Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Менеджмент->Реферат
Слово "контроль" рождает прежде всего отрицательные ассоциации. Для многих людей контроль означает прежде всего ограничение, принуждение, отсутствие с...полностью>>
Менеджмент->Реферат
Еще несколько лет назад словосочетания корпоративная культура было малоизвестно, хотя на самом деле она, естественно, существовала всегда. Однако она ...полностью>>
Менеджмент->Реферат
Как мне кажется, в России компании уделяют мало внимания вопросу социальной ответственности. Движение бизнеса навстречу обществу в России является изъ...полностью>>
Менеджмент->Реферат
Переход России к рыночной экономике повышает роль менеджмента и обуславливает необходимость подготовки специалистов по менеджменту. Современный менедж...полностью>>

Главная > Лекция >Менеджмент

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Рис. 9.8. Классификация управленческих решений.

Виды управленческих решений:

  • по масштабу воздействия:

- общие решения, которые связанны с деятельностью всей организации;

- частные решения, касающиеся конкретных подразделений, служб и проблем;

  • по времени действия:

- стратегические решения – их разработка и реализация возможна в перспективе;

- оперативные решения – принимаются и реализуются в процессе текущей деятельности;

  • по прогнозируемым свойствам:

- решения, имеющие определенный результат – однозначное решение, имеющее альтернатив;

- решение с вероятностным исходом, имеет несколько вариантов и обладает вероятностным характером;

  • по числу критериев:

- однокритериальное решение ориентируется на один критерий оценки;

-многокритериальное решение – группу или систему критериев;

  • по направлению воздействия:

- внутреннее решение – направлено на реализацию внутри организации;

- внешнее решение – на разрешение проблем и ситуаций внешнего

окружения организации или решение вышестоящего органа управления;

  • по методам переработки информации:

- алгоритмическое решение содержит конечный набор правил, позволяющих чисто механически решать любую конкретную проблему (задачу) или комплекс однотипных задач;

- эвристическое решение основывается на использовании методов продуктивного творческого решения;

  • по глубине воздействия:

- одноуровневое решение, затрагивающее разрешение задач одного уровня управления;

- многоуровневое решение направлено для нескольких уровней управления или организации в целом;

  • по способу фиксации информации решения могут быть письменными и устными;

  • по жесткости регламентации:

- контурные решения предполагают широкий простор для выбора приемов и методов реализации;

- структурированное решение содержит в своей основе упорядоченную последовательность действий решению задачи или проблемы;

  • по содержанию:

- запрещающее решение содержит запрет к каким-либо действием;

-разрешающее решение позволяет осуществлять действия, операции и т.д.;

- конструктивное решение имеет определенное построение разрешаемой задачи;

  • по характеру решаемых задач:

-запрограммированное решение представляют собой результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что предпринимаются при решении математических уравнений;

- незапрограммированное решение требуется в ситуациях, которые в определенной степени новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами (см. рис.9.9.).

Рис. 9.9. Незапрограммированное решение.

Обычно в принятии управленческого решения присутствуют в различной степени три момента: интуиция, суждение и рациональ­ность.

Способ принятия управленческого решения, основанный только на суждении, не очень надежен, так как здравый смысл встречается дос­таточно редко, хотя метод является достаточно дешевым и быстрым.

Суждение очень часто невозможно соотнести с ситуацией, ко­торая прежде имела место, а менеджер стремится действовать так, как действовал раньше в другой ситуации, а потому рискует упус­тить хороший результат в новой ситуации, сознательно или бес­сознательно отказываясь от ее детального анализа.

Интуитивные решения основаны на ощущении того, что вы­бор человека правилен. Характерны для оперативного управления.

В основе решений, основанных на суждении, лежат знания, осмысленный опыт прошлого и здравый смысл. Характерны для оперативного управления.

Рациональные решения основаны на научном анализе, методах экономического анализа, обоснования и оптимизации. Характерны для стратеги­ческого и тактического управления.

Менеджер, ориентирующийся только на интуицию, становится заложником случайности, и его шансы на правильный выбор решения не очень высоки.

Управленческие решения принимаются людьми, а потому их характер во многом зависит от личности менеджера, непосред­ственно участвующего в их разработке.

Уравновешенные решения принимает менеджер, внимательно и критически относящийся к своим действиям, выдвигаемым ги­потезам и их проверке.

Импульсивные решения характерны для менеджера, который легко генерирует самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить.

