Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Иностранный язык->Реферат
Аннотирование и реферирование, или процессы информационной обработки текстов, являются одной из самых широко распространенных письменных форм быстрого...полностью>>
Иностранный язык->Реферат
Ukraine is suffering many environmental problems. Many of them have been caused by economic activities. There are many consequences of damaging the en...полностью>>
Иностранный язык->Реферат
Four workers can make 6 units in an eight-hour shift without a manager. If I hire you to manage them and they still make 6 units a day, what is the be...полностью>>
Иностранный язык->Реферат
The Mineral industry of Russia is one of the world’s leading mineral producing countries and accounts for a large percentage of the CIS’s production o...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Иностранный язык

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Язык состоит из множества мышц, дей­ствующих в разных направлениях. Вследствие этого он может дви­гаться вперед и назад, вверх и вниз, причем не только всем телом, но и отдельными его частями. Значимость движения языка для речи можно сопоставить со значимостью движений кисти руки для дви­гательной деятельности человека.

В артикуляционной фонетике принято условно разделять язык на отдельные зоны (рис.2)2: а) кончик языка (tiр) и примыкаю­щую к нему лопатку сужающуюся, конусообразную его часть (the blade of the tongue), которые в состоянии покоя находятся напротив альвеол. Кончик и лопатка являются самыми подвижны­ми частями языка; б) переднюю часть языка (front), расположен­ную напротив твердого нёба; в) заднюю часть языка (back), рас­положенную напротив мягкого нёба; г) корень языка (root), кото­рый находится напротив задней стенки фаринкса.

В момент речи артикуляторы постоянно взаимодействуют друг с другом и таким образом непосредственно участвуют в образова­нии звуков. Так, при полном контакте задней части языка и мяг­кого нёба образуются [k], [g], а также [ŋ], при неполном контакте кончика языка и альвеол [s], [z].

Необходимо упомянуть еще три органа, без которых звукопроизводство было бы невозможно. Это легкие, нижняя челюсть и голосовые связки.

Легкие используются как своеобразные меха, выталкивающие воздух, необходимый для звукообразования. Нижняя челюсть сама по себе не образует контакта с другими артикуляторами, однако ее движение вверх — вниз изменяет форму и объем полости рта, что определяет тембр гласных звуков. Голосовые связки играют очень важную роль в производстве звуков. Они представляют собой два небольших пучка мускулов, прикрепленных к гортани. Голосовые связки могут быть либо сведены по направлению друг к другу, либо разведены. Расстояние между ними называется голосовой щелью. Если голосовые связки разведены, то голосовая щель откры­та; если они сведены, то голосовая щель закрыта. В зависимости от положения голосовых связок воздух, проходя через щель, может способствовать образованию как голоса, так и шума.

Выделяют четыре положения голосовых связок.

1. Голосовые связки разведены. Это положение характерно для нормального дыхания и для производства глухих согласных зву­ков.

2. Голосовая щель сужена. При выходе воздуха через суженную голосовую щель образуется английский звук [h].

3. Голосовые связки сведены. Если голосовые связки слегка ка­саются друг друга краями, то при достаточной величине подсвязочного давления и под воздействием воздушной струи, проходя­щей через голосовую щель, они начинают вибрировать и мы слышим звук. Это положение характерно для производства гласных и звонких согласных звуков.

Голосовые связки способны производить от 42 до 1708 колеба­ний в секунду. В речи используется гораздо меньший диапазон ко­лебаний. Так, голосовые связки женщин вибрируют со скоростью от 200 до 325 колебаний в секунду, голосовые связки мужчин — приблизительно в два раза реже — 100— 150 колебаний.

Каждый может почувствовать колебание голосовых связок, до­тронувшись до своей гортани во время говорения.

4. Голосовые связки плотно сомкнуты. При этом голосовая щель может оказаться полностью перекрытой, не давая воздушному потоку выйти наружу. Это положение характерно для покашлива­ния. Встречается оно и в речи и называется гортанной смычкой или твердым приступом (glottal stop).

Гортанная смычка может реализоваться при энергичной арти­куляции начального гласного звука (как в слове арр1е ['ʔæpl]), для усиления глухихсмычных [р], [t], [k] (как в слове сlосk [k1ɒʔk]) или вместо них (как в слове сottоп ['kɒʔn])3.

Все упомянутые артикуляторы можно разделить на две группы: активные и пассивные — в зависимости от их роли в процессе зву­кообразования[11,215].

