Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Реферат
Социология семьи - одна из старейших социальных дисциплин. Проблема брака и семьи всегда представляла массовый и устойчивый интерес. Институт семьи вс...полностью>>
Социология->Реферат
Семья имеет двойственный характер: с одной стороны - социальный институт, с другой - малая группа, которая развивается и функционирует по своим закона...полностью>>
Социология->Реферат
Семья — это социальная группа, обладающая исторически определённой организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также ...полностью>>
Социология->Реферат
Я иногда думаю, почему мы так боимся одиночества? Быть может из - за эгоистических соображений. Нам просто необходима оценка наших поступков и результ...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

2.1. Социальная политика в России: реалии и перспективы.

Как показывает исторический опыт, при осуществлении радикальных экономических преобразований проблемы социальной политики выходят на первый план, являясь одновременно и стимулом этих преобразований, и фактором, определяющим границы радикализма.

Действительно, с одной стороны, потребность и готовность общества пойти на радикальные экономические преобразования достигает максимума тогда, когда становится очевидной неспособность решить назревшие социальные проблемы в рамках сложившейся экономической ситуации.

С другой стороны, радикальный слом существующих экономических механизмов, зачастую опережает становление новых. В результате складывается ситуация, когда старый экономический механизм уже не работает, а новый ещё не создан. Понятно, что такая ситуация в первую очередь негативно отражается на социальных аспектах экономической жизни. Результатом может стать отказ значительной части общества поддержать реформы. Поэтому в период реформ социальные проблемы имеют особое значение, т.к. по их состоянию население судит о самих реформах.

В силу целого ряда причин, на начальном этапе радикальных экономических преобразований в России основной упор был сделан на финансовое оздоровление экономики и макроэкономическую стабилизацию. Социальная сфера и ее проблемы были отодвинуты на второй план. В результате население России столкнулось с резким падением жизненного уровня на фоне усиления социальной дифференциации общества, как уже отмечалось при рассмотрении коэффициента Джини. В 1995 году 20 % наиболее обеспеченных слоев населения получали 46,9 % совокупного дохода общества, а 20 % наименее обеспеченного населения – 5,5 %. Разрыв в доходах наиболее и наименее обеспеченного населения превысил 14 раз. Дифференциация в среднедушевом доходе по регионам достигла 6 –7 раз.

Сократились потребительские расходы, что не могло не сказаться на реальных доходах населения. Падение реальных доходов, в свою очередь, повлекло за собой не только сокращение потребления основных продуктов, но и ухудшение структуры потребления.

Следующая особенность – значительно увеличилось число лиц, находящихся за “чертой бедности”. Проблема бедности стоит не только в нашей стране, она находится в центре внимания политики правительств всех стран, так как везде существуют неравномерность в распределении доходов и дифференциация населения.

Проблемы социальной политики России.

Одна из проблем в социальной политике России, требующих решения, – изменение структуры денежных доходов. С 1992 по 1995 г. доля заработной платы в совокупном доходе уменьшилась с 70 % до 39 %, в то время как доходы от собственности и предпринимательской деятельности возросли с16 % до 44 %.

Повлияло на эту цифру и сокращение доли заработной платы в доходах. Сокращение доли заработной платы произошло, прежде всего, вследствие сокращения производства и роста безработицы. Но нужно иметь в виду, что сокращение производства несопоставимо с сокращением занятости: объем производства сократился более чем наполовину, а занятость – на 67 %. Практически люди, числящиеся на работе, не входят в состав безработных, не могут получать даже пособие и тем более не получают заработной платы.

Вообще проблема неплатежей, пожалуй, сейчас одна из самых острых социальных проблем России. И естественно, что существующая ситуация с заработной платой катастрофически снизила стимулы к труду.

В результате реформ социально-трудовая сфера приобрела новое качество. Институциональные нововведения повлияли, во-первых, на возникновение принципиально новых сфер и видов деятельности и, во-вторых, на формирование новой структуры возможных источников доходов. Наиболее радикальным было правовое и реальное оформление института частной собственности, следствием чего стало:

–становление и развития нового сектора экономики и соответственно создание новых рабочих мест.

–образование нового источника доходов – предпринимательского и дохода от собственности в самых разнообразных его видах.

Политика искусственного поддержания сложившегося уровня занятости или медленные темпы роста безработицы, осуществляемая на основе применения льготных режимов кредитования и дотирование нерентабельных производств, неизбежно приводит к появлению и воспроизводству высокой латентной безработицы. В России наибольшее распространение получили две её формы: отправление работников в вынужденные неоплачиваемые (или частично оплачиваемые) отпуска и использование разнообразных режимов неполного рабочего времени.

