Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Реферат
Предмет уголовного права как отрасли законодательства – уголовное законодательство,т. е. система норм, принимаемых высшим органом федеральной власти –...полностью>>
Государство и право->Реферат
Актуальность темы исследования. Вопросы наследственного права приобретают в настоящее время все большую актуальность. Это объясняется тем, что в резул...полностью>>
Государство и право->Реферат
Права человека принадлежат ему от рождения. Все права и свободы,- неразделимы и взаимосвязаны, так что любая их классификация носит условный характер....полностью>>
Государство и право->Реферат
Актуальность. Акционерные общества получили широкое распространение в гражданском обороте, обеспечивая не только вовлечение финансовых средств огромно...полностью>>

Главная > Шпаргалка >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1. МП: понятие, сущность, особенности

В эпоху Римской империи МП называлось правом народов.

До Второй мировой войны МП включало нормы МПП и МЧП.

Термин МПП закреплен в ст.38 Статута Международного Суда ООН и в резолюции ГА ООН о прогрессивном развитии МП и его кодификации от 11.12.1946 г. (в Уставе ООН и других документах применяется термин МП – подразумевается МПП).

МПП – система обязательных норм, выраженных в признанных субъектами этого права источниках, являющихся общеобязательным критерием правомерно дозволенного и юридически недозволенного и через которые (нормы) осуществляется управления международным сотрудничеством в соответствующих областях или принуждение к соблюдению норм этого права.

Специфика норм МП – обладают согласительным, координационным характером, государства создают их, берут на себя обязанность их реализации и привлекают к ответственности нарушителей норм.

Отношения, регулируемые МП (отождествляются с МППО):

1) между государствами (двухсторонние, локальные многосторонние, универсальные);

2) между государствами и международными межправительственными организациями;

3) между государствами и государствоподобными образованиями;

4) между государствами и нациями, борющимися за независимость;

5) международных организаций друг с другом.

Группы межгосударственных отношений (как основного предмета регулирования):

1) межгосударственные отношения, не входящие в компетенцию внутригосударственных органов, связанные с общечеловеческими ценностями (международная безопасность, разоружение, глобальные экологические процессы);

2) отношения, объективно являющиеся межгосударственными (установление государственных границ, оказание правовой помощи, вопросы двойного гражданства, визовый режим);

3) отношения, принадлежащие к внутренней компетенции государств, но представляющие интерес для всего мирового сообщества в целом (защита прав и свобод человека, осуществление уголовной юрисдикции в отношении международных преступлений).

МПП тесно связано с МЧП (субъекты обеих отраслей – государства, межправительственные организации, в отдельных случаях транснациональные корпорации и индивиды; источники – международные договоры и обычаи; общие основные принципы).

Предмет МЧП (гражданские, семейные и трудовые ПО, выходящие за пределы одного государства).

МЧП – совокупность принципов и норм, регулирующих отношения частноправового характера между ф/л и ю/л и (или) государствами, а также международными организациями, в которых присутствует международный или иностранный элемент.

2. Система МПП. Отрасли и институты МП

Отрасль МП – совокупность согласованных юридических норм, регулирующих более или менее автономно МО определенного вида, совокупность, характеризуемая соответствующим предметом правового регулирования, качественным разнообразием, существование которой вызывается интересами международного общения.

МП не имеет общепризнанной системы отраслей и институтов.

Отрасли МП:

1) субъекты МП;

2) основные принципы МП;

3) право международных договоров;

4) право международных организаций;

5) международно-правовые средства разрешения споров;

6) ответственность в МП;

7) право внешних сношений;

8) право международной безопасности;

9) международно-правовая защита прав человека;

10) международное уголовное право;

11) международное экономическое право;

12) территория в МП;

13) международное морское право;

14) международное воздушное право;

15) международное космическое право;

16) международное экологическое право;

17) международное гуманитарное право;

18) международное сотрудничество в научно-технической области;

19) международно-правовая борьба с терроризмом;

20) международное процессуальное право.

Появляются новые отрасли МП (трудовое, аграрное, энергетическое, транспортное, интеллектуальное, атомное и др.).

3. Источники МП, их общая характеристика и соотношение. Вспомогательные средства для определения международно-правовых норм

4. Решения международных организаций, их особенности, виды, юридическая сила

Источник МП – способ выражения воли субъектов МП (в нем выражаются результаты процесса создания норм МП).

Пути придания официального характера источникам МП:

1) правотворчество (субъекты МП одобряют договоры, содержание нормы права или рекомендации межправительственных организаций);

2) санкционирование (субъекты МП одобряют обычные нормы, придают им юридическую силу).

Источники МП согласно ст.38 Статута МС ООН (международные конвенции; международный обычай; общие принципы права; судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм).

