Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Банковское дело->Курсовая работа
Національний банк України - найважливіша ланка всієї банківської системи держави. На відміну від багатьох інших відомств, які постали на ґрунті колишн...полностью>>
Банковское дело->Реферат
Объектом обязательного медицинского страхования (ОМС) являются расходы на оказание медицинской помощи, расходы, связанные со здоровьем. Обязательная ф...полностью>>
Банковское дело->Реферат
ВВЕДЕНИЕ Усиление социальной направленности общественного развития обуславливает возрастание роли здравоохранения в решении не только чисто медицински...полностью>>
Банковское дело->Реферат
Рынок ценных бумаг выступает составной частью финансовой системы государства, характеризующейся индустриальной и организационно-функциональной специфи...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Банковское дело

Сохрани ссылку в одной из сетей:

проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные;

  • осуществляет выплаты по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках России, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законодательством.

    Можно сгруппировать выше приведенные функции Банка России в пять функций (они совпадают с функциями центральных банков промышленно-развитых стран): проведения денежно-кредитной политики, монопольной эмиссии наличных денег и организации их обращения, банка банков, банка правительства и внешнеэкономической.

    Подобно центральным банкам других стран главной функцией Банка России является проведение денежно-кредитной политики.

    Денежно-кредитная политика – составной элемент государственной экономической политики, определяемая целями последней. Денежно-кредитную политику можно определить как совокупность мер воздействия государства на состояние денежно-кредитной сферы (прежде всего на динамику таких денежно-кредитных показателей как спрос и предложение денег, уровень банковской ликвидности, процентных ставок и валютного курса, объем кредитов). Проводником денежно-кредитной политики является центральный банк.

    В Законе о Банке России говорится, что денежно-кредитная политика является единой государственной политикой, разрабатываемой и проводимой Центральным Банком РФ во взаимодействии с Правительством РФ, поэтому ее цели определяются задачами общей экономической политики государства. Основной принцип формирования денежно-кредитной политики состоит в том, что ЦБ РФ всегда берет за основу официальный прогноз макроэкономических показателей, который использовался при составлении проекта федерального бюджета. Одновременно ЦБ РФ исходит из анализа развития экономики за предшествующие периоды, программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу и необходимости обеспечения устойчивого долговременного экономического роста.

    Концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, проводимой Банком России, остаются по существу неизменными с момента создания Банка России. Как в 1990-е гг., так и в настоящее время при формулировании целей денежно-кредитной политики Банк России исходит из законодательно закрепленной за ним задачи по защите и обеспечению устойчивости национальной валюты. Постоянной стратегической целью денежно-кредитной политики в России является последовательное снижение инфляции.

    Низкий уровень инфляции рассматривается Банком России как наилучший вклад денежно-кредитной политики в создание благоприятных условий для достижения долгосрочного устойчивого и динамичного роста экономики. Последовательное снижение инфляции способствует улучшению ожиданий экономических агентов, уменьшению макроэкономических рисков, расширению внутреннего кредита, концентрации капиталов, необходимых России для модернизации основных фондов, укреплению на этой основе тенденции долгосрочного экономического роста.

    Подобно центральным банкам большинства стран, Банк России осуществляет политику установления целевых ориентиров роста цен, соответствующего проектируемому уровню увеличения валового внутреннего продукта. В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год» была поставлена задача снизить темпы инфляции: в 2008г. – до 6 – 7%, в 2009г. – до 5,5 – 6,5%, в 2010г. – до 5 – 6%.

    С конца 1990-х гг. Банк России при принятии решений в области денежно-кредитной политики ориентируется не только на общий уровень инфляции, но также на уровень базовой инфляции. При этом он исходит из того, что на инфляционные процессы в России влияют не только монетарные, но также структурные факторы инфляции, на которые не оказывает прямого воздействия денежно-кредитная политика.

    Под базовой инфляцией понимается прирост потребительских цен без учета влияния изменения цен и тарифов на платные услуги населению и цен на плодоовощную продукцию и бензин. Иначе говоря, при подсчете индекса базовой инфляции исключаются потребительские товары и услуги, цены на которые регулируются в основном на федеральном и региональном уровнях, и подвержены воздействию неустойчивых, в том числе сезонных, факторов. Базовая инфляция, таким образом, представляет собой ту часть инфляции, которая непосредственно зависит от денежно-кредитной политики и политики валютного курса.

