Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Философия->Реферат
Понятие «диалектика» появилось еще в античной философии В тот период диалектикой называли искусство спора, искусство вести беседу Альтернативой считал...полностью>>
Философия->Биография
Аристо́тель  Ученик Платона С 343 до н э  — воспитатель Александра Македонского В 335/4 г до н  э древнегреческий натуралист классического периода, фи...полностью>>
Философия->Реферат
Наука – это такая же область профессиональной человеческой деятельности, как и любая другая – педагогическая, индустриальная и т п Единственное специф...полностью>>
Философия->Реферат
Говоря о важнейшей роли фактов в развитии науки, В И Вернадский писал: "Научные факты составляют главное содержание научного знания и научной работы О...полностью>>

Главная > Реферат >Философия

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Тема 1.1 Философия и жизненный мир человека

1. Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения. Проблема определения философии

К VI в. до н. э. в разнообразных культурах происходит настоящий взрыв интеллектуальной энергии. Термин «философия» впервые возник в Древней Греции (буквально от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость). Сначала появились философы, затем слово «философ» и еще позже слово «философия». По свидетельству античных авторов, слово «философ» впервые встречалось у Пифагора, а в качестве обозначения особой науки термин «философия» впервые был употреблен Платоном. Поскольку мудростью могли обладать лишь боги в античном мире, то уделом философа провозглашалась любовь к ней. Таким образом, возникновение философии в социокультурном пространстве Древней Греции было связано с формированием убеждения в том, что мудрость есть высший идеал знания и поведения. По своим истокам философия восходит к стихийному мировоззрению человека, в котором сочетались элементы мифологии, образно-ассоциативного сознания, художественно-фантастические картины реальности, действительный социальный опыт наблюдения над процессами развития природы и общества. Философия существенным образом отличается от других систем знания тем, что она постоянно вопрошает саму себя о своей собственной сущности, предмете, назначении. Не случайно многие мыслители, рассуждая о начале философии, указывали, что она появляется в результате изумления, удивления. Исследователи выделяют факторы, способствующие появлению философии в Древней Греции это одаренность греческого народа, благоприятное географическое положение, исторические обстоятельства, богатство и многосторонность греческих дарований, энергичность в сочетании с тонким чувством красоты, демократия, уважение к закону и порядку, любовь к поэзии. В вопросе о происхождении философии сформировались две концепции: мифогенная и гносеогенная. Первая выводит философию из мифологии, вторая из науки. Мифогенная концепция анализирует предысторию философии, вскрывает переходные формы от мифологии к философии, анализирует мифологическое мировоззрение как предфилософское. Однако с мифогенной концепцией нельзя согласиться в том случае, когда она сводит мифологию к религии, не видит отличительных особенностей философии от мифологии не только по форме, но и по содержанию. В рамках гносеогенной концепции показывается значение зачатков научного знания для философии. Однако мифологию рассматривают как что-то лишенное всякого исторически оправданного содержания и ценности. Поэтому у истоков формирования философии стоят мифология, религия, зачатки научного и обыденного знания. Философия это знание особого рода, так как она пытается судить о единой для всех явлений мира основе и ищет в ней условия единства и целостности мира. Философия не поддается определению через что-то другое, она есть нечто самостоятельное, предельное. Философия возникла в VI в. до н. э., в так называемое «осевое время», когда, по словам немецкого философа Карла Ясперса, в различных культурах сформировалась «своего рода полоса древней цивилизации», которая привела к концу мифологической эпохи. У истоков формирования философии стояла мифология, от которой философия унаследовала ее мировоззренческую схему, то есть совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о положении человека в мире. Но в отличие от мифологии, строившей общую картину мира на уровне эмоционально-чувственной ступени познания, философия рассуждает на уровне рационального познания. Философия судит обо всех известных людям вещах исходя из признания их общей непреходящей основы. Для того, чтобы постигнув сущность бытия, найти всеобщее в специфическом, обосновать и объяснить многие явления. Необходимость обоснования осмысливается в форме вопросов, непосредственно затрагивающих существование человека, его отношение к миру. Такие «вечные» философские вопросы, как что собою представляет мир, в чем сущность человека, в чем смысл его жизни и его предназначение, каковы его отношения с миром и другими людьми всегда сохраняют свое значение для человека и человечества. В исторической динамике менялись акценты в решении основных философских проблем, однако уже в древних философских учениях можно зафиксировать постановку и анализ каждой из выделенных тем, определивших все позднейшие типы философского мировоззрения.

