Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Культура и искусство->Реферат
Общество с ограниченной ответственностью «Пятерка» зарегистрировано в межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Хабаровскому краю 13.02...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Уже с середины 16 века историческое развитие Италии характеризуется наступлением и победой феодально-католической реакции. Экономически слабая, раздро...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
ИНДУИЗМ, основная религия Индии и одна из мировых религий. Индуизм возник на Индийском субконтиненте, причем свыше 90% из приблизительно 500 млн. чело...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Немаловажное значение в современных социально-экономических условиях является необходимость профессиональной подготовки специалистов в высших учебных ...полностью>>

Главная > Реферат >Культура и искусство

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Содержание

Введение

Глава 1. Древний Египет.

Заключение.

Список использованной литературы.

2

Введение

О происхождении древних египтян науке мало что известно. Одни ученые – египтологи- считают их выходцами из Азии. Об этом, по их мнению, свидетельствует язык, относящийся к семито-хамитской группе, а также особенности характера, типичные для азиатов и европейцев, но не для негроидной расы: настойчивость, стремление к оригинальности и инициативность. Другие полагают, что исконные жители Египта – родственники именно негритянских народов. На это указывает распространенный у египтян культ мертвых, фетишизм и поклонение животным. Так или иначе, но к IV тыс. до н. э. в долине Нила сформировалась устойчивая египетская народность и возникли первые государственные образования.

Египет стал первым государством на Земле, первой великой могущественной державой, первой империей, претендующей на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу. Основными принципами, на которых покоилась верховная власть в Египте, были незыблемость и непостижимость.

3

Древний Египет.

Во главе государства стоял фараон. Он имел абсолютную власть в стране: весь Египет с его колоссальными природными, земельными, материальными, трудовыми ресурсами считался собственностью фараона. Не случайно понятие “ дом фараона “ – (ном) совпадало с понятием государства.

Религия в Древнем Египте требовала беспрекословной покорности фараону, в противном случае человеку грозили страшные бедствия при жизни и после смерти. Египтянам казалось, что такую безграничную власть, какой пользовались фараоны, могли им даровать только боги. Так в Египте сформировалось представление о божественности фараона – он признавался сыном бога во плоти. И простые люди, и знатные вельможи падали ниц перед фараоном и целовали следы его ног. Большой милостью считалось разрешение фараона целовать свою сандалию. Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозной культуре Египта.

Религия Древнего Египта представляла собой сложное напластование верований, возникших в разное время и в разных местах. Древние египтяне поклонялись множеству верховных богов. Почти все боги имели разные имена, а некоторые даже назывались по-разному в разное время суток. Так главный бог Египта – бог Солнца как ,,Восходящее Солнце,, назывался Хепри, или Хепрер, как ,,Солнце в зените,, - Ра, как ,,Солнце перед закатом,, - Атум. Сколько всего богов создали и почитали египтяне, сказать трудно, некоторые исследователи предполагают, что счет шел на сотни и тысячи.

Боги были олицетворением различных природных явлений и одновременно явлений общественного порядка. Одним из важнейших богов был Птах – бог воды, земли и мирового разума, создатель всего сущего. Считалось, что он выносил идею сотворения мира в своем сердце и дал ей жизнь движением языка – своим словом. Птах почитался как покровитель искусств и ремесел. Одним из немногих Птах изображался только в облике человека. Как древнейшего из богов Птаха знали во всем Египте, но особенно почитали в Мемфисе.

Жрецы других городов возникновение мира видели иначе. Они учили, сто сначала существовал бог Нун – первобытный водный хаос. Из него возник бог Атум, позднее превратившийся в Ра. Из Атума-Ра возникла первая пара богов – бог воздуха Шу и его жена, богиня влажности Тефнут. От них родились Геб – бог Земли и Нут – богиня неба, которые, в свою очередь, породили Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду. Это были важнейшие и изначальные боги, от которых произошли все другие божества и люди.

Осирису покланялись как богу умирающей и воскрешающей природы. Осирис был воплощением добра и его обычно называли “добрым богом “. Супругой и сестрой Осириса была Исида (Изида)-богиня плодородия ,воды и ветра, волшебства и мореплавания. Она олицетворяла супружескую верность и материнство. Исида обычно изображалась женщиной с головой и рогами коровы. Сын Исиды и Осириса – бог Гор ,бог

4

Солнца, побеждающий силы мрака , почитался в облике Сокола.

Миф об Осирисе и Горе занимал важное место в религиозных представлениях египтян. Согласно мифу Осирис был некогда царём Египта. Именно он научил египтян возделывать землю. Его убил его брат, злой Сет, бог пустыни и суховея. Гор вызвал Сета на поединок и победил его, а после этого воскресил Осириса, дав ему проглотить свой глаз. Однако воскресший Осирис не вернулся на землю, а стал царём мёртвых. Его наместником на земле, царём живых, стал Гор.

