Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Экология->Курсовая работа
Развитие промышленности и сельского хозяйства приводит к образованию все большего количества отходов Только города мира ежегодно выбрасывают в окружаю...полностью>>
Экология->Реферат
С древних времен животный мир является предметом хозяйственного интереса людей, объектом охотничьего и рыбного промысла, источником промышленного, тех...полностью>>
Экология->Курсовая работа
Актуальность тему курсовой работы Животный мир - это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих террит...полностью>>
Экология->Контрольная работа
- в зависимости от субъектов право экологопользования можно подразделить на право экологопользования организаций и право экологопользования граждан Та...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Экология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.2 Научные основы эколого-экономических отношений

При научном исследовании категорий, отражающих суть эколого-экономических отношений, мы исходим из того, что они выступают одной из форм выражения эколого-экономических законов, являясь при этом теоретическими абстракциями производственных отношений в экологической сфере.

Экологические отношения в широком смысле – это взаимодействие органических систем (включая человеческие популяции) с окружающей их природной средой. В такой трактовке экологические отношения включают в себя и экономические отношения, ибо посредством первых реализуется весь комплекс взаимодействий человека с природой. Эколого-экономическая система представляет собой совокупность экономических и экологических отношений по поводу эффективного использования природно-ресурсного потенциала в процессе производства материальных благ для целей экономического роста и развития благосостояния человека. Эколого-экономическая система является основной составляющей взаимодействия природы и общества.

Экономика не сводится к тому, чтобы разрабатывать природоохранную стратегию, исходя только из экономической выгоды. Окружающая среда, ее качество все в большей мере выступает как самостоятельная ценность, потребительское благо. Современное состояние проблемы требует именно эколого-экономического анализа взаимоотношений производства и окружающей среды, введения в экономическую теорию концептуальных положений и обобщений, выражающих причинно-следственные связи между экономическими и природными системами. С учетом глобальных тенденций загрязнения окружающей среды очевидна необходимость в разработке новой, экологически ориентированной стратегии развития общества и его хозяйства. Речь идет о новой парадигме экономики - переходе ее к решению внешних, прежде всего, эколого-экономических задач, задач экоразвития, в котором происходят согласование и сопряжение интересов и требований экономики и экологии. Отличительной особенностью современного этапа хозяйственного развития в мире является более полный учет состояния окружающей среды и экологических благ в системе общественного воспроизводства.

В отличие от традиционной, экологическая экономика исходит из признания двусторонних зависимостей микро- и макроуровней: социальная организация и культурные институты на более высоких уровнях пространственно-временной иерархии должны сглаживать конфликты, возникающие при достижении микроцелей развития на более низких уровнях, и наоборот.

Эколого-экономические отношения выступают частью экономического пространства, определяемого как общественный сектор, в рамках которого рыночные механизмы не функционируют или функционируют неэффективно. Особенностями данного сектора являются производство, распределение, обмен и потребление природных общественных благ, а также широкое использование методов государственного регулирования в целях достижения экономического равновесия между спросом и предложением данных благ.

Современная экономическая наука рассматривает в качестве общественного блага, или блага коллективного потребления, такое благо, потребление которого одним субъектом не ведет к убыванию его количества, доступного другим субъектам экономических отношений. Данное свойство трактуется как свойство неконкурентности совместного потребления (англ. non-rivalness). При этом смешанные блага (или промежуточные между благами коллективного и частного потребления) характеризуются ухудшением потребительских свойств по мере нарастания перегруженности. Другим сущностным признаком общественных благ является неисключаемость участников сообщества (англ. non-excludability) из их потребления, что носит не абсолютный, физический характер, а связано с достаточно большим объемом издержек[15].

Неконкурентность общественного блага является причиной образования естественной монополии собственника блага и, следовательно, создает проблему выбора различных уровней оплаты и выбора объема блага. Проблема финансирования общественного блага возникает также в связи со свойством неисключаемости. Наличие влияния производителя на потребителей, наблюдаемое в случае производства и потребления общественных благ, позволяет рассматривать их как частный случай экстерналий, что, в свою очередь, делает возможным трактовки проблемы их финансирования согласно механизму нахождения налогов.

Важнейшим общепризнанным международным принципом экологической безопасности является обязанность компенсации нанесенного населению и окружающей среде ущерба причинителем. В настоящее время в Российской Федерации ведется работа в законодательной сфере, направленная на усиление экономико-правовой ответственности предприятий за загрязнение окружающей среды. При этом компенсация убытков от загрязнения должна проводиться за счет собственных средств предприятий, а в исключительных случаях – за счет госбюджета. Согласно законодательству промышленные предприятия обязаны не только компенсировать убытки, но и предотвращать возникновение новых. Предотвращение убытков означает выполнение превентивных мероприятий, исключающих или уменьшающих риск возникновения техногенных аварий. Однако в современных условиях при отсутствии необходимых средств у предприятий-загрязнителей и дефиците бюджетных ресурсов всех уровней проблема предотвращения и компенсации убытков от аварийного загрязнения окружающей среды не решается. Более 80% убытков, причиненных в результате техногенных аварий, вообще не компенсируется. Единственная пока возможность предотвращения и компенсации части их видится в реализации принципов системы экологического страхования.

Сложность использования рыночных методов в природопользовании в России, прежде всего, связана с особенностью природных общественных благ, а также со спецификой переходных процессов в российской экономике, характеризующихся монополизмом природоемких отраслей промышленности, отсутствием конкуренции между предприятиями, несовершенством законодательства.

Административно-правовые методы регулирования эколого-экономической системы включают разработку и принятие законодательных актов, установление порядка отчисления и размеров платежей за специальное использование природных ресурсов, утверждение лимитов, выделение средств из бюджета на строительство природоохранных объектов и др.