2. Образы философии в истории культуры

В любом обществе формируются определенные представления о философии, которые условно можно обозначить как ее образы, сложившиеся в массовом сознании людей:

        1. Философия как любовь к мудрости. Этот образ сложился еще в античности и отражает высокую оценку роли и статуса философии и философов в обществе, которые всегда вызывали чувства высокого почтения и восхищения.

        2. Философия как образ жизни. Такое понимание философии предполагает поиск самостоятельных ответов на сложные мировоззренческие вопросы на основе размышлений и обобщений непосредственного опыта жизни и познания окружающей действительности.

        3. Философия как идеология. Данный образ философии складывается обычно в таких социальных системах, где господствуют жесткие тоталитарные режимы и репрессивные формы государственной власти и управления.

        4. Философия как наука. Несмотря на радикальную критику философского разума в современной культуре, образ философии как воплощения научной рациональности и огромных познавательных возможностей теоретического мышления устойчиво сохраняется в массовом непрофессиональном сознании.

3. Философия как знание и понимание

В переломные моменты человеческой истории и культуры, связанные с крушением кумиров и иллюзий, резко актуализируется поиск теоретической мысли по решению насущных проблем, обоснованию новых ориентиров и ценностей. В такие исторические моменты не обойтись без философии. Поиск новых мировоззренческих идей происходят на фоне небывалых событий мировой цивилизации. Перед человечеством стоят проблемы, требующие философского осмысления для их разрешения.

  1. Проблема выживаемости в ядерный век. До создания мощного атомного средства уничтожения люди были убеждены, что человечество в целом бессмертно. Можно уничтожить памятники и другие достижения человеческой культуры, но человечество бессмертно. Когда в августе 1945 г. на японские города были сброшены первые атомные бомбы, началась принципиально новая эра мировой истории, ибо обозначилась реальная опасность для дальнейшего существования человечества. С этого момента человечество стало смертным. Ядерное оружие наряду с другими глобальными опасностями ставит под угрозу выживаемость человечества. Стало ясно, что все другие проблемы имеют смысл лишь постольку, поскольку остается шанс на разрешение основной — проблемы выживания, сохранения целостности человечества. Наряду с расширением возможностей человека, совершенствованием предметного мира стала очевидной истина о смертности человечества, если не будут найдены механизмы сдерживания его агрессивных устремлений.

  2. Проблема экологической выживаемости человечества связана с быстро развивающейся техногенной цивилизацией, которая поставила человечество на грань жизни и смерти. С возникновением мощного технологического давления на биосферу искусственная среда требует все больше вещества природы для своего воспроизводства.

  3. Проблема сохранения целостности личности делает акцент на усиленных темпах развития современной цивилизации, которые привели к процессу отчуждения создаваемых ею социальных структур. Цивилизация взорвала такие традиционные структуры, как трансляция вечных ценностей от отцов и дедов (ценность труда, живой контроль общества за нравственным поведением человека и т. д.). Человек включен во многие системы социальных отношений. Возникает своего рода расщепление личности. Человек становится часто средством, а не целью. Погружения человека в разные социальные отношения, где от него требуется выполнение соответствующих ролей, приводят к постоянным стрессам. Приспособление к условиям современной социальной организации возможно лишь в порядке сложных манипуляций над своим сознанием.

  4. Проблема коммуникативного единства человечества делает акцент на необходимости формирования идеалов открытости, диалога между различными народами и религиями, не силового решения возникающих конфликтов.

Все вышеперечисленные проблемы требуют новых мировоззренческих идей в отношении к миру в целом, к человеку и человечеству, радикальных изменений в познавательном отношении человека, в различных сферах культуры. Глубочайшее осознание общечеловеческих ценностей поможет решить проблему сохранения человека как личности. Нужны новые критерии и подходы для успешного диалога человека с человеком, ориентированные на плюрализм мнений, терпимость, толерантность, согласие, которые и обеспечат формирование новых мировоззренческих структур. Познавательное отношение совре­менного человека к таким сложным объектам, как атомная энергия, уникальные объекты экологии, генной инженерии в которые включен сам человек, нуждается в пересмотре традиционного тезиса об «этической нейтральности» научного познания. В иерархии ценностей, к которым относится научная истина, равноценно с ней должны выступать и такие ценности, как благо человека и человечества. Обоснование этих новых мировоззренческих ценностей и является одной из задач современной философии.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Почему существует проблема определения философии, с чем данная проблема связана