Группы источников МП:

1) основные (договоры, международно-правовые обычаи, общие принципы права);

2) производные (резолюции и решения межправительственных организаций);

3) вспомогательные (принятые в соответствии с МП судебные решения, доктрина, односторонние заявления государств).

Основные источники МП:

1) Международный договор (международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое МП независимо от количества документов, в которых он содержится, и от его наименования).

Источник МП – только правообразующие договоры (предусматривают новые нормы МП, подтверждают, определяют или отменяют существующие обычные или конвенционные нормы общего характера).

Согласие государства на обязательность для него договора выражается путем его подписания представителем государства, если:

а) договор предусматривает, что подписание имеет такую силу;

б) иным образом установлена договоренность государств, что подписание должно иметь такую силу;

в) намерение государств придать такую силу подписанию вытекает из полномочий представителей.

2) Международный обычай (правила и порядки, устанавливаемые в МО на основании постоянного и однообразного применения их к одинаковым по существу случаям).

Признаки международного обычая (продолжительное существование практики; единообразие, постоянность практики; всеобщий характер практики; убежденность в правомерности и необходимости соответствующего действия).

Доказательства существования обычая (дипломатическая переписка, политические заявления, сообщения для прессы, заключения официальных юридических советников, правительственные комментарии, международные и национальные судебные решения, декларативные положения договоров и других международных документов).

3) Общие принципы права (только те, которые являются общими для национальных правовых систем и для МП) (принцип справедливости, принцип законности, принцип соблюдения договоров, принцип доверия, принцип защиты прав человека, принцип суверенитета над природными ресурсами и др.).

Производные источники МП (резолюции и решения международных организаций):

1) решения СБ ОНН (в МП отсутствуют положения, препятствующие государствам, предоставлять международным организациям право издавать обязательные для них постановления);

2) организации, одобряющие технические правила и стандарты, которые становятся при определенных условиях обязательными для государств (Международная организация гражданской авиации (ИКАО); Международная морская организация (ИМО); Всемирная метеорологическая организация (ВМО) и др.);

3) резолюции ГА ООН (не перечислены в ст.38 Статута МС ООН; согласно ст.11 Устава ООН носят рекомендательный характер; однако, ряд резолюций конкретизируют нормы МП и даже содержат новые нормы) (пример: Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 квалифицирована МС ООН как важная часть обычного права).

Вспомогательные источники МП:

1) Судебные решения (решения МС ООН; решения иных международных и региональных судов (МУС ООН, Европейского суда по правам человека), а также в известном смысле решения национальных судов).

2) Доктрина наиболее квалифицированных специалистов (использование доктрины допускается только в качестве доказательства наличия права, а не как правотворческий фактор).

3) Односторонние акты государств (заявление о признании государств или правительств, информация (нотификация) соответствующих государств в случае военной блокады во время войны и др.).

5. Нормы МП, их особенности и виды. Нормы jus cogens. Кодификация в МП

Признаки правовой нормы:

1) непосредственная связь норм права с государством;

2) выражение ими государственной воли;

3) всеобщий и представительно-обязывающий характер правовых норм;

4) строгая формальная определенность предписаний, содержащихся в нормах права;

5) многократность применения и длительность действия правовых норм;

6) их строгая соподчиненность и иерархичность;

7) охрана норм права государством;

8) применение государственного принуждения в случае нарушения содержащихся в них велений.

Норма МП – общеобязательное правило поведения субъекта МП, при нарушение которого применяются санкции.

Норма МП выступает в качестве меры равного масштаба, применяемого при оценке поведения субъектов МП (является критерием определения правильности или неправильности действий различных субъектов МП).

Степень обобщенности норм МП:

1) наиболее общий характер имеют нормы, содержащиеся в Уставе ООН (если какая-либо норма МП противоречит Уставу ООН, она объявляется ничтожной, а субъект МП не могут руководствоваться ею);

2) менее общий характер имеют нормы МП, относящиеся к его отраслям и институтам, а также нормы, обращенные к конкретным субъектам (государствам, межправительственным организациям и др.).

Отличительная черта нормы права – содержание и выражение в ней государственной воли (нормы МП – продукт согласования воль соответствующих субъектов, прежде всего государств).

Виды норм МП:

1) диспозитивные нормы (субъекты могут отступать от них по взаимному соглашению);

2) императивные нормы (субъекты не могут отступать от них даже по взаимному соглашению; договор, им противоречащий, является юридически ничтожным).

Согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1969 императивные именуются jus cogens (если возникает новая императивная норма, то любой договор, противоречащий ей, становится недействительным и прекращается) (такая норма может быть изменена только последующей такой же нормой).

