Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экология->Курсовая работа
Развитие промышленности и сельского хозяйства приводит к образованию все большего количества отходов Только города мира ежегодно выбрасывают в окружаю...полностью>>
Экология->Реферат
С древних времен животный мир является предметом хозяйственного интереса людей, объектом охотничьего и рыбного промысла, источником промышленного, тех...полностью>>
Экология->Курсовая работа
Актуальность тему курсовой работы Животный мир - это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих террит...полностью>>
Экология->Контрольная работа
- в зависимости от субъектов право экологопользования можно подразделить на право экологопользования организаций и право экологопользования граждан Та...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Экология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.3 Основные виды экологического предпринимательства, структура экологического рынка

Создание полноценного рынка экологических услуг невозможно без введения системы обязательной сертификации по экологическим требованиям, для чего необходимо проведение следующих работ:

. развитие нормативно-методической документации, на соответствие требованиям которой осуществляется сертификация;

. внесение изменений и дополнений в действующее законодательство и разработка новых законодательных актов, обеспечивающих реализацию экологических требований при ведении хозяйственной деятельности;

. гармонизация стандартов и нормативной базы с требованиями международных систем и стандартов серии ISO 14000.

В связи с введением системы экологического аудирования необходимо внести изменения в действующее законодательство, создать организационные структуры для подготовки и аттестации экоаудиторов, аккредитации аудиторских фирм и центров. Рынок экологической продукции в России пока далек от насыщения и весьма привлекателен как для отечественных производителей, так и для зарубежных. То, что гражданское предприятие в России начало выпуск подобных контейнеров - событие показательное, иллюстрирующее не только наличие значительного научно-производственного потенциала, но и очевидной заинтересованности высшего руководства страны и Минатома России в реализации экологических программ в первую очередь своими силами. Это не только решение существующих экологических проблем путем создания необходимых инфраструктур, но и экономическая защита отечественного производителя.

Учет экологического фактора может повысить конкурентоспособность и отдельных компаний. В 1980-е и особенно в 1990-е годы в условиях ужесточения конкуренции кардинально изменилось отношение к экологии бизнеса

(играющего ключевую роль в реализации экологической политики, поскольку через его практическую деятельность в первую очередь и реализуются взаимоотношения людей и природной среды). Бизнес постепенно стал рассматривать экологически ориентированное производство как сферу перспективного развития, а в ряде случаев как единственную альтернативу своего выживания. Существует множество факторов, оказавших влияние на этот процесс. Это формирование новых ценностей в обществе, направленных на уважительное отношение к природе и выражающихся в росте спроса потребителей на экологически чистую продукцию в развитых странах; необходимость соблюдения постоянно ужесточающихся государственных и международных экологических норм; экономические рычаги, которые являются, по-видимому, наиболее эффективным стимулом повышения экологических характеристик производства; забота о репутации компании, причем с точки зрения не только потребителей, но и государственных органов (фирме с хорошей экологической репутацией легче получить разрешение на расширение предприятия или строительство нового производства), страховых компаний, банков-кредиторов.

Одной из важнейших причин учета экологического фактора бизнесом служит появление новых возможностей для компаний. Бизнес рассматривает включение экологической составляющей в свою деятельность уже не как помеху развитию и неизбежные издержки, а все больше как сферу дополнительных возможностей, новое средство повышения конкурентоспособности. Мероприятия по охране окружающей среды часто приводят к прямому снижению издержек производства благодаря сокращению производственных затрат, минимизации потерь и переработке отходов. Зачастую экологические проблемы открывают перед компаниями дополнительные возможности для развития деловой активности.

Главная предпосылка возникновения таких возможностей - появление и постоянное совершенствование новых технологий, служащих основой реализации новой политики компаний. Например, некоторые компании, принимая ресурсосберегающие меры, смогли разработать технологии производства новой продукции, что повысило их конкурентные преимущества. Так, попытка снизить потребление кислорода для очистки жидких выбросов в водостоки заставила компанию "Ай Си Ай агрокемикалс" разработать новую технологию по обработке стоков, которая оказалась очень эффективной и стала пользоваться таким спросом, что сейчас построено уже более 50 заводов по обработке многих видов промышленных и муниципальных жидких отходов. Пожалуй, одна из главных новых возможностей для бизнеса - формирование быстроразвивающегося мирового рынка экологически чистой продукции, который фактически охватывает все сферы производства и услуг. Пока не существует общепринятой международной классификации этого нового рынка в разных странах в это понятие входит различная продукция. Например, по определению Европейской комиссии, экологические отрасли это производство товаров и услуг по измерению, предотвращению, ограничению или исправлению экологического ущерба, ликвидации отходов и снижению уровня шума, а также экологически чистые технологии, применение которых минимизирует использование сырья и загрязнение окружающей среды. Однако в других странах к этому рынку относят также потребительские товары (холодильники и аэрозоли с пониженным содержанием хлорфторуглеродов, не содержащие химических добавок продукты питания, специальные стиральные порошки и пр.), биотехнологии и нетрадиционные источники энергии (например, в Японии технологии использования солнечной энергии). В то же время эта продукция не выделяется в отдельную графу ни международной, ни национальной статистикой.

