Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Политология->Реферат
Через понятие политической системы раскрывается характерное устройство политической власти в конкретном обществе. Ее можно определить как совокупность...полностью>>
Политология->Реферат
В научной литературе имеются две конкурентные теории, которые пытаются пояснить упомянутый механизм движения элит в транзитном обществе: репродукции и...полностью>>
Политология->Реферат
Известно, что власть всегда стремится к саморасширению и усилению своего присутствия. Значит, нужен механизм ограждения свободы и сдерживания авторита...полностью>>
Политология->Реферат
Под «политическими технологиями» имеются в виду интеллектуальные комплексы или системы, нормативно определяющие акции, действия и т.д., повышающие эфф...полностью>>

Главная > Реферат >Политология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Партии в Древнем мире.

Партии в обществах Древнего Востока.

Условия партийного генезиза, как мы уже упоминали, сильно зависят от типа политической, избирательной систем и политической культуры.

Политические институты и политическая практика Древнего мира развивались, в основном, двумя путями.

В первых государствах Древнего Востока она пошла по пути установления и оправдания сильной, единоличной, наследственной, централизованной, деспотичной власти. С точки зрения современной теории управления обществом, это объясняется необходимостью организации больших масс людей для мелиоративных работ (строительство дамб, каналов, бассейнов, осушение болот, подача в засушливое время воды на поля и др.) в долинах «великих исторических рек», то есть рек, дававших не только необходимую для полива воду, но и приносивших необходимый для удобрения ил, рек, служивших коммуникационной основой первых цивилизаций, сложившихся в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Янцзы и Хуанхэ. Первые цивилизации Египта, Месопотамии, Индии и Китая развивались в условиях борьбы человека с речной стихией. Это требовало сплочения и высокой организации людей, централизованного руководства.

Постепенно руководители становились не только управляющими хозяйственной жизнью, но и религиозными, военными, социальными, политическими отношениями.

Возросший жизненный уровень и наличие постоянных запасов пищи в «гидравлических» обществах привлекало орды кочевников, желавших попользоваться «плодами цивилизаций». Особенно велика была опасность подобных набегов в голодные, неурожайные годы. Это требовало содержания постоянной армии, которая охраняла бы города, храмы, дворцы, склады припасов, другие объекты от притязаний захватчиков.

Кроме того, для контроля и учета труда и произведенного продукта требовалась целая армия чиновников. В Шумерском царстве, например, существовал разряд чиновников проверявших результаты работы по условным полосам земли, проведенным на полях с востока на запад. Другой разряд чиновников контролировал результаты работы по полосам, идущим с севера на юг. Третий разряд чиновников сравнивал эти результаты проверок и делал окончательные выводы как о работе крестьян на полях, так и о работе контролеров.

Итак, необходимость трудовой и военной организации, борьбы с водной стихией и военной опасностью, а главное – наличие огромных масс людей, не владеющих собственностью и готовых к беспрекословному подчинению за горсть проса и меру оливкового масла, создавала условия присвоения результатов коллективного труда освоения речных долин отдельными руководителями, дальнейшей централизации и отчуждения от власти всех социальных групп, кроме правящей. Это вело к формированию политических систем имперского типа.

Особое место в жизни первых обществ Древнего Востока занимала религия. Кроме обрядовой и интегрирующей, она играла мировоззренческую и культуротранслирующую функцию, заменяя людям Древнего Востока науку, искусство, системы коммуникации, определяя не только отношения внутри религиозной общины, но и все многообразие социальных отношений, включая взаимоотношения между управляющими и управляемыми. Кроме системы верований и религиозных отношений существенным признаком каждой религии является культ божества (божеств). Если религия носит государственный характер, то есть постоянно соотносится, соприкасается с властью, выражает через свои проповеди идеи укрепления государства и закрепления власти правящей элиты, то прихожане, отчужденные от управления обществом, волей-неволей принимают эти идеи. Большинство религий обществ Древнего Востока (Египта, Шумера, Ассирии, Вавилона, Ирана, Индии до возникновения буддизма и Китая) либо отождествляли правителя с верховным божеством, либо вели его родословную от него. Второй важной чертой древневосточных религий было создание образа загробного мира, как мира идеального, вечного, как награды за терпение, страдание и подвиги в земной жизни. Человек, подвластный, крестьянин или воин мог получить место в этом прекрасном мире только через беспрекословное послушание Власти и почитание Правителя.