    В 2000г. общему уровню инфляции на потребительском рынке 20,2% соответствовала базовая инфляция 19,3%, в 2005г. эти цифры составляли соответственно 10,9 и 8,3%, в 2006г. – 9,0 и 7,8%, в 2007г. – 11,9 и 11,0%. На 2008г. поставлена цель ограничить общий уровень инфляции в пределах 6 – 7%, а базовой – 5 – 6%.

    Начиная с 2002г. Банк России осуществляет среднесрочное прогнозирование инфляции. Так в соответствии со сценарными условиями социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2010 года ставится задача снизить темпы инфляции до 6 – 7% в 2008г., 5,5 – 6,5% в 2009г. и 5 – 6% в 2010г.

    Снижение инфляции – конечная цель денежно-кредитной политики. Следует, однако, иметь в виду, что ЦБ РФ, как и любой другой центральный банк, не в состоянии достичь конечной цели напрямую. Он должен выбрать промежуточную цель, которая непосредственно влияет на конечную. Такой промежуточной целью может быть таргетирование денежной массы, уровня процентных ставок, таргетирование или стабилизация валютного курса.

    Опыт многих стран показывает, что одновременное достижение всех промежуточных целей практически невозможно. Например, поддержание денежной массы в установленных пределах может привести к нарушению целевых установок по уровню валютного курса и процентных ставок, поскольку этот уровень зависит от предложения денег. И напротив, стремление поддержать целевые ориентиры по валютному курсу или процентным ставкам может привести к расширению или сжатию денежной массы и отклонению ее объема от установленных пределов роста.

    Традиционной промежуточной целью денежно-кредитной политики Банка России является денежное таргетирование, которое предполагает установление количественных ориентиров прироста денежной массы, адекватных достижению поставленной конечной цели. С середины 1995г. по 1997г. (в условиях режима валютного коридора) и в 2002 – 2007гг. (в условиях режима управляемого плавания) Банк России устанавливал еще и вторую промежуточную цель: дополнительно к денежной массе таргетировал валютный курс.

    Банку России после кризиса 1998 года практически ни разу не удалось выполнить установленные в основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики ориентиры прироста денежной массы и только в 2003г. был выполнен декларированный ориентир роста инфляции.

    По мере ослабления инфляции в Российской Федерации статистическая зависимость между ростом денежной массы и инфляцией и соответственно роль денежных факторов при анализе и управлении инфляционными процессами снизились. С учетом снижения эластичности инфляции по денежной массе Банк России рассматривает темпы роста денежной массы как расчетный ориентир денежно-кредитной политики, т.е. не ставит своей целью безусловное соблюдение прогнозного диапазона и предусматривает возможность его изменения. На 2008г. установлен интервал увеличения денежной массы от 24 до 30%.

    Вторая промежуточная цель денежно-кредитной политики формально использовалась Банком России в период действия валютного коридора, а также при определении основных направлений денежно-кредитной политики на 2003 – 2008гг. После кризиса 1998г. Банк России официально отказался от использования таргетирования валютного курса в качестве промежуточной цели денежно-кредитной политики, установив режим плавающего валютного курса. Однако высокая эластичность инфляции по валютному курсу, связанная со значительной степенью зависимости российской экономики от внешнеэкономических факторов, привела к тому, что на практике регулирование Банком России уровня валютного курса превратилось в главный фактор, определяющий динамику денежной массы и инфляции. В условиях значительного предложения иностранной валюты (благодаря высоким ценам на нефть) Банк России осуществляет рублевые интервенции с целью недопущения чрезмерного укрепления реального эффективного курса рубля1, которое может отрицательно сказаться на финансовом состоянии российских предприятий. Покупка Банком России иностранной валюты служит основным источником роста денежной базы и содействует росту инфляции.

    Таким образом, по официально объявленном режиме плавающего валютного курса Банк России де-факто проводил политику управляемого плавания валютного курса. Только в 2003г. это было официально признано в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2004г.».

    Отмечая в этом документе, что исторический опыт многих стран, включая Россию, показывает, что таргетирование инфляции требует отказа от политики управляемого плавающего валютного курса, Банк России пока не считает возможным отказаться от этой политики. Невозможность перехода России к режиму свободно «плавающего» валютного курса в 2008г. обусловлена открытостью и недостаточной диверсифицированностью ее экономики, в высокой степени зависящей от внешней экономической и финансовой конъюнктуры, необходимостью исключения резких колебаний обменного курса.

