Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Банковское дело->Курсовая работа
Національний банк України - найважливіша ланка всієї банківської системи держави. На відміну від багатьох інших відомств, які постали на ґрунті колишн...полностью>>
Банковское дело->Реферат
Объектом обязательного медицинского страхования (ОМС) являются расходы на оказание медицинской помощи, расходы, связанные со здоровьем. Обязательная ф...полностью>>
Банковское дело->Реферат
ВВЕДЕНИЕ Усиление социальной направленности общественного развития обуславливает возрастание роли здравоохранения в решении не только чисто медицински...полностью>>
Банковское дело->Реферат
Рынок ценных бумаг выступает составной частью финансовой системы государства, характеризующейся индустриальной и организационно-функциональной специфи...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Банковское дело

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Традиционно основным показателем и одновременно инструментом процентной политики центрального банка является изменение его официальной (базовой) ставки. В разных странах в качестве таковой выступает официальная учетная ставка или ставка рефинансирования. В России это ставка рефинансирования.

Ставка рефинансирования выполняет сигнальную функцию: ее изменение дает участникам денежного рынка информацию об оценке Банком России сложившегося уровня инфляции и перспектив ее развития и тем самым оказывает влияние на инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов.

О значении, которое придается изменениям ставки рефинансирования, можно судить по их частоте. Особенно активно Банк России прибегал к изменению ставки рефинансирования в 1990-х гг. Начиная с 1993г. ставка рефинансирования Банка России изменялась не реже пяти раз ежегодно (в 1994 и 1998гг. – по девять раз), причем нередко с интервалом в одну- две недели, иногда одновременно на 30-40 процентных пунктов. Максимальный уровень ставки рефинансирования в 1991г. достигал 20% годовых, в 1992г. – 80%, в 1993г. – 210%. С апреля по октябрь 1994г. ставка постепенно была снижена до 130%, а затем снова повышалась, достигнув в январе 1995г. – 200%. С мая 1995г. до ноября 1997г. ставка снижалась 13 раз, достигнув 21%. В ноябре 1997г. она вновь была повышена до 28%, в феврале 1998г. – до 42%, а в конце мая – до 150%. С июля 1998г. началось постепенное снижение ставки. В апреле 2002г. ставка рефинансирования была снижена с 25 до 23%, в августе – до 21, в феврале 2003г. – до 18, в июне – до 16, в январе 2004г. – до 14, в июне – до 13, в декабре 2005г. – до 12, в июне 2006г. – до 11,5, в октябре – до 11, в январе 2007г. – до 10,5, в июне – до 10% годовых.

Как в большинстве стран, ставки по операциям Банка России образуют своеобразный «коридор» процентных ставок: нижней границей коридора являются ставки по депозитным операциям, верхней – ставка по кредиту «овернайт». Устанавливая «коридор», Банк России может более непосредственно воздействовать на уровень и структуру рыночных процентных ставок. По существу «коридор» устанавливает границы колебаний ставок межбанковского кредитного рынка, оказывая тем самым стабилизирующее воздействие на их динамику (уменьшая их волатильность).

В условиях наличия у коммерческих банков свободных ликвидных ресурсов процентные ставки по кредитным операциям Банка России не оказывают определяющего влияния на общий уровень ставок межбанковского кредитного рынка, так как объемы заимствований у Банка России невелики. В такой ситуации более значимую роль играют ставки по депозитным операциям Банка России. При снижении объема банковской ликвидности роль ставок по кредитам Банка России возрастает.

Практически ежегодно в основных направлениях денежно-кредитной политики ставится задача существенно повысить роль процентных ставок. Банк России считает целесообразным перейти в течение ближайших нескольких лет к системе денежно-кредитного регулирования, преимущественно опирающейся на процентные ставки. При этом подчеркивается, что для повышения роли процентной политики Банка России необходимо сократить проведение валютных интервенций.

2. Изменение норм обязательных резервов оказывает воздействие на ресурсы коммерческих банков и, следовательно, на уровень их ликвидности, возможности предоставлять ссуды. Повышение норм обязательных резервов означает, что более значительная часть банковских средств «заморожена» на счетах центрального банка и не может быть использована для погашения обязательств банков перед клиентами и для выдачи кредитов. В результате снижается объем банковской ликвидности, сокращаются банковские ссуды и денежная масса, повышается курс национальной валюты и уровень процентных ставок. Снижение норм обязательных резервов приведет к противоположному результату.

