невозможности политического вакуума и может быть представлена как аксиома непрерывности партийной борьбы.

Пирей – это морской порт, пригород Афин, где жили в то время моряки, торговцы, ремесленники, феты. Партия Пирея, возглавляемая Клеоном, получила известность своей борьбой за права небогатых и бедных афинян, афинского простонародья, тех, кого политические противники называли «худыми людьми», «уличной толпой», «охлосом». «Программа» партии Пирея содержала требования государственного обеспечения благосостояния всех полноправных граждан Афин, включавшие полные политические права и прожиточный минимум. Фактически это означало требование замещения всех государственных должностей по жребию с последующей ротацией, предоставление каждому гражданину релевантной государственной должности и резкое увеличение платы (фактически введение регулярной заработной платы) за участие в политической жизни (посщение народных собраний, голосование, участие в работе Совета пятисот и суда), размера которой должно быть достаточно для безбедного существования, не оберемененного какой-либо иной работой. Денежные средства для реализации этой программы предполагалось изыскать из фороса – взноса союзнических городов, входивших в Афинский морской союз. По отношению к своим политическим противникам: умеренным демократам и олигархам, то есть состоятельным торговцам, владельцам больших мастерских и множества рабов, больших наделов земли, которые и так несли государственную повинность в виде литургий (постройка новых кораблей, содержание армии и флота, устройство праздневств и театральных представлений и т.д.) предлагалось применять систему увеличения обложений и штрафов.

Партия города выражала интересы зажиточных крестьян и горожан – торговцев, владельцев собственных торговых судов и ремесленников, владельцев мастерских, производящих товары для массовой продажи. Лидером этой партии был владелец рудников Никий.7 Партия города придерживалась позиций умеренной демократии и того порядка, который сложился в период правления Перикла. Она выдвигала требования снижения бремени литургий с граждан Афин и фороса с граждан союзных полисов, резонно рассуждая, что увеличение литургий ведет к удорожанию товаров и стагнации их производства, а второе – к ухудшению отношений с союзниками. Она утверждали проверенный временем принцип «гражданин – это тот, кто готов служить государству телом (то есть в сражениях) и деньгами (платя налоги и содержа государственные органы)». Своим образом жизни, совмещая политическую и производительную деятельность, сторонники Партии города утверждали провозглашаемый принцип.

Таким образом, политическая дилемма «кто кого содержит: граждане государство или государство граждан» возникла уже в V в. до н.э. В IV в. до н.э. оратор Исократ противоречия между радикальной и умеренной демократией выразил через категорию равенства. Он утверждал, что существуют две основные формы равенства: одна предоставляет всем одинаковые права («каждому – равное»), другая воздает каждому должное в зависимости от его положения в обществе («равному – равное»).8 Отметим, что если умеренная демократия утверждает, что граждане содержат государство и равный получает равное, то радикальная демократия полагает, что государство обязано содержать граждан и каждый гражданин, независимо от его статуса должен получать равную долю общественного блага.

Тот же Исократ, глава известной афинской риторической школы, живший в другую эпоху – эпоху заката греческой демократии, падения могущества Спарты и Афин и возвышения Македонского царства в речи «Панегирик», написанной специально к Олимпийским играм 380 г. до н.э. с целью ознакомить с ней максимальное количество греков, прибывших из разных полисов Эллады, выдвинул идею общеэллинского похода на Персию, окончательного сокрушения Персидской державы и установления греческой гегемонии в Ойкумене. Подготовка к этому подходу, новые масштабные задачи позволят мирно и добровольно объединить всех эллинов, прекратить междоусобные войны и направить общие усилия на внешнюю экспансию. Следует отметить, что Исократ, непосредственно не занимавшийся политической деятельностью, был приверженцем политической системы македонской монархии и в своей политической публицистике противостоял как сторонникам демократии, так и сторонникам олигархии. Свои монархические симпатии он изложил в речи «Филипп» (346 г. до н.э.), обращенной к македонскому царю Филиппу II с призывом инициировать мирное объединение греческих полисов под эгидой Македонии и осуществить восточный поход. Аналогичную позицию занимал и другой известный оратор этой эпохи Эсхин.

