Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Философия->Реферат
Общими тенденциями европейской философии ХХ в можно назвать поворот к человеческим проблемам (антропологизм) и преодоление в связи с этим почти исключ...полностью>>
Философия->Контрольная работа
В истории русской философии, как и в истории русского государства, есть свои проблемы. На протяжении многих десятилетий идет полемика о национальной с...полностью>>
Философия->Дипломная работа
Большое значение в развитие философской мысли имеют научные труды русских революционеров – демократов, среди которых особенно хочется отметить Н Г Чер...полностью>>
Философия->Реферат
Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) – чрезвычайно цельный и яркий человек Он был поэтом, драматургом, публицистом, обладал огромной эрудицией в раз...полностью>>

Главная > Курсовая работа >Философия

Сохрани ссылку в одной из сетей:

В различных философских системах указанные дисциплины в разной степени выражены, по-разному связаны друг с другом, приобретают разное содержание и направленность.

Что касается методов, с помощью которых философия изучает свой предмет, то они сводятся к средствам получения знания. Вопрос о методе философского познания – это и вопрос о самой возможности решать философские проблемы научно.

Как известно, проблема метода философского познания возникла в Новое время, когда была осознана неэффективность применения специально-научных методов к решению традиционных философских проблем. «До сих пор, - писал Гегель, - философия еще не нашла своего метода. Она смотрит с завистью на систему построения математики, заимствуя у нее ее метод или методы тех наук, которые представляли собой лишь смешение исходя из опыта положений... или выходили из затруднения тем, что просто отбрасывали этот метод». Поиски философского метода во второй половине XIX века происходили в форме требования отказа философии от традиционных мировоззренческих проблем. Это была реакция на реальные противоречия философского познания при абстрагировании от социально-практической природы его основания. Действительная задача заключалась в осознании связи метода философского познания с его социальным назначением.

Безотносительно к конкретно-исторической форме проявления философского метода и его осознания общим для него является то, что он представляет собой особую теоретическую деятельность по обобщению и осмыслению всего наличного опыта познания и практики. Это то, что называется философской рефлексией, конкретно-историческое содержание которой определяется уровнем развития общественно исторической практики. Исторически сложившимися формами философской рефлексии является диалектика и метафизика, которые в своем конкретном историческом содержании определяют методологическую направленность философского знания.

§ 5. Место философии в общей системе знаний и жизни человека и общества.

Философия – это такая система понимания и объяснения мира и места человека в нем, которая опирается на науку, конкретизируется и развивается вместе с наукой, и сама оказывает активное влияние на развитие науки.

Вокруг проблемы научности философии до сих пор продолжаются споры. Широкое распространение получили следующие точки зрения.

  1. Философия – это наука о всеобщих законах природы, общества, познания, или: философия – это наука о методах и формах познания, то есть методология науки;

  2. Философия – это не наука, это мировоззрение (определенный тип мировоззрения, отличный, например, от религиозного и мифологического);

  3. Философия – это и наука, и мировоззрение, то есть философия выполняет в культуре, в духовной жизни общества функции науки и функции мировоззрения.

Решить проблему соотношения философии и науки, определить роль философии в жизнедеятельности человека, в духовной культуре общества можно лишь в широком социально-историческом контексте, то есть не с точки зрения какой-то отдельной философской школы, а с точки зрения всей истории культуры и философии, через призму всей совокупности философских знаний, роли философии, ее влияния на развитие науки и познания.

Философия стремится к научному познанию мира, но в то же время она пытается максимально выразить интересы субъекта (классов). Философия как система идей о мире (в целом) вовлечена в классовом обществе в идеологию и политику. Следствием этого является, по мнению ученых, усиление конфронтации между отдельными философскими направлениями. Поскольку философия оказывается связанной с идеологией, постольку в ее содержании имеется идеологическая сторона, а философию можно считать относящейся (в данном аспекте) к идеологии.

В истории философии научность и идеологизм вытесняли друг друга, но это обстоятельство никаким образом не отменяло ни направленность философии на достижение истины, ни возможностей полного или частичного совпадения этой направленности с интересами социального субъекта. Однако философия не должна увлекаться идеологической ролью. «Как интегративный центр всех наук и как воплощение системного подхода ко всему человечеству, ко всей биосфере, философия должна быть общечеловеческой и отвечать интересам общества», - пишет академик Международной академии информатизации Р.Ф. Абдеев. Общечеловеческие позиции философии не исключают негативное отношение к вождям–диктаторам, социальному неравенству, эксплуатации, угнетению и политическому насилию.

Научную форму философии нельзя считать заведомо лучшей или единственно верной. В случае сведения философии только к науке возникают закономерные вопросы: «Был ли Л. Н. Толстой философом? Можно ли считать философом Ф. М. Достоевского?» Оба великих писателя поднимали и зачастую впервые ставили важнейшие философские проблемы. В содержание философского знания, да и в сам процесс философского познания включаются компоненты, специфичные для художественной литературы и искусства. Весьма значительную часть философского знания составляют эстетические представления. Создание философской картины мира предполагает наличие у ее творцов чувства красоты, гармонии, сопричастности к миру. Философская картина мира содержит в себе также и эстетическое отношение к миру. О родственности философии и искусства, об их взаимопроникновении свидетельствует творчество А. Камю, Н. Рериха, М. Чюрлениса, Р. Тагора, И.В. Гете.

