Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Курсовая работа
Развитие понятия "психомоторика" связано с именем великого русского физиолога И М Сеченова Он впервые вскрыл важнейшую роль мышечного движен...полностью>>
Психология->Реферат
Традиційно головним інститутом виховання є сім'я Те, що дитина в дитячі роки набуває в сім'ї, він зберігає протягом всієї подальшому життю Важливість ...полностью>>
Психология->Контрольная работа
Описание и истолкование конфликтов, возможность управления ими прежде всего связаны с пониманием природы как общества, так и человека Самые общие пред...полностью>>
Психология->Дипломная работа
Частная жизнь человека богата и разнообразна Каждый из нас в этой сфере играет многочисленные роли: отца (матери), сына (дочери), мужа (жены), работни...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. А.А.КУЛЕШОВА

Институт повышения квалификации и переподготовки кадров

Факультет переподготовки руководящих работников и специалистов

Кафедра дефектологии и психологии

К защите допущена

« »__________2008_

__________________

подпись зав. кафедрой или ППМК

КУРСОВАЯ РАБОТА

ДИАГНОСТИКА НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Выполнил:

слушатель группы П-07А

специальности переподготовки

«Психология»

Немцев Александр Петрович

Научный руководитель:

ст. преподаватель,

Кушнер И. Т.

Могилев 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……….…3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ……………….6

1.1. Направленность как интегральная характеристика личности ………6

1.2. Социально-психологическая характеристика юношеского возраста (от 17 до 20—23 лет)………………………………………………………....12

Выводы………………………………………………………………………19

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ ………………………….20

2.1. Организация и методы исследования ………………………………. 20

2.2. Диагностика направленности личности спортсменов …………….. 22

2.3. Первичная обработка полученных результатов ……………………24

2.4. Статистическая проверка гипотезы …………………………………33

Выводы ……………………………………………………………………. 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….38

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………40

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях становится важным становление личнос­ти и индивидуальности каждого человека, формирование социально жиз­неспособной личности. Особое значение этот процесс приобретает в юношеском возрасте (от 17 до 20-23 лет), т.к. социальная ситуация развития в юности, так же как и в старшем школьном возрасте – ситуация выбора жизнен­ного пути. То, какой выбор будет сделан в юности, зависит от направлен­ности личности, доминирующих мотивов, основных цен­ностных ориентаций. В это же время наблюдается переход самосознания юношества на качественно новый уровень, что также существенно влияет на процесс формирова­ния ценностных ориентаций личности, дальнейшее развитие ее мотивационной сферы, которая и определяет ее направленность, детерминирую­щую поведение человека, его поступки.

Теоретические проблемы направленности личности нашли наибо­лее полную разработку в трудах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Б.И. Додонова, А.Г. Ковалева, В.С. Мерлина, В.Н. Мясищева, М.Н. Пейсахова, К.К. Платонова, С. Л. Рубинштейна, и др.

Несмотря на различие трактовок личности, существующих в отечественной психологии, направленность выделяется во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики [1], [2], [11], [19], [22].

Направленность личности рассматривается как совокупность ведущих, устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность личности и относительно не­зависимы от наличных обстоятельств [19]. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, иде­алами, в которых выражается мировоззрение человека [4].

Направленность личности определяет инициативное пове­дение человека, побуждает разных индивидов в одной и той же ситуации ставить перед собой различные задачи и формировать неслучайную последовательность целей. В содержании направ­ленности выделяют два основных образования:

1) потребности и их модификации — мотивы, установки, иде­алы, мечты;

2) отношения личности и их модификации — внутренние позиции, убеждения, социальные оценки и ожидания [17].

Являясь важнейшей характеристикой человека, интегральным целостным свойством, регулирующим его деятельность и активность, направленность имеет огромное воспитательное значение. Поэтому особую актуальность приоб­ретают вопросы развития направленности в условиях образования и, особенно, в юношеском возрасте, в период выбора жизненного пути, подготовки к будущей профессии и ее освоения.

Исследование направлен­ности личности представляет как теоретический, так и практиче­ский интерес, поскольку формирование общественно полезной и действенной направленности учащихся различных учреждений образования (вузов, колледжей и т.д.) является важнейшей вос­питательной задачей.

Несомненная актуальность исследования проблемы направленности личности в юношеском возрасте определила тему настоящей работы – «Диагностика направленности личности в юношеском возрасте» и позволила сформулировать ее цель: – изучить особенности направленности личности курсантов Могилевского Колледжа МВД Республики Беларусь.

Объектом исследования является направленность личности.

Предмет исследования направленность личности курсантов Могилевского Колледжа МВД Республики Беларусь.

Как уже отмечалось, различные от­ношения человека к другим людям, к себе и к своему делу проявляются в соответствующих видах направленности его личности (личной, общественной, деловой) и обуславливают его жизнедеятельность. В связи с этим, мы предположили, что названные виды направленности, связанные с отношениями человека, представлены в содержании личностной направленности неодинаково.

Гипотеза исследования: деловая и общественная направленность личности курсантов Могилевского Колледжа МВД Республики Беларусь будут преобладать над личной направленностью.