Международные организации пока только разрабатывают единую международную классификацию этого рынка. При этом возникают серьезные методологические проблемы. Нет критериев отнесения к экологически чистой продукции технологий по предотвращению загрязнений. Если технологии по прямой борьбе с загрязнениями еще относительно легко идентифицировать, то новую продукцию, технологии и промышленный дизайн, разработанные с учетом природоохранных требований, обычно относят к соответствующей отрасли промышленности, а не к экологической индустрии. Можно отметить следующие основные возможности, открывающиеся на экологическом рынке:

1. Улучшение существующей продукции путем ее адаптации к новым экологическим требованиям. Многие действующие компании расширяют свой бизнес, приспосабливая уже выпускаемую продукцию или методы производства к новым потребностям рынка. Примером удачной реализации подобной стратегии может служить популярный в Германии бренд "Happy

Chicken" (Счастливый Цыпленок). Первоначально такая маркировка действительно ставилась на бройлерных цыплят, выращенных в экологически чистых условиях, без применения генетически измененного корма и искусственных кормовых добавок. Затем под этим брендом стали выпускаться и другие продукты питания. Параллельно шла активная раскрутка нового бренда. Потребителям внушали, что используя продукцию с маркировкой "Happy Chicken", заботятся о своем здоровье и здоровье своих близких. На сегодняшний день популярность этого бренда в

Германии столь велика, что даже несмотря на в полтора-два раза более высокую цену (по сравнению с обычной продукцией), продукты с маркировкой "Happy Chicken" пользуются очень высоким спросом.

Тенденцией 1990-х годов можно назвать новый подход, в соответствии с которым фирмы пересматривают влияние их продукции на окружающую среду в течение всего жизненного цикла товаров, начиная с момента их производства до утилизации после выхода из употребления (концепция

"from cradle to grave"). Например, канадская компания "Блэк энд Декер" в рамках этой концепции разработала программу изъятия отслужившей продукции у покупателя для переработки ее компонентов. На самом деле принципиально повысить уровень экологичности товара нельзя, только устранив загрязнение на конечном этапе производства или потребления.

Например, отказ от добавок свинца в автомобильном топливе понизил загрязнение окружающей среды, но кардинально не решил проблему чистоты воздуха. Очевидно, что здесь необходимо усовершенствование самого двигателя, то есть создание новой продукции.

2. Разработка принципиально новой продукции и даже создание для этой цели специализированных компаний. Необходимость решения экологических проблем и жесткая конкуренция на рынке открывают широкие возможности по разработке, производству и сбыту совершенно новой продукции вместо экологически опасной. При этом наибольшие перспективы компаниям дает опережающая стратегия. В ряде случаев фирмы создают новую продукцию из отходов производства.

3. Привлечение зарубежных инвестиций. Быстрое развитие рынка экологических товаров и услуг в ряде случаев приводит к нежеланию компаний внедрять новую продукцию, которая может устареть раньше, чем ее продажи начнут приносить прибыль. Для снижения степени риска фирмы стараются привлечь зарубежных инвесторов, особенно из стран, где уже существует развитый рынок экологических товаров и услуг. Помимо распределения рисков прямые иностранные инвестиции открывают возможности получения новых технологий и расширения рынков сбыта.

4. Возможность оказания экологических услуг в форме информационной, консультационной, экспертной помощи в решении природоохранных проблем, подготовки специалистов-экологов и т.д. Подобные услуги часто предоставляются фирмами-производителями экологических товаров, но появляются и специализированные компании, например, инжиниринговые, разрабатывающие проекты экологической реконструкции производства. Эти компании дают рекомендации относительно наиболее подходящих заказчику видов очистного оборудования, его строительства, ремонта и эксплуатации.

