Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Политология->Реферат
Анархизм и коммунизм существуют в мире довольно долгое время, и являются неотъемлемой частью общественной жизни людей. Они существуют и в настоящее вр...полностью>>
Политология->Реферат
В больших группах властные отношения детерминируются понятием протяженность (надо приложить силы, чтобы заставить исполнять властные полномочия). Геог...полностью>>
Политология->Шпаргалка
Полит. Наука применяет различные познавательные средства, методы, приемы исследования полит. жизни общества. Здесь сочетаются фс, социол, психол, ист ...полностью>>
Политология->Реферат
Огромная часть российской границы от Казахстана до Японского моря разделяет и соединяет нас с самой могущественной в геополитическом и военном отношен...полностью>>

Главная > Реферат >Политология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

С 1343г. английский парламент разделился на две палаты.

В палате лордов заседали крупные феодалы, светские - бароны и духовные – архиепископы, епископы и аббаты крупных монастырей.

Наследственное право; приглашал письмом король.

В палате общин – представители графств и городов (по 2) – рыцари, торговцы, промышленники (ремесленники). Низы населения не были представлены.

Вывод: парламент – результат партийной борьбы и соглашения между партиями и сословиями.

Политические группировки в средневековой Руси

Как и в других европейских странах на Руси одним из ведущих факторов партиеобразования выступало сословное деление общества, которое вытекало из довольно подвижной социальной дифференциации и также было достаточно мобильно. Согласно В.О.Ключевскому в истории русских сословий было четыре периода.33 В первом периоде, который продолжался с XI по XII вв. основанием сословного деления было завоевание или вооруженное давление, привнесенное в русскую историю варягами. В это время основными сословиями были: 1. княжи мужи, то есть служилые люди, профессиональные воины не платившие налогов и несшие службу непосредственно князю. Княжи мужи довольно активно участвовали в политическом процессе, наиболее авторитетные из них выступали в качестве политических советников князя; 2.люди – податное простонародье, объединенные в миры, городские или сельские общества, связанные круговой порукой за уплату податей князю. Люди обладали ограниченным правом голоса и могли реализовать его только в рамках своей общины; 3.холопы – фактически рабы, собственность своих хозяев, лишенные всяких гражданских и политических прав.

Во втором удельном периоде русской истории, длившимся с XIII по XV вв. основанием сословного деления становится хозяйственный договор свободного лица с удельным князем. В это время продолжавшаяся социальная дифференциация выделила в сословии княжих мужей группировку наиболее приближенных к князю бояр – ближайших советников князя, составлявших его узкий политический и военный совет. В сословии людей выделился класс закупов – свободных земледельцев, арендаторов боярских земель и класс смердов – свободных хлебопашцев, пользовавшихся княжеской или государственной землей. Закупы и смерды во время боевых действий составляли ополчение – основную массу княжеского войска. Княжеская дружина играла роль гвардии личной защиты и резерва князя. В политической жизни закупы и смерды участия практически не принимали. В сословии холопов образовалась социальный слой тиунов – невольников чернорабочих и боярских тиунов – невольников-приказчиков.

В третий период – период Московского государства сословная дифференциация русского общества велась по различию государственных повинностей на основании так называемых чинов. Все чины по их хозяйственному и государственному положению и по разверстке государственных повинностей подразделялись на чины служилые, тяглые и нетяглые. Чины служилые делились на:

- чины служилые по отечеству, то есть несшие государственную службу по происхождению, по наследству от отца;

- чины думные то есть ближайшее окружение царя: бояре, окольничьи и думные дворяне;

- чины московские, то есть столичные чиновники: стольники, стряпчие, дворяне московские и жильцы дворцовые;

- чины служилые по прибору. Это ратные люди низших разрядов: стрельцы, пушкари, солдаты, драгуны, пограничные казаки и т.д.;

Чины тяглые составляли население, платившее налоги (тягло). Они подразделялись на:

- посадских, то есть горожан, проживавших вне крепости на посаде;

- уездных, то есть жителей уездов, окружавших города сел;

- гостей – крупных купцов, занимавшихся оптовой торговлей, ведших дела с другими городами и странами;

-сотни гостиная и суконная объединяли купцов, владевших меньшими состояниями, чем гости;

-черные сотни и черные слободы. В них проживали мелкие розничные торговцы и ремесленники. Слободы отличались от сотен тем, что их население было приписано ко дворцу, поставляло товары и работало непосредственно на царя;

- крестьяне, которые делились на собственно крестьян, обрабатывавших полные наделы и бобылей в силу бедности необеспеченности орудиями труда, обрабатывавшие неполные наделы;

Люди нетяглые не платили налогов. Это были либо гулящие люди (наемные работники, старики или молодежь, которая еще не обзавелась хозяйством, бродяги, люди, жившие милостыней) либо холопы.

Чиновный склад русского общества был разрушен только в четвертый период русской истории, в Новое время, в эпоху Петра I введением табели о рангах, в основу которой было положено различие государственных и гражданских прав.

