Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Логика->Реферат
Транспортировка - это составная часть логистики, включающая операции перемещения и хранения сырья, запасов, незавершенного производства и конечной про...полностью>>
Логика->Реферат
Актуальность данной темы заключается в том, что с помощью понятий раскрывается содержание определяемого В логическом процессе необходимо обобщать, опр...полностью>>
Логика->Реферат
Оборотные средства - это средства, используемые предприятием для осуществления своей постоянной деятельности, оборотные средства включают в себя произ...полностью>>
Логика->Статья
За последнее десятилетие в нашей стране произошли кардинальные изменения, прежде всего общественных отношений, что способствовало формированию свободн...полностью>>

Главная > Лекция >Логика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования российской федерации

Тольяттинский государственный институт сервиса

Кафедра «Экономика, организация и коммерческая деятельность»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УР

_________ О.Н.Наумова

Протокол УМС № _______

«____»________ 2003г.

Курс лекций

по дисциплине «Коммерческая логистика»

для студентов экономических и неэкономических специальностей

Составил: к.э.н. Романеева Е.В.

Тольятти 2003 год

Курс лекций по дисциплине «Коммерческая логистика» разработан на основании требований Государственного образовательного Стандарта высшего образования

Автор: к.э.н. Романеева Е.В.

Утверждено на заседании кафедры «Экономика, организация и коммерческая деятельность»

Протокол № 10 от “ 3 07 2003 года

Зав. кафедрой ___________ Е.Г. Пипко

Одобрено научно-методическим советом специальности

3513.00 «Коммерция (торговое дело)»

Протокол № _____ от ________________

Председатель НМС_______________

Рецензент: к.э.н., доцент Пипко Е.Г.__________

СОДЕРЖАНИЕ

Лекция № 1. История развития логистики ……………………………………….……….. 4

Лекция № 2. Научные основы логистики …………………………………………………. 8

Лекция № 3. Закупочная логистика ……………………………………………………..... 13

Лекция № 4. Распределительная логистика ………………………………………..……. 22

Лекция № 5. Логистика запасов ………………………………………………………….. 34

Лекция № 6. Транспортная логистика …………………………………………………… 41

Список литературы …………………………………………………………….………….. 55

Лекция № 1. История развития логистики

  1. Исторические предпосылки возникновения логистики.

  2. Этапы эволюции логистики.

  3. Роль логистики в экономике России.

1. Исторические предпосылки возникновения логистики

Понятие логистики имеет свою историю. Семантика (словарное значение) слова восходит к Древней Греции, где «logistike» обозначало «счётное искусство» или «искусство рассуждения, вычисления».

Ещё в период Римской империи существовали служители, которые именовались «логисты», которые занимались распределением продуктов питания. В первом тысячелетии, а именно во времена византийского императора Льва VI (866–912 гг.) логистика определялась, как искусство снабжения армии и управления её запасами, включая подготовку каждого военного похода.

Благодаря военному делу логистика выросла в науку. Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIX века, барона А. А. Жомини (1779–1869гг.), в которых он определял логистику как науку об управлении при планировании запасов, перевозках и снабжении войск [6].

Некоторые принципы логистики использовались армией Наполеона, однако как военная наука логистика сформировалась лишь к середине XIX в.

Широкое развитие принципы логистики получили в годы второй мировой войны, и, прежде всего, в материально-техническом снабжении армии США на европейском театре военных действий, что позволило своевременно и систематически обеспечивать американскую армию поставками вооружения, горюче-смазочных материалов и продовольствия в необходимых количествах.

Параллельно с практическим применением во многих странах, прежде всего в США и СССР, развивается теория военной логистики, которая определяет логистику как науку о планировании и управлении перемещением и материально-техническим снабжением войск.

Вторая трактовка термина «логистика» в значении математической логики использовалась в работах Г. Лейбница (1646–1716гг.).

Постепенно понятия и методы логистики переносятся из военной области в гражданскую, вначале как нового научного направления о рациональном управлении движением материальных потоков в сфере обращения, а затем и в производстве.

Логистика как наука и как инструмент бизнеса стала формироваться в начале 1950-х годов, прежде всего в США.

Эволюция логистики тесно связана с историей и эволюцией рыночных отношений в индустриально-развитых странах, причём сам термин «логистика» укоренился в бизнесе и стал повсеместно применяться в мире лишь с конца 1970-х годов.

