Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Политология->Реферат
Выборы являются центральным институтом демократии, потому что власть правительства исходит исключительно из согласия управляемых. Главный механизм, пр...полностью>>
Политология->Реферат
СодержаниеВведение 1. Предпосылки и особенности принятия конституции Российской Федерации 1993 года 1.1. Исторические условия принятия конституции Рос...полностью>>
Политология->Реферат
Исходя из дифференциации геополитического знания геополитику можно подразделить на целый ряд составляющих (рис. 1.2). Речь идет о месте геополитики в ...полностью>>
Политология->Реферат
Многообразие форм политического устройства объясняется тем, что государство есть сложное целое, множество, состоящее из многих и разных, неподобных ча...полностью>>

Главная > Реферат >Политология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Такие реформы происходили на протяжении нескольких десятков лет. Например, в Афинах демократическая система строилась на протяжении VIII-V вв. до н.э. усилиями всего народа во главе с такими реформаторами-демократами как Солон, Клисфен, Эфиальт, Перикл. В результате в государственной (полисной) системе ведущую роль стал играть Совет пятисот (Буле), а не аристократический Совет старейшин (Ареопаг) как ранее, а также Народное собрание (Экклесия) и Народный суд (Гелиэя). Народные вожди могли быть избраны на должности архонта (правителя) по имени которого назывался текущий год (а вообще, летоисчисление велось по четырехгодичным Олимпийским циклам, традиция которых до сих пор сохранилась в политической жизни). Выборы во все органы власти проводились ежегодно.

В промежутках между заседаниями Народного собрания, которое собиралось не менее 40 раз в год, вопросами политического управления ведал Совет пятисот (Буле), состоявший из десяти пританий по 50 человек, (представлявших все десять демов, т.е. территориальных самоуправляющихся единиц). Каждая притания дежурила в Булевтерии (здании Совета пятисот) одну десятую часть года.

В функции Буле входило: реализация утвержденного бюджета, содержание армии и флота, государственных органов и контроль за ними, распоряжение общественным имуществом, отношения с союзниками и вообще текущая внешняя политика. Буле также готовил повестку дня и проект решения Народного собрания, который мог быть принят или отвергнут гражданами полиса.

В Народный суд (Гелиэю) ежегодно по жребию отбиралось 5000 присяжных заседателей и 1000 запасных. В дни заседания Гелиэи (не менее 300 дней в году) судьи также жребием распределялись по помещениям. Такая система случайного распределения давала определенные гарантии против подкупа судей. По закону, афинянин должен был сам защищать себя в суде, что требовало от каждого гражданина определенных ораторских навыков и знания законов. Суд был открытым и гласным.

Кроме архонта, важнейшими выборными государственными должностями были должности десяти стратегов. Они командовали армией и флотом, ведали их строительством, содержанием и подготовкой, вместе с булевритами (членами Буле) участвовали в дипломатической деятельности. Отчитывались стратеги, как и архонты, перед Народным собранием и Советом пятисот.

Все городское население греческих полисов в отношении политических и имущественных прав делилось на три категории:

1.полноправные граждане, которые обладали пассивным и активным избирательным правом и всеми имущественными правами;

2.метеки – свободные греки или представители других народов, родители которых (или хотя бы один и родителей) не были гражданами Афин. Они пользовались всеми правами, кроме политических;

3.рабы – не свободные люди, «говорящие орудия» - не имели никаких прав.

Афинского гражданина нельзя было арестовать без решения суда. Будучи привлеченным к суду, если не было шансов на оправдательный приговор, гражданин до рассмотрения дела мог покинуть полис. Обязанностью граждан считалась служба в армии или на флоте. Наиболее состоятельные граждане, кроме того, оплачивали театральные постановки, гимнастические состязания, строительство кораблей, подготовку празднеств.

Подобным образом были устроены политические системы других греческих полисов. Подчеркнем, в каждом древнегреческом полисе в описываемую нами эпоху сформировалась демократическая политическая система, основу которой составляли выборные и периодически сменяемые коллегиальные институты: Народное собрание, Совет, как исполнительный орган, Суд присяжных. Все дискуссии греческих философов, историков и ораторов шли о формах правления, то есть о способах функционирования политической системы демократии, или, выражаясь современным языком, о политических режимах. При этом избрание по жребию, когда все имеют равные возможности пройти в органы власти считалось принадлежностью демократической формы правления (режима), избрание всеобщим голосованием – аристократической, ибо преимущество при обсуждении кандидатур получали наиболее образованные и красноречивые граждане, введение избирательного ценза вело к установлению олигархического режима (то есть правлению немногих богачей), захват власти военными – к тимократическому (от греч. «тимэ» – честь), узурпация, то есть незаконный захват власти тираном – к тираническому. Теперь понятно, почему Платон наилучшей, ближайшей к идеальной, считал аристократическую форму правления, а наихудшей – тираническую.