В 1990-х гг. Банк России очень активно использовал в своей денежно-кредитной политике изменение норм обязательных резервов. В 1992- 1995 гг. норма резервов по депозитам до востребования достигала максимально возможных по Закону – 20%. В 1996 – 1999гг. нормы обязательных резервов изменялись ежегодно (часто несколько раз в течение года). С 1 января 2000г. по 1 апреля 2004г. нормативы обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц в рублях и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте были установлены в размере 10%, а по рублевым депозитам физических лиц – 7%. В течение этого периода Банк России воздерживался от повышения норм обязательных резервов, полагая, что к данной мере можно прибегнуть лишь в исключительных случаях в целях ослабления спекулятивного давления на рынок.

Весной и летом 2004г. в условиях необходимости пополнения уровня ликвидности банковского сектора Банк России трижды снижал нормативы обязательных резервов. 1 апреля 2004г. нормативы обязательных резервов по привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте снижены с 10 до 9%, а 15 июня – с 9 до 7%. Дальнейшее снижение нормативов обязательных резервов было проведено 8 июля: по привлеченным средствам (в рублях и иностранной валюте) как юридических, так и физических лиц они были установлены на уровне 3,5%. Кроме пополнения банковской ликвидности, это способствовало постепенному выравниванию конкурентных условий для российских и иностранных кредитных организаций.

1 июля 2007г. нормы обязательных резервов были повышены по обязательствам перед физическими лицами в рублях до 4%, по иным обязательствам кредитных организаций в рублях и обязательствам в иностранной валюте – до 4,5%. 11 октября нормативы обязательных резервов были временно (на 3 месяца) снижены с 4 до 3% и с 4,5 до 3,5% соответственно. 15 января 2008 г. нормативы обязательных резервов перед физическими лицами в рублях до 4%, по иным обязательствам кредитных организаций в рублях и обязательствам в иностранной валюте до 4,5%.

В августе 2004г. были введены нормативы обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами в рублях и иностранной валюте в размере 2%. В октябре 2006г. они были повышены до 3,5%, а в июле 2007г. – до 4,5%.

3. В странах с развитым рынком ценных бумаг наиболее распространенным методом денежно-кредитной политики являются операции на открытом рынке. Быстрое развитие рынка государственных бумаг в России в 1993 – 1995 гг. создало предпосылки для активного использования Банком России операций на открытом рынке для воздействия на банковскую ликвидность и денежную базу. Так, покупка Банком России государственных ценных бумаг у коммерческих банков внесла значительный вклад в преодоление кризиса рынка межбанковских кредитов в августе 1995г. С 1995г. операции Банка России на вторичном рынке ГКО – ОФЗ стали главной определяющей роста денежной базы. Достаточно сказать, что в конце 1995г. с этими операциями было связано около 80% прироста денежной базы (в широком определении), в конце 1996г. – около 82%, а в середине 1997г. – 133% по сравнению с 1% в начале 1995г. Кроме того операции на открытом рынке влияли на курс, а значит и доходность государственных ценных бумаг, что, в свою очередь, оказывало воздействие на уровень рыночных процентных ставок.

С августа 1998г. объем операций на открытом рынке резко сократился в результате реструктуризации задолженности по государственным ценным бумагам со сроком погашения до 31 декабря 1999г. Роль государственных ценных бумаг в этой ситуации частично взяли на себя облигации Банка России.

С 1996г. Банк России стал использовать такой инструмент регулирования банковской ликвидности, как операции репо: покупая (продавая) ценные бумаги, Банк России берет на себя обязательство обратной последующей их продажи (покупки). Покупка у коммерческого банка ценных бумаг на условиях обратной продажи аналогична предоставлению кредита под залог ценных бумаг.

4. Одним из инструментов предоставления дополнительной ликвидности банковской системе является рефинансирование банков Банком России. С 1 января 1995г. в соответствии с Заявлением Правительства РФ и Банка России была прекращена практика предоставления централизованных кредитов коммерческим банкам для кредитования предприятий отраслей экономики. Рефинансирование банков стало осуществляться в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики и только на рыночных условиях, т.е. на условиях возвратности, платности и срочности под залог государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, векселей и прав требований по кредитным договорам. В случаях, установленных решением Совета директоров, обеспечением кредитов Банка России могут выступать другие ценности, а также поручительства и банковские гарантии. Банк России может предоставлять внутридневные, однодневные расчетные (кредит «овернайт») и ломбардные кредиты. В период с августа 1998г. по июнь 1999г. в рамках проводимой реструктуризации банковской системы были предоставлены банкам кредиты на поддержание ликвидности, в поддержку мер по погашению обязательств перед вкладчиками и по повышению устойчивости банков, а также на проведение мероприятий по финансовому оздоровлению.

