Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экономика->Курсовая работа
Идея предприятия состоит в реализации цветов, цветочных композиций и предоставлении услуг по оформлению помещений. В Санкт- Петербурге существует множ...полностью>>
Экономика->Реферат
Актуальность выбранной темы определяется тем, что договор франчайзинга – наиболее перспективный и эффективный способ ведения бизнеса, по сравнению со ...полностью>>
Экономика->Реферат
В экономической теории нет фиксированного определения понятия «экономический потенциал». При этом он играет особую роль в системе организации национал...полностью>>
Экономика->Контрольная работа
2. Теории международного движения капитала 2.1. Неоклассическая теория 2.2. Неокейнсианская теория 2.3. Марксистская теория и ее эволюция 2.4. Совреме...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Экономика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

4.2 Проблема выбора экономических показателей, обеспечивающих повышение точности модели

Экономическая масса города

Как мы уже отмечали выше, экономическое значение города можно описывать различными показателями с учетом изучаемой ситуации. Для описания «экономической массы» города-поставщика можно взять показатель численности активного населения или объема продукции, производимой в городе. Для описания «экономической массы» города-рынка удобно взять, например, показатель совокупного дохода населения этого города, что более точно характеризует его торговую привлекательность, чем простой показатель численности населения. По-видимому, еще более точным будет использование показателя суммы денежных средств на счетах жителей города.

В некоторых случаях удобно воспользоваться показателем числа занятых в сфере услуг. В частности, переход к этому показателю от обычного показателя численности населения в указанном исследовании Жиро позволил повысить значение коэффициента корреляции между расчетными и фактическими данными от 0,67 до 0,83 для потоков продуктов питания. Для всей рассматриваемой группы товаров, где коэффициент корреляции уже был на весьма высоком уровне, было получено лишь небольшое дополнительное улучшение с 0,95 до 0,97.

Экономическое расстояние между городами

Уже в исходных исследованиях Рейли и Конверса произошел переход от чисто геометрического показателя расстояния к показателю расстояния, измеренного по транспортной сети. Дальнейшее повышение точности модели может быть получено за счет учета затрат, связанных с транспортировкой товаров, т.е. при замене Rjk на некоторое Cjk. Это было сделано, например, в одном из исследований по 500 городам США. В некоторых случаях удобно заменить показатель «расстояние» на показатель «время проезда», что особенно важно при исследовании пассажиропотоков.

4.3 Проблемы применимости классической гравитационной модели

В основе классической модели лежит часто неформулируемая в явном виде предпосылка о том, что между любыми двумя городами-полюсами пространство предполагается совершенно однородным: во взаимодействие этих двух городов не вмешивается воздействие никакого города-спутника, никакого промежуточного центра-посредника. При этом не учитываются существующие границы между государствами, т.е. дополнительные трудности, связанные с таможней. Показатель степени для «расстояния» меняется и со сменой продаваемых продуктов, и в зависимости от дохода обслуживаемой клиентуры. В приложениях нередко принимается допущение о постоянстве констант b и q на протяжении длительных периодов времени. Естественно, в процессе перехода от одного уклада к другому эти значения могут претерпеть существенные изменения.

Таким образом, сфера применимости гравитационной модели весьма ограничена. Однако большинство исследователей признают целесообразность использования этой техники в качестве предварительного этапа исследования в сочетании с другими, более тонкими методами; например, при выяснении зон влияния в рамках изучения каркаса городов.

Данный подход не может быть использован для оценки объема «самопотребления», т.е. потребления на территории внутри города его собственной продукции в рамках упрощенной модели, в которой расстояние от города до самого себя равно нулю. Это изымает из сферы применимости гравитационной модели весьма значимую группу прикладных маркетинговых исследований, для которых гораздо важнее разделить клиентуру города между двумя конкурирующими зонами на его территории, чем разделить между ними клиентуру поселков сельской местности.

