Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Политология->Реферат
Технократизм - распространенный в западной общественной мысли принцип объяснения общественного развития, согласно которому власть в обществе должна пр...полностью>>
Политология->Реферат
«Лидерство – так же старо, как человечество. Оно универсально и неизбежно. Оно существует везде – в больших и малых организациях, в бизнесе и в религи...полностью>>
Политология->Реферат
Через понятие политической системы раскрывается характерное устройство политической власти в конкретном обществе. Ее можно определить как совокупность...полностью>>
Политология->Реферат
В научной литературе имеются две конкурентные теории, которые пытаются пояснить упомянутый механизм движения элит в транзитном обществе: репродукции и...полностью>>

Главная > Реферат >Политология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

3.Федеративная форма государственного устройства

Федеративная форма - это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Федеративное государственное устройство уникально. Во-первых, оно неоднородно. Во-вторых, разнообразно. Это определяется различием в населении, точнее национально-этническом составе этого населения, историческими процессами и, в конце - концов, географическим положением. Однако, не смотря на это можно выделить ряд признаков, которые характерны для большинства федераций11.

1. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам государственной власти.

2. Конституция разграничивает полномочия субъектов и самой федерации.

3.Территория федерации состоит их:

а) Субъектов, которые по-разному называются.

б) Соответственно субъекты из административно- территориальных единиц.

4. Субъекты федерации могут принимать свои конституции, законы, постановления и другие нормативно-правовые акты. Они имеют свои высшие органы представительной, исполнительной и судебной власти, которые действуют только на территории субъекта данной федерации.

5. Зачастую имеется двойное гражданство, то есть субъект федерации наделяет проживающего на его территории гражданина своим гражданством, а гражданство федерации этот человек уже имеет. Поэтому получается у гражданина два гражданства: гражданство субъекта и гражданство федерации.

6. Обычно от субъектов федерации выделяются представители, которые являются членами представительной власти; эти представители в своей совокупности образуют законодательный орган федерации, а точнее одну его часть (палату). Вторая часть (палаты) всегда избирается народом.

7. Внешнеполитическую государственную деятельность осуществляют федеральные органы, Они выступают на международной арене от имени федерации.12

Итак, в зависимости от признаков построения федераций их можно подразделить на:

- территориальные (союзное государство);

- национальные (союз государств);

- территориально-национальные.

Территориальная федерация

Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации:

- центральная власть обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Конституционные нормы устанавливают перечень вопросов, по которым только союз может издавать нормативно-правовые акты, а оставшиеся вопросы находятся в ведении законотворческих органов субъектов федерации. Например, в США исключительная компетенция союза - международная и внешняя торговля, чеканка монеты, объявление войны, набор и содержание армии, учреждение судов и др., а в компетенции штатов - проведение выборов, внутренняя торговля, здравоохранение, изменение конституций штатов, их органов власти и управления и др.

- субъекты федерации конституционно лишены права прямого представительства в международных отношениях;

- конституционное законодательство не предусматривает, а иногда и запрещает субъектам федерации односторонний выход из союза;

- управление вооруженными силами осуществляется союзными государственными органами, а субъектам федерации в мирное время запрещается содержать профессиональные вооруженные образования.

Национальная федерация

Национальная федерация характеризуется более сложным государственным устройством вследствие многонационального состава ее населения. Можно выделить следующие основные признаки большинства разновидностей национальной федерации:

- субъекты федерации - национально-государственные образования, отличающиеся друг от друга национальным составом населения и, соответственно, его культурой;

- национальная федерация строиться на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов, пользующихся одинаковыми правами, не зависимо от размера территории и численности населения;

- все субъекты современной национальной федерации обладают признаками государственного суверенитета (свой парламент, президент, кабинет министров, судебная система) и не теряют своего права устанавливать дипломатические отношения с любым другим государством, заключать экономические политические и другие договоры;

- высшие государственные органы формируются из представителей субъектов федерации для того, чтобы обсуживать общенациональные интересы и в необходимых случаях координировать их;

- в основе национальной федерации лежит право наций на самоопределение, т.е. право любой нации решать вопрос о своей государственности.

