Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономика->Курсовая работа
Идея предприятия состоит в реализации цветов, цветочных композиций и предоставлении услуг по оформлению помещений. В Санкт- Петербурге существует множ...полностью>>
Экономика->Реферат
Актуальность выбранной темы определяется тем, что договор франчайзинга – наиболее перспективный и эффективный способ ведения бизнеса, по сравнению со ...полностью>>
Экономика->Реферат
В экономической теории нет фиксированного определения понятия «экономический потенциал». При этом он играет особую роль в системе организации национал...полностью>>
Экономика->Контрольная работа
2. Теории международного движения капитала 2.1. Неоклассическая теория 2.2. Неокейнсианская теория 2.3. Марксистская теория и ее эволюция 2.4. Совреме...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Экономика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Таким образом, данный город выступает, прежде всего, как фокус торговой экономической активности, который формирует на равнине систему концентрических зон с разными вариантами землепользования, каждая из выращиваемых культур вписывается в соответствующее кольцо, характеристики которого зависят от соотношения следующих показателей рассматриваемых технологий производства: равновесных цен продукции в городе-рынке, удельных внетранспортных издержек производства, удельных транспортных издержек, урожайности соответствующей культуры с единицы площади. В итоге получается конкретная экономическая структура зоны влияния города.

Фон Тюнен на основе своих практических наблюдений произвел замеры этих показателей для всех реально используемых в первой половине XIX века в его местности технологий, определил затем оптимальную структуру землепользования вокруг города Ростока, полученную как результат расчетов по данной теоретической модели.

  1. – внутренний пояс. Соответствует овощным огородным культурам и весьма интенсивному молочному производству. В эту эпоху не существовало эффективных методов консервирования, что в силу зависимости от быстроты доставки приводило к резкому падению прибыли при удалении от города.

  2. – второй пояс. Соответствует лесоводству. Это легко объяснимо широким употреблением древесины в строительстве той эпохи, а также высокими издержками перемещения этой столь тяжелой продукции.

3–4–5 – эти кольца заняты зерновыми культурами, иерархически упорядоченным по технологиям: 3 – особенно интенсивные технологии; 4 – культуры с луговым севооборотом; 5 – экстенсивные культуры с трехпольным севооборотом.

6 – последний пояс. Предназначен для экстенсивного пастбищного животноводства.

Важно подчеркнуть, что все эти рекомендации являются результатом систематического рассмотрения фон Тюненом реального эмпирического материала. Однако способ работы с этим материалом был определен несколько абстрактной теоретической моделью, поэтому они не могут претендовать на полное соответствие конкретным экономическим условиям хозяйствования. Далее мы подробно рассмотрим огромное теоретическое значение подхода фон Тюнена. Предварительно следует отметить весьма высокую степень соответствия итоговой схемы землепользования фон Тюнена результатам обобщений реальных схем землепользования в чисто эмпирических работах Стюарта, проведенных более чем за полвека до исследований фон Тюнена.

5.2 Возможные обобщения и концептуальное значение модели фон Тюнена

Для повышения реалистичности данной модели необходимо последовательно ослабить жесткость исходных гипотез. Прежде всего, можно учесть реальную неоднородность местности. Так, например, если через город протекает судоходная река, это облегчает доставку грузов с участков, расположенных вблизи реки, соответственно уменьшая транспортные издержки. Аналогичную роль играет железная дорога или транспортная магистраль, проходящая через город. Если на равнине протекает река, отделяющая город от существенной части территории, то это затрудняет транспортную доступность соответствующих участков и повышает издержки. Здесь мы сталкиваемся с проблемой «экономического расстояния». В простейшей модели мы принимали транспортные издержки, представляющие расстояние как экономическую категорию, пропорциональными геометрическому расстоянию. Поэтому такая пропорциональность показателей позволяла пользоваться геометрической моделью с обычной евклидовой метрикой как адекватной моделью системы «экономических расстояний».

Отказ от упрощающей исходной гипотезы заставляет нас перейти к непосредственному замеру показателя транспортных издержек. Это обеспечивает соответствие с реальными условиями доставки продукции и позволяет учесть особенности реально существующей транспортной сети, в том числе связанные с рельефом местности. Также для повышения реалистичности модели необходимо учесть неоднородность в условиях хозяйствования на рассматриваемой территории; необходимо принять в рассмотрение более мелкие города и поселки, которые представляют собой дополнительные рынки сбыта и т.д.