Следует отметить, что почти все древнегреческие полисы прошли в своем развитии через тиранические режимы правления ( VII – VI вв до н.э.). В Афинах тиран Писистрат и его сыновья правили около 60 лет. Тираны, как правило, приходили к власти, опираясь на недовольство обнищавших, лишившихся земли народных низов (охлос). Они часто отменяли кабалу, то есть продажу свободных граждан за долги в рабство, лишали избыточной земли, а порой изгоняли или уничтожали родовую знать, делая население полисов социально более однородным, подготавливали, таким образом, (разумеется, бессознательно) социальную почву для политической системы демократии.

Политическая система демократии создала совершенно иные условия для функционирования политических партий, чем это было в обществах Древнего Востока. Хотя партий в современной трактовке этого понятия (наличие программы, устава, партийной организации, формального лидерства и членства и т.д.) в Древней Греции не существовало, достаточно устойчивые политические группировки, объединенные общими представлениями о наилучшей форме правления, распределении бюджета полиса, решении вопросов войны и мира, выбора союзников постоянно имели место на политической арене греческих полисов. Систематическое проведение народных собраний, регулярная работа Совета, принимавшего коллегиальные решения, избрание на высшие государственные должности, вся система политического участия способствовали дифференциации греческого общества на политические группировки и внутренней интеграции этих группировок.

Система образования и воспитания, практика политической социализации, когда каждый гражданин полиса обязан был посещать народные собрания и участвовать в принятии политических решений, когда каждый гражданин периодически заседал в суде, когда каждый гражданин был обязан в случае необходимости стать воином, когда жители полиса систематически посещали театр, где ставились спектакли, затрагивавшие актуальные социально-политические проблемы, поддерживали высокий уровень ответственности и политической культуры граждан полисов.

Социальная структура древнегреческого общества за время его существования по крайней мере с IX в. до н.э. (Троянская война) до II в. до н.э. (завоевание Греции Римом) претерпела существенные изменения. Уже на исходе архаической эпохи в VIII в. до н.э. в Афинах, как и других полисах в результате отделения крупных собственников земли, обладавших реальной властью от мелких собственников, имевших только право голоса, в результате разделения земледелия и ремесел, производительного труда и торговли выделяются социальные сословия: евпатриды (аристократы), геоморы (крестьяне), демиурги (ремесленники), торговцы. Различие интересов между евпатридами с одной стороны и демиургами и геоморами с другой заложило социальную основу для существования партий аристократов и демократов. Различие интересов ремесленников и крестьян, как владельцев, в основном, средних состояний и практически лишенных всякой собственности фетов (поденщиков, наемных работников), составлявших низшее социальное сословие – охлос, вело к противостоянию умеренной и крайней демократических партий. С накоплением богатства продолжалось социальное расслоение древнегреческого общества. К V в. до н.э. из разбогатевших ремесленников и торговцев выделилось сословие олигархов, которое, отстаивая свои интересы, вступило в противостояние с демократической партией. В то же время сословие родовой аристократии – евпатриды было уничтожено, как мы упоминали, в период правления тиранов. Аристотель утверждает, что Солон своей реформой (594 г. до н.э.) законодательно утвердил четыре сословия: пентакосиомедимнов (получавших со своей земли 500 мер сухих и жидких продуктов), всадников (300 мер), зевгитов (200 мер), фетов.4 В соответствии с законом Солона к выборам на должности архонтов допускались только пентакосиомедимны, всадники и зевгиты – на все остальные должности, феты получили только активное избирательное право.

Военная организация также разделяла греческое общество на социальные группы. Аристократы-всадники составляли численно небольшую кавалерию греческих полисов. Кроме того, в основном из аристократии формировался высший командный состав греческой армии и флота. Дальнейшее имущественное расслоение способствовало выделению из земельных собственников сословия зевгитов, имевших сравнительно небольшой земельный надел, позволявший им приобрести только тяжелое вооружение, но не позволявший содержать боевого коня. Зевгиты – это фактически крестьяне-геоморы и ремесленники-демиурги, владевшие небольшой мастерской, составляли основу знаменитой греческой фаланги. Их боевой дух и боеспособность зиждились на том основании, что им было что защищать и ради чего сражаться. Из фетов, не обладавших собственностью, формировались отряды лучников, которые вели боевые действия под прикрытием фаланги. Кроме того, феты служили на флоте рядовыми матросами. Таким образом, боеспособность, размер земельного надела или состояния и политические права были в то время теснейшим образом связаны между собой.5

Территориальная организация греческих полисов, создававшая общие территориальные интересы способствовала разложению родовых связей и образованию новых территориальных отношений, которые, в свою очередь, вели к интеграции территориальных политических группировок. Например, территориальное устройство Афин включало в себя: Педиэю - район столичных пригородов, и три территории Аттического полуострова – Паралию, Диакрию, Элевсин. По утверждению С.Я.Лурье в конце VI в. до н.э. партийная борьба в Афинах шла именно между территориальными группировками:

-педиэями, выражавшими интересы реакционных землевладельцев, сторонниками аристократии, жителями плодородной долины, окружавшей Афины;

-паралиями – преимущественно моряками и торговцами, сторонниками умеренной демократии, жителями полуострова, расположенного к югу от Афин;

-диакриями, выражавшими интересы мелкого крестьянства и городской бедноты, сторонниками крайней демократии, жителями гористой местности в Северо-Восточной части Аттики с каменистой почвой;

Разумеется, педиэи, паралии и диакрии составляли только ядро политических группировок, к которому присоединялись все афиняне, разделявшие их «политическую программу».