Территориально-национальная федерация

Существуют государственные устройства, где органически сочетаются признаки и территориальной, и национальной федерации (Россия). Специфика такого государства состоит в необходимости не только интегрировать, но и дифференцировать интересы всех его субъектов, как национальных, так и территориальных.

Это делегирование как бы снимает вопрос о жесткой подчиненности субъекта федерации центру, свидетельствует о добровольности распределения компетенции. Формула о делегированном полномочий сопровождается появлением в практике федерализма понятия и статуса ассоциированного члена, т.е. субъекты федерации, отличающегося по своему статусу от других субъектов федерации, прежде всего большой самостоятельностью, добровольной делегированностью полномочий, а не их централизованным распределением.

Вместе с тем иногда статус ассоциированного члена федерации используется и для юридического прикрытия намерения субъекта федерации выйти из состава федерации.

В связи с этим появились понятия об асимметричной федерации - разные политико-правовые отношения между федерацией в целом и ее отдельными субъектами, “жесткой” или “мягкой” федерации. Иными словами, современная практика федерализма, обогащенная разным опытом самоопределения народов после распада СССР дала новые формы федеративной государственности.

Но для функционирования федерации в ее новых формах должно быть осуществлено четкое распределение полномочий между федерацией и ее субъектами, установление и закрепление компетенции в договорных основах федерации. Иначе под угрозой оказывается целостность и единство государства.

Равноправие субъектов федерации при разграничении полномочий — также является важным принципом и при этом одним из самых спорных не только в нашей стране, но и во всех федерациях. Некоторые понимают равноправие как полную унификацию, в том числе и в названиях13. Можно согласиться с мнением ученых, что различия подобного рода имеют и будут иметь место всегда. Но они затрагивают лишь атрибутивные, формальные стороны, а не функциональную деятельность субъектов Российской Федерации14. Кроме того, важно уяснить тот факт, что разграничение полномочий в исполнительных органах власти в различных сферах функционирования государства имеет свои особенности. Но опять-таки с учетом указанных общих принципов федерализма. В случае их нарушения, как и при нарушении Конституции и законов Российской Федерации, вступает в силу институт федерального вмешательства в дела и действия субъектов Федерации по их приведению в соответствие с федеральной Конституцией и законами. Механизмы преодоления споров и конфликтов в системе федеративных отношений могут быть различны — это договорные механизмы, согласительные процедуры, Конституционный Суд. В целом же в Федерации важен и принцип гармонизации правовых систем Федерации и ее субъектов, который является частью принципа субсидиарности15.

Форма государственного устройства государства зависит от того, с какими государствами оно вступает в связи, на какой основе они складываются, а также от того, какого рода связи оно поддерживает с другими государствами. Ведь, вступая в отношения с субъектами международной жизни для решения каких-то вопросов, государство может зачастую поступиться и частью своего суверенитета, самостоятельности, даже независимости, ради достижения общих и великих целей.

4. Конфедеративная форма государственного устройства

  Конфедерация - это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств - членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.16
 Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского владычества. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного государства - США. А созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская Республика) распалась.

Можно выделить следующие признаки конфедерации:

- Конфедерация не имеет своих общих законодательных , исполнительных и судебных органов власти. Совместные конфедеративные органы создаются для решения экономических, социальных, оборонных вопросов.

- Свобода выхода из конфедерации (сецессии). В отличие от федерации, где попытка сецессии рассматривалась как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом.

- Такого рода объединение суверенных государств не имеет единой армии, единого бюджета, единой системы налогов.

- Конфедерация может договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также единой межгосударственной кредитной политике на период существования17.

- Обычно в конфедерациях создается “прозрачные” границы, для пересечения которой не требуется специальных документов.

- Но конфедерации недолговечны. Они распадаются по достижении общих целей либо превращаются в федерации18.

По сути, совмещая в себе черты как междyнаpодно -пpавовой так и государственной организации, она под воздействием тех или иных причин теряет равновесие, необходимое для ее сохранения Решающее значение при этом имеют этнические и экономические факторы. Характерно, что к федеративной форме устройства перешли только конфедерации с мононациональным составом (США, Германия), а конфедерации с многонациональным составом (Австpо-Венгpия, Hоpвегия и Швеция и ряд дpyгих) распались. Наиболее известны две конфедерации -севеpоамеpиканская и швейцарская19.