2. Этапы эволюции логистики

В генезисе логистики XX века можно выделить несколько исторических этапов [1] (Рис. 1). Период с 1920-х до начала 1950-х годов называется периодом «фрагментаризации».

Становление концепции маркетинга, как следствие постепенного перехода мировой экономики от рынка производителя к рынку покупателя, явилось ключевым фактором, объясняющим появление логистики в бизнесе.

Период с середины 1950-х по 1960-е годы западные специалисты называют периодом становления (концептуализации) логистики.

Одним из ключевых факторов стремительной экспансии (распространения своего влияния) в западный бизнес явилось возникновение в этот период концепции общих затрат в физическом распределении.

В конце 1960-х годов на Западе была сформулирована так называемая концепция бизнес-логистики, как интегрального инструмента менеджмента. Основное содержание концепции сводилось к следующему: «Логистика – это менеджмент всех видов деятельности, которые способствуют движению и координации спроса и предложения на товары в определённом месте и в заданное время».

К началу 1970-х годов были сформулированы фундаментальные принципы бизнес-логистики и некоторые западные фирмы начали их успешно применять на практике.

К концу 1970-х на Западе практически завершилась так называемая «тарно-упаковочная революция», которая коренным образом изменила складской процесс, его операционный состав, организацию, техническое и технологическое обеспечение.

Период с 1980-х до середины 1990-х годов характеризуется стремительным развитием современных интегральной и маркетинговой концепций логистики в индустриальных странах Запада.

В рассматриваемый период произошли существенные изменения в мировой экономике, которые объясняют феномен логистического «взлёта». Основными из них являются следующие:

1) революция в информационных технологиях и внедрение персональных компьютеров (ПК);

2) глобализация рынка;

3) изменения в государственном регулировании инфраструктуры экономики;

4) повсеместное распространение философии всеобщего управления качеством;

5) рост партнёрства и стратегических союзов;

6) структурные изменения в организации бизнеса.

3. Роль логистики в экономике России

Роль логистики в экономике России определяется системным взаимодействием пяти основных факторов: экономического, организационно-экономического, информационного, технического и специфического (для российских условий), связанного с регулированием хозяйственных процессов. Остановимся на каждом из перечисленных факторов [6].

Экономический фактор. В настоящее время на передний план выдвигается поиск возможностей сокращения производственных затрат и издержек обращения как для увеличения прибыли фирмы, так и для наиболее полного удовлетворения интересов потребителя, оказания ему комплекса услуг. Таким образом, если в условиях развития рыночных отношений принцип «расчёт–выгода–потребитель» находится в центре внимания, то потенциал логистики обеспечивает воплощение этого принципа.

Организационно-экономический фактор. Наряду с происходящими в российской экономике процессами дробления хозяйственных структур, автоматизации новых структурных образований, децентрализации управления получают развитие процессы кооперации и интеграции хозяйственной деятельности. В переходной экономике,


предполагающей наличие различных форм собственности, всё большее значение приобретают интеграционные формы управления и тенденция к координации, которые в особенности характерны для логических процессов взаимодействия предприятий-изготовителей, потребителей, посредников, складского хозяйства и транспорта.

Информационный фактор. Особенно актуально развитие информационных связей, которые являются причиной и следствием развития рыночных отношений, взаимообусловливают друг друга. Информатика наиболее тесным образом связывает рынок и логистику, поскольку составляющей логистических процессов являются информационные потоки.

Технический фактор проявляется в том, что логистика как система управления, её субъекты и объекты управления развиваются на основе современных технических достижений в транспортно-складском хозяйстве и в сфере управления (при автоматизации и компьютеризации управления), обеспечивающих решающий успех на рынках товаров и услуг. В свою очередь, коммерческая инициатива и развитие рыночных отношений стимулируют внедрение новой техники в процессы управления материальными потоками, которые в условиях технической модернизации требуют эффективного управления на логической основе.

Специфический фактор. Большую актуальность логистика приобретает из-за необходимости в государственной поддержке процессов товародвижения. Использование различных методов государственного управления для регулирования этих процессов адекватно логическим подходам. Они применимы и эффективно используются не только на микроуровне предприятий и организаций – участников процесса товародвижения, но и на региональном и федеральном уровне.