1.. Активные артикуляторы подвижны, они принимают активное
участие в образовании звуков. К ним относятся: 1) язык, который
является самым мобильным органом речи; 2) губы, положение
которых может существенно изменять объем и форму полости рта, а следовательно, и качество гласного; 3) мягкое нёбо, роль кото­рого — направлять воздушную струю либо в полость рта, либо в полость носа; 4) легкие, выталкивающие воздух, необходимый для звукопроизводства; 5) голосовые связки, вибрирующие под воздействием воздушной струи; гласные и звонкие согласные зву­ки являются следствием этой вибрации; 6) нижняя челюсть, кон­тролирующая расстояние между зубами, которое влияет на объем и форму полости рта и, таким образом, на качество гласных зву­ков; 7) фаринкс, который может сужаться и расширяться в зави­симости от движения языка.

2. Пассивные артикуляторы при образовании звука остаются неподвижными, и с ними активные артикуляторы образуют пре­граду. Это: 1) зубы, 2) альвеолы, 3) твердое нёбо.

При артикуляции отдельных звуков подвижные органы речи могут выполнять пассивную роль.

1.2.2. Методы исследования артикуляции.

Для исследования работы органов речи при произнесении зву­ков в артикуляционной фонетике применяются различные инст­рументальные

средства. Методы исследования, основанные на их использовании, тесно

связаны с возможностями технических спо­собов слежения и фиксации артикуляционных движений.

В 1930 — 50-х гг. наиболее доступным и распространенным мето­дом исследования была обычная фотография, которая, однако, позволяет фиксировать только статическую картину состояния артикуляторов при производстве отдельного звука, например поло­жение губ. Артикуляционная фонетика издавна пользуется методом палатограмм — отпечатков, фиксирующих области касания языка с твердым нёбом.

Комплексное изображение артикуляционной картины звука можно также получить с помощью рентгеновских снимков. Результаты первых опытов по использованию рент­геновских снимков для изучения артикуляции звуков речи были опубликованы в 1912г. Однако методы, основанные на применении рентгеновских лу­чей, имеют принципиальные недостатки: они, прежде всего, опас­ны для здоровья говорящего и, кроме того, нарушают естествен­ность артикуляции.

В 50 — 70-х гг. на смену описанным средствам исследования ар­тикуляции пришли электротехнические устройства, которые, во-первых, позволили получать комплексную динамическую картину артикуляции и, во-вторых, были безопасными для здоровья чело­века. В начале 60-х гг. в Советском Союзе была создана уникальная аппаратура, позволяющая регистрировать все основные артикуля­ционные параметры вместе с акустической картиной речи.

Современные методы исследования артикуляции сочетают воз­можности электротехнической аппаратуры и компьютерной техники. Широко применяются различные датчики — крошечные электро­ды, которые позволяют фиксировать и записывать в память компью­тера информацию о движениях речевых органов.

В настоящее время применяются также электромиографические методы, которые дают информацию о нейромышечных процессах во время речепроизводства [12,191].

Развитие компьютерных технологий позволило обновить все существующие методы исследования артикуляции. В настоящее время большое внимание уделяется иссле­дованию связи между артикуляцией и акустикой речи, с тем что­бы можно было использовать акустические данные для артикуля­ционных интерпретаций.

1.2.3. Роль артикуляционного аппарата в образовании источников звуков

Движения артикуляторов сами по себе не могут породить ре­чевые звуки. Их роль состоит в том, чтобы создать условия для звукообразования. Для этого в речевом тракте необходимо, во-первых, сформировать движущийся поток воздуха, что обеспечива­ется легкими, и, во-вторых, превратить этот поток в колеблю­щуюся воздушную струю, что осуществляется голосовыми связка­ми и преградами, образуемыми в надгортанной области речевого тракта.

Однако кроме голоса возможны и другие — шумовые источни­ки образования звука: турбулентный (от лат, turboвихрь) и импульсный.

Турбулентный шум как источник звука возникает когда воздушный поток, проходя по речевому тракту, встречает на своем пути препятствие в виде щели. Если позади препятствия создается избыточное давление, то в воздушном потоке появляет­ся турбулентность, обусловленная вихрями. Вихри представляют собой участки потока, в которых частицы воздуха совершают бес­порядочные перемещения, в том числе и круговые. Артикуляция таких согласных звуков, как [s], [ʃ], [f], является наиболее подхо­дящей для формирования турбулентного шума. В фонетике турбу­лентный шум, который создается в надгортанных полостях, обыч­но называют фрикативным (от лат. fricare — тереть), поэтому ще­левые согласные, образованные при возникновении турбулентно­го шума, называют фрикативными. Фрикативный шум образуется также и при произнесении частично или полностью оглушенных аппроксимантов, как, например, в словах frее, twin, slow. Турбу­лентный источник, однако, может возникнуть и в гортани во вре­мя прохождения потока воздуха через суженную голосовую щель, как при образовании звука [h]. Шум такого происхождения назы­вается аспиративным.

