Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Контрольная работа
Биологически нейтральные (другой термин "абиотические") воздействия - это те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непос...полностью>>
Психология->Шпаргалка
Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания Психика- это свой-во головного мозга, обеспечивающее ...полностью>>
Психология->Шпаргалка
Известному немецкому психологу XIX в Герману Эб-бингаузу принадлежит афоризм: «Психология имеет долгое прошлое и краткую историю» Эти слова как нельзя...полностью>>
Психология->Реферат
Одной из наиболее значимых теоретических и практических проблем современной клинической психологии является диагностическая Суть ее заключается в выра...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………….

Глава 1. Теоретические основы изучения девиантного поведения подростков

1.1.Теории и концепции девиантного поведения ……………………….

1.2. Причины дивиантного поведения подростков …………………….

Глава 2. Исследование дивиантного поведения в подростковом возрасте……

2.1. Организация исследования и методы изучения девиантного поведения………………………………………………………………….

2.2. Анализ и интерпретация по изучению личности подростка с девиантным поведением …………………………………………

2.3 Рекомендации по изучению девиантного поведения ………………..

Заключение…………………………………………………………………………

Список используемой литературы………………………………………………..

Приложения

Введение

В последние годы во всех сферах жизни и образователь­ного процесса происходят изменения, которые приводят к различным поведенческим отклонениям, росту алкоголиз­ма, токсикомании, наркомании, сексуальных девиаций, вандализма.

Проблема агрессивного поведения подростков вызывает закономерный интерес исследователей, педагогов-практиков, широких кругов общественности. Подростков все больше от­личает отчужденность, тревожность, духовная опустошен­ность, ведущие к цинизму, жестокости, агрессивности. Од­нако попытки объяснения девиантного поведения затрудне­ны тем, что нет его единого толкования и соответственно однозначных рекомендаций по коррекции такого поведения. [13 c. 124]

В последние годы девиантное поведение стали определять как отклоняющееся поведение. Одни ученые склонны счи­тать, что девиация — это отклонение от нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другое наказание индивида (Н. Дж. Смелзер), другие видят причину в разрыве между целями общества и соци­ально одобряемыми средствами существования этих целей (Р. Мертон), третьи подчеркивают, что отклонения в пове­дении возникают в результате конфликтов между культур­ными нормами. Я.И. Гилинский под девиацией понимает поступки, действия человека, не соответствующие офици­ально установленным или фактически сложившимся в дан­ном обществе нормам (стереотипам, образцам).

В некоторых научных публикациях отклоняющееся пове­дение рассматривается как действия и поступки людей, со­циальных групп, противоречащие социальным и нравствен­ным нормам либо признанным шаблонам и стандартам по­ведения. Тем не менее все ученые считают, что девиантное поведение характеризует поступки и действия индивида, вступающего в конфликт с социальными нормами обще­ства. [23 c.123]

Девиантное поведение— это спе­цифический способ передачи, усвоения, закрепления и про­явления ценностного отношения личности к обществу, под­крепленный мотивацией, направленной на изменение со­циальных норм и ожиданий.

Средой такого поведения являются улица, семья, трудо­вой (учебный) коллектив и т.п. Провоцируют девиантное поведение социально-экономические условия, семейно-бытовые и межличностные отношения, социально-культурное окружение, общение людей друг с другом. [34 c. 87]

В социологии к предпосылкам отклоняющегося поведения относят безработицу, бедность, бродяжничество, душевные заболевания и т.п.

Специфическими формами отклонений от нормы могут быть научная, техническая, художественная или другая творческая деятельность, направленная на создание нового, уникального, отличного от того, что мы считаем нормой на уровне обыденного сознания.

Имея общий генезис, различные формы девиантного поведения определенным образом взаимосвязаны.

Проблемы диагностики де­виантного поведения школьников являются междисципли­нарной областью научного исследования, предметом внима­ния многих наук. Особое место в исследовании и решении этих проблем, на наш взгляд, должна занимать психология и педагогика, поскольку среди многочисленных факторов, спо­собствующих как появлению, развитию, так и снижению и ликвидации девиантного поведения, совокупные психолого-педагогические и собственно школьные влияния играют ве­дущую роль.