Рассмотрим на примере Соединенных Штатов Америки: с момента обретения независимости американские штаты образовали де-факто конфедеративное государство, в котором практически вся власть сохранялась за отдельными штатами. Конфедеративную форму устройства сохранили и первой общенациональной конституцией. От каждого штата в состав Конгресса конфедераций избирались от 2 до 7 делегатов (которые и составляли 1 голос). Статьи конфедерации не предусматривали учреждение исполнительной и судебной власти. Не принадлежали конфедерации и право взыскания налогов (Взносы на ее нужды определялись на основе стоимостной оценки и степени мелиоративной оснащенности земель штатов). Набор в армию осуществлялся отдельными штатами по квотам, "соразмерным с числом белого населения". Ущербность конфедеративной формы устройства проявилась уже в годы войны за независимость-Конгресс не мог содержать армию ввиду отказа штатов выплачивать взносы.20 Глубокий экономический кризис, развал финансовой системы и социальные потрясения - таким был фон, на котором разрабатывалась конституция США 1787г., учредившая федеральную форму государственного устройства21.

Сходна была судьба и швейцарской конфедерации. Образованная на основе союзного договора, по которому кантоны Швейцарии сохраняли свою независимость, а также все права, не делегированные союзу. Кантоны имели свою монету, гражданство, заключали торговые договора с иностранными государствами, определяли формы внутреннего управления. Жители одного кантона не имели права селиться в другом кантоне, если между властями кантонов не было соглашений по этому поводу. Союзной власти были предоставлены в основном политические и военные вопросы. Парламент Швейцарии - Сейм конструировался не как орган представительства, а как собрание уполномоченных от кантональных правительств. Делегаты Сейма подчинялись только данным им инструкциям и принимали лишь предварительные решения. Правительство союза - Исполнительный совет был лишен властных полномочий и самостоятельной финансовой базы. Все эти вопросы решались кантонами. С 1829г. в условиях углубившегося экономического кризиса в Швейцарии началось движение за формирование нового союза власти. Итогом стало учреждение союзного государства ставшее фактически федеративным22.

Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации. Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского владычества. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного государства - США. А созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская Республика) распалась.
  Можно предположить, что у данной формы все же есть будущее: в конфедерацию могут объединиться бывшие республики СССР, Югославии, Северная и Южная Корея.

Заключение

Исторически сложились три формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация. Впрочем, в последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.).

Вышеперечисленные три формы государственного устройства являются основными, однако еще существует особая форма ассоциированного государственного объединения, именуемая содружеством. Здесь суверенные, независимые государства выступают по отношению к объединениям в качестве "ассоциированных участников". Эта форма показала свою жизнеспособность в Западной Европе в виде Европейского Сообщества. При существовании экономических предпосылок (общего рынка) и единой правовой среды (создаваемой, в частности, судом ЕС в Люксембурге), происходит углубление государственной интеграции, что может выразиться в переходе к конфедеративному государственному устройству, а то и к федеративному государственному образованию (интеграционные процессы последних лет в рамках Европейского Сообщества говорят о том, что его страны шаг за шагом приближаются к уровню государственной интеграции, характерной для федерации).

В последние десятилетия появилась особая форма ассоциированного государственного объединения. Примером тому является Европейское Сообщество, уже вполне доказавшее свою жизнеспособность.
 Представляется, что процесс современной европейской интеграции может привести от содружества к конфедеративному государственному устройству, а от него - и к федеративному всеевропейскому государству.

Список литературы

  1. Абдулатипов Р.Г. Федералогия. Учеб. пособие. СПб, Питер. 2004.

  2. Венгеров А. Б. Теория государства и право: учебник.- М.: Юриспруденция, 1999 г.

  3. Гранат Н Л., Цыцугин А.В. О некоторых современных видах объединения государств.// Актуальные проблемы правопорядка: Сб. научных статей. Вып. 3 / Под ред. А.И. Бобылева, Н.А.

  4. Духно. М: Юри­дический институт Московского государственного университета путей сообщения. – 2001.

  5. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник.- М.: Право и закон, 1998 г.

  6. Малько А.В. Теория государства и права – М., 2001.