Звуковым импульсом или взрывом называют скачкообразное изменение давления воздуха. Для его образования в речевом тракте необходимо создать значительное избыточное давление. Это дос­тигается при полном смыкании артикуляторов, блокирующих вы­ход воздушной струи наружу. При резком размыкании артикуляторов воздушная струя выходит из полости рта с шумом, напоминающим легкий взрыв, поэтому они и называются взрывными. В речи очень часто за взрывом может следовать турбулентный шум фрикативно­го или аспиративного типа, вследствие чего образуются аффрика­ты или аспирированные взрывные согласные.

В английском, как и в русском, языке некоторые звуки обра­зуются при участии лишь одного источника. В формировании других звуков может участвовать несколько источ­ников одновременно, как при образовании звонких фрикативных согласных [v], [ð], [z], [ʒ], когда голосовой источник сочетается с турбулентным, или последовательно, как при образовании глухой аффрикаты [ʧ], когда импульсный шум сменяется турбулентным. Возможную сочетаемость источников звука можно наглядно пред­ставить в виде табл. 14.

Вывод: звуковые явления в речи изучаются с разными целями, например для составления сравнительных описаний зву­ков разных языков мира, или для преподавания иностранным языкам. Сведения о звуковой стороне языка крайне необходимы при со­здании компьютерных программ, обеспечивающих синтез и рас­познавание речевых сигналов. Для этого фонетисты выяснили как образу­ются звуки речи и как их можно описать, что трудно сделать без знания, хотя бы в общих чертах, строения речевого тракта, в ко­тором они образуются. Отмечается, что в организме человека нет отдельных органов, предназначенных исключительно для звукопроизводства. Все они, будучи органами речи, выполняют так­же какую-либо физиологическую роль. Для исследования работы органов речи при произнесении зву­ков в артикуляционной фонетике применялись различные инст­рументальные средства. В 1930 — 50-х гг. наиболее доступным и распространенным мето­дом исследования была обычная фотография, сейчас же современные методы исследования артикуляции сочетают воз­можности электротехнической аппаратуры и компьютерной техники.

Глава 2. Английские согласные.

2.1. Принципы классификации.

Как уже было отмечено, образование любого согласного звука связано с созданием преграды в определенном месте речевого трак­та, начиная с губ и кончая голосовой щелью. Поэтому при описании согласных звуков английского языка необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. В какой именно части речевого тракта образована преграда? -
    т.е. описать место артикуляции и определить, между какими орга­нами она формируется.

  2. Каков способ образования этой преграды? — т.е. определить
    тип преграды и способ образования шума.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Формирование произносительных навыков у учащихся на английском языке

    Курсовая работа >> Педагогика
    ... , аналогов которым в родном языке нет: согласные [θ], [η], [], [w], [v], [h]; гласные [ə:], ... , дифференциация английских и русских звуков, отработка артикуляционных движений, ... создание новой артикуляционной базы учащихся. ... следует различать фонетические ...
  2. Стилистика. Современный английский язык

    Книга >> Иностранный язык
    ... лингвистической базы. Эта база должна ... всегда употребляется с прилагательным. Различают экспрессивность образную и увеличительную. ... эти согласные создают жесткий артикуляционный рисунок. ... - В сб.: Вопросы теории английского и русского языков. - Вологда. 1973. ...
  3. Развитие речевой моторики у детей шестого года жизни средствами артикуляционной гимнастики

    Курсовая работа >> Педагогика
    ... различать их, владеть артикуляционным ... образом, артикуляционная база в онтогенезе ... согласно отбиваемому рукой такту. Принципом отбора артикуляционных ... 336 с. Матусевич, М.И. Современный русский язык. Фонетика [Текст]: ... звук, напоминающий английский звук "д". ...
  4. Программа социологического исследования на тему Субкультура молодежи

    Реферат >> Социология
    ... типичные для английской орфографии сочетания гласных и согласных звуков – ... адаптации, что обусловлено различиями в артикуляционной базе и фонологической структуре взаимодействующих ... 7.Крысин Л.П. Иноязычные слова в современном русском языке. Москва, - 261 с. ...
  5. Концепт семья и средства его реализации в русском и английском языках

    Реферат >> Иностранный язык
    ... взаимоотношениях с обществом. Согласно одному взгляду, язык ... особенности строения артикуляционного аппарата носителей языка ... сформировавшееся на базе понятийно-ценностного ... показало и различие в семантике лексических единиц русского и английского языков со ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0035948753356934