Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Курсовая работа
Тяжелая социально – экономическая ситуация: распад семей, алкоголизм, наркомания, безработица, слабая социальная поддержка малообеспеченных семей со с...полностью>>
Психология->Курсовая работа
В настоящее время аутичные люди часто страдают от самого разнообразного спектра проблем: аллергии на пищу, депрессии, навязчивых состояний, гиперактив...полностью>>
Психология->Реферат
Психическое развитие - это закономерное изменение психических процессов, оно имеет сложную организацию во времени Развитие всех детей происходит нерав...полностью>>
Психология->Реферат
Синдром раннего детского аутизма был описан американским детским психиатром L Kanner в 1943 г Независимо от него близкий вариант синдрома описан в 194...полностью>>

Главная > Шпаргалка >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ПиП

Историко-аналитический учебный модуль

1. Определите предмет, задачи и основные парадигмы социальной психологии

Социальная психология – раздел психологической науки, который изучает (нау­ка), которая изучает закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленные факторами их включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.

К основным проблемам социальной психологии относятся психологические характеристики социальных групп, психология личности, закономерности общения и деятельность людей, взаимодействия больших (наций, групп) и малых социальных групп, межличностные отношения и развитие социальных установок.

Объектом исследовательского интереса соци­альной психологии выступают как небольшие по своей численности группы людей, так и такие общности, которые вклю­чают в себя значительное количество распределенных на боль­шой территории людей (нации, классы, партии, про­фессиональные союзы, крупные контингенты различных пред­приятий, фирм и т.п.

Задачами социальной психологии выступают:

1. Выявление или уточнение вместе с другими общественными науками: а) специфики и своеобразия феноменов, составляющих психологические сущность и содержание общественного сознания людей и психологии их больших и малых групп; б) соотношения между различными их компонентами; в) влияния последних на развитие социального бытия и социальных отношений.

2. Всестороннее осмысление и обобщение данных: 

а) об источниках и условиях возникновения, формирования, развития и функционирования социально-психологических явлений и процессов;

б) об их воздействии на поведение и поступки людей как представителей различных социальных общностей.

3. Исследование наиболее значимых особенностей и отличий социально-психологических явлений и процессов от других психологических и социальных феноменов в различных группах.

4. Выявление закономерностей возникновения, формирования, развития и функционирования социально-психологических явлений и процессов в обществе.

5. Социально-психологический анализ взаимодействия, межгрупповых и межличностных отношений, общения, восприятия и познания людьми друг друга, а также факторов, обусловливающих специфику и эффективность влияния этих базовых общественно-психологических феноменов на их совместную деятельность и поведение.

6. Всеобъемлющее изучение социально-психологических особенностей личности и своеобразия ее социализации в различных общественных условиях.

7. Осмысление специфики функционирования социально-пси­хологических явлений и процессов в малой группе и их влияния на возникновение конфликтов, формирование психологического климата и атмосферы в ней.

8. Обобщение имеющихся представлений о мотивационных, интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых, коммуникативно-пове­денческих и других характеристиках представителей различных наций и классов.

9. Выявление роли и значения религиозной психологии в жизни общества, ее социально-психологического содержания и форм функционирования, а также особенностей ее влияния на взаимодействие и общение как верующих, так и неверующих.

10. Всестороннее изучение психологического содержания политической жизни и политической деятельности людей и их групп, своеобразия трансформации сознания общества под воздействием политических процессов, развивающихся в нем.

11. Исследование разнообразных массовидных социально-психологических явлений и процессов, их значения в общественной жизни, а также выявление их влияния на поступки и поведение людей в обычных, экстремальных и других условиях.

12. Социально-психологическая интерпретация сущности, содержания, форм и методов межгруппового и межличностного влияния людей друг на друга.

13. Прогнозирование политических, национальных и других процессов в развитии государства (общества) на основе учета социально-психологических факторов и закономерностей их формирования и развития.

24. Дайте сравнительную характеристику теориям Ж. Пиаже и Л. Кольберга

С индивидуально-психологической точки зрения социализация является процессом развития собственного Я, уникальной личностной идентичности. В ходе этого процесса общество, в котором мы живем, становится частью нас с раннего возраста.

