Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономика->Реферат
Курс на создание открытой экономики, провозглашенный в России с началом перестройки, предусматривал прежде всего развитие торгово-экономических отноше...полностью>>
Экономика->Реферат
Во всех странах регулирование внешней торговли - основной формы экономического сотрудничества между странами - осуществляется в той или иной мере госу...полностью>>
Экономика->Реферат
Длительный отрыв экономики Эстонии от системы рыночных отношений, в рамках которой лишь внешнеэкономические связи напрямую соприкасались с рынком, в з...полностью>>
Экономика->Курсовая работа
Процессы транснационализации производства и капитала, выражением которых стали транснациональные корпорации, являются основой и движущей силой совреме...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Экономика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

В условиях монопсонии, напротив, установление государством минимальной заработной платы может сыграть и позитивную роль. В высокомонополизированных отраслях, когда фирма-монопсонист стремится нанять меньше работников и меньше им заплатить, ограничение ее действий минимальной заработной платой сдерживает рост безработицы и дальнейшее снижение оплаты труда по сравнению с равновесной.

В России также существует минимальный размер оплаты труда (МРОТ), который на данный момент составляет 600 руб. в месяц, что на 2000 руб. ниже прожиточного минимума. Таким образом, в отличие от стран с развитым рынком, где минимальная заработная плата поддерживается на уровне прожиточного минимума, в России МРОТ выполняет роль счетной единицы. На базе МРОТ рассчитываются различные ставки заработной платы, штрафы (в размере, например, 20 минимальных окладов) и другие виды платежей. Однако существует тенденция к выравниванию минимальной оплаты труда с уровнем прожиточного минимума. Подробнее о современном состоянии рынка труда в РФ будет рассказано в третьей главе. Следующая глава нашей работы посвящена вопросам государственного регулирования на рынке труда.

2 Основные направления государственного регулирования рынка труда

Можно выделить следующие основные задачи, стоящие перед государством на рынке труда:

  1. Достижение такого соотношения между спросом и предложением труда, а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой сохраняются эффективные стимулы к труду.

  2. Формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалифицированно образовательной и географической мобильности трудовых ресурсов, что создает предпосылки для повышения эффективности всей рыночной экономики.

  3. Необходимость интеграции России в международную систему разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию в сфере производства, науки и техники, организации управления.

Государство на рынке труда должно осуществлять систему мер целенаправленного воздействия на количественные и качественные аспекты развития и потребления работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки современному уровню производства. Кроме того, в настоящее время появились новые противоречия:

  • противоречия между достигнутым уровнем образования и квалификации основной массы работников и невозможностью их применения в условиях экономического спада,

  • изменение статуса от «полностью и всегда занятого» до «возможно безработного»,

  • возросла конкуренция между отдельными группами трудоспособных по полу и возрасту, положению в иерархической системе российского общества.

Процесс регулирования рынка труда государством предполагает осознанные и планомерные действия, минимизирующие отрицательные моменты рыночного механизма. Это обусловлено тем, что в России в системе отношений между работодателями и работниками постоянно присутствует государство, которое, в свою очередь, также является крупным работодателем. В частности, в государственном секторе занята существенная часть трудоспособного населения, государство регулирует условия найма и увольнения работников в негосударственном секторе, кроме того, между государством и населением существуют отношения по поводу трудоустройства, обучения, перемещения, социального обеспечения. Воздействие на воспроизводство и использование трудовых ресурсов происходит через особые учреждения (министерства и ведомства), которые наделены исполнительной властью функциями регулирования и правом контроля и , кроме того, распоряжаются определенными финансовыми и материальными ресурсами.

Можно выделить два основных направления деятельности государства на рынке труда1:

  • социальное

  • экономическое.

К первому относятся меры, регулирующие количественные соотношения между спросом и предложением труда, содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры на рынке труда, а также трудоустройство отдельных категорий работников. Ко второму комплекс мер воздействия на качество трудовых ресурсов, их пропорции, повышение квалификации и производительное потребление. При этом следует подчеркнуть динамизм государственного регулирования на рынке труда, когда каждому этапу развития российского общества или экономического цикла соответствует специфическая экономическая политика.

Государственное регулирование рынка труда должно развиваться:

  • экстенсивно

  • интенсивно.

Под экстенсивными методами подразумеваются занятость в государственном секторе экономики и влияние на занятость на негосударственных предприятиях путем предоставления государственного заказа. Интенсивное развитие предполагает рост влияния государства непосредственно на рынок труда, а также воспроизводство трудовых ресурсов, условия найма и производственную мобильность. При этом непосредственная государственная политика на рынке труда должна быть составляющим элементом общеэкономической политики государства, направленной на ускорение роста экономии, ее структурной перестройки, стимулирование инвестиционного и потребительского спроса и т.д.

В общей системе государственного регулирования рынка труда можно выделить два основных типа воздействия:

  • прямое

  • косвенное.

Прямое воздействие носит регулирующий и корректирующий характер и заключается в организации общественных работ, стимулирование создания новых рабочих мест в негосударственном секторе, развитие системы производственного обучения и переподготовки, стимулирование или, наоборот, сдерживание развития производства в тех или иных регионах, регламентация продолжительности рабочего дня, недели, месяца, международной миграции трудовых ресурсов, организации сезонных работ.

Косвенно воздействуют на рынок труда, изменяя условия хозяйствования в сторону стимулирования или торможения экономических процессов, налоговая, кредитно-денежная политики, политика в области амортизации основных фондов, стимулирование, опытно-конструкторских разработок, бюджетное субсидирование ряда отраслей. Если прямое воздействие оказывает влияние в основном на предложение труда, то косвенное на спрос1.