  7. Петров В.С. Тип и формы государства. – Ленинград: Изд-во ЛОЛГУ. – 1967. – С.48.; Денисов А.И. Сущность и формы государства.

  8. Теория права и государства. // Под ред. Г. Н. Манова. – М.: Проспект, 1995 г.

  9. Чиркин. В.Е. Государствоведение. – С. 159.; Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М «ФОРУМ», 2000.

  10. Федерализм // Энциклопедический словарь. М., 1997.

1 Петров В.С. Тип и формы государства. – Ленинград: Изд-во ЛОЛГУ. – 1967. – С.48.; Денисов А.И. Сущность и формы государства. – С.18.

2 Петров В.С. Тип и формы государства. – Ленинград: Изд-во ЛОЛГУ. – 1967. – С.48.; Денисов А.И. Сущность и формы государства. – С.18.

3 Теория права и государства. // Под ред. Г. Н. Манова. – М.: Проспект, 1995 г.

4 Теория права и государства. // Под ред. Г. Н. Манова. – М.: Проспект, 1995 г.

5 Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник.- М.: Право и закон, 1998 г.

6 Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник.- М.: Право и закон, 1998 г.

7 Венгеров А. Б. Теория государства и право: учебник.- М.: Юриспруденция, 1999 г.

8 Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник.- М.: Право и закон, 1998 г.

9 Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник.- М.: Право и закон, 1998 г.

10 Малько А.В. Теория государства и права – М., 2001. 287с

11 Федерализм // Энциклопедический словарь. М., 1997. С. 244-249

12 Федерализм // Энциклопедический словарь. М., 1997. С. 244-249

13 Абдулатипов Р.Г. Федералогия. Учеб. пособие. СПб, Питер. 2004. 169 с.

14 Абдулатипов Р.Г. Федералогия. Учеб. пособие. СПб, Питер. 2004. 169 с

15 Духно. М: Юри­дический институт Московского государственного университета путей сообщения. – 2001. – С.64.

16 Гранат Н Л., Цыцугин А.В. О некоторых современных видах объединения государств.// Актуальные проблемы правопорядка: Сб. научных статей. Вып. 3 / Под ред. А.И. Бобылева, Н.А.

17 Духно. М: Юри­дический институт Московского государственного университета путей сообщения. – 2001. – С.64.

18 Духно. М: Юри­дический институт Московского государственного университета путей сообщения. – 2001. – С.64.

19 Чиркин. В.Е. Государствоведение. – С. 159.; Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М «ФОРУМ», 2000. – 483с.

20 Гранат Н Л., Цыцугин А.В. О некоторых современных видах объединения государств.// Актуальные проблемы правопорядка: Сб. научных статей. Вып. 3 / Под ред. А.И. Бобылева, Н.А.

21 Духно. М: Юри­дический институт Московского государственного университета путей сообщения. – 2001. – С.76

22 Абдулатипов Р.Г. Федералогия. Учеб. пособие. СПб, Питер. 2004. 215 с



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Форма государственного устройства (4)

    Реферат >> Государство и право
    Форма государственного устройства Основные понятия: форма государственного устройства, унитарное государство, федерация. Унитарное государство Форма государственного устройства — второй элемент формы государства. Форма государственного устройства — способ ...
  2. Форма государственного устройства (2)

    Курсовая работа >> Государство и право
    ... «Теория государства и права» Тема: «Форма государственного устройства» Научный руководитель: Профессор, д.ф.н. Власов ... . 1 Виды форм государственного устройства Существуют две основные формы государственного политико-территориального устройства: унитарная и ...
  3. Формы государственного устройства (17)

    Реферат >> Государство и право
    ... . Кроме того, унитарная форма государственного устройства характерна для государственных образований, являющихся субъектами, ... три формы государственного устройства являются основными, однако еще существует особая форма государственного объединения, ...
  4. Формы государственного устройства (13)

    Реферат >> Государство и право
    Форма государственного устройства - это способ (форма) территориальной организации государственной власти, который выражается в национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства ...
  5. Формы государственного устройства (7)

    Контрольная работа >> Политология
    ... : форма (государственного) правления, формы государственного устройства, формы государственного режима. Государственное устройство и его виды Являясь одни из аспектов формы государства, государственное устройства играет ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0018858909606934