Изучая работы Исократа, других ораторов, риторов, историков, философов можно проследить не только политическую позицию того или иного публициста, но и сделать вывод о существовании в Древней Греции достаточно политизированных литературно-публицистических течений, которые при определенных условиях (политический кризис, гражданская война, социальный кризис в результате поражения в войне и т.д.) могли стать ядром новых политических партий. Но и в форме литературно-публицистических течений они выполняли такие функции партий как агрегация новых идей, их пропаганда, мобилизация граждан на их осуществление. Так произошло, в частности, с идеей общеэллинского единства, похода на Восток и создания эллинизированной мировой державы. Долгое время она существовала как литературно-публицистическое течение в трудах Ксенофонта («Киропедия», «Анабасис», Аристотеля («Полития»), Исократа, Эсхина и других авторитетных философов и политиков, пока не была реализована.

С усилением македонского царства монархические и македонофильские идеи партии (литературно-публицистического течения) сторонников похода на Восток и создания мировой державы получают поддержку ораторов и демагогов9 многих греческих полисов. В середине IV в. до н.э. в них обозначились промакедонская и антимакедонская группировки. Признанным главой антимакедонской партии стал известный оратор Демосфен. В отличие от застенчивого Исократа, к тому же обладавшего слабым голосом, Демосфен не только прославился своими речами, но и сразу выдвинулся как политик. В речах-филиппиках, произносившихся в народном собрании Афин, Демосфен показывал опасность для Афинского государства усиления Македонии, разоблачал экспансионистскую политику македонского царя Филиппа II, подготавливал общественное мнение к отпору македонской агрессии, сплачивал ряды своих сторонников. Он возглавил делегацию Афин в сильнейший по тем временам полис Фивы, другие полисы Греции и добился заключения антимакедонской коалиции.10

После победы при Херонее (338 г. до н.э.) Филиппа II над коалиционными силами эллинов в греческих полисах к власти приходят промакедонские политические группировки. Главным виновником греко-македонской войны Филипп считал демократическое правительство Фив, поскольку ранее Фивы были союзниками Македонии. Поэтому Филипп заменил умеренных демократов у кормила власти Фив на представителей олигархической партии. К Афинам Филипп, будучи заинтересованным в их мощном морском флоте, проявил полное великодушие, вернув им пленников и предоставив самоуправление в рамках Македонской державы. В Афинах промакедонская партия пришла к власти мирным и демократическим путем.11

Промакедонские политические группировки начали готовить общественное мнение, промышленность, вооруженные силы к осуществлению панэллинской идеи – походу на Восток.

Подведем некоторые итоги. В условиях политической демократии в Древней Греции действовало сразу несколько политических группировок, которые не были достаточно хорошо организованы и сплочены, но которые постоянно генерировались следующими разломами общественного сознания:

-аристократия – демократия;

-тирания – демократия и аристократия;

-демократия – олигархия;

-умеренная демократия – радикальная демократия;

-демократия и олигархия – монархия;



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. История Кыргызстана (2)

    Шпаргалка >> История
    ... институт языка, литературы и истории, организованы археологическая и этнографическая ... звеньев перешли от зубрежки истории партии и особенностей «развитого ... зарегистрировано 24 политических партий. Н –р: Демократическая партия "Эркин Кыргызстан". Целями ...
  2. Партии и партийные системы (2)

    Реферат >> Политология
    ... нескольких столетий политической истории партий, можно выделить три ... европейским социал-демократическим партиям, республиканской партии США, партиям «зеленых» и др. ... партий на принятие решений и характер их участия в государственном управлении. История ...
  3. История Коммунистической партии Китая

    Реферат >> История
    ... борьбу за власть в стране и история партии, ставшей правящей партией в материковом Китае после образования ... в качестве кружка единомышленников. Официально партия ведет отчет своей истории с I съезда, состоявшегося нелегально ...
  4. История развития психологии (1)

    Книга >> Психология
    ... отдельных учебных предметов (математики, истории, географии и т.д.). Структура ... ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ (Политическая история психологии) Традиционно история психологии своим предметом имела ... только для истории партии, но и для гражданской истории СССР. Годы ...
  5. Партия Алаш

    Реферат >> История
    ... идеологии к партии кадетов. Председатель партии — Алихан Букейханов. Официальный орган партии — газета «Қазақ». 1. История партии Образована ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.001957893371582