В итоге можно получить модель вполне реалистичную, но дающую геометрически гораздо более сложную картину зон хозяйственной специализации территории. Однако в основе такой модели по-прежнему лежит центральная идея фон Тюнена об экономической структуризации пространства в зависимости от условий сообщения с городами-рынками. Здесь мы видим пример противопоставления имитационных и теоретических моделей. В рамках вводного курса основное внимание мы уделяем теоретическим моделям.

Главное достижение подхода фон Тюнена – явное введение в экономическую теорию понятия пространства. Он учитывает пространственно-экономические особенности территории, рассматривая показатель транспортных издержек. Исходя из стандартной гипотезы о поведении хозяйствующего субъекта, ориентированного на максимизацию прибыли, фон Тюнен выявляет экономическую структуру территории, определяя натуральные и стоимостные характеристики каждой фермы. Он выстраивает упорядоченность типов технологий в соответствии с иерархией удельной земельной ренты как функции расстояния. Прибыль, соответствующая оптимальной ориентации, может рассматриваться как рентный доход, связанный с фактором землепользования, определяющий относительную ценность участка.

В итоге модель фон Тюнена определяет цену земли, завершая описание экономического пространства. Это первая в пространственной экономике модель цены земли, представляющая класс моделей, в которых основным фактором является экономическое расстояние. Важной особенностью модели является рассмотрение экономического пространства как некоторой области, это, по существу, первый пример модели непрерывного типа, принципиально более сложного, чем дискретные модели типа «графа». Итак, фон Тюнен вводит в теорию концепцию полюса экономической активности и концепцию его зоны влияния, формулирует проблему выявления ее экономической структуры, что позволяет ему перейти к концепции непрерывного экономического пространства, структура которого формируется под влиянием фактора местоположения. Следует отметить, что при изменении транспортных издержек меняется схема зонирования, таким образом, речь идет не о простом геометрическом, но об экономическом факторе местоположения.

Подобные непрерывные модели крайне важны для описания пространства крупного города, в котором деловой центр играет роль основного фокуса экономической активности, во многом аналогичный роли города-центра в модели фон Тюнена. Вместо участков могут рассматриваться отдельные здания. Возникает интересная теоретическая проблема оптимальных схем землепользования на территории города, для решений которой оказывается весьма плодотворным подход фон Тюнена.

6. Иерархия городов: теория центральных мест

6.1 Зоны влияния, иерархия и система городов

6.1.1 Роль концепции зоны влияния в экономике города

Определяющую роль в экономической судьбе города играют его связи с национальной экономикой. Активность города в качестве поставщика или рынка сбыта как конечной продукции, так и факторов производства характеризуется его зонами преимущественного влияния. При формировании этих зон весьма важную роль играет фактор экономического расстояния, изучение которого сформировало классический подход пространственного анализа. Описание реальных границ обслуживаемых городом зон позволяет уточнить «весомость» города и, тем самым, выявить его конкурентные позиции, что создает основу для прогнозирования перспектив его экономического развития.

Для предварительного выявления зон влияния нередко используется классическая гравитационная модель. Этот подход, в частности, был использован в рамках широкомасштабного исследования системы городов Франции в 50-е годы XX века.

В последние десятилетия произошли значительные изменения как доступности, так и производственных структур, которые стимулировали переход к новым вариантам распределения деятельности между городами – менее иерархизированным и более диверсифицированным. Это поставило под сомнение возможность непосредственного применения классического концептуального подхода и стимулировало разработку новых подходов, связанных с такими концепциями, как сети городов, метрополизация и глобализация. Резко усиливаются связи между крупнейшими городами, особенно значимым фактором является переход развитых стран к более открытому типу экономики, который выдвинул на первый план международные связи мегаполисов, что ослабило их связи с их ближайшим окружением.

Интернационализация и технологический прогресс грузового автомобильного транспорта привели к значительному расширению рынка и к резкому ослаблению роли фактора близости размещения товаров, в том числе таких, которые ранее относились к группе скоропортящихся. Столь значительная переориентация крупнейших городов на внешние экономические связи не отменяет полностью значимость местной региональной базы, однако в целом усложняется само понятие зоны влияния города. Фактически, при изучении мегаполисов сложилась концепция многоплановых зон влияния, соответствующих разным территориальным уровням и разным видам влияния: город как центр производства связан со своими рынками сбыта по каждому виду товаров и услуг; город как центр управления производством, разместивший на своей территории головные конторы многих фирм, контролирует производство многих других городов, входящих в этот слой его зон влияния и т.д.

