Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Политология->Реферат
Анархизм и коммунизм существуют в мире довольно долгое время, и являются неотъемлемой частью общественной жизни людей. Они существуют и в настоящее вр...полностью>>
Политология->Реферат
В больших группах властные отношения детерминируются понятием протяженность (надо приложить силы, чтобы заставить исполнять властные полномочия). Геог...полностью>>
Политология->Шпаргалка
Полит. Наука применяет различные познавательные средства, методы, приемы исследования полит. жизни общества. Здесь сочетаются фс, социол, психол, ист ...полностью>>
Политология->Реферат
Огромная часть российской границы от Казахстана до Японского моря разделяет и соединяет нас с самой могущественной в геополитическом и военном отношен...полностью>>

Главная > Реферат >Политология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Важным разломом итальянского общества был разлом религиозный. Нередко политическая борьба «партий» вырастала из борьбы религиозной, борьбы сектантских группировок против христианской церкви, феодалов, государства. Восстание Дольчино, например, было подготовлено сектой «Апостольские братья», которую основал монах Сегарелли. За свои антицерковные, еретические проповеди он был сожжен на костре в 1300 г. Вождь крестьянского восстания 1305-1307 гг. Дольчино использовал учение Сегарелли и его сектантскую организацию для борьбы с феодалами и церковью. Восставшие выдвинули цель - установление «царства равенства и справедливости». Папа объявил крестовый поход против сектантов. Восстание было подавлено крестоносцами.

На волне восстания пополанов против тирании Пьеро Медичи во Флоренции (1494 г.) к власти пришел доминиканский монах Джироламо Савонарола, поддержанный группировкой «тощих» пополанов, состоящей из мелких торговцев, небогатых ремесленников, чомпи, безработных, которая получила название «партия плакс». Группировка Савонаролы в отношении религии и церкви сразу выступила как непримиримый противник. Савонарола в своих проповедях обличал пороки папы (и небезосновательно) Александра VI Борджа, призывал реформировать христианскую религию и церковь путем возврата к истокам, обличал богачей и возвышал бедняков. Савонарола добился изгнания ростовщиков из Флоренции (как когда-то Иисус изгнал их из храма), установил подоходный налог на недвижимое имущество (т.е., в основном – на богатых), создал ломбард для обеспечения мелких ссуд под небольшой процент (для бедных). Савонарола призывал исключить из жизни красочные и шумные праздники, а досуг заполнять религиозными процессиями, отказаться от светской суеты, уничтожить богатые одежды, украшения, «безнравственные» книги и произведения искусства. В результате этих «реформ» экономическое положение Флоренции ухудшилось, закрылись многие предприятия, увеличилась безработица, появился голод. Папа отлучил Савонаролу от церкви как еретика и сектанта. В светской политике против партии плакс выступила партия грандов, наиболее образованных людей Флоренции, для которых была очевидна реакционная сущность движения Савонаролы. Синьория Флоренции, всегда поддерживавшая Папу и придерживавшаяся линии партии гвельфов приказала арестовать Савонаролу, который после суда был сожжен на костре. Эти и другие подобные примеры свидетельствуют о наличие в средневековом итальянском обществе противоречия между официальной государственной церковью и периодически возникавшими сектами. Порой сектантские учения использовали в целях своей борьбы политические группировки, образованные по социальному признаку, в других случаях стихийное социальное движение брало на вооружение готовую сектантскую «программу» и «организацию». Сочетание в одном движении двух или нескольких разломов, социально-политических противоречий усиливало политическую силу и мощь движения, но часто, радикализируя его и противопоставляя ему большую часть общества, вело это движение к политической гибели.

Пятым политическим разломом позднего средневековья и, особенно, эпохи Возрождения было противостояние нарождавшейся буржуазии (предпринимателей, создававших высокопроизводительные по тем временам мануфактуры, владельцев банков, ломбардов, торговых домов, разбогатевших торговцев) и наемных рабочих этих мануфактур, грузчиков магазинов и портов). Политическая и экономическая борьба рабочих с буржуазией еще не стала главным фактором политического процесса, но уже играла определенную роль. Примерами этой борьбы служит восстания чомпи. Чомпи назывались чесальщики шерсти, а в широком смысле вообще наемные рабочие, работавшие за низкую зарплату по 14-16 часов в сутки и терпевшие при этом произвол хозяев. Ужасные условия труда и быта вынуждали их объединяться, чтобы выдвигать свои требования. Восстания чомпи в Северной и Средней Италии вспыхивали в 1345 г. во Флоренции, в 1371 г. в Сиене и Перудже. Особенно крупное восстание чомпи произошло в 1378 г. во Флоренции. Восставшие требовали увеличение зарплаты на 50%, разрешения создания организации – цеха чомпи, устранения должности надсмотрщика, а затем и создания нового правительства, в которое бы вошли 3 представителя чомпи. Флорентийской республикой в то время правила группировка «жирных» пополанов. Учитывая размах восстания, она пошла на выполнение практически всех требований «партии» чомпи. Когда у нового правительства состоявшего из представителей «жирных» пополанов и группировкой чомпи возникли трудности со снабжением города хлебом, лидеры чомпи объявили о создании «однопартийного» правительства чомпи. «Жирные» пополаны ответили экономическим саботажем, припрятыванием хлебных запасов, закрытием мастерских и мануфактур. Это вызвало негативную реакцию не только «жирных», но и «тощих» пополанов. Важную роль в противостоянии с чомпи сыграли цеховые организации, выставившие вооруженных ополченцев. В вооруженном конфликте правительство чомпи потерпело поражение.