5. Банк России активно использует валютные интервенции (т.е. куплю-продажу иностранной валюты) для воздействия на курс рубля, а также в качестве инструмента регулирования денежной массы и уровня инфляции. Валютные интервенции направлены, во-первых, на сглаживание резких, экономически неоправданных колебаний обменного курса и недопущение чрезмерного укрепления реального эффективного курса рубля и, во-вторых, - на накопление международных резервов до уровня, учитывающего размеры предстоящих платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга. Покупка Банком России иностранной валюты, начиная с 1999г., служит основным источником увеличения денежной базы. Для проведения валютной интервенции могут использоваться валютные свопы: покупка (продажа) иностранной валюты на условиях обратной последующей продажи (покупки). Для коммерческого банка продажа иностранной валюты Банку России на условиях обратного выкупа, по сути аналогична получению кредита под залог иностранной валюты.

Банк России монопольно осуществляет эмиссию наличных денег (банкнот и монет) и организует их обращение. В отличие от промышленно развитых стран удельный вес наличных денег в России очень велик – около 28% денежной массы, поэтому эмиссионная функция ЦБР имеет особенно большое значение.

Банкноты (билеты Банка России) и монеты – это безусловные обязательства Банка России, которые обеспечиваются всеми его активами. Банкноты и монеты Банка России являются де-юре единственным законным средством платежа на территории РФ: они обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, а также для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории РФ. Это означает, что зачисленные на счета рубли (т.е. рубли в безналичной форме) обладают де-факто таким же статусом законного платежного средства, как и наличные рубли.

В целях организации налично-денежного обращения на территории РФ Банк России:

  • осуществляет прогнозирование и организует производство, перевозку и хранение банкнот и монет, создает их резервные фонды;

  • устанавливает правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

  • устанавливает признаки платежеспособности денежных знаков и порядок замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

  • определяет порядок ведения кассовых операций.

Выполняя функцию «банка банков», Банк России принимает на хранение кассовые резервы коммерческих банков, оказывает им кредитную поддержку, являясь для них кредитором последней инстанции.

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью банков. Главная цель банковского регулирования и надзора – поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Действующая в России система пруденциального (от англ. Prudence – осторожность, благоразумие, расчетливость) надзора в целом соответствует ключевым принципам эффективного банковского надзора, определенным Базельским комитетом по банковскому надзору («Комитетом Кука»). Банк России осуществляет регулирование деятельности кредитных организаций и надзор за ними по следующим основным направлениям:

  • регламентация обязательных экономических нормативов для кредитных организаций (минимального размера капитала, достаточности капитала, нормативов ликвидности и др.);

  • установление порядка определения лимитов открытой валютной позиции и порядка формирования резервов для покрытия рисков;

  • регистрация эмиссий ценных бумаг кредитных организаций;

  • установление правил проведения отдельных банковских операций, ведения бухгалтерской и статистической отчетности кредитных организаций;

  • принятие решения о государственной регистрации и лицензирование деятельности кредитных организаций;

  • надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, проверка деятельности кредитных организаций.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Современное состояние и перспективы развития банковской системы Российской Федерации

    Реферат >> Экономика
    ... «Современное состояние и перспективы развития банковской системы Российской Федерации» Исполнитель: О.В. Алабушева Студент ... данного процесса включает в себя развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, а также обеспечение эффективного ...
  2. Банковская система Российской Федерации этапы становления и перспективы развития

    Реферат >> Банковское дело
    ... проблем развития Банковской системы Российской Федерации на современном этапе развития экономики. Глава 1. Теоретические и правовые основы функционирования банковской системы Российской Федерации ...
  3. Банковская система Российской Федерации (9)

    Реферат >> Банковское дело
    ... соответствующих государственных органов. Уровни банковской системы Российской Федерации История становления и развития банковского дела свидетельствует о том что ...
  4. Анализ современного состояния банковской системы Российской Федерации

    Реферат >> Банковское дело
    ... , - расчётно-кассовое обслуживание. 3.Тенденции развития банковской системы Российской Федерации Кредитный портфель банковской системы РФ к 2015 году может ...
  5. Развитие финансовой системы Российской Федерации

    Реферат >> Экономика
    ... «Финансы и кредит» тема: «Развитие финансовой системы Российской Федерации» Ульяновск 2009 Содержание Введение…………………………………………………………………………...3 1. ... является элементом национальной денежно-кредитной системыбанковской системы), без которой она вообще не ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0018990039825439