Изменения в системе и методах управления экономикой в целом влекут за собой изменения в сложившейся ранее системе управления природопользованием в регионе. На региональном уровне экономический механизм природопользования реализуется в разработке лимитов на использование природных ресурсов, сбросы и выбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в окружающей природной среде; в отработке порядка взимания и определения размеров платежей за загрязнение, в формировании внебюджетных фондов, финансировании части природоохранных мероприятий и др[7].

Как показывает проведенный анализ основных направлений экономической теории в рассматриваемой сфере, главными аспектами деятельности государства в переходный период должны являться создание и поддержание эффективной работы институциональной основы механизма предоставления общественных благ. Она должна включать в себя: во-первых, обеспеченную законом и его выполнением стабильность и четкую определенность прав частной собственности, что само по себе является общественным благом, поддерживающим существование рынка как такового; во-вторых, государственное регулирование, применяемое только для корректировки несовершенств рыночного механизма (монополия, неполнота информации, диспропорции в доходах, общественные блага и порождаемые ими внешние эффекты).

Таким образом, институциональная основа природопользования есть сочетание отражающих реальную ситуацию имущественных прав на природные ресурсы с адекватной законодательно-правовой базой, включающей императивы устойчивого экологически безопасного развития.

Содержание эколого-экономического противоречия заключается в диалектическом единстве и взаимоотрицании экономических и экологических потребностей общества в условиях ограниченности как природных, так и социальных ресурсов. Не менее значимой является группа экономических противоречий, связанная непосредственно с такими стадиями общественного воспроизводства, как «производство – потребление». Здесь в первую очередь рассматриваются противоречия между темпами экономического роста и экологическими ограничениями, затратами на охрану природы, а также более длительным периодом воспроизводства и восстановления природных ресурсов по сравнению с промышленными. В его основе лежит проблема распределения средств между промышленным ростом и защитой природы с целью удовлетворения объективных всесторонних потребностей общества. Противоречия эколого-экономических отношений в переходный период обусловлены стремлением, с одной стороны, к экономическому росту, а с другой - к решению проблем окружающей среды. Такой подход привел к возникновению противоречий между природой и обществом[5].

Механизм управления потенциальным экологическим резервом может осуществляться при помощи ведения для каждого предприятия экологического паспорта, необходимость установления экологических ограничений вытекает из анализа причин деградации отдельных экосистем, а также из анализа экологической обстановки по отдельным территориям. Первый вид ограничений, впервые предложенный в России в 1988 году, представляет собой годовые объемы выбросов-сбросов загрязняющих веществ и размещение отходов по территориям и экосистемам. Такие ограничения могут устанавливаться, исходя из экологической емкости территории. Второй вид ограничений характеризует предельно допустимый уровень годового изъятия природных ресурсов, при котором соблюдается экологическое равновесие в экосистеме; этот вид ограничений регулирует деятельность в области сельского хозяйства, рыболовства, лесного хозяйства. Определение уровня экологических ограничений в виде лимитов природопользования должно исходить из необходимости поэтапного достижения нормативных показателей: нормативного использования изъятия природных ресурсов, предельно допустимого воздействия на окружающую среду.

В настоящее время существуют различные подходы по классификации ограничений и регламентации хозяйственного развития. Можно выделить три ограничения хозяйственного развития: экологическое, экономическое и социальное. Суть экономических ограничений развития состоит в том, что для поддержания темпов экономического роста в условиях экстенсивного типа производства необходимо выделять все большие средства в природно-эксплуатирующие отрасли. Социальные факторы связаны с обострением экологических условий проживания, ухудшением здоровья населения, качества сельскохозяйственной продукции, продуктов питания и питьевой воды. Экологические ограничения связаны с ранжированием хозяйственных функций территорий, а также ограничением в виде выбора систем природопользования и ограничениями, отражающими общее предельно допустимое воздействие на окружающую среду. Установление экологических ограничений по территориям и отдельным экосистемам в рамках соответствующих экологических программ должно способствовать структурной перестройке экономики и развитию экологизации предпринимательской деятельности.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Рынок Медицинских услуг Узбекистана

    Реферат >> Маркетинг
    ... затратной эффективности. Сегментация рынка медицинских услуг Сегментация рынка медицинских услуг осуществляется обычно по четырем ... , улучшение состояния здоровья населения в связи с экологическими проблемами. В этот период проводилась также ...
  2. Экологический аудит (6)

    Контрольная работа >> Экология
    ... уровня; · осуществление оценки экологической безопасности процессов, работ, продукции, услуг; · осуществление проверки финансовых ... фирмами, действующими на российском рынке экологических услуг. До 1998 г. процедура экологического аудита в России выполнялась ...
  3. Экологические последствия перехода от плановой к рыночной экономике. Экологизация экономики.

    Реферат >> Экология
    ... решения увязаны с экологическим нормативом. Экологический норматив предусматривает ... в принятии экономически целесообразного и экологически обусловленного (приемлемого) решения. ... окружающей среде, создание рынка экологических услуг и многое другое. Многие ...
  4. Экологический аудит (5)

    Контрольная работа >> Экология
    ... экологическому аудиту и фактически создана база нормативно-правовая база для широкого развертывания рынка услуг ... фирмами, действующими на российском рынке экологических услуг. До 1998 г. процедура экологического аудита в России выполнялась ...
  5. Рынок туристических услуг и его территориальная организация

    Курсовая работа >> Физкультура и спорт
    ... туроператоров: массового рынка, специализированного сегмента рынка, внутреннего рынка и внешнего рынка. Туроператоры массового рынка – наиболее ... учебный, экологический, этнический, охотничий т.д. Таким образом, формирование спроса на туристические услуги и ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0014560222625732