  2. В чем заключается предмет философии

  3. Попробуйте сформулировать определение философии

  4. Где впервые возник термин «философия», в каком веке и что данный термин обозначал

  5. Каковы были предпосылки возникновения философии

  6. Назовите и объясните две концепции, которые связаны с вопросом о происхождении философии

  7. Какие можно зафиксировать образы философии в истории культуры

  8. В чем заключается суть философии как знания и понимания

Тема 1.2 Философия как социокультурный феномен

        1. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции

Уже на ранней ступени социального развития человек под воздействием потребностей своей жизнедеятельности формирует определенное мировоззрение, т. е. систему обобщенных представлений о мире, о своем месте в этом мире и формах взаимосвязи и взаимодействия с ним. В этих представлениях отражались попытки определенным образом объяснить общие причины процессов и явлений природы и социальной жизни, фиксировалась система нравственных норм и установок, регулирующих жизнедеятельность людей. Таким образом, мировоззрение это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью. Мировоззрение выступает как способ духовно-практического освоения реальности, поскольку оно не сводится только к содержанию мировоззренческих представлений, а функционирует как форма осознания человеком своего положения в мире, включает убеждения и ценности, регулирующие важнейшие типы его жизнедеятельности и поведения. В структуре мировоззрения можно выделить следующие основные компоненты:

  1. Знания как основной компонент в структуре мировоззрения задают обобщенную модель мира и места в нем человека. В них представлены важнейшие универсалии или категории культуры, формирующие целостный образ реальности (время, закон, судьба, гармония, благо и др.). Благодаря наличию в структуре мировоззрения знаний всякое мировоззрение реализует функции миропонимания и объяснения смыслообразующих связей и отношений реальности.

  2. Ценности в мировоззрении выполняют нормативно-регулирующие функции. Они определяют правила и принципы социальной жизни человека, а также важнейшие законы и ориентации его поведения и деятельности. Свои основные функции ценности реализуют в форме политических, религиозных, правовых, моральных, эстетических взглядов и убеждений.

  3. Эмоционально-чувственные компоненты в структуре мировоззрения определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей действительности и своего места в социальном и природном мире. Они придают ему характер мироощущения, наполняют его личностным смыслом и значением.

Следует отметить, что мировоззрение всегда связано с конкретно-историческим типом культуры и в своих структурах воспроизводит целостный образ пространства определенной эпохи, основные ее смысловые и ценностные характеристики. Существуют различные классификации форм и типов мировоззрения. В зависимости от субъекта-носителя выделяют личностную форму его реализации, мировоззрение класса, социальной группы, общества в целом или определенной исторической эпохи. По параметру полноты и системности представлений о реальности, их достоверности и обоснованности можно говорить:



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Эволюция жизненного мира россиян в условиях трансформирующегося социума

    Реферат >> Социология
    ... ценностей в контексте эволюции жизненного мира россиян // Изменяющийся образ общества: философия, социология, управление. ... 2007. – С. 119-126. Пржиленская И.Б. Идентичность и жизненный мир человека в контексте социальной модернизации // Вектор идентичности ...
  2. Философия в античном мире

    Курсовая работа >> Философия
    ... миров бесконечной Вселенной. 2. Развитие материализма в учении Гераклита4 Материалистическая философия ... (относительность красоты божества, положим, человека и обезьяны, человеческих дел и ... , придававшая пластический и жизненный смысл каждому числу: ...
  3. Философия техники (8)

    Научная статья >> Философия
    ... тиве невозможно без особой философиифилософии техники, которая занимается осмыслением ... ?» Логика этих философов безупреч на: если бы человек понимал технику, ... . В итоге забывают о жизненном мире человека. Так развивает ся кризис человека и его науки, и ...
  4. Философия в современном мире

    Реферат >> Философия
    ... философы конца XIX - начала XX в. считали, что вера - важнейший феномен духовного мира человека ... беспредпосылочной активности персоналисты заимствуют понятие «жизненный порыв» А. Бергсона. В свете этого понятия ...
  5. Философия о смысле жизни человека

    Реферат >> Философия
    ... ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Философия НА ТЕМУ: «Философия о смысле жизни человека» . Работу выполнила ... мнению неспособна к движению, то жизненной силой, которая движет и ... на безрелигиозном и атеистическим подходе к миру и человеку. Безрелигиозных людей и атеистов часто ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019230842590332