Несмотря на то что девиантное поведение как явление в школьной среде не может не вызывать острый научный и практический интерес и тревогу психолого-педагогическо­го сообщества в целом, в научной литературе эти вопросы недостаточно разработаны. В данной квалификационной работе проанали­зированы психолого-педагогические условия, при которых может возникать девиантное поведение; обозначены взаи­мосвязи различных факторов, предложены рекомендации по коррекционно-педагогической деятельности.

Цель исследования: исследовать детей подросткового возраста с девиантным поведением.

Объект исследования: девиантное поведение детей подросткового возраста.

Предмет исследования: уровень самооценки, объективное положение подростка в коллективе, адекватность отношения подростка к самому себе.

Гипотеза: девиантное поведение подростков является следствием рассогласования личностных отношений.

В соответствии с целью и гипотезой необходимо решить следующие задачи:

1. Подбор и анализ литературы по теме исследования

2. Выбор адекватных методик по теме исследования.

3. Организация и реальное проведение предварительного исследования с подростками девиантного поведения.

4. Разработать коррекционные мероприятия по профилактики девиантоного поведения.

Для решения поставленных задач использовать следующие методы исследования:

1. Изучение и анализ психологической, научной, научно-методической и специальной литературы по рассматриваемой проблеме.

2.Наблюдение

3. Тестирование

4. Интервьюирование

База исследования: муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №34 с углубленным изучением отдельных предметов» в качестве испытуемых выступали учащиеся шестых, седьмых классов в количестве 50 человек. 30 подростков состоит на учете в милиции и на внутришкольном контроле (трудновоспитуемые дети) и 20 подростков группы «норма»

Практическая значимость исследования состоит в:

- результаты исследования применять на практике

- разработке практических рекомендация для школьных психологов для работы с подростками девиантного поведения.

Дипломная работа состоит из двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.

Глава 1. Теоретические основы изучения девиантного поведения подростков

1.1.Теории и концепции девиантного поведения

Взаимосвязи различных форм отклоняющегося поведе­ния сложны, противоречивы, часто не отвечают обыден­ным представлениям. Нередко наблюдается индукция форм социальной патологии, когда одно негативное явление уси­ливает другое (алкоголизации сопутствует хулиганство; наркотизму — корыстные насильственные преступления; бю­рократизму — злоупотребление властью и т.п.), однако эм­пирически установлены и обратные связи. Соотносясь не как причина и следствие, но как явления с едиными соци­альными причинами, различные формы патологии могут . совпадать, усиливая друг друга, либо расходиться в обрат­ной зависимости, подавляя одно другим («интерференция»). [34 c.146]

Весьма очевидна зависимость различных форм девиант­ного поведения от экономических, социальных, демогра­фических, культурных и иных факторов среды. При этом имеются определенные взаимосвязи между позитивными и негативными отклонениями. Теоретически это понятно: по­вышенная социальная активность может проявиться либо в социальном творчестве (позитивное отклонение), либо в антиобщественной деятельности, либо, не найдя реализа­ции ни в первом, ни во втором, «уходом» в алкоголь, нар­котики, а то и привести к суициду.

Для объяснения причин существующих форм отклоняю­щегося поведения разработано несколько различных кон­цептуальных систем, которые можно объединить в две боль­шие группы: личностные и социальные. Первая группа кон­цепций в качестве основной причины видит нарушения в структуре личностных характеристик, вторая — саму соци­альную систему и ее несовершенство. [21 c.129]