Виды норм МП:

1) в зависимости от содержания, целевого назначения и характера изложения:

а) нормы-принципы (7 основных принципов, закрепленные в Уставе ООН; 3 принципа, закрепленные в Заключительном акте СБСЕ 1975 (нерушимости границ, территориальной целостности, уважения прав человека и основных свобод));

б) нормы-определения (содержатся в статьях международного договора или составляют раздел (статью) договора (определения терминов));

в) нормы-цели (закрепляют цели и задачи, на достижение которых должна быть направлена деятельность субъекта МП);

2) в зависимости от содержания:

а) общие (закрепляя широкое обязательство, предполагают принятие более конкретных норм, закрепляющих детальные обязательства, осуществление которых должно обеспечить выполнение основного);

б) конкретные;

3) в зависимости от функционального назначения:

а) регулятивные (определяют необходимое или возможное поведение субъектов МП, если субъект действует в соответствии с ними – его поведение правомерное);

б) охранительные (предусматривают использование мер принуждения по отношению к субъектам МП в случае, если ими были нарушены охраняемые МП интересы других субъектов МП);

4) материальные и процессуальные:

а) материальные (относятся к вопросам существа МО);

б) процессуальные (регулируют порядок осуществления официальных контактов между субъектами МП с целью решения возникающих между ними проблем);

5) в зависимости от способа изложения обязательств (дозволяющие, предписывающие, запрещающие).

Кодификация МП – усовершенствование и прогрессивное развитие действующих принципов и норм МП путем приведения их в определенный порядок (уточняются или изменяются действующие нормы и разрабатываются новые нормы).

Процесс кодификации – систематизация и совершенствование принципов и норм МП путем:

1) установления точного содержания и четкого формулирования действующих принципов и норм МП в конкретной сфере отношений между государствами;

2) изменение или пересмотр устаревших норм;

3) разработка новых принципов и норм с учетом актуальных потребностей МО;

4) закрепление в согласованном виде этих принципов и норм в едином международно-правовом акте.

Виды кодификации МП:

1) официальная (осуществляется на международном уровне или в рамках межправительственных организаций);

2) неофициальная (проводится международными неправительственными организациями, научными учреждениями и учеными).

Официальная кодификация началась с Венского конгресса 1814 – 1815 (подписан Парижский договор 1814, утверждены положения относительно режима международных рек, запрещения работорговли и ранга дипломатических агентов) (после Первой мировой войны вопросами кодификации занималась Лига Наций, после Второй мировой войны – Комиссия по МП ООН (КМП ООН)).

КМП ООН рассматривает передаваемые ей Генеральным секретарем предложения и проекты многосторонних конвенций, представляемые государствами – членами ООН, главными органами ООН (кроме ГА), специализированными учреждениями или официальными органами, созданными по договоренности между правительствами для содействия прогрессивному развитию МП и его кодификации.

Когда КМП ООН признает кодификацию необходимой и желательной, представляет свои рекомендации ГА может рекомендовать не принимать решения, поскольку доклад уже опубликован; принять доклад к сведению или одобрить его в своей резолюции; рекомендовать проект государствам – членам ООН с целью заключения конвенции; созвать конференцию для заключения конвенции).

Неофициальная кодификация МП (Институт МП в Ганте (Бельгия); Ассоциация МП в Брюсселе (с 1873), включающая национальные ассоциации МП; международные институты, комитеты).



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Шпаргалка по Международному праву (3)

    Шпаргалка >> Экономика
    ... прав, включая право устанавливать законы и административные правила, государства должны сообразовываться с их обязательствами по международному праву. 15. Право ...
  2. Шпаргалка по Международному праву (6)

    Шпаргалка >> Государство и право
    ... друг друга в области международного нормотворчества; в признании приоритета обязательств по международному праву по отношению к национальным нормам ...
  3. Шпаргалка по Международному праву (4)

    Шпаргалка >> Государство и право
    ... территориально-политического устройства государ¬ства, с позиций международно¬го права: говорится о суше, внутренних водах, о 12 ... бывают отраслевые и, или специализированные (по иностр. Делам, по с\х, здравоохранению). Комиссии обсуждают информацию ...
  4. Шпаргалка по Административному праву (1)

    Шпаргалка >> Государство и право
    Ольга Владимировна Костькова Шпаргалка по административному праву Аллель, 2010 г., 64 стр. Аннотация ... акты. Виды источников административного права: 1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ – включаются ...
  5. Шпаргалка по Международному публичному праву (1)

    Шпаргалка >> Государство и право
    ... по международному праву Понятие международной правосубъектности. Государство как основной субъект международного права. Международная правосубъектность по ... органах этой организации (по правам человека, по международному праву, по космосу и т.п.); могут ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.001417875289917