Другие новые области услуг технические консультации, экологическая оценка и аудит, управление отходами и переработкой, транспортные услуги, розничная торговля, "зеленые" реклама и маркетинг. Большинство компаний, оказывающих такие услуги, действуют на глобальном уровне, хотя существуют и предприятия, работающие на местных и региональных рынках. Примером успешного действия на рынке услуг может служить компания "ЭКОТЕК", предоставляющая целый набор консультационных услуг в области экологии, включая базу данных POLMARK, содержащую информацию об экологических технологиях 6,5 тыс. европейских фирм. Целый ряд компаний использует сразу несколько направлений для развития своего бизнеса, что позволяет снизить риски при переходе к новой стратегии. Эксперты единодушно оценивают рынок экологических товаров и услуг как весьма емкий и один из самых динамично развивающихся в мире. Отсутствие общепринятой классификации этого нового вида продукции затрудняет точную количественную оценку, однако уже сейчас объем экологического рынка оценивается как минимум в 500 млрд. долларов

. Наблюдается стабильная тенденция его роста темпами, значительно превышающими средние темпы развития мировой экономики. Возрастает диверсификация экологически чистой продукции. Если первоначально она использовалась лишь в сфере контроля воздушной среды, сточных вод и утилизации отходов, то ныне внедряется практически во все сферы мирового производства. Возникают целые отрасли промышленности, ориентированные на выпуск экологически чистой продукции - производство вторичных драгоценных металлов; автомобильных и других катализаторов; аналитических приборов и оборудования по мониторингу производственных процессов; оборудования для получения энергии из нетрадиционных источников; биотехнологии в пищевой промышленности и др. Товары нового рынка составляют все возрастающую долю во всей производимой продукции развитых стран. Так, по американским оценкам, доля экологически чистых товаров в новой продукции, производимой в

США, составила 10-15% и имеет тенденцию к росту. По оценке агентства

"Миллер и Мур" , в первой половине XXI в. до 40% мирового производства будет приходиться на продукцию и технологии, связанные с экологией и энергетикой. В итоге те компании, которые раньше других осознали и учли в своей корпоративной стратегии новые возможности использования экологической составляющей бизнеса, получили неоспоримые конкурентные преимущества. Это верно также и для целых государств. Многочисленные исследования, в частности Всемирного банка, подтверждают, что в противоположность бытующим представлениям, страны, учитывающие экологический фактор и имеющие наиболее жесткие экологические стандарты, как правило, являются наиболее конкурентоспособными на этом быстрорастущем рынке. Его безусловными лидерами являются компании государств, первыми принявших экологически ориентированную модель экономического развития. Лидирующие позиции по созданию экологических производств и экспорту экологической продукции занимают США, Япония и страны Западной Европы, прежде всего Германия.

2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РЫНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Рынок Медицинских услуг Узбекистана

    Реферат >> Маркетинг
    ... затратной эффективности. Сегментация рынка медицинских услуг Сегментация рынка медицинских услуг осуществляется обычно по четырем ... , улучшение состояния здоровья населения в связи с экологическими проблемами. В этот период проводилась также ...
  2. Экологический аудит (6)

    Контрольная работа >> Экология
    ... уровня; · осуществление оценки экологической безопасности процессов, работ, продукции, услуг; · осуществление проверки финансовых ... фирмами, действующими на российском рынке экологических услуг. До 1998 г. процедура экологического аудита в России выполнялась ...
  3. Экологические последствия перехода от плановой к рыночной экономике. Экологизация экономики.

    Реферат >> Экология
    ... решения увязаны с экологическим нормативом. Экологический норматив предусматривает ... в принятии экономически целесообразного и экологически обусловленного (приемлемого) решения. ... окружающей среде, создание рынка экологических услуг и многое другое. Многие ...
  4. Экологический аудит (5)

    Контрольная работа >> Экология
    ... экологическому аудиту и фактически создана база нормативно-правовая база для широкого развертывания рынка услуг ... фирмами, действующими на российском рынке экологических услуг. До 1998 г. процедура экологического аудита в России выполнялась ...
  5. Рынок туристических услуг и его территориальная организация

    Курсовая работа >> Физкультура и спорт
    ... туроператоров: массового рынка, специализированного сегмента рынка, внутреннего рынка и внешнего рынка. Туроператоры массового рынка – наиболее ... учебный, экологический, этнический, охотничий т.д. Таким образом, формирование спроса на туристические услуги и ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0020010471343994