6.1.2 Транспортная иерархическая модель Коля

Иерархические модели территории вошли в арсенал пространственного анализа в середине XIX века в рамках немецкой школы. Так, весьма характерна модель, предложенная в 1880 году Колем, в основе которой лежит реальная иерархическая система транспортных магистралей некоторой страны: 1. Дороги общенационального значения, связывающие важнейшие региональные центры со столицей. 2. Дороги областного значения, обеспечивающие, в частности, связь этих центров со средними городами соответствующего региона. 3. Дороги районного значения, связывающие средние города с малыми и т.д. Коль акцентирует внимание на преобладании в этой системе дорог иерархической формы и предлагает в качестве модели абстрактную строго иерархическую древовидную систему дорог.

«Дерево» – это такой граф, вершины которого иерархически упорядочены: одна вершина высшего уровня связана с несколькими верши

нами второго уровня, каждая из которых в свою очередь связана ребрами с несколькими вершинами третьего уровня и т.д. Возможен обратный вариант восходящей иерархии, когда главная вершина соответствует нижнему уровню и изображается снизу, вершины второго уровня изображаются выше главной и т.д. Именно этому варианту соответствует чертеж, имеющий характерную форму дерева, откуда и происходит название этого типа графа. Предварительное рассмотрение моделей типа «граф» мы привели выше.

Разумеется, реальная система дорог не обладает строго древовидной структурой. Существуют дороги, связывающие некоторые региональные центры, аналогично внутри региона существуют отдельные дороги, связывающие средние города, иногда даже средние города двух соседних регионов и т.д. Однако в XIX веке преобладающая часть дорог соответствовала древовидной схеме. В XX веке автомобилизация усилила на высших уровнях роль сетевых структур в системе дорог, тем не менее и сейчас сохраняют свое значение древовидные фрагменты общей системы путей сообщения.

Таким образом, в модели Коля города рассматриваются прежде всего как транспортные узлы системы дорог. Соответственно иерархия этих дорог определяет иерархию городов. В этой модели уже появляются полюса экономической активности, однако в качестве доминирующей функции городов рассматривается функция транспортного обслуживания. Данная модель отражает лишь один из аспектов экономического пространства, тем не менее это один из важнейших аспектов, так как вместе с системой экономических полюсов транспортная сеть определяет структуру этого пространства. В частности, в рамках концепции мегаполиса как мини-системы городов подобный подход может быть распространен на урбанизированную территорию современной городской агломерации. В современном пространственном анализе эта структурообразующая роль транспорта рассматривается как общепризнанный постулат теории.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Экономика города (1)

    Лекция >> Экономика
    ... функции современных городов. Развитие отраслей третичного и четвертичного секторов экономики в современных городах Размещение различных видов ... администрации городов, районов города. В современной экономической жизни возрастает роль крупнейших городов, но ...
  2. Тенденции сферы услуг и урбанизации

    Курсовая работа >> Социология
    ... в русле общей закономерности нарастания экономической важности ... отраслей третичного сектора в особый четвертичный сектор Бурное развитие ... размещении предприятий этого сектора. Усиливается привлекательность для этих предприятий территории крупнейших городов ...
  3. География 6-9 классы

    Шпаргалка >> География
    ... России. Обеспеченность, закономерности размещения, проблемы рационального использования ... в первичный сектор экономики (горнодобывающая ... (сфера услуг). Четвертичный (управление и информационные ... территории России. Крупнейшие города и городские агломерации ...
  4. Экономическая география Шпаргалки Бурханова

    Шпаргалка >> География
    ... это наука о закономерностях воспроизводства населения, его ... населения и хозяйства в крупных городах, заселением вновь освоенных ... . Под четвертичным сектором понимается информационный сектор экономики, ... . Условиями размещения современного машиностроения ...
  5. Ответы на билеты по географии

    Шпаргалка >> География
    ... изучать закономерности пространственного размещения и ... Российского сектора Арктики ... выравнивание. В неоген-четвертичное время древние складчатые структуры ... размещения — потребительский, они сосредоточены в основном в густонаселенных районах, в крупных городах ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019180774688721