Сословное и чиновное деление общества отражало его социальную дифференциацию и служило социальной базой средневековых сословных группировок на Руси, боровшихся, как и в других странах, за власть, влияние, свои групповые и индивидуальные идеалы и интересы.

Партийная борьба в средневековой Руси проходила в условиях политических систем княжеской монархии и боярской республики.

Политические системы княжеских монархий имели место практически во всех русских княжествах, кроме Новгорода и Пскова. Здесь верховная законодательная, судебная, исполнительная и военная власть принадлежали одному лицу – князю. Князь мог советоваться со своими боярами, дружинниками, мог получать информацию от послов, лазутчиков, других лиц, но принимал решения единолично. В период Киевской Руси верховная власть принадлежала роду Рюриковичей, все они по рождению считались князьями. Старший в роду получал титул великого князя киевского и рассаживал сначала своих сыновей, затем братьев, дядей и племянников таким образом, чтобы более старший получал более значимое княжество. Так например, после Ярослава Мудрого титул великого князя киевского получил его сын Всеволод, следующим великим князем стал внук Ярославов Мономах, затем правнук Мстислав.34 После смерти великого князя или другого князя правящей династии князья перемещались в города, соответствующие их положению в княжеском роде. Бескняжье нарушало нормальную жизнь общества, делало ее анархичной и беззащитной перед внешним противником.35 Но киевский князь не был подлинным монархом. Большую роль в политике столицы и других городов Великого княжества Киевского играли народные собрания - веча. Они ведали вопросами войны и мира, замещением княжеского стола, финансовыми и земельными ресурсами, определяли налоговую политику, обсуждали наиболее важные законы, назначало и смещало администрацию. Состав вече отражал социальную структуру общества: князья, церковные иерархи, бояре, гости, купцы, люди. С помощью веча народ городов-государств Древней Руси имел возможность влиять на ход политической жизни.36 Это происходило потому, что гражданскими правами, которые включали право участия в вече, обладали все ополченцы, фактически все горожане, владеющие тем или иным имуществом и большинство голосов, чаще всего, было на их стороне, а не на стороне княжеских или боярских клик. Определенное влияние на вечевую борьбу имела княжеская дружина. На народных собраниях она выступала как составная часть княжеской клики. В военной организации общества она составляла ядро, являлась боевым штабом княжеского войска. Во время боевых действий дружинники становились командирами отдельных частей ополчения и имели на ополченцев определенное влияние.

Политические группировки, существовавшие в окружении князя, носили характер клик и камарилий. При этом камарилья Великого князя киевского была самой крупной и влиятельной. Разумеется, в Киеве кроме великокняжеской камарильи действовали клики других князей-претендентов на тот или иной стол. Уменьшенной копией соперничества клик в Киеве была борьба за власть в других княжествах, подчиненных киевскому. Там тоже, как правило, наиболее влиятельной была клика действующего князя, обладавшего реальной властью, но и у нее хватало группировок-соперниц. Кроме князя лидером клики мог стать представитель церкви или влиятельный боярин. В период Киевской Руси главная борьба между княжескими кликами развернулась на уровне княжеств. Княжеские группировки создавались и были организованы как клики; они и действовали методами клик и камарилий.

Иная политическая системы утвердилась в Новгородской земле. В 1136 г. новгородцы арестовали князя Всеволода Мстиславовича с семейством и затем изгнали его из города. Вече решило князей приглашать только как наемных военачальников, оставив за ними высшую судебную власть (вместе с посадником) и сбор дани с покоренных земель. Верховным органом Господина Великого Новгорода, то есть всей земли простиравшейся от Балтики до Урала и от Белого моря до озера Селигер было объявлено народное собрание. Исполнительную власть стало представлять правительство которое возглавлял избираемый на один год посадник. Он занимался внутренними и международными делами и вместе с князем командовал войском и вершил суд. Второе по значению место в правительстве занимал также избираемый на вече тысяцкий. Он был ответственен за сбор налогов, разбирал тяжбы русских и иностранных купцов, участвовал в посольствах. Важную роль в системе политических институтов Новгорода играл архиепископ. Он не присылался митрополитом, как это делалось по отношению других русских земель, а избирался самими новгородцами. Сначала вече отбирало трех кандидатов, а затем жребием, который вытаскивал слепец или ребенок, избирался новый архиепископ. Он обладал большим духовно-нравственным авторитетом распоряжался огромными богатствами, накопленными поступлениями церковной десятины и мог оказать помощь государству и гражданам в трудное время. Архиепископ вел контроль эталонов мер и весов, вместе с посадником и тысяцким готовил и подписывал международные договоры.