Ценности этого общества формируют наши идеалы и цели, направляют определенным образом наше поведение. Существует несколько теорий социализации, рассматривающих процесс формирования нашего Я посредством взаимодействия с другими людьми (Coser et al., 1987). Обратимся к этим теориям.

Рациональное Я Ж. Пиаже

Швейцарский психолог Ж. Пиаже исследовал способы, посредством которых дети воспринимают окружающую среду и реагируют на нее.

Его эксперименты показали наличие определенных стадий интеллектуального развития, каждая из которых характеризуется некоторыми ментальными "операциями", которые ребенок может выполнять на данной стадии.

  1. В течение первых двух лет своей жизни дети обладают сенсорно-моторным интеллектом, или знанием о физическом окружении. На этой стадии они заняты тем, что пытаются овладевать различными предметами — игрушками, чашками, ложками и т.д.

  2. В возрасте с двух до шести лет дети уже способны к образному мышлению и осуществлению интуитивных операций. Они заняты в основном манипуляциями с символами, особенно языковыми. Игры на этой стадии часто имеют характер фантазий, различных воображаемых ситуаций.

  3. В следующие пять-шесть лет дети (уже школьники) начинают мыслить логически и соотносить свое поведение с другими людьми. Пиаже назвал этот период стадией конкретных операций.

  4. Дети в возрасте от 12 до 15 лет вместо того, чтобы без сомнения соглашаться с взглядами других людей, формируют свое собственное мнение по ряду вопросов, у них развивается логическое мышление. Проявляются также способности к абстрактному мышлению, не связанному с какими-либо физическими объектами и реальными событиями. Это стадия формальных операций (Piaget and Inhelder, 1969).

Таким образом, в соответствии с работами Пиаже, когнитивные способности ребенка развиваются по мере прохождения им ряда стадий, каждой из которых свойственно овладение новыми навыками в познании окружающего мира.

Моральное Я Л. Кольберга

Современный американский психолог Л. Колберг разработал теорию, в которой заметно сильное влияние концепции Пиаже, полагавшего, что понятия людей о добре и зле также развиваются по определенным стадиям.

Как обнаружил Пиаже, детское представление о морали изменяется от первоначальной веры в то, что нравственные правила являются абсолютными, до зрелого понимания того, что они представляют собой результат взаимного согласия и договоренности.

Исследования Колберга, проведенные в США, Великобритании, Мексике, Турции и на Тайване, позволили ему заключить, что детей учат в основном одним и тем же моральным ценностям в каждой культуре мира.

Он обнаружил, что различные общества могут придерживаться различных убеждений относительно того, что является плохим (например, есть свинину, курить опиум), но везде имеются одни и те же основательные моральные принципы сопереживания, заботы о других и справедливости — равенства и взаимности. В соответствии с данными Колберга, люди различаются по своим моральным суждениям, потому что они находятся на различных стадиях зрелости.

В то время как Пиаже определил три главных уровня морального развития — доморальный, гетерономный и автономный,

Колберг выделил шесть стадий моральных суждений, соответствующих данным трем уровням (Kohlberg, 1967).

Каждый уровень представляет собой более сложный способ решения моральных дилемм.

Дети проходят через данные уровни по мере своего взросления.

Это не означает, что каждый человек обязательно пройдет все уровни развития. Моральное развитие того или иного человека может закончиться по достижении им какого-либо уровня.

  1. На первой стадии ребенок подчиняется взрослому с тем, чтобы избежать наказания, и почтительно относится к власти над ним.

  2. Вторая стадия характеризуется "наивно эгоистической ориентацией". Ребенок предпринимает правильные действия, направленные на удовлетворение собственных потребностей и изредка потребностей других людей. При этом он ориентирован на взаимность во взаимоотношениях с другими, старается заслужить их поощрение.

Первые стадии, по Колбергу, соответствуют доконвенциональному уровню морали.

Следующие две стадии развития составляют вместе конвенциональный уровень морали.