Инертные решения - результат осторожного поиска менед­жера. В них уточняющие и контролирующие действия преоблада­ют над генерированием идей, где трудно обнаружить оригиналь­ность, новаторство, блеск.

Если менеджер не нуждается в тщательном обосновании своих гипотез, уверен в себе, то может не испугаться любых трудностей и принять рискованные решения.

Осторожные решения появляются тогда, когда менеджер тща­тельно оценивает все варианты, критично подходит к делу. Реше­ния не отличаются новизной и оригинальностью.

Принимаемое менеджером управленческое решение должно отвечать следующим требованиям:

быть научно обоснованным, компетентным;

приниматься на основе достоверной, полной и своевремен­ной информации с

анализом и оценкой возможных альтернатив;

быть непротиворечивым;

иметь ясную направленность и адресность;

отличаться своевременностью и быстродействием;

обладать точностью и ясностью;

быть контролируемым;

иметь комплексный характер;

обладать полномочностью;

быть экономичным и эффективным.

Подготовка и реализация управленческого решения предусматривает выполнение в определенной последовательнос­ти целого ряда работ, образующих процесс принятия решения (см. рис. 9.10.) .

Важнейшим этапом процесса принятия решения является организация выполнения принятого решения. Решение должно быть доведено до исполнителей, которые получают четкую информацию о том, кто, когда и какими методами выполняет действия, связанные с ним (см. рис. 9.11.).

Основная задача руководителя на этом этапе заключается в преодолении объективных и субъективных препятствий, а также в создании условий по реализации решения. Наряду с методами прямого воздействия (приказ, распоряжение, административное давление) используют меры материального стимулирования работников, воздействия путем авторитета и убеждений.

Большое значение имеет контроль выполнения действий, связанных с реализацией решения, так как он позволяет не только учитывать отклонения от плана выполнения, но и недостатки решения, требующие корректировки. Чтобы недостатков было меньше, контрольную функцию необходимо выполнять на каждом этапе процесса принятия решений. Это может вызвать повторное рассмотрение, показанное в виде обратной связи.

Схема процесса принятия решения представляет собой скорее логику управленческой деятельности, а не ее сложность. На практике данный процесс более сложен и допускается не только последовательность, но и параллельность процедур, что позволяет значительно сократить время. Эффективность этого процесса зависит от уровня профессиональной подготовки и методов, которыми пользуется менеджер при выполнении всех видов управленческих работ.

IV. Наука управления одним из важных направлений рассматривает исследование механизма оптимизации решений. Такого рода исследования реализуются с помощью основных подходов:

  • Научный метод:

  • Системная ориентация;

  • Моделирование.



Рис. 9.10. Процесс принятия решения.



Рис. 9.11. Составные части реализации управленческого решения.

Научный метод оптимизации управленческих решений представлен на рис. 11.2. Данный метод рассматривает принятие управленческого решения как целостный процесс, содержание которого позволяет всесторонне изучать

возникшую проблему, проанализировать возможные варианты ее решений и выбрать наиболее эффективное их них.

Системная ориентация в процессе оптимизации решений базируется на том, что проблему, которую необходимо разрешить, рассматривают как совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых составляющих (параметров, факторов), имеющих целевую направленность. Инструментарием исследования данного подхода является системный анализ, реализация которого дает возможность осуществлять выбор наиболее эффективного варианта решения.

Моделирование позволяет принимать решения с учетом всех факторов и альтернатив, которые возникают процессе производственно-хозяйственной деятельности. Использование моделирования рассматривается как наиболее эффективный способ оптимизации управленческих решений.

Модель - это отображение реальной системы (объекта, идеи) в некоторой абстрактной форме, отличающейся от самой целостности. Необходимость использования моделей обусловлена рядом причин:

  • Сложностью производственно-хозяйственной деятельности;

  • Скрытостью многофакторных зависимостей в процессе решения управленческих задач;

  • Необходимостью экспериментальной проверки многих альтернатив управленческих решений;

  • Целевой ориентацией руководства на будущее.

Рис. 9.12. Реализация научного метода.

Выделяют следующие типы моделей:

  • Физическая. Она отображает увеличение или уменьшение реального объекта системы (чертеж завода, модель изделия и т.д.);

  • Аналоговая. Эти модели ведут себя так, как реальный объект, но не являются таковым (график – зависимости между объемом производства и издержками и т.д.);

  • Математическая. Эта модель используется для описания характеристик и свойств объекта или событий в виде математических символов,

формул и т.д.