Каждый институт политической системы Новгородской республики, кроме государственной легитимации и государственного авторитета опирался на свою собственную политическую силу, представлявшую собой в этом смысле политическую «партию», партию как часть общества, оказывавшую поддержку тому или иному должностному лицу, отправлявшему политические функции. Князь в своей деятельности более всего опирался на свою дружину и, когда собиралось ополчение, - на силу и авторитет всего войска, но для этого ему нужно было найти общий язык с тысяцким. В мирное время для князя очень важно было найти взаимопонимание с вечем. Дружина – слишком слабая опора в бурном море новгородской политики. Порой, если князь не находил поддержки у народного собрания, новгородцы изгоняли его. Первым изгнанным князем не «вписавшимся» в новгородский политический процесс, не сумевшим создать свою стабильную группировку поддерживающих его новгородцев был Глеб Святославович (1078).37 С «партией» князя соперничала «партия» посадника, который тоже искал поддержки у избиравшего его народного собрания, а также у ополчения, ведь его глава - тысяцкий был подчиненным посадника. В этом смысле, то есть в поиске «силовой» опоры и народной поддержки группировки князя с одной стороны и группировка посадника и тысяцкого с другой выступали как политические соперники. Между группировками посадника и тысяцкого тоже не было полного взаимопонимания. Посадник, как правило, избирался из представителей местной аристократии или местной купеческой знати. За избрание или переизбрание того или иного кандидата на должность посадника соперничали местные боярские и купеческие клики. Тысяцкий чаще всего избирался из простолюдинов, из людей. Если группировка посадника представляла в правительстве республики боярско-купеческую знать, то группировка тысяцкого – черных людей, средние и нижние слои новгородского общества. Группировка архиепископа опиралась на мощную церковную организацию, объединяющую все общины прихожан Новгорода и новгородской земли. Кроме того, поддержку группировке архиепископа всегда готов был оказать глава монашествующего, черного духовенства новгородский архимандрит, который имел резиденцию близь города в Юрьевом монастыре и распространял свое влияние на все семнадцать монастырей новгородчины.

Систематическая работа вече, избрание основных государственных институтов, достаточно широкая система участия граждан создали иные более легитимные и легальные возможности для функционирования политических группировок. Несмотря на соперничество главных должностных лиц и «партий» их поддерживающих, центр партийной борьбы, как это и бывает в республиках, находился в народном собрании. Новгородское вече было организовано по территориальному признаку, поэтому вечевые группировки также получили территориальный характер.

Во-первых, этому способствовало разделение Новгорода на две стороны: Софийскую и Торговую естественным образом образовало в городской черте две «партии». «Партия Софийской стороны» выражала интересы аристократии, административной власти (чиновничества) и служилых людей, «партия Торговой стороны» выступала от имени ремесленников, розничных торговцев, зажиточных купцов. Кстати сам термин «партия» не был известен в средневековой Руси и то, что по латинской традиции в Европе понималось как часть (part) и имело смысл борющихся группировок (в собрании, на суде или в уличной драке) в Новгородской республике называлось «сторона». Интересы Софийской и Торговой сторон часто сталкивались на вечевом собрании. Порой, если их не удавалось согласовать группировки разделялись: жители софийской стороны и их сторонники из пригородов собирались на площади перед Софийским собором, а жители Торговой стороны со своими сторонниками – на Ярославом дворище. Если не удавалось прийти к согласию, обе группировки сходились на границе между контролируемыми территориями, на своеобразной нейтральной полосе – на мосту через Волхов для решения конфликта силовым путем. Здесь обычно вступала в действие третья сила: «партия» архимандрита, увещевавшая противостоящие группировки и предотвращавшая или не предотвращавшая кровопролитие.38 Стороны противостояли не только на вече. Территориальные группировки были постоянным социально-политическим фактором жизни Новгорода. В праздники жители Софийской и Торговой сторон устраивали кулачные побоища на мосту через Волхов и всем жителям было очень важно знать, за какой из группировок останется верх.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. История Кыргызстана (2)

    Шпаргалка >> История
    ... институт языка, литературы и истории, организованы археологическая и этнографическая ... звеньев перешли от зубрежки истории партии и особенностей «развитого ... зарегистрировано 24 политических партий. Н –р: Демократическая партия "Эркин Кыргызстан". Целями ...
  2. Партии и партийные системы (2)

    Реферат >> Политология
    ... нескольких столетий политической истории партий, можно выделить три ... европейским социал-демократическим партиям, республиканской партии США, партиям «зеленых» и др. ... партий на принятие решений и характер их участия в государственном управлении. История ...
  3. История Коммунистической партии Китая

    Реферат >> История
    ... борьбу за власть в стране и история партии, ставшей правящей партией в материковом Китае после образования ... в качестве кружка единомышленников. Официально партия ведет отчет своей истории с I съезда, состоявшегося нелегально ...
  4. История развития психологии (1)

    Книга >> Психология
    ... отдельных учебных предметов (математики, истории, географии и т.д.). Структура ... ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ (Политическая история психологии) Традиционно история психологии своим предметом имела ... только для истории партии, но и для гражданской истории СССР. Годы ...
  5. Партия Алаш

    Реферат >> История
    ... идеологии к партии кадетов. Председатель партии — Алихан Букейханов. Официальный орган партии — газета «Қазақ». 1. История партии Образована ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0030660629272461