Существование большой скрытой безработицы обусловлено сознательным выбором на макроэкономическом уровне. Негативные экономические и социальные последствия этого феномена хорошо известны: консервация большого количества неэффективных рабочих мест, снижение реальных доходов формально занятого населения, ослабление стимулов к высокопроизводительному труду и т.п. Однако, с точки зрения конкретных функций правительства, при этом достигается ещё один, менее очевидный эффект: если в рамках сегодняшнего законодательства зарегистрированные безработные становятся объектом социальной защиты, то в результате сделанного выбора несколько миллионов формально занятых, но лишённых постоянного источника трудовых доходов людей оказываются за рамками системы социальной помощи и в принципе не являются объектом социальной политики государства.

Регистрация и учет безработных в органах Федеральной Службы Занятости – сегодня главная её функция, которую, несмотря на её важность, никак нельзя рассматривать в качестве инструмента активной политики на рынке труда. ФСЗ разработала ряд мер, содержащихся в ежегодных программах содействия занятости населения. Однако как набор этих мер, так и их эффект ограничены. Например, идея поддержания или создание рабочих мест не более чем декларация, если она противоречит проводимой структурной политики и складывающейся экономической конъюнктуре. Фонд занятости не способен поддержать малый и средний бизнес, если в том или ином регионе нет необходимых экономических условий. Система профессиональной подготовки и переподготовки работников не может быть эффективна хотя бы потому, что не ориентируется на потребности современного производства, В настоящее время процессы, происходящие на рынке труда, носят стихийный, неорганизованный характер и что реальное влияние на них ФСЗ минимально.

Социальная политика переходного периода должна предусматривать механизмы социальной защиты тех групп населения, кто не в состоянии самостоятельно обеспечить себе прожиточный минимум (инвалиды, старики, многодетные семьи). Другое направление социальной политики – социальная поддержка наиболее активной части населения, тех, кто хочет и может преодолеть трудности, но не имеет порой для этого необходимых ресурсов (начинающие предприниматели, фермеры). Помощь может предоставляться как в форме льготного кредитования и налогообложения, субсидирования, так и в виде предоставления различных консультационных услуг, переобучения на специализированных курсах. Необходимо отметить, что деятельность в данном направлении имеет также целью создание среднего класса, который обеспечивает политическую и экономическую стабильность в обществе, содействует поступательному развитию экономики посредством развитого спроса.

Задачи и цели социальной политики России.

Задача построения экономической системы, ориентированной на человека, стимулирующей развитие личности, основывается на идее социальной справедливости и в связи с этим заключает в себе огромный созидательный потенциал. Понятие социальной справедливости в настоящее время общественным сознанием воспринимается как благополучие, достигнутое в результате деятельности, приносящей реальную пользу обществу. И если в силу способностей, знаний, умений, предприимчивости вклад в общественное благосостояние оказывается существенным, то естественным будет и высокое вознаграждение данного индивидуума.

Стратегической целью социальной политики России является формирование социально-ориентированной экономики. Социальная ориентация экономики означает, прежде всего, подчинение производства потребителю, удовлетворение, в конечном счете, массовых потребностей населения, что присуще именно экономике с развитым рыночным механизмом. Поэтому необходимым условием построения экономики для человека является продолжение рыночных реформ. Государство должно стремиться к смягчению негативных и усилению позитивных следствий проводимых реформ для материального положения населения, а для этого необходимо, чтобы реформы проводились последовательно, с заранее просчитанным результатом от реализации каждого их этапа.

2.2. Региональные проблемы социальной политики.

Цель исследования: выявить отношение населения к проводимой государством социальной политике в общем, и к ее реализации в нашем регионе в частности.

Задачи:

1. охарактеризовать основные региональные проблемы социальной политики нашего государства.

  1. определить интересует ли вообще население социальная политика.

  2. выявить пути улучшения эффективности социальной политике в регионе.

Объект исследования: население г. Тюмени.

Предмет исследования: проблемы социальной политики государства.

Гипотеза: недостаточное финансирование, незаинтересованность государства в помощи нуждающимся слоям населения, неумелое проведение социальной политики и другие факторы приводят к малой эффективности социальной политики государства и, как результат, к недовольству среди населения.