Шестым разломом общественного сознания итальянского городского социума было непрекращающееся противостояние старинных родовых группировок, тех которые создавали личные фракции. Понятие «личные фракции» ввел в науку о партиях Дэвид Юм. Он утверждал, что «фракции можно разделить на личные и реальные, т.е. на те, которые основаны на личной дружбе или вражде в среде лиц. Составляющих соперничающие партии, и те, которые основаны на каком-либо реальном различии во времени или интересе… Не так уж часто можно видеть , чтобы какая-либо система правления делилась на фракции так, чтобы среди составляющих их членов не было реальной или предполагаемой, тривиальной или существенной разницы во взглядах… Но, несмотря на такое смешение, любую партию можно отнести либо к разряду личных, либо к разряду реальных…»28 Типичными личными фракциями являлись родовые группировки Нери и Бьянки во Флоренции, Фрегози и Адорни в Генуе, Колонези и Орсини в Риме.29 Макс Вебер назвал личные фракции «партиями – свитами аристократии».30 Такие партии, по его мнению, зиждятся на системе патронажа и состоят из лидера (лидеров)-аристократа (аристократов) и его (их) свиты, которая не имеет собственных политических убеждений и слепо следует политическим курсом своего лидера.

Непрекращающаяся борьба за власть между различными группировками вела к политической нестабильности, частым сменам политических режимов, а то и всей политической системы. Во Флоренции конца XIV в., например, политическая система монархии функционировала в режиме синьории (мягкой монархии): режимы Козимо Медичи и Лоренцо Медичи, в режиме тирании (жесткой монархии): режим Пьеро Медичи. Затем последовала попытка французского короля Карла VIII присоединить Флоренцию к французской абсолютной монархии, затем наступила очередь теократического режима Савонаролы и, наконец, - установление республиканской политической системы в 1498 г.

Общая тенденция трансформации политических систем, направление которому давала именно борьба партий, весьма напоминает аналогичный процесс в античных обществах. От аристократических монархий с доминированием свит аристократии, через тиранические режимы с их вооруженными кликами и террором к демократическим республиканским режимам с характерной открытой и публичной партийной борьбой, порой переходящей мирные рамки, затем - к новым авторитарным (тираническим) режимам, которые постепенно эволюционируют к новым династическим, то есть новым аристократическим монархиям.

Действительно уже в начале XV в. в Милане единолично правил род Висконти, а с 1450 г. – род Сфорца. Тиранические режимы установились в XV в. в Павии, Ферраре, Вероне, Пьяченце, Падуе, Мантуе. Республиканские политические системы на протяжении этого времени оставались в Венеции и Генуе, но и там они с течением времени все более олигархизировались.

Партии в средневековой Франции.

Социально-политические процессы во Франции X – XIII вв. весьма напоминали аналогичные трансформации в североитальянских государствах. Французские города в результате промышленного и торгового подъема также набирали силу, постепенно разрастались, также боролись за свою независимость от сеньоров. Обычный французский город эпохи средневековья представлял собой владение сеньора, чаще всего церковного. Владение епископа называлось ситэ. Ситэ обрастал целым архипелагом бургов – отдельно стоящих поселений, возникавших вокруг монастырей или замков феодалов. В X – XIII вв. шел процесс срастания ситэ и бургов в единые города, которые уже не мирились с феодальным правом собственности на городское имущество и его жителей, а постепенно отвоевывали или выкупали права самоуправления. Если в Италии эти права по большей части отвоевывались, то во Франции – выкупались, если в Италии революция городов началась на севере и захватила только среднюю часть страны, то во Франции она началась на юге и охватила всю страну, достигнув наибольших успехов на северо-востоке.