Кроме этих богов, повсеместно во всех областях Древнего Египта поклонялись богине истины и порядка Маат, богине неба, любви и веселья Хатхор, богу Луны и письменности Тоту. Тоту приписывали изобретение письменности и считали его божественным секретарём небесного совета при боге Ра. Его просили о помощи и изучающие счёт.

Египтяне признавали присутствие божественного начала “во всём , что есть на суше, в воде и в воздухе”. Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы. Египтяне поклонялись кошкам, змеям, крокодилам, баранам, навозным жукам-скарабеям и множеству других живых существ, считая их своими богами.

Религиозные обряды нередко были обставлены с необыкновенной пышностью. Например, культ быков был самым богатым и торжественным культом, которого когда-либо удостаивалось животное. Бык Апис считался “земным воплощением и служителем бога Птаха, символом плодородия”.

Бык Апис жил в специальном священном хлеву при храме, где за ним ухаживали подготовленные для этого жрецы. При Аписе был гарем коров, которых тщательно отбирали для него. Бык жил в полном спокойствии и довольстве и единственная его обязанность заключалась в том , чтобы время от времени демонстрировать себя верующим. Когда Бык умирал , тело его бальзамировали и хоронили с соблюдением сложного ритуала при громадном стечении народа. Поиски такого, как он, преемника-“новорожденного Аписа”-были исключительно сложным делом: Аписом признавался только чёрный бык, с белым пятном на лбу в форме треугольника , с наростом под языком в форме жука-скарабея. Всего таких признаков было около тридцати.

Египтяне также поклонялись деревьям и растениям , из которых они особенно выделяли лотос. Они полагали , что цветки лотоса были уже в первобытном хаосе, и именно из цветка лотоса вышел бог Солнца Ра. Богом считали и почву, её плодородную естественную силу. Из неорганической природы более всего почитались заострённые камни. По аналогии с такими камнями стали строиться обелиски.

В настоящее время высказано мнение, и его придерживаются многие египтологи, что все разнообразные и многочисленные божества египетских храмов жрецы считали воплощением Высшего Существа, единого Бога, бессмертного, вечного, невидимого и непостижимого в своей сущности, который порождает сам себя в бесконечности

5

Вселенной. Поклоняясь множеству богов, древние в действительности поклонялись одному Богу тайному, не имеющему ни имени, ни образа. Египетские жрицы определяли его так : “Тот, кто существует сам по себе”, “ Первопричина всякой жизни”, “ Отец отцов”, “Мать матерей”. Это Высшее Существо-творец Вселенной - едино в своей сущности, но не едино в своём воплощении; он порождает себя в себе самом и одновременно является отцом, матерью и сыном Бога, не выходя из Бога. Таким образом в Египте было сформировано понятие Троицы, которое потом будет воспринято христианством. Учёные, высказывающие эти взгляды, полагают, что жрецы в Древнем Египте выражали атрибуты единого Бога и его различные воплощения в виде чувственных представлений для того, чтобы облегчить народу веру.

Существующее в реальности египетское многобожие никак не способствовало централизации государства, подчинению покорённых Египтом племён, усилению центральной власти. Живший в 14 в. до н.э. фараон Аменхотеп 4 пытался провести религиозные реформы с целью установления единобожия. Он ввёл новый государственный культ, объявив истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона. Столицей государства он сделал город Ахетатон ( современное городище Эль-Амара) и сам принял имя Эхнатона, что означало ” угодный богу Атону”.

Он попытался сломить усилившееся к этому времени могущество старого жречества и старой знати: культы всех прочих богов были отменены, их храмы закрыты, храмовое имущество конфисковано. Однако реформы Эхнатона вызвали сопротивление сильного и многочисленного слоя египетских жрецов и оказались недолговечными. Хотя культ нового бога был связан с традиционным культом солнца, он принят не был. Преемники фараона-новатора не смогли сколь-нибудь уверенно проводить его линию и вскоре вынуждены были пойти на примирение со жречеством. Культы старых богов были восстановлены, позиции местного жречества вновь усилились.

Важнейшей чертой религии и культуры Древнего Египта был протест против смерти, которую египтяне считали ”ненормальностью”. Египтяне верили в бессмертие души - это было главной доктриной египетской религии. Страстное желание бессмертия определило всё мировоззрение египтян, всю религиозную мысль египетского общества. Считается, что ни в одной другой цивилизации этот протест против смерти не нашёл столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте. Стремление к бессмертию и стало основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта - и не только религиозной и культурной, по и политической, экономической и военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, по которому смерть не означает конца, прекрасная жизнь может быть продлена вечно, и умершего может ждать воскрешение.