Сама власть тоже приложила немало стараний к собственному возвеличиванию и обожествлению. Правитель, как правило, вел свою родословную от бога (богов) или героев. Он строил огромные храмы и целые храмовые комплексы, возводил новые столицы, окружая их высокими стенами, устраивал поражающие воображения мавзолеи, пирамиды, другие усыпальницы. Все достижения общества, все военные победы приписывались правителю и его приближенным. История на Древнем Востоке вообще подавалась властью и воспринималась обществом как деяния правителей: подобно тому, как боги творят природу и все природные явления, так же и правители (разумеется, в согласии с волей богов) творят историю. Это создавало условия для подавления политической активности управляемых, формирования политической культуры беспрекословного повиновения, подчинения.

Все это постепенно направляло социальные отношения к отходу от первобытной, стихийной демократии, вело к расслоению общества на сословия, за каждым из которых навечно закреплялись определенные социальные статусы (жрецы, правители, воины, торговцы, ремесленники, землевладельцы), служило отделению власти от управляемого народа, ее самореализации, приводило к наделению правителя сверхчеловеческими качествами, харизмой, его обожествлению. Такая политическая система, где отсутствует какая-либо политическая активность «снизу», где верховный правитель имеет неограниченные полномочия, приписывает себе все заслуги и обожествляется, где светская и церковная власть объединены в одном лице, где огромную роль играет наемная армия и бюрократический аппарат, зависимый от правителя, где нижние слои общества лишены политических и гражданских прав и вынуждены преклоняться и раболепствовать перед правителем получила называние «восточная деспотия».

В деспотиях практически отсутствуют условия для открытой и гласной партийной борьбы. Поэтому партии там принимают форму придворных клик и камарилий, возглавляемых каким-либо фаворитом правителя или заговорщицких группировок во главе с претендентом на престол.

Под камарильей в партологии понимается замкнутая группировка, объединяющаяся, как правило, вокруг правителя и состоящая из узкого круга его близких придворных.

Клика по своей организации и функционированию весьма напоминает камарилью. Отличие состоит в том, что клика не обязательно замыкается на правителя, а может иметь своим предводителем кого-нибудь из его окружения. Сама организация клики шире, чем камарильи. Клика не обязательно состоит их представителей двора, то есть ближайшего окружения правителя. Она может включать представителей правящего сословия, не входящих в «ближний круг».

Клики и камарильи рождаются в условиях закрытости, ограниченности коммуникаций, информации и вообще политического пространства. Общим для клик и камарилий является ограниченный состав и личная преданность каждого члена предводителю. Если предводитель клики меняет политическую ориентацию, то и вся клика, как металлические опилки при смене магнитных полюсов, мнгновенно «перемагничивается». Как в целом в обществе, так и в «партиях» этого общества при политической системе сатрапии господствуют патрон-клиентские отношения.

Основными формами партийной борьбы в сатрапиях являются интриги, смысл которых, как и любых других форм, заключается в усилении собственного «политического веса» и ограничении влияния противостоящей клики или клик на принятие важнейших решений. Так как важнейшие решения принимаются лично правителем или в его непосредственном присутствии, то вся «партийная борьба» в сатрапии сосредоточивается вокруг личности правителя и заключается в его славословии, показе преданности своей клики и всяческом порочении противостоящей клики.

В сатрапиях не было открытой оппозиции. Открыто высказанное мнение, не соответствовавшее мнению правителя и, тем более прямо противоречащее ему немедленно подавлялось, а его носитель уничтожался или удалялся от двора. Поэтому оппозиционные партии в сатрапиях существовали лишь кратковременно. Кроме вышеотмеченной формы «короткоживущей оппозиции» оппозиционные настроения иногда выливались в заговоры.

Заговор в сатрапии – это тоже форма короткоживущей партии, которая при ее неуспехе безжалостно уничтожалась, при успехе, то есть свержении правителя партия заговора выдвигала нового сатрапа, становилась его камарильей и направляла все свои усилия на поиск и уничтожение новых заговоров и интриги против других клик. Камарильи, клики и заговоры как формы партийной организации сатрапии имели место в верхних слоях общества, где сосредоточивалась вся борьба за власть. В Истории Геродота сохранилось описание заговора в Древнем Иране с целью свержения правителя Лже-Смердиса. Заговор удался и предводители заговорщиков предложили реформу государственного устройства. Интересно, что в условиях наступившей относительной свободы мнения разделились и образовались три партии. Первая партия во главе с Отаной предложила учредить демократию по греческому образцу, вторая во главе с Мегабазом выступила за аристократическое устройство, третья, возглавляемая Дарием, настаивала на сохранении монархии. В открытой дискуссии победила партия монархии и политическая система сатрапии была сохранена.2 Для нас в тексте Геродота важно отметить: в условиях сатрапии, когда появляется возможность открыто высказывать свое мнение, сразу же возникают различные партии, борющиеся за власть в иных формах, например, в форме открытого диалога.

Нижние слои общества обычно политически пассивные и покорные, тем не менее, периодически демонстрировали свое накопившееся недовольство, организуясь в более или менее массовые группировки. Такие группировки действовали в форме бунтов и восстаний.