Задачи исследования:

1.Проанализировать научную литературу по исследуемой теме.

2.Разработать понятийный аппарат исследования.

3. Подобрать методику изучения направленности личности.

4. Провести эмпирическое исследование.

5.Обработать полученные результаты с помощью методов математической статистики и проанализировать их.

6. Осуществить статистическую проверку гипотезы

7.Обобщить выводы по исследуемой теме и подвести итоги исследования.

Экспериментальная база исследования – Могилевский Колледж МВД Республики Беларусь. В исследовании приняли участие 28 курсантов названного учреждения образования в возрасте 19-22 лет.

В качестве основных методов исследования были использованы: теоретический анализ психологической и педагогической литературы по изучаемой проблеме, ориентационная анкета Б. Басса и методы статистической обработки данных.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

1.1. Направленность как интегральная характеристика личности

В отечественной психологии существуют различные подходы к исследованию личности, в которых даны различные определения этого понятия (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Г. Ковалев, Я.Л. Коломинский, Б.В. Мясищев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.). Однако, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. В разных подходах эта характеристика раскрывается по-разному, но во всех концепциях направленность так или иначе выделяется в изучении всей системы психических свойств и состояний личности, т.е. направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад [4].

Понятие «направленность личности» ввел в научный обиход С. Л. Рубинштейн как характеристику основных интересов, потребностей, человека. Он считал, что проблема направленности — это, прежде всего, вопрос о динамических тен­денциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами. Направленность включает два тесно между собой связанных момента: а) пред­метное содержание, поскольку направленность — это всегда направленность на что-то, на какой-то более или менее определенный предмет, и б) напряжение, которое при этом возникает. Понимая направленность как интегральное целостное свойство, регулирующее деятельность человека, его активность, С. Л. Рубинштейн не ограничивал направленность лишь одним соотношением мотивов и подчеркивал, что направленность личности находит свое выражение не только в ее потребностях, но и в инте­ресах, идеалах, склонностях и устремлениях [19].

В психологии существуют различные определения понятия направленности. Например «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (А.С. Прангишвили) [10].

Практически все психологи под направленностью личности понимают совокуп­ность или систему каких-либо мотивационных образований, явлений. У Б. И. Додонова — это система потребностей; у Л. И. Божович и Р. С. Немова — система или совокупность мотивов, у К. К. Платонова — совокупность влечений, желаний, интересов, склонностей, идеалов, мировоззрения, убеждений и т. д . [4].

Чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Однако понимание направленности личности как совокупности или системы мотивационных образова­ний — это лишь одна сторона ее сущности. Другая сторона заключается в том, что эта система определяет направление поведения и деятельности человека, ориен­тирует его, определяет тенденции поведения и действий и, в конечном итоге, опреде­ляет облик человека в социальном плане [11]. Последнее связано с тем, что направленность личности представляет собой устойчиво доминирующую сис­тему мотивов, или мотивационных образований, т. е. отражает до­минанту, становящуюся вектором поведения [2].

Содержательная характеристика лич­ностной направленности понимается психологами по-разному: как своеобразно переживаемое избирательное отношение человека к действительности, влияющее на его жизнь и деятельность, кото­рое в известной степени мотивирует и организует ее [4], и как «избирательную активность личности в ее отношениях и дея­тельности» [12].

В качестве основной характеристики направ­ленности личности выдвигается избирательность отношений [12], «личностная позиция», установка, линия поведения чело­века в данной ситуации, обнаруживающаяся в реакциях на про­исходящие события и действия человека [24].



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Профессионального самоопределения личности в юношеском возрасте

    Реферат >> Психология
    ... личности в юношеском возрасте 24 2.1. Выявление профессиональной направленности личности в юношеском возрасте 24 2.2. Изучение профессионального типа личности в юношеском возрасте ... от – 1 до + 1. Результаты диагностики по группе заносятся в таблицу. Название ...
  2. Направленность личности и успешность профессионального обучения курсантов Могилевского колледжа

    Реферат >> Психология
    ... Несомненная актуальность исследования проблемы направленности личности в юношеском возрасте и современное состояние образовательной политики ... На первом этапе осуществлялась диагностика направленности личности и изучение академической успеваемости курсантов ...
  3. Профессиональное самоопределение личности в юношеском возрасте

    Реферат >> Психология
    ... личности в юношеском возрасте» Волгоград 2010г. Содержание Введение………………………………………………………………………......... 3 1. Проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте 1.1 Особенности личности в старшем школьном возрасте ... направлений ... Диагностика ...
  4. Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте

    Реферат >> Психология
    ... процесс развития личности в юношеском возрасте. Цель исследования – теоретическое обоснование ориентиров и направлений работы практического ... , подбор диагностического инструментария, психологическая диагностика, опрос, наблюдение, опытно-экспериментальная ...
  5. Построение межличностных отношений в юношеском возрасте

    Курсовая работа >> Психология
    ... и методика исследования 2.2 Социометрия 2.2 Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири 2.3 Результаты и ... имеющий определенное направление, преемственность и смысл, - одна из важнейших потребностей личности в юношеском возрасте; Дружба ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0014419555664062