    В среднесрочной перспективе Банк России предполагает перейти к политике инфляционного таргетирования, используемой во многих промышленно развитых странах. В РФ пока применяются лишь отдельные элементы инфляционного таргетирования, причем наиболее важные из них: приоритет цели по инфляции над другими целями денежно-кредитной политики и среднесрочное (на три года) установление цели по инфляции.

    Для перехода к инфляционному таргетированию предполагается:

    1. перейти от режима управляемого плавания валютного курса к режиму свободно плавающего курса;

    2. перенести акцент с прогнозирования денежного предложения на использование процентной ставки в качестве главного инструмента денежно-кредитной политики, выполняющего сигнальную функцию и влияющего на монетарные условия функционирования экономики.

    Банк России, таким образом, должен заменить современные две промежуточные цели на одну – по уровню процентной ставки.

    Важным элементом денежно-кредитной политики является механизм ее реализации. Он представляет собой совокупность методов (способов) и инструментов воздействия центрального банка на объекты денежно-кредитной политики для достижения промежуточной и конечной цели. К основным инструментам и методам денежно-кредитной политики по Закону о Банке России (ст. 35) относятся:

    1. процентные ставки по операциям ЦБР;

    2. нормативы обязательных резервов, депонируемых в ЦБ РФ (резервные требования);

    3. операции на открытом рынке (купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки – репо);

    4. рефинансирование (кредитование) коммерческих банков;

    5. валютные интервенции (купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля, на спрос и предложение денег);

    6. прямые количественные ограничения (установление лимитов на кредитование коммерческих банков и проведение банками отдельных операций);

    7. выпуск от своего имени облигаций (ОБР), размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.

    С 1996г. к числу инструментов денежно-кредитной политики добавились депозитные операции ЦБ РФ (привлечение в депозиты свободных средств банков, как на фиксированные сроки, так и до востребования с целью регулирования их ликвидности – изъятия излишней ликвидности).

    С 2001г. помимо интервенций на валютном рынке Банком России стал применяться более гибкий инструмент – сделки валютный своп, представляющие альтернативный межбанковским кредитам инструмент регулирования банковской ликвидности. Валютные свопы (обычные краткосрочные) позволяют корректировать уровень рублевой и валютной ликвидности рынка, не создавая дополнительного давления на курс рубля.

    Следует отметить, что набор используемых Банком России инструментов меняется в зависимости от условий развития экономики, состояния финансовых рынков, объема официальных золотовалютных резервов. Например, после кризиса 1998г. резко сократились операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами, с января 2000г. до апреля 2004г. не использовался такой метод денежно-кредитной политики, как изменение норм обязательных резервов.

    1. Изменение процентных ставок по операциям Банка России для достижения целей денежно-кредитной политики называется процентной политикой. При проведении процентной политики Банк России использует систему процентных ставок, которая в основном соответствует мировой практике. Она включает ставку рефинансирования, ставки по кредитным и депозитным операциям Банка России.



  • Загрузить файл

    Похожие страницы:

    1. Современное состояние и перспективы развития банковской системы Российской Федерации

      Реферат >> Экономика
      ... «Современное состояние и перспективы развития банковской системы Российской Федерации» Исполнитель: О.В. Алабушева Студент ... данного процесса включает в себя развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, а также обеспечение эффективного ...
    2. Банковская система Российской Федерации этапы становления и перспективы развития

      Реферат >> Банковское дело
      ... проблем развития Банковской системы Российской Федерации на современном этапе развития экономики. Глава 1. Теоретические и правовые основы функционирования банковской системы Российской Федерации ...
    3. Банковская система Российской Федерации (9)

      Реферат >> Банковское дело
      ... соответствующих государственных органов. Уровни банковской системы Российской Федерации История становления и развития банковского дела свидетельствует о том что ...
    4. Анализ современного состояния банковской системы Российской Федерации

      Реферат >> Банковское дело
      ... , - расчётно-кассовое обслуживание. 3.Тенденции развития банковской системы Российской Федерации Кредитный портфель банковской системы РФ к 2015 году может ...
    5. Развитие финансовой системы Российской Федерации

      Реферат >> Экономика
      ... «Финансы и кредит» тема: «Развитие финансовой системы Российской Федерации» Ульяновск 2009 Содержание Введение…………………………………………………………………………...3 1. ... является элементом национальной денежно-кредитной системыбанковской системы), без которой она вообще не ...

    Хочу больше похожих работ...

    Generated in 0.0033118724822998