Процесс построения модели включает несколько этапов:

  1. Постановка задачи;

  2. Построение модели – установление причинно-следственных связей факторов;

  3. Проверка модели на достоверность, т.е. соответствие модели реальному процессу или организации;

  4. Применение модели, т.е. ее использование;

  5. Обновление модели.

В управлении с целью принятии обоснованного и эффективного решения используется широкий спектр способов моделирования:

  1. Теория игр. Этот метод моделирования и оценки воздействия принятого решения на конкурентов, потребителей поставщиков и т.д. разработан с тем, чтобы можно было учесть в стратегии возможные действия противоположной стороны из внешнего окружения.

  2. Теория массового обслуживания. Это модели поиска оптимального обслуживания потребителя (очередь автомобилей на складе под разгрузку, планово-предупредительный ремонт оборудования и т.д.).

  3. Модели управления запасами используются для определения времени размещения заказов на ресурсы, их количество, а также необходимой массы готовой продукции на складах.

  4. Имитационное моделирование. Это способ исследования моделей вместо реальной системы на основе изменения вариантов ее поведения.

  5. Модели линейного программирования используются для определения оптимального способа распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей, а также для разрешения тех или иных производственных трудностей (для оптимизации загрузки оборудования, раскроя материалов и т.д.).

  6. Экономический анализ является наиболее распространенным методом в принятии управленческих решений. Он базируется на определении условий, посредством которых деятельность хозяйственной организации становится выгодной.

  7. Балансовый метод, который основывается на построении материальных, финансовых, трудовых и иных балансов.

  8. Платежная матрицастатистический метод, который позволяет из нескольких вариантов выбрать оптимальное решение. Центральное место в платежной матрице занимает вероятность (доля риска), которая прямо влияет на определение ожидаемого результата.

  9. Дерево решений. Схематическое представление выработки наилучшего направления действий с учетом финансовых результатов, вероятности возникновения их позитивного значения при заданных критериях.

  10. Прогнозирование это метод, который основывается как на прошлом опыте, так и текущей деятельности с целью определения и перенесения тенденций развития в будущем.

  11. Качественные методы основаны на суждениях экспертов, к которым обращаются за помощью с целью принятия оптимального решения (Метод коллективной экспертной оценки, метод Дельфи, метод «мозговой атаки»).

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что собой представляет информация?

  2. В чем проявляется сущность связующих процессов?

  3. В чем заключается значение коммуникаций в управлении?

  4. Какие существуют виды коммуникаций?

  5. Что такое коммуникационный процесс?

  6. В каких формах осуществляются организационные коммуникации?

  7. Каково определение термина «управленческое решение»?

  8. Что собой представляет процесс принятия решений?

  9. Как классифицируются управленческие решения?

  10. Какие существуют основные подходы и способы принятия оптимальных решений?



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Связующие процессы в менеджменте (2)

    Реферат >> Менеджмент
    ... курсовая работа написана на тему: “Связующие процессы в менеджменте”. Работа состоит из трех разделов ... - доказать, что процесс принятия управленческих решений и процесс коммуникаций являются связующими процессами в управлении персоналом. Задачи ...
  2. Связующие процессы

    Реферат >> Менеджмент
    ... . В. ДАЛЯ кафедра: Администрирования предмет: Менеджмент РЕФЕРАТ на тему: « Связующие процессы в менеджменте » выполнил: ст. гр ... и принятие решений часто называют связующими процессами. Коммуникация – это процесс обмена информацией, ее смысловым ...
  3. Коммуникационные процессы в менеджменте (1)

    Реферат >> Менеджмент
    ... организациями.1 Коммуникации являются важнейшим связующим процессом в менеджменте. Благодаря коммуникациям обеспечивается связь между организацией и средой ... приема сообщения получателем (обратная связь). Схема процесса коммуникации изображена на рис. 2.39 ...
  4. Процесс стратегического менеджмента

    Курсовая работа >> Менеджмент
    ... много подходов к определению сущности стратегического менеджмента. В связи сего сложностью и многоплановостью ни ... процесса стратегического менеджмента, которое выражается в последовательности его этапов. Модель процесса стратегического менеджмента ...
  5. Коммуникационные процессы в менеджменте (2)

    Курсовая работа >> Менеджмент
    ... 1. Теоретические аспекты коммуникационных процессов в менеджменте 1.1. Сущность и виды коммуникаций 1.2. Процесс коммуникаций 1.3. Коммуникационные сети ... управленческой деятельности, мы называем коммуникации связующим процессом. А одним из важнейших ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0012340545654297