Согласно религиозным представлениям египтян, каждый человек обладал несколькими важнейшими характеристиками, в числе которых назывались Сах - тело

6

человека, Шунт – его тень, Рен – его имя, Ах – его приведение, Ба – проявление сущности. Ведущую роль играла Ка-душа человека, являющаяся его бессмертным двойником.

Именно Ка предстояло вновь соединиться со своим телом для того, чтобы умершего ожидало воскрешение. Со смертью, полагали египтяне, погибает лишь материальная основа человека. Нематериальной основы смерть не касается, душа будет жить вечно, если для этого созданы необходимые условия.

Основными условием загробной жизни египтяне считали сохранение тела умершего. Забота об этом привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела: египтяне полагали, что бессмертной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в своё прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищённой от посторонних взглядов пирамиды. Через семьдесят дней после смерти при условии, что его правильно похоронили, с соблюдением всех предписанных обрядов, покойник восставал к новой жизни и мог отправиться в Страну вечности.

Путь на тот свет представлялся египтянам настоящей полосой препятствий, где на каждом шагу подстерегала опасность второй смерти. Подробные сведения об этом пути содержаться в ,,Книге мертвых,, , ,,Книге о вратах,, , в которых перечисляются коварные ловушки, ожидавшие мёртвых, и даются подробные инструкции, как их избежать. В этих книгах приведены гимны, которые следовало исполнять перед богами, чтобы снискать их расположение, даются указания, как убивать подземных крокодилов и змей, как не попасть в сети подземных рыбаков. Там были и магические заклинания, с помощью которых умерший мог обезвредить своих врагов.

Предполагалось, что если этот путь был успешно проиден, то египтянин попадал в чертог Обеих истин, посреди которого на троне сидел сам Осирис, окруженный другими богами. Здесь происходил суд над умершим. Для этого на одну чашу специальных весов клали сердце усопшего, на другую – страусовое перо богини истины и справедливости Маат. Каждый из богов – а их было более 40 – задавал по вопросу, умершии отвечал, а весы контролировали правильность ответа. Перечень вопросов и ответов являлся, по сути, сводом жизненных правил египтян. Ответы всегда должны были быть отрицательными. ,,Я не причинил людям зла,, - долженн был сказать праведный египтянин, -,, Я не мучил животных, я не богохульствовал, я не совершал насилия над бедными, я никого не убил, я ни к кому не посылал убииц, я чист,,.

Взвесив все ,,за,, и ,,против,, , Осирис выносил приговор. В случае неблагоприятного решения умершии должен был закончить свое существование в утробе страшного чудовища Амелит – Пожирательницы_ существа с телом гиены и бегемота, львиной гривой и пастью крокодила. Если же решение было благоприятным, умершии мог вступить в царство Осириса.

7

Царство Осириса, однако, по представлениям древних египтян, вовсе не было раем, там обитали страшные львы, змеи скорпионы, крокодилы, кроме того царство Осириса не освобождало от необходимости работать. Правда, работу за умершего мог выполнить его раб или слуга – их функции выполняли статуэтки, которые клали в могилу. Но если умершему не удавалось счастливо избежать опасностей и он умирал, то эта вторичная смерть была в глазах египтян уже окончательной – следствием ее становилось полное небытие человека.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Культура Египта (8)

    Реферат >> Культура и искусство
    ... 2.1 Роль мифологии и религии в развитии культуры Египта…………………12 2.2 Обожествляемые животные…………………………………………………18 2.3 Вера ... памятники культуры Древнего Египта. 1. Специфика становления культуры Древнего Египта При изучении культуры Египта необходимо ...
  2. Культура Египта (6)

    Реферат >> Культура и искусство
    ... дисциплине «Культурология» по теме: «Культура Древнего Египта» Выполнил: студент 2 курса ... на нет культурные заимствования. Вся культура Египта пропитана красотой и таинственностью. ... в честь богов, мифы. Музыкальная культура Египта – одна из самых древних в ...
  3. Культура Египта (4)

    Реферат >> Культура и искусство
    Культура Древнего Египта Подготовил: Лобанов Алексей. 9 «А» класс ... . Замедленность общественного развития и всей культуры в целом обусловила прочное сохранение примитивных ... относятся ко времени расцвета египетской культуры при XVIII династии. Культ солнца ...
  4. Культура египта (7)

    Реферат >> Культура и искусство
    ... на крышке ларца. Подтверждением высокой культуры Египта I тыс. до н. э. (XIV в. до н. э.) является ... тысячелетия существования Древнего Египта там сложилась величественная и самобытная культура. Изобретение иероглифической письменности ...
  5. Культура Древнего Египта (22)

    Реферат >> Культура и искусство
    ... эффективно развивались в Древнем Египте. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА Первые попытки дать ... колоний в Дафне и в Навкратисе. В ХХ в. изучение культуры Египта прибрело более систематический характер. В этой ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0017430782318115