Таким образом, данная модель в основном предназначена для определения зон влияния городов как поставщиков товаров и услуг на окружающую их сельскую местность и прочие города страны. Однако сложилась практика излишнего доверия к математическим методам, в том числе в применении к пространственному экономическому анализу. В результате гравитационная модель Рейли, применимость которой в основном ограничивается сферами торговли и пассажирского сообщения, многими энтузиастами стала рассматриваться как всеобщая закономерность для объяснения динамики городов и управления их экономической жизнью.

Данный тип моделей ориентирован на описание интенсивности связи между городами, поэтому он может использоваться как инструмент теоретического описания систем городов. Однако такое описание весьма абстрактно и сфера его практического применения весьма ограничена. Тем не менее, такие модели, не претендуя на точное количественное соответствие реальным потокам, через которые реализуется взаимосвязь городов, дают все же существенную конкретизацию исходного понятия системы городов. Они в явном виде учитывают полюса активности и проблемы осуществления взаимодействий. Данные модели могут учесть и функциональную специализацию отдельных подсистем городов за счет соответствующим образом ориентированного набора показателей.

5. Локализация различных видов экономической деятельности в зоне влияния города

Одним из важнейших понятий систем городов является понятие зоны влияния города. Первой попыткой детального теоретического исследования зоны влияния города являются работы выдающегося прусского ученого фон Тюнена, основателя немецкой школы пространственного экономического анализа. По существу, фон Тюнен первый ввел в теорию концепцию экономического пространства, он подробно рассмотрел функционирование каждого участка территории с учетом его взаимосвязи с ближайшим городом. Таким образом, в этой модели город выступает как «фокус» экономического влияния, определяющий хозяйственную структуру окружающего пространства.

5.1 Описание исходной модели фон Тюнена

В теоретической модели фон Тюнена рассматривается некоторая абстрактная, однородная, непрерывная, изолированная от внешнего мира равнина, на которой расположен единственный город. Основная деятельность на равнине – различные виды сельскохозяйственного производства, основная деятельность города – производство товаров, необходимых для жителей равнины, и торговля; город является единственным рынком сбыта сельскохозяйственной продукции для окружающей местности. Система многочисленных путей сообщения, связывающих город с этой равниной, предполагается изотропной, т.е. все дороги, выходящие из города, устроены одинаково, равнозначно, отсутствуют предпочтительные или, напротив, неблагоприятные для передвижения направления.

Фон Тюнен пытается выявить оптимальный выбор производственной специализации для каждого участка равнины. В рамках упрощенной модели предполагается, что город представлен на этой равнине некой точкой, т.е. лишен протяженности. Рассматривается некоторый фиксированный список технологий, каждый элемент которого i характеризуется в двух аспектах: производимая продукция и тип интенсивности производства. Предполагается, что все участки земли могут использоваться по решению владельца для любого вида производства, по любой технологии. При этом в силу предполагаемой однородности природных условий экономические условия процесса производства при одинаковых вариантах технологии одинаковы для любых участков, т.е. объем продукции, получаемой на единицу площади, и удельные издержки производства одинаковы. Единственное отличие одного участка от другого сводится к различию в их положении на рассматриваемой территории.

Если поместить начало координат в особую точку равнины, то положение любой другой точки относительно начала координат можно охарактеризовать двумя показателями: расстоянием до города и угловым направлением луча, идущего из города в сторону данной точки. Поскольку все такие направления по исходной гипотезе равноправны, единственной экономически значимой характеристикой точки является расстояние до города, которое определяет уровень транспортных издержек, как особой компоненты суммарных издержек. Предполагается, что решение о выборе технологии i основано на единственном критерии прибыльности производства. Прибыль определяется как превышение валового дохода над суммарными издержками производства, где Q( – объем полученной продукции при условии использования технологии i, Р, – равновесная цена за единицу такой продукции, сложившаяся на рынке сбыта в данном городе, Т. – совокупный объем транспортных издержек, связанных с производством объема Qj данной продукции и с доставкой ее в город для продажи. Таким образом, фон Тюнен демонстрирует роль фактора расстояния от участка земли до ближайшего городского рынка сбыта, задающего размещение сельскохозяйственных культур и структуризацию сельскохозяйственных пространств в теоретических рамках экономики обмена.