Философская проблематика является важнейшей частью различных религиозных учений. Вместе с тем нельзя ставить знак равенства между философией и религией, поскольку последняя не сводится к философским размышлениям. Достаточно указать на обрядность как важнейший компонент любой религии.

Далеко не все поэты и писатели в своих произведениях обращались к философским проблемам, да и нет ни одного художественного произведения, целиком посвященного решению философских проблем. И тем не менее религия и художественная литература играли и играют огромную роль в философии. Переплетение литературы, искусства, философии и религии имело место на протяжении всей истории философии вплоть до наших дней.

Итак, функционируя в системе культуры общества, философия разрабатывает теоретические основы мировоззрения, аксиологические проблемы, логико-методологические основы науки. В условиях растущей дифференциации научного знания философия принимает самое активное участие в интеграционных процессах, в синтезе достижений отдельных наук в единую картину мира.

Социальная значимость философии как живой души культуры, квинтэссенции эпохи выражается в ее функциях. Познавательная функция философии состоит в том, что она, ориентируя человека на осмысление природы и сущности мира, природы и сущности самого человека, общей структуры мира, связей и законов его развития, обеспечивает приращение новых знаний о мире, человеке, связях и законах и оказывает влияние на каждую сферу деятельности человека. Это влияние проявляется в том, что философское знание приобретает значение всеобщего метода познания действительности, а также в том, что познание в любой сфере в конечном итоге представляет различные аспекты осознания отношения «человек – мир».

Мировоззренческая функция философии проявляется в том, что, вооружая людей знаниями о мире и человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни.

Методологическая функция философии заключается в том, что она дает для всех форм общественного сознания исходные, основополагающие принципы, применение которых определяет общую направленность подхода к осмыслению действительности, направленность познавательной и практической деятельности. Однако следует помнить, что универсальные принципы мышления, исследуемые философией, не определяют однозначно линию творческих поисков истины. Будучи универсальными, они являются необходимым условием решения разнообразных конкретных задач, но не подменяют собой специальных частнонаучных методов, а конкретизируются ими.

Таким образом, философия не только дает единое понимание происходящих в мире явлений, но и разрабатывает общий метод познания, который представляет собой совокупность взаимосвязанных принципов или требований, сформулированных на основе открываемых в действительности и в познании всеобщих законов и являющихся выводом из истории развития общественного познания.

Роль философии особенно возрастает на переломах истории в периоды революционных изменений, когда человек ставит перед собой, обществом вечные вопросы о своей сущности, о смысле жизни, перспективах социального прогресса.

Решение глобальных проблем современности требует неординарных решений, демократизма и мужества мышления, смелости анализа прошлого, настоящего, перспектив будущего. Без известной философской культуры решить конструктивно эти проблемы вряд ли возможно. Именно философское знание, которому присущи постоянный поиск, сомнение, критика, способствует формированию человека думающего, творческого, гуманистически деятельного.

Изучение философии - необходимое условие становления человека как активного субъекта социальной деятельности, созидателя мира, своего бытия, творца своего счастья.

Только постигнув свою социально-деятельную функцию, отдельный человек может осознать, кто он есть, какое место занимает в жизни общества, подняться до самосознания. Философия видит свое предназначение в культивировании потребности и способности быть человеком. «Как плодородное поле - писал Цицерон, - без возделывания не даст урожая, так и душа. А возделывание души – это и есть философия. Она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к принятию посева и вверяет ей – сеет, так сказать, - только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай».

Основной вопрос (проблема) философии в трактовке различных философских школ

Суть основного вопроса или проблемы

Философское течение (школа)

Представители

Эпоха

1

2

3

4

5

1.

Как избавиться от страданий, присущих земному бытию?

Буддизм

Гаутама Будда и др.

Древнейший мир -Новейшее время

2.

Как избавиться от сансары (круговорот перерождений души), кармы (последствий своих поступков и мыслей), достичь мокши (освобождения от земного бытия) и бессмертия в духовных мирах?

Ортодоксальная индийская философия

Капила, Патанджали, Вьяса, Канада, Шанкара и др.

Древний мир – Новейшее время

3.

Познание Дао и достижение бессмертия

Даосизм

Лао-Цзы и др.

Древний мир - Новейшее время

4.

Что есть Бог? Спасение души

Христианская философия

Августин, Ориген, Василий великий, Фома Аквинский

Средние века

5.

Воссоединение с Богом

Суфизм

Аль-Мисри, Аль-Мухасиби, Джунайд, Сухраварди и др.

Средние века - Новейшее время

6.

Трансмутация сущности человека и достижения духовного бессмертия

Оккультная философия

Альберт великий, Раймонд Луллий, Никола Фламмель, Якоб Беме и др.

Средние века и Возрождение

7.

Каков истинный метод научного и философского познания?

Эмпиризм, рационализм

Бэкон, Декарт, