Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Главная > Курсовая работа >Экология
Природоохранная работа строится на основе разработанных и принятых Правительством области концепций:
природопользования и охраны окружающей природной среды Вологодской области на период до 2010 года;
совершенствования и развития минерально-сырьевой базы Вологодской области;
непрерывного экологического образования в Вологодской области.
Финансирование природоохранных мероприятий осуществлялось в соответствии с Ведомственной целевой программой "Экологическая безопасность и рациональное природопользование Вологодской области на 2009 - 2011 годы" и пообъектным распределением субсидий муниципальным районам области.
В 2009 году на строительство и реконструкцию объектов природоохранного назначения, воспроизводство минерально-сырьевой базы, контроль за состоянием окружающей среды, экологическое образование и информирование населения, предупреждение и ликвидацию последствий природных и техногенных катастроф, обустройство особо охраняемых природных территорий из областного бюджета направлено 30223,0 тыс. руб.
В 2009 г. завершены:
внедрение установки УФ-обеззараживания сточных вод на ОСК п.Федотово ОСК п.Федотово;
строительство полигонов ТБО в Лентьевском сельском поселении Устюженского района и в с. Тарногский городок;
капитальный ремонт ОСК с. Сямжа;
капитальный ремонт водосброса плотины на р. Чебсара в п. Чебсара Шекснинского района;
капитальный ремонт ледозащитной дамбы на р. Малая Северная Двина;
обустройство контейнерных площадок на территории Шекснинского района;
устройство полей запахивания для слива жидких бытовых отходов в Вашкинском районе;
строительство и обустройство родников и источников нецентрализованного водоснабжения в Вашкинском, Шекснинском, Великоустюгском районах;
реконструкция очистных сооружений МУ "Никольская ЦРБ" в г. Никольске.
Выполнены работы по разработке ПСД на строительство ОСК в с им. Бабушкина, реконструкцию ОСК в г. Вытегра, а также работы по разработке проекта на берегоукрепительные работы Рыбинского водохранилища в районе д. Вичелово-Костяевка.
В Вологодской области рынком экологических услуг в основном предоставлялись следующие услуги:
Экологический контроль за судоходством:
В целях предотвращения загрязнения внутренних водных путей при эксплуатации судов организован и ведется государственный экологический контроль за судоходством на Волго-Балте, в период навигации проводятся еженедельные проверки транзитных судов. В результате принимаемых мер с 2006 года отмечено общее снижение концентраций загрязняющих веществ. Качество воды Волго-Балта в последние годы стабильно относится к категории "чистая".
Использование и переработка отходов производства и потребления:
Вологодская область занимает 2 место в Северо-Западном федеральном округе по показателю использования и переработки отходов производства и потребления (70 %). В результате целенаправленной работы по созданию системы сбора и переработки вторичных ресурсов в области в 1,5 раза по сравнению с 2007 г. выросли объемы перерабатываемых отходов, в том числе резиносодержащих - в 1,1 раза, пластмассы и макулатуры - в 1,2 раза, оргтехники – в 3,5 раза.
Размещение твердых бытовых отходов:
В 2009 г. завершено строительство полигонов ТБО Лентьевского сельского поселения Устюженского района, Верховского сельского поселения Верховажского района, завершены работы реконструкция свалки ТБО с. Тарногский Городок в полигон. На 1 января 2010 года на территории области имеется 34 полигона ТБО.
Охрана недр:
За счет средств областного бюджета в 2009 году обустроено 7 родников.
Экологический мониторинг:
В Вологодской области в 1994 г. создана Единая областная система экологического мониторинга, преобазованная в 2002 году в Систему комплексного мониторинга окружающей среды на территории Вологодской области (СКМОС).
Положение о СКМОС утверждено приказом начальника департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды области от 4 декабря 2007 года № 486.
В целях координации развития и функционирования СКМОС на территории области принято постановление Губернатора области от 20 декабря 2007 года № 417 "Об утверждении Положения о координационном Совете СКМОС на территории Вологодской области". Этим же постановлением утвержден состав Совета, возглавляемый первым заместителем Губернатора области В.В. Рябишиным.
С 2007 года в состав СКМОС входят 25 комитетов, управлений, департаментов федеральных и областных структур природно-ресурсного и природоохранного блоков, а также муниципальные образования области и субъекты хозяйственной деятельности.
Основной принцип функционирования СКМОС заключается во взаимодействии подсистем мониторинга, обеспечивающем комплексность наблюдений за состоянием окружающей среды области и анализ факторов загрязнения:
информационно-аналитический центр СКМ ОС, функции которого возложены на департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды области, осуществляет сбор информации от субъектов СКМ ОС, ее обработку с многокритериальным анализом, прогнозированием и подготовкой предложений для принятия управленческих решений;
остальные субъекты СКМ ОС ведут собственные ведомственные базы с выдачей информации в виде сводных отчетов обработанных данных, а также оперативной и справочной информации (в зависимости от запроса) другим участникам информационного обмена. Частный анализ информации, прогнозирование и подготовка управленческих решений по профилю деятельности участников СКМ ОС осуществляется ведомственными подсистемами на основе их нормативной базы.
В 2008 году внесены изменения в Положение СКМ ОС, согласно которым функции ГИС-менеджера СКМ ОС выполняются ГОУ "Центр развития экологии "ЭЛПРОС".
В 2009 году развитие СКМОС заключалось во внедрении ГИС-технологий, повышении эффективности использования программного комплекса "Кедр-регион", модернизации гидрометеорологической сети наблюдений.
В области внедрения ГИС-технологий приобретены пространственные данные в формате ESRI GRID на локальный участок Вологодской области, площадью 13,246 тыс. км2. Постоянно велась работа по актуализации тематического слоя "Предприятия-природопользователи", вносились корректировки в соответствии с "Реестром юридических лиц", получаемым от Управления Федеральной налоговой службы по Вологодской области.
Между Росгидрометом и Правительством области в 2009 году подписано Соглашение о совместном решении задач в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях. В рамках Соглашения утверждены Первоочередные мероприятия по развитию работ в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды на территории Вологодской области на 2009 - 2013 гг. с объемом финансирования 92,01 млн. руб. (71,96 млн. руб. за счет средств федерального бюджета, 20,05 млн. руб. - за счет средств областного бюджета). Стороны совместно совершенствуют деятельность государственной (основной и дополнительной) наблюдательной сети за гидрометеорологическими процессами и состоянием окружающей среды.
В 2009 году продолжена работа по ведению мониторинга поверхностных и подземных вод области, атмосферного воздуха в гг. Вологде и Череповце, сплошного и локального (на реперных участках) агроэкологического мониторинга почв, растений и загрязнения снежного покрова, космическому зондированию территории области на предмет исследования паводочной ситуации и обнаружения очагов лесных и торфяных пожаров, экологическому контролю источников загрязнения окружающей среды и зон их прямого воздействия.
В период весеннего половодья на территории области действовали 11 временных гидрологических постов на рр. Малой Северной Двине, Юге, Сухоне, Колпи, Кубене.
На мониторинг поверхностных вод, получение оперативной и аналитической информации о состоянии поверхностных вод, оценке снегозапасов, качестве атмосферного воздуха, загрязнении почв, из областного бюджета в 2009 г. было выделено в общей сложности 1615 тыс. руб.
В 2009 г. проводился плановый и оперативный лабораторный экологический контроль источников загрязнения окружающей среды и зон их прямого воздействия. На эти цели из областного бюджета было выделено 225 тыс. руб.
Лабораторией космического мониторинга Главного управления МЧС России по Вологодской области в департамент направлялись результаты космического зондирования территории области на предмет исследования паводочной ситуации и обнаружения очагов лесных и торфяных пожаров.
В 2009 году в плане подготовки к безопасному пропуску весеннего половодья обеспечено финансирование временных водомерных постов, издано 10000 памяток для населения, проживающего на территории возможного подтопления, проведению ледомерной съемки рек Сухоны и Малой Северной Двины.
Оформление прав водопользования:
В течение 2009 года рассмотрено 257 пакетов обосновывающих документов по оформлению прав водопользования, из них 195 решений о предоставлении водных объектов в пользование, 62 договора водопользования. Подготовлено 32 отказа в предоставлении водных объектов в пользование. В государственном водном реестре зарегистрировано 172 решения о предоставлении водного объекта в пользование, 51 договор водопользования и 39 дополнительных соглашений к договорам водопользования, аннулирован 1 договор водопользования и 3 решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Оценка качество подземных вод:
Сделаны выводы о том, что качество подземных вод эксплуатируемых водоносных горизонтов, в основном, отвечает требованиям, предъявляемым к водам хозяйственно-питьевого назначения.
2.3 Государственное регулирование рынка экологических услуг
Принципиальным вопросом при формировании концепции устойчивого развития и экологизации экономики является вопрос о механизмах реализации концепции регулирования рынка природопользования. В самых общих чертах мировой опыт говорит о трех возможных механизмах реализации экономических целей, в том числе и эколого-экономических.
Обычно, когда говорят о механизмах реализации экологической политики, выделяют три подхода:
1) прямое регулирование, связанное с воздействием государства (иногда это регулирование определяется как «командуй и контролируй») — нормативно-правовые, административно-контрольные меры, прямое регламентирование и т.д.;
2) экономическое стимулирование, связанное с развитием рыночных механизмов;
3) смешанные механизмы, сочетающие первые два подхода. В мире в области охраны окружающей среды наиболее широко распространено прямое регулирование, базирующееся на законодательстве. Определенный опыт в этой области накоплен и в России (вставка 15.1).
Опыт многих стран мира, в том числе бывшего Советского Союза и стран Восточной Европы, показал неэффективность жесткого централизованного планирования и управления экологосба-лансированного экономического развития
Механизм экологического регулирования должен представлять целостную совокупность методов и инструментов управления природопользованием. В свою очередь, механизм управления природопользованием представляет собой звено механизма управления экономикой в целом; поэтому необходимо ещё согласование методов социально-экономического и экологического управления. Но конкретные методы экологического регулирования определяются особенностями сферы природопользования и охраны окружающей среды:
инфраструктурным характером продукции и услуг экологической сферы;
длительность основных воспроизводственных процессов в природопользовании и переплетением экономических и естественных процессов;
спецификой отношений собственности на ресурсы природы;
спецификой рыночных отношений в экологической сфере и существенной ролью государства в управлении природопользованием.
В целом, эффективный хозяйственный механизм природопользования должен учитывать вышеперечисленные особенности и опираться как на административно-контрольные, экономические (включая и рыночные, финансово-налоговые), так и на социально-политические, психологические, морально-нравственные и другие инструменты.
Первоначально (60-70 гг.) защита окружающей среды в основном опиралась на административные механизмы. Они были основаны на неокейсианской концепции. Использовались запреты, лицензии, ограничения (лимиты), административные и уголовные меры. Экономические методы управления природопользованием широко использовались в 80-90-ые гг. Они же базировались на неоклассической концепции (на принципах рыночного регулирования). Практика показывает, что административно-правовые и экономические механизмы охраны природы необходимо использовать комплексно.
Похожие страницы:
Рынок Медицинских услуг Узбекистана
Реферат >> Маркетинг... затратной эффективности. Сегментация рынка медицинских услуг Сегментация рынка медицинских услуг осуществляется обычно по четырем ... , улучшение состояния здоровья населения в связи с экологическими проблемами. В этот период проводилась также ...Экологический аудит (6)
Контрольная работа >> Экология... уровня; · осуществление оценки экологической безопасности процессов, работ, продукции, услуг; · осуществление проверки финансовых ... фирмами, действующими на российском рынке экологических услуг. До 1998 г. процедура экологического аудита в России выполнялась ...Экологические последствия перехода от плановой к рыночной экономике. Экологизация экономики.
Реферат >> Экология... решения увязаны с экологическим нормативом. Экологический норматив предусматривает ... в принятии экономически целесообразного и экологически обусловленного (приемлемого) решения. ... окружающей среде, создание рынка экологических услуг и многое другое. Многие ...Экологический аудит (5)
Контрольная работа >> Экология... экологическому аудиту и фактически создана база нормативно-правовая база для широкого развертывания рынка услуг ... фирмами, действующими на российском рынке экологических услуг. До 1998 г. процедура экологического аудита в России выполнялась ...Рынок туристических услуг и его территориальная организация
Курсовая работа >> Физкультура и спорт... туроператоров: массового рынка, специализированного сегмента рынка, внутреннего рынка и внешнего рынка. Туроператоры массового рынка – наиболее ... учебный, экологический, этнический, охотничий т.д. Таким образом, формирование спроса на туристические услуги и ...