В рамках упрощенного подхода фон Тюнен отказывается от рассмотрения эффектов, связанных с масштабом производства, поэтому, не нарушая общих свойств модели, можно считать, что все участки имеют одинаковую площадь. Можно далее принять, что единица измерения площади в точности соответствует величине стандартного участка. Мы принимаем величину Qj, измеренную в соответствующих натуральных единицах, численно равной урожайности той или иной культуры в расчете на такую единицу площади.

Фон Тюнен начинает с рассмотрения некоторой единственной культуры, например ржи, и единственной технологии ее производства. Внетранспортные издержки производства одинаковы для всех стандартных участков, вся продукция направляется для сбыта в город-рынок, в котором проживают все потенциальные потребители, возможное потребление этой продукции в самом хозяйстве заранее вычитается из объема производства, таким образом, Qs – объем полученной товарной продукции. Транспортные издержки участка зависят от его расстояния d до города: T. Прибыль, полученная на данном участке, также является функцией величины d:

B, = Р, Q, – С. – T

Следует отметить, что теоретические построения Тюнена были основаны на его богатом личном опыте управления сельскохозяйственным производством в его собственном поместье Теллов, расположенном недалеко от ближайшего города-рынка Росток. Он прекрасно сознавал нереалистичность предлагаемой им упрощенной модели, однако справедливо полагал, что такая модель весьма удобна для выявления общих закономерностей в пространственной экономике, но не предназначена для непосредственного использования в прикладных исследованиях, ориентированных на разработку практических рекомендаций.

По наблюдениям фон Тюнена, функция транспортных издержек Tj растет несколько более чем пропорционально с ростом расстояния. Однако, не искажая основной смысл данной модели, можно принять упрощающую гипотезу о прямой пропорциональной зависимости этих двух величин Т. = tjd. Получаем следующее линейное уравнение для прибыли с единицы площади:

Bs = Pj Q, – С, – = Aj

где Aj – соответствует компонентам формулы прибыли, не зависящим от d. На графике, построенном для полуоси d > 0, этому уравнению соответствует наклоненная вниз полупрямая, начинающаяся на высоте Д при d = 0. Если Aj? 0, то данная технология i не может обеспечить положительной прибыли ни для одного участка равнины и, соответственно, она нигде не будет выбрана. Если же As > 0, то на равнине определяется круг, в пределах которого i-ая технология рентабельна, т.е. дает превышение доходов над расходами. Граница круга проходит на некотором критическом «торговом расстоянии» d* от города-рынка. Таким образом, для данного простейшего случая зона обслуживания городом сельскохозяйственных ферм на окружающей его равнине сводится к этому кругу, за пределами которого влияние города прекращается.

Далее фон Тюнен рассматривает вариант аналогичной линейной модели с одной культурой, но двумя технологиями ее выращивания для различных вариантов технологий i в модели фон Тюнена.

Более интенсивная технология, естественно, обеспечивает более высокий уровень урожайности при более высоких затратах. При этом оказывается, что вблизи города уровень прибыли выше для более интенсивной технологии 1, которая, таким образом, «вытесняет» в пределах некоторого круга с радиусом d, вторую технологию. Однако крутизна наклона графика функции прибыли для первой технологии выше. Поэтому при некотором соотношении между двумя вариантами издержек возможен вариант, когда за пределами первого круга вторая технология оказывается более рентабельной. В противном случае экстенсивная технология вообще выпадает из рассмотрения, и мы оказываемся в ситуации, описанной первой простейшей моделью.