Законодательное регулирование занятости и безработицы в России на федеральном уровне осуществляется в соответствии со статьями Трудового Кодекса РФ, Гражданского Кодекса РФ, Федеральным законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 г., а также рядом подзаконных правовых актов1.

В соответствии с российским законодательством центр занятости, где зарегистрирован безработный, обязан в течение 10 дней со дня обращения по возможности предложить ему два варианта подходящей работы, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии – два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы в пределах транспортной доступности.

В случае невозможности предоставления указанным гражданам подходящей работы из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации им может быть предложено пройти профессиональную подготовку или повысить квалификацию по направлению службы занятости. Кроме того, гражданам, ищущим работу, может быть предложено участие в общественных работах на добровольной основе.

Решение о признании граждан безработными принимается центром занятости не позже 11 календарных дней со дня предъявления всех необходимых документов. При этом безработными не признаются те, кто отказался от двух предложенных вариантов работы, а также впервые ищущие работу, оказавшиеся от двух вариантов профессиональной подготовки. Решение о назначении пособия по безработице принимается центром занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным. Размеры пособий по безработице дифференцируются в зависимости от категорий граждан, признанных в установленном порядке безработными:

  1. уволенным с предприятий по любым поводам, имевшим до увольнения оплачиваемую работу не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня пособие выплачивается в течение первых трех месяцев в размере 75% среднего заработка за последние два месяца работы, в течение следующих четырех месяцев - 60%, в дальнейшем - 45%, но во всех случаях не ниже минимального размера заработной платы, установленного законодательством РФ, и не выше средней заработной платы в данной республике, крае или области;

  2. уволенным с предприятий на любых основаниях, но не имевшим за последний год 12 недель оплачиваемой работы пособие выплачивается в размере минимальной заработной платы;

  3. гражданам, ищущим работу впервые, а также стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, пособие по безработице выплачивается только в размере установленной законодательством минимальной заработной платы.

Продолжительность периода выплаты пособия по безработице не может превышать двенадцати календарных месяцев в суммарном исчислении. Выплата пособия прекращается в случаях трудоустройства безработного, прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки с выплатой стипендии, назначения ему пенсии.

Государственное регулирование проблем занятости и безработицы в Российской Федерации осуществляет Министерство труда и социального развития России, а также его органы на местах - центры и службы занятости (биржи труда). Это же ведомство разрабатывает и реализует общую государственную политику в области труда, развития трудовых отношений на основе социального партнерства, предотвращения и разрешения трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров.

Большинство экономистов полагают, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств:

  • стимулирования экономического роста,

  • сокращения рабочей недели,

  • создания эффективной системы переподготовки кадров.

Подробнее о современном состоянии рынка труда в России и кадровом спросе будет рассказано в третьей главе.

3 Специфика развития рынка труда в современной российской экономике

В начале данной главы хочется остановиться на следующем факте. Обычно развитие событий на рынке труда тесно связано с тем, как ведет себя рабочая сила, выступающая на нем продавцом. Под рабочей силой в данном случае понимают всех людей трудоспособного возраста, которые могут и желают продать свои трудовые услуги1.

Например, рынок труда «балансируется» тем легче, а хозяйство любой страны развивается, как правило, тем лучше, чем больше мобильность рабочей силы, имеющейся в этой стране. Мобильность рабочей силы бывает двух видов:

  • профессиональная;

  • территориальная.

Под профессиональной мобильностью рабочей силы понимается способность человека овладевать разными профессиями и переучиваться в течение жизни. Естественно, человек делает такой шаг только в том случае, если его принуждают обстоятельства или ему это выгодно.

Под территориальной мобильностью рабочей силы мы понимаем способность и готовность людей менять место жительства ради получения работы. Например, американские рабочие и служащие за свою жизнь меняют место работы 10 и более раз, из-за чего средний срок работы на одном месте сократился в США до 3,6 года. И дело тут не в каком-то особенном, «непоседливом» характере американцев. В любой стране мира большинство наемных работников постоянно «оглядываются по сторонам» в поисках места, где за такую же работу платят получше. И если находят соответствующее место, то немедленно делают попытку перейти работать туда.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Рынок труда (23)

    Реферат >> Экономическая теория
    ... этим уровнем предложение труда. В точке Е спрос на труд равен предложению труда, т.е. рынок труда находится вравновесном ... на рынок труда оказывают государственные программы. Также видное место в регулировании рынка труда занимает биржа труда.
  2. Рынок труда (13)

    Курсовая работа >> Экономика
    ... «Микроэкономика» Тема: Рынок труда Витебск 2009 г. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1.РЫНОК ТРУДА 1.1 Определение рынка труда 1.2 Особенности функционирования рынка труда в условиях ...
  3. Рынок труда (18)

    Курсовая работа >> Менеджмент
    ... –современный рынок труда и рынок труда в России. I. Сущность рынка труда, его типология и структура. Эволюция понятия «рынок труда». Рынок труда, как и рынки капиталов ...
  4. Рынок труда (19)

    Курсовая работа >> Менеджмент
    ... План РОЛЬ РЫНКА ТРУДА 3 СТРУКТУРА И СУЩНОСТЬ РЫНКА ТРУДА 5 ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ТРУДА 9 ОРГАНИЗАЦИОННО- ФИНАНСОВЫЕ ОСНОВЫ РЫНКА ТРУДА 12 ... НА РЫНКЕ ТРУДА. 23 АНАЛИЗ НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЫНКА ТРУДА 26 РЫНОК ТРУДА В РОССИИ. 32 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДА И ...
  5. Рынок труда (20)

    Реферат >> Менеджмент
    ... и структуры рынка труда; • Осветить проблемы функционирования рынка труда в экономике современной России. 1 Понятие и структура рынка труда Рынок труда как ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019528865814209