На третьей стадии ребенок стремится к одобрению своих действий, он хочет нравиться другим и помогать им. Для его поведения характерно соответствие требованиям большинства людей.

На четвертой стадии формируется ориентация на власть и социальный порядок. Человек стремится "выполнять свои обязанности" и демонстрирует уважение к авторитетам и установленному социальному порядку ради своего собственного блага.

Обращает внимание на ожидания к нему со стороны других людей. Люди в большинстве случаев достигают этого уровня морального развития, как считает Колберг.

Постконвенциональный уровень

Пятая стадия "контрактной законной ориентации".

Для данной стадии характерно признание условности правил или ожиданий ради достижения согласия. Обязанности человека определяются на основе контракта, предусматривающего воздерживание от насилия над волей или правилами других людей.

Шестая стадия подразумевает главную ориентацию — на совесть. Такая ориентация предписывает не просто выполнение определенных социальных правил, но принципы выбора, включающие обращение к логической универсальности и постоянству. В данном случае совесть является направляющей силой поведения человека, способствующей взаимному уважению и доверию в его отношениях с другими.

Люди, достигающие этого, постконвенционального, уровня, признают возможность наличия конфликтующих ценностей и пытаются сделать рациональный выбор между ними.

Как считает Колберг, на этом уровне человек становится философом — моралистом, осуществляющим выбор между легитимными альтернативами на основе "золотого правила" — наибольшее добро для наибольшего числа людей. При этом может быть даже оправдано нарушение закона, если этот закон в каком-то конкретном случае оказывается несправедливым относительно "высшего принципа" (Kohlberg, 1969).

Теория морального развития Колберга подвергается критике за то, что она не показывает связь между моральным суждением и моральным действием.

Так, исполнитель какого-либо аморального приказа своего руководителя вполне может знать об его аморальности и тем не менее повиноваться ему из-за боязни наказания.

Понимание того, что есть добро, совсем не обязательно удерживает людей от поступков, которые они сами рассматривают как зло.

Практика жизни, к сожалению, в течение тысячелетий показывает и иную, чем у Колберга, картину соотношения знаний человека и его поведения. Тем не менее, теория Колберга, несомненно, представляет собой ценный вклад в понимание морального развития личности.

  • социализация — процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его знания, нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями.

  • При этом старшее поколение передает младшим свои знания, формирует у них умения, необходимые для самостоятельной жизни. Так одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль.

  • Итак, движение истории невозможно без активной передачи новым поколениям достижений человеческой культуры, без воспитания" (Леонтьев, 1981. С. 422—423).

  • Социализация является "интерактивным" процессом, поскольку подразумевает прежде всего взаимодействие представителей старших и младших поколений — как непосредственное в виде контактов "лицом к лицу", так и опосредствованное массовыми коммуникациями.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Социальная психология - электронная хрестоматия

    Книга >> Психология
    ... Рикера, П. Штомпки) социальных психологов и социологов. СОДЕРЖАНИЕ I ГЛАВА. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ………………………………………………..……………..…...4 1.1. Gergen, ... ……………………..….…...148 I ГЛАВА. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 1.1. Gergen, K. ...
  2. Социальная психология (3)

    Учебное пособие >> Психология
    ... I. Теория и практика социальной психологии Тема 1.1. Место социальной психологии в системе научного знания Пограничный характер социально-психологического знания. Взаимоотношения социальной психологии ...
  3. Социальная психология - Н.К.Радина

    Книга >> Психология
    ... . ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 1.1. Место социальной психологии в системе научного знания 1.2. Предмет и объект изучения социальной психологии, структура современной социальной психологии 1.3. История ...
  4. Проблемы взаимодействия теории и практики социальной работы

    Курсовая работа >> Социология
    ... является становление теории социальной работы в современное время, взаимодействие теории и практики социальной работы. Предметом социальной работы ... Фонд НАН, 2003. 420 с. 2 Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования ...
  5. Добро и зло в теории и практике социальной работы

    Реферат >> Социология
    ... в социальной работе отражает процесс становления и развития ее теории и практики. Список использованной литературы Аргайл М. Психология ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0017209053039551