Таким образом, для второй модели мы получаем интересный вариант двух зон землепользования, из которых внешняя является кольцом, ограниченным окружностями с радиусами d{ и d2* соответственно, на котором в ситуации экономического равновесия остается лишь экстенсивная технология. Внутренняя зона является вырожденным случаем кольца, внутренней границей которого является точка, соответствующая городу-рынку, а внешняя граница отделяет ее от второй зоны, она является окружностью с радиусом dr Во внутренней зоне в равновесной ситуации остается лишь интенсивная технология.

В итоге кривая, описывающая изменения удельной прибыли по мере удаления участка от города, с ростом d оказывается ломаной линией, состоящей из двух звеньев, общей точкой которых является точка пересечения двух графиков: Bt и B2. В промежутке от 0 до dt кривая прибыли совпадает с графиком Bt, в промежутке от d( до d2* кривая совпадает с графиком B2. После d* кривая прибыли опускается ниже нулевой отметки, что свидетельствует о нерентабельности выращивания данной культуры при любом из двух вариантов технологий, соответственно в ситуации равновесия эта культура выращиваться не будет. Таким образом, в данном случае влияние города обрывается за пределами круга радиуса d*.

Совершенно аналогично строится рассуждение для случая многих культур или видов животноводства. Если мы последовательно нанесем на график все полупрямые вида B^d), то мы сможем выявить максимально отдаленную от города границу его влияния для некоторой наименее интенсивной технологии i = m, т.е. dm* = D.

При этом графики для некоторых вариантов технологий, могут во всем своем диапазоне неотрицательных значений оказаться ниже остальных, в этом случае технология j в ситуации равновесия не наблюдается.

Подобно случаю двух технологий итоговая кривая, описывающая изменения удельной прибыли с ростом d, вновь окажется «огибающей» ломаной линией, состоящей из многих звеньев, точками соединения которых будут являться точки пересечения графиков типа Bk, которые соответствуют возрастающему ряду значений d, d2,…, dk dm*. В каждом из промежутков от dk_, до dk кривая прибыли совпадает с графиком Bk. После dm* кривая прибыли опускается ниже нулевой отметки, что теперь свидетельствует о нерентабельности всех видов сельскохозяйственной деятельности, влияние города обрывается за пределами круга радиуса dm*.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Экономика города (1)

    Лекция >> Экономика
    ... функции современных городов. Развитие отраслей третичного и четвертичного секторов экономики в современных городах Размещение различных видов ... администрации городов, районов города. В современной экономической жизни возрастает роль крупнейших городов, но ...
  2. Тенденции сферы услуг и урбанизации

    Курсовая работа >> Социология
    ... в русле общей закономерности нарастания экономической важности ... отраслей третичного сектора в особый четвертичный сектор Бурное развитие ... размещении предприятий этого сектора. Усиливается привлекательность для этих предприятий территории крупнейших городов ...
  3. География 6-9 классы

    Шпаргалка >> География
    ... России. Обеспеченность, закономерности размещения, проблемы рационального использования ... в первичный сектор экономики (горнодобывающая ... (сфера услуг). Четвертичный (управление и информационные ... территории России. Крупнейшие города и городские агломерации ...
  4. Экономическая география Шпаргалки Бурханова

    Шпаргалка >> География
    ... это наука о закономерностях воспроизводства населения, его ... населения и хозяйства в крупных городах, заселением вновь освоенных ... . Под четвертичным сектором понимается информационный сектор экономики, ... . Условиями размещения современного машиностроения ...
  5. Ответы на билеты по географии

    Шпаргалка >> География
    ... изучать закономерности пространственного размещения и ... Российского сектора Арктики ... выравнивание. В неоген-четвертичное время древние складчатые структуры ... размещения — потребительский, они сосредоточены в основном в густонаселенных районах, в крупных городах ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019669532775879