Среди разнообразных теорий и концепций девиантного поведения важное место занимает психоаналитическая, ос­новоположником которой был Зигмунд Фрейд. В работах его последователей (А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни и др.) гене­зис преступности, в частности, рассматривался наряду с неврозами, психастенией, сексуальными расстройствами, различными фобиями. Последователи 3. Фрейда включают нервно-психические отклонения и социальную девиацию, уделяют особое внимание природе агрессивности, считая что в основе агрессии лежат некоторые нереализованные врожденные неосознаваемые влечения. В качестве таких нео­сознаваемых, подавляемых влечений 3. Фрейд рассматрива­ет либидо, А. Адлер — стремление к власти, самоутвержде­нию, превосходству над другими, Э. Фромм — мазохист­ские влечения к страданию, смерти. Проблема агрессивности, тревожности привлекает вни­мание не только представителей психоаналитической ори­ентации. Изучению природы и проявлению этих свойств посвящены работы А. Бандуры, А. Басса, Л. Берковца; эти проблемы получили отражение в работах отечественных уче­ных (С.Н. Сенников, Т.Н. Курбатова).

Конечно, биолого-антропологические факторы оказыва­ют влияние на развитие и поведение личности, но до на­стоящего времени не обнаружена четко выраженная зависи­мость между девиантным поведением и генетической, кон­ституционно-биологической обусловленностью человека.

Важнее, на наш взгляд, социальные детерминанты деви-антного поведения, они многочисленны, имеют разную сте­пень воздействия и специфически группируются в каждом конкретном случае. Исследования показывают, что причи­ны отклонения кроются чаще всего в семье, школе, груп­пах непосредственного социального окружения. Так, люди некоторых национальностей, мигранты часто выполняют заниженные социальные роли или имеют низкую самооценку на основе сложившихся социальных или национальных сте­реотипов, что, в свою очередь, может приводить к поведе­нию с различными отклонениями.

В психоаналитических концепциях большой акцент дела­ется на фиксировании фаз сексуального поведения и разви­тия. Сознательное и бессознательное в человеке находится, по представлениям психоаналитиков, в постоянном конф­ликте, вызванном необходимостью подавлять сексуальные влечения, что впоследствии проявляется в характере и уста­новках взрослой личности. Такая аргументация обычно не имеет у социологов серьезной поддержки, и они чаще ис­пользуют концепции, в основе которых лежит влияние со­циальных факторов.

В теориях, ориентированных на процессы социального научения, прослеживается постепенное формирование об­разцов поведения, учитывается, как влияют внешние фак­торы на социализацию личности.

Социальное научение проявляется и в отклоняющемся поведении, обусловленном влиянием группы на личность. Так, лица, находящиеся в частом контакте с преступным миром, подвергаются его сильному влиянию, усваивают его «нормы».



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Девиантное поведение подростков (2)

    Курсовая работа >> Психология
    ... экономической, политической, духовной жизни испытывают подростки. Девиантное поведение подростков является, с одной стороны, результатом разнонаправленных ...
  2. Девиантное поведение подростков (5)

    Курсовая работа >> Социология
    ... Девиантное поведение и личность 2.1. Девиантные явления в жизни подростка 2.2. Личная характеристика «трудного» подростка III Глава. Анализ девиантного поведение подростков ... [12] III. Анализ девиантного поведение подростков в Усть-Илимском районе Наркомания ...
  3. Девиантное поведение подростков (1)

    Курсовая работа >> Психология
    ... в России очень актуальна проблема девиантного поведения подростков. Беспризорность, безнадзорность, курение, ... поведении), безнравственном и аморальном поведении, девиациях стиля поведения. В. Д. Менделевич Таким образом, девиантное поведение подростков ...
  4. Девиантное поведение подростков (3)

    Реферат >> Психология
    ... между девиантным поведением и личностью подростка. I Проблема девиантного и делинквентного поведения подростков в психологии. 1.1. Формы проявления нарушений поведения. Оценка любого поведения ...
  5. Девиантное поведение подростков (на примере наркозависимости)

    Курсовая работа >> Психология
    Девиантное поведение подростков (на примере наркозависимости) Введение В настоящее ... , нами выбрана тема курсового исследования: «Девиантное поведение подростков (на примере наркозависимости)». Цель нашей ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0066299438476562