Под бунтом мы будем понимать стихийное, неосознанное локальное выступление с целью проявить свое недовольство существующим положением, выплеснуть накопившиеся негативные политические эмоции и чувства. Бунт, как правило, не имеет четкой программы и даже четкой цели смены правящего режима.

Восстание – это более осознанное и целеустремленное выступление, имеющее определенный подготовительный период, и определенную цель, заключающуюся в смене режима правления и определенных реформах.

В Артхашастре описаны два вида партий: партия людей преданных и партия людей предательски настроенных, то есть фактически партия сторонников действующего режима и партия оппозиции. Правителю рекомендуется содержать специальных шпионов и провокаторов, которые, провоцируя острые политические дискуссии в общественных местах о политических решениях правителя, выявляют, таким образом, сторонников партии оппозиции, которых Артхашастра рекомендует либо привлекать на свою сторону щедротами и приветливым обращением, либо уничтожать самым беспощадным образом вплоть до натравливания на них населения и осуществления тайных казней.3

Часто партийная борьба на Древнем Востоке облачалась в покров религиозных сект. Секта всегда считалась оппозицией по отношению к господствующей религии и церкви, особенно если учесть, что господствующая в сатрапии религия всегда заодно с правящим режимом. Секта обычно не только не принадлежит к господствующей религии, но часто ведет с ней непримиримую борьбу. Поэтом сектантов правители сатрапий всегда воспринимали не только как религиозных, но и как политических противников, как непримиримую оппозицию и боролись с ними теми же, а порой и более жестокими методами, чем те, которые были указаны в Артхашастре.

Итак, партии в обществах Древнего Востока не вписывались в узкое и закрытое для широких слоев населения политическое пространство. Фактически при политической системе сатрапии любое выражение собственного мнения, отличное от официального, воспринималось правителем и репрессивным аппаратом как причастность к оппозиционной партии; немедленно и резко пресекалось. В этих условиях невозможно существование сколько-нибудь широких легитимных политических группировок и вся «партийная борьба» концентрируется у трона правителя, а ее смысл заключается в конкуренции придворных клик в прославлении и обожествлении сатрапа. Отсутствие открытости и гласности партийного соперничества в сатрапии создает особые формы партийной борьбы и ведет к ее делегитимации.

Политичекие группировки в полисах Древней Греции.

Другим путем, отличным от древневосточных цивилизаций развивались древнегреческое и древнеримское так называемые античные общества. И на Балканах, и на Апеннинах нет больших, разливающихся рек, могущих обеспечить потребности огромных масс людей. Здесь каждый понимал, что благополучие как собственное, так и общественное зависит не от других (бог, царь, армия, чиновники), а от себя самого. Здесь земля не получала, как на Востоке, ежегодной подкормки в виде плодородного ила и требовала тщательной обработки. Плодородной земли не хватало, и люди искали другие источники существования, развивая ремесла, искусства, торговлю, промыслы, военное дело, мореплавание, колонистскую деятельность.

Все это не требовало жесткой централизации государства, не давало возможности отрыва власти от народа, ее самореализации и обожествления правителей. Для защиты своих интересов каждый свободный земледелец, ремесленник, торговец, воин требовал сохранения демократических учреждений, реформы государственных институтов в демократическом направлении.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. История Кыргызстана (2)

    Шпаргалка >> История
    ... институт языка, литературы и истории, организованы археологическая и этнографическая ... звеньев перешли от зубрежки истории партии и особенностей «развитого ... зарегистрировано 24 политических партий. Н –р: Демократическая партия "Эркин Кыргызстан". Целями ...
  2. Партии и партийные системы (2)

    Реферат >> Политология
    ... нескольких столетий политической истории партий, можно выделить три ... европейским социал-демократическим партиям, республиканской партии США, партиям «зеленых» и др. ... партий на принятие решений и характер их участия в государственном управлении. История ...
  3. История Коммунистической партии Китая

    Реферат >> История
    ... борьбу за власть в стране и история партии, ставшей правящей партией в материковом Китае после образования ... в качестве кружка единомышленников. Официально партия ведет отчет своей истории с I съезда, состоявшегося нелегально ...
  4. История развития психологии (1)

    Книга >> Психология
    ... отдельных учебных предметов (математики, истории, географии и т.д.). Структура ... ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ (Политическая история психологии) Традиционно история психологии своим предметом имела ... только для истории партии, но и для гражданской истории СССР. Годы ...
  5. Партия Алаш

    Реферат >> История
    ... идеологии к партии кадетов. Председатель партии — Алихан Букейханов. Официальный орган партии — газета «Қазақ». 1. История партии Образована ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0021328926086426