В период правления тирана Писистрата и писистрадитов (570 – 511гг. до н.э.) основная борьба развернулась между тиранической группировкой Писистрата, узурпировавшего власть и аристократической «партией». Аристократы, как более образованная часть общества к тому же лишенная власти и наиболее гонимая союзом тирана с охлосом выступала как непримиримая, антисистемная оппозиция. Стесненная в возможностях открытой агитации она действовала путем заговоров. Вооруженные заговоры как форма партийной борьбы, как мы уже видели на примере древневосточных обществ, чаще всего применяются в условиях закрытых, автократических режимов. Именно заговор, осуществленный в 513 г. до н.э. аристократами Гармодием и Аристогитоном привел к падению тирании и установлению политической системы демократии в Афинах.

В 511 г. до н.э. архонтом был избран демократ Клисфен. Он ввел вместо старых четырех родовых фил, управлявшихся родовой аристократией, десять новых территориально-административных единиц - демов. Этим актом Клисфен фактически окончательно уничтожил власть аристократов. Аналогичные законы были приняты почти во всех греческих полисах. Поэтому если до V в. до н.э. основное противостояние в греческих полисах происходило между демократическими и аристократическими группировками, то с V в. до н.э. основными противостоящими партиями становятся демократическая и олигархическая. Впрочем, в менее развитых в промышленном и торговом отношении полисах влияние аристократов сказывалось еще длительное время. Олигархические партии, состоявшие, в основном, из разбогатевших торговцев и ремесленников, обычно включали и остатки родовой знати и ее окружения (клик). Так что олигархические партии и по социальному составу, и по программным внутри- и внешнеполитическим установкам и по отношению к государственным институтам и народу (демосу) явились преемницами и продолжательницами дела аристократических группировок.

В конце VI в. до н.э. ввиду усиления Персидской державы и захвата персами греческих полисов в Малой Азии в Элладе возникает противостояние персофильской и персофобской партий. Интересно, что в своих отношениях с греческими полисами персы не делали различий между демократами, олигархами, охлократами или тиранами. Главным показателем для них выступало отношение жителей того или иного полиса и всей Эллады к персидской экспансии и к возможности войны с Персией. В 500 г. до н.э. в греческих полисах ионического побережья Малой Азии приходят к власти сторонники персофобской партии и войны с Персией. Они поднимают ионическое восстание, которое было жестоко подавлено персами, особенно пострадал знаменитый полис Милет. Жестокость персов послужила толчком усилению демократической и песофобской партии во всей Элладе. В полисах, где еще находились у власти тираны-персофилы, устанавливается система демократии. Большиство греков выступает теперь с персофобских позиций. В то же время, такие преимущественно земледельческие области, где было сильно влияние аристократии, как Фессалия, Беотия, Локрида, Аргос выступали за подчинение персидскому давлению. К началу греко-персидских войн вся Эллада разделилась на партию патриотов, партию войны и партию персофилов, партию мира, признававшую верховную власть Персии над Элладой. Партию патриотов и войны возглавляли Спарта и Афины. К ней принадлежали, в первую очередь, полисы с развитыми ремеслами и торговлей.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. История Кыргызстана (2)

    Шпаргалка >> История
    ... институт языка, литературы и истории, организованы археологическая и этнографическая ... звеньев перешли от зубрежки истории партии и особенностей «развитого ... зарегистрировано 24 политических партий. Н –р: Демократическая партия "Эркин Кыргызстан". Целями ...
  2. Партии и партийные системы (2)

    Реферат >> Политология
    ... нескольких столетий политической истории партий, можно выделить три ... европейским социал-демократическим партиям, республиканской партии США, партиям «зеленых» и др. ... партий на принятие решений и характер их участия в государственном управлении. История ...
  3. История Коммунистической партии Китая

    Реферат >> История
    ... борьбу за власть в стране и история партии, ставшей правящей партией в материковом Китае после образования ... в качестве кружка единомышленников. Официально партия ведет отчет своей истории с I съезда, состоявшегося нелегально ...
  4. История развития психологии (1)

    Книга >> Психология
    ... отдельных учебных предметов (математики, истории, географии и т.д.). Структура ... ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ (Политическая история психологии) Традиционно история психологии своим предметом имела ... только для истории партии, но и для гражданской истории СССР. Годы ...
  5. Партия Алаш

    Реферат >> История
    ... идеологии к партии кадетов. Председатель партии — Алихан Букейханов. Официальный орган партии — газета «Қазақ». 1. История партии Образована ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019690990447998