Причины возрастания интереса к логистике обусловлены потребностями развития экономики и бизнеса в России. Первоначально усилия фирм были направлены в основном на снижение себестоимости каждой единицы продукции. В настоящее время, когда предложение повсеместно стало превышать спрос, предприниматели начали признавать также важность обеспечения сбыта за счёт снижения общих издержек.

К основным тенденциям развития логистики относятся следующие факторы:

1. Быстрый рост затрат на перевозку. Традиционные методы распределения стали более дорогостоящими в связи с ростом товарных цен и инфляцией. Повышение уровня управления предполагает рассмотрение смежных с перевозками аспектов логистики (производство, поставки продукции, распределение, финансы).

2. Достижение предела эффективности производства. Становится всё труднее достигнуть существенного снижения производственных затрат, потому что с производства уже «сняты все сливки». С другой стороны, логистика остаётся областью, где ещё сохраняются значительные потенциальные возможности сокращения издержек фирмы.

3. Фундаментальные изменения в философии запасов. В одно и то же время у розничных продавцов находится приблизительно половина запасов готовой продукции, другая половина – у оптовых торговцев и производителей. Методы управления запасами способны сократить общий уровень запасов и изменить соотношение поддерживаемого запаса к 10% у розничных продавцов и 90% у дистрибьюторов и производителей.

4. Создание продуктовых линий как прямой результат внедрения концепции маркетинга (предоставление каждому потребителю той продукции, которая ему необходима).

5. Компьютерные технологии. Логистическое управление связано с обработкой огромного массива данных. Сама возможность управления предполагает знание: местоположение каждого потребителя; размера каждого заказа; местоположение средств производства, складов и центров распределения; затрат на перевозку от каждого склада или завода каждому потребителю; доступных видов транспорта и предполагаемого уровня обслуживания; местоположения поставщиков; уровня запасов на каждом складе и центре распределения. Развитие компьютерных технологий позволяет осуществить на практике концепцию логистики.

6. Рост использования компьютеров поставщиками (продавцами) и потребителями. Это позволяет фирмам систематически изучать качество услуг различных поставщиков. На основе такого анализа можно достаточно точно определить уровень обслуживания, представляемого поставщиками. Результаты анализа приводят многие фирмы к осознанию необходимости модернизации используемых ими систем распределения. Некоторые производственные фирмы используют систему поставки материальных ресурсов «точно в срок», которая предъявляет очень высокие требования к поставщикам.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Курс лекций по Основе логистике

    Реферат >> Логика
    ... Юрий Евгеньевич ОСНОВЫ ЛОГИСТИКИ конспект лекций для студентов специальности ... взаимодействия партнеров по бизнесу. Начали широко использоваться как коммерческие (Compuserve, ... макроэкономических показателей и индикаторов (курсы валют, уровень инфляции, темпы ...
  2. Курс лекций по Стратегическому менеджменту

    Реферат >> Менеджмент
    ... Полушкин О.А. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ Курс лекций по дисциплине «Стратегический менеджмент» ... самостоятельной производственной, технической, коммерческой и региональной политики. ... и разработку системы производственной логистики; определение функций и ...
  3. Лекции по Логистике (2)

    Реферат >> Логика
    ... «Менеджмент организаций» КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЛОГИСТИКА» (для специальностей 7. ... народного потребления. В курсе логистики деятельность этой службы рассматривается ... - 166 с. Новиков О.А., Уваров С.А. Коммерческая логистика. - СПб.: СПБУЭФ, 1995. - ...
  4. Конспект лекций по управленческому учету

    Лекция >> Бухгалтерский учет и аудит
    ... . Учебное пособие содержит курс лекций по управленческому учету, предусмотренного ... в сфере услуг, в универмагах, коммерческих банках, гостиницах и т.п. Примером внедрения ... (ФСА), бюджетирование, финансовая логистика, организационный реинжиниринг, процедуры ...
  5. Стратегия производственной логистики промышленной организации

    Курсовая работа >> Логика
    ... Коммерческая логистика. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. Плоткин Б.К. Основы логистики. — Ленинград, 1993. Курбатова Т.Я., Лебедев К.А. Курс лекций по ... предмету “Логистика”, ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0017800331115723