Уже в XII в. в южных городах Франции, среди владельцев которых было больше светских феодалов была установлена коллективная форма политических институтов – консулат. За избрание в консульский совет и, особенно, первым консулом, вели борьбу три основные социальные группы горожан: рыцари, купцы и ремесленники. В дальнейшем с разрастанием городского населения и усложнением его социальной дифференциации и социальной организации роль политических группировок в этой борьбе стали играть цеховые организации ремесленников, ганзовые союзы торговцев и предпринимателей, квартальные группировки горожан.31

На севере, где среди владельцев городов было больше церковных сеньоров, чем светских, а церковные сеньоры менее нуждались в деньгах и не склонны были признавать коммунальные права городов за звонкую монету, борьба за городское самоуправление и личные свободы горожан была более сложной, напряженной и более кровавой. В этой борьбе горожанам приходилось искать себе союзников и они находили их в лице сельских общин и монархов. Так например, горожане города Лан в 1117 г. выкупили у короля коммунальную хартию, то есть право создать коммуну. Они принесли присягу этой хартии, избрали мэра и коммунальный совет. Но сеньор Лана епископ Годри предложил королю большой выкуп за аннулирование хартии, а сумму выкупа в виде феодальных выплат собрал с горожан. Возмущенные горожане Лана восстали, епископ был убит и сеньоральное правление Лана уничтожено. Король признал коммуну города Лана. Признанная городская коммуна становилась юридическим лицом (universitas – лат. университетом), состоявшем из равноправных людей, имеющими право избирать своих руководителей, управлять своими делами. Коммуна избирала мэра, городской совет – ратушу, собственную печать, набатный колокол, городские стены. Сельские общины не могли соперничать с городскими по развитию производства и торговли и не имели возможности откупиться от своих сеньоров. Но они по примеру городских общин организовывались и заключали с сеньорами договоры, регламентировавшие права и обязанности договаривавшихся сторон. Если коммунальные договоры городов и сеньоров скреплялись хартиями франшизы, то есть хартией городских вольностей, утверждаемой королем, то договоры сельских общин со своими сеньорами записывались в виде грамот. Этот процесс, начало которому положило освобождение крестьян от крепостной зависимости и развитие производства, историки назвали «коммунальной революцией».32 В коммунальной революции, которая продолжалась в течение X – XIII вв. ведущую роль играли группировки горожан, боровшихся против феодальных клик. Союзниками горожан, отстаивающими, впрочем, собственные интересы в борьбе против феодальных клиентелл выступали организации сельских общин и королевская камарилья. Эта антифеодальныя борьба «партий» давала в руки победителей не только права и усиление власти и влияния, но и объективно изменяла политические институты и социально-политические отношения в стране.

Отличием партийного генезиса и партийной борьбы в средневековой Франции от аналогичных процессов в Северной и Средней Италии заключалось в очень важном для дальнейшей истории французского общества процессе централизации государства. Если партии и их борьба в раннем и среднем средневековье в Италии и Франции во многом схожи, то в позднее средневековье мы не можем не заметить существенные отличия, главным из которых стала борьба партии централизации и реформ, возглавляемой королем против партии децентрализации за феодальные права сеньоров.

Главным итогом и условием конечной победы явилось постоянное и неуклонное расширение королевского домена – удела, земель принадлежавших лично королю и уменьшение уделов и количества противостоявших королю феодальных сеньоров течение XII – XV вв. В ходе борьбы этих партий централизации и партии децентрализации французские короли использовали все возможности для усиления своей мощи и ослабления противников. Так, Филипп II Август, правивший на рубеже XII – XIII вв., использовал для этого борьбу с ересью катаров и альбигойцев. Учение катаров и альбигойцев (г. Альби – один из центров движения катаров) исходило из существования и вечной борьбы двух противоположных начал: добра и зла. При этом материальный мир, официальная церковь, государство и его институты, по мнению катаров, принадлежали к миру зла. Спасение, считали они, заключалось в очищении от скверны (cataros – греч. чистый), то есть полном отрицании семьи, собственности, государства, церкви и погружении в полный аскетизм. В борьбе с катарами королевская «партия» выступила в союзе с католической церковью. Движение катаров было уничтожено «огнем и мечом», а земли катарского графства Тулузского присоединены к королевскому домену.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. История Кыргызстана (2)

    Шпаргалка >> История
    ... институт языка, литературы и истории, организованы археологическая и этнографическая ... звеньев перешли от зубрежки истории партии и особенностей «развитого ... зарегистрировано 24 политических партий. Н –р: Демократическая партия "Эркин Кыргызстан". Целями ...
  2. Партии и партийные системы (2)

    Реферат >> Политология
    ... нескольких столетий политической истории партий, можно выделить три ... европейским социал-демократическим партиям, республиканской партии США, партиям «зеленых» и др. ... партий на принятие решений и характер их участия в государственном управлении. История ...
  3. История Коммунистической партии Китая

    Реферат >> История
    ... борьбу за власть в стране и история партии, ставшей правящей партией в материковом Китае после образования ... в качестве кружка единомышленников. Официально партия ведет отчет своей истории с I съезда, состоявшегося нелегально ...
  4. История развития психологии (1)

    Книга >> Психология
    ... отдельных учебных предметов (математики, истории, географии и т.д.). Структура ... ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ (Политическая история психологии) Традиционно история психологии своим предметом имела ... только для истории партии, но и для гражданской истории СССР. Годы ...
  5. Партия Алаш

    Реферат >> История
    ... идеологии к партии кадетов. Председатель партии — Алихан Букейханов. Официальный орган партии — газета «Қазақ». 1. История партии Образована ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0036280155181885