В ходе исследования было опрошено 30 человек, проживающих в Тюмени и Тюменской области. Среди них большинство женщин (70%), что позволяет сделать вывод о том, что женщины охотнее делятся своим мнением о политике государства и ее влиянии на их жизнь. Основной категорией респондентов оказались люди в возрасте 19-25 лет (50% всех респондентов). Большинство опрошенных имеют неоконченное высшее образование (более 66%), однако среди респондентов были и люди с высшим образование и даже с двумя образованиями.

Абсолютное большинство (60%) опрошенных интересуется проблемами социальной политики государства, и это говорит о том, что люди понимают что социальная политика государства влияет на их жизнь. Более 63% респондентов в своей жизни иногда сталкиваются с проблемами организации социальной помощи в стране в целом и в нашем регионе в частности.

56.7% опрошенных не довольны своим доходом, считают, что они достойны большего и отчасти винят в этом государство (52.9%), что подтверждает гипотезу о том, что населения недовольно малой эффективностью социальной политики.

Большинство респондентов (60%) видят причину высокого уровня бедности в нашей стране в неумелой социальной политики государства. По мнению 70% опрошенных, органы социальной защиты населения работают недостаточно эффективно. Более 50% из них считают, что это связано с тем, что люди не умеют отстаивать свои права и требовать от государства того, что им положено по закону.

С тем, что в нашей стране хорошую высокооплачиваемую работу можно найти только при наличии высшего образования, опыта работы и хороших связей согласны 80% респондентов. Почти столько же (более 70%) считают, что не менее сложно получить высшее образование – это очень дорого, учитывая недовольство большинства населения своим доходом.

Качество оказания бесплатной медицинской помощи в Тюмени 73.3% респондентов оценили на средний уровень, однако, следует отметить, что голоса всех остальных респондентов распределились на вариантах, характеризующих качество медицинской помощи в Тюмени как низкое и очень низкое.

Более 63% опрошенных полностью согласны с тем, что население нашей страны очень дифференцировано по доходам, что проявляется, например, в наличии более богатых и более бедных регионов. В то же время, более половины опрошенных не считают экономику России социально – ориентированной.

Пытаясь найти пути улучшения эффективности социальной политики, большинство респондентов (60%) сделали вывод о том, что необходима большая заинтересованность государства в поддержке нуждающихся слоев населения; 23.3% респондентов считают, что необходимо увеличить финансирование социальной политики, и 10% - за более качественный подбор кадров в этой сфере. Несколько человек предложили свой вариант улучшения социальной политики: к примеру, более ответственное отношение государства к проводимым им мерам, контроль исполнения принятых мер, введение новых мер социальной поддержки населения и т.д.

Обобщая результаты, необходимо отметить, что гипотеза о многочисленных факторах, снижающих эффективность социальной политики, в целом подтвердилась: большинство респондентов интересуются проблемами социальной политики, осознают ее влияние на свою жизнь и доход. Респонденты видят изъяны в социальной политике России в целом и в нашем регионе в частности, и , в подтверждение гипотезе, считают, что причиной возникновения этих недостатков являются малая заинтересованности государства нуждами населения, недостаточное финансирование, недобросовестность чиновников и т.д.

2




Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Проблемы социальной политики Российского государства

    Курсовая работа >> Экономическая теория
    ... тему «Проблемы социальной политики российского государства» для своей курсовой работы. Социальная политика 1.1Сущность социальной политики Социальная политика - политика регулирования социальной сферы ...
  2. Проблемы социальной политики и особенности её реализации в Республике Беларусь

    Реферат >> Экономика
    ... Социальная справедливость и кривая Лоренца. . . . . . . . . . . . . . . . 21 3. Социальная политика и её особенности в зарубежных странах . . . . . . . . . . . 27 4. Проблемы социальной политики ... региональной социальной политики является система социальной ...
  3. Социальная политика государства и безработица

    Реферат >> Экономика
    ... и вкладу в общее благосостоянием. Основные проблемы социальной политики: обеспечение эффективной занятости и создание условий ... формы безработицы. Фрикционная безработица связана с региональными профессиональными и возрастными перемещениями работников ( ...
  4. Социальная политика государства в современной России критический взгляд

    Курсовая работа >> Социология
    ... социальной политики 5 1.2. Концепция социального государства 8 1.3. Региональная составляющая государственной социальной политики 11 Глава II Наиболее острые социальные проблемы России ...
  5. Региональная социальная политика в отношении детства

    Курсовая работа >> Социология
    ... исследование социальной политики в отношении детства 1.1 Сущность социальной политики и ее основные направления Прежде чем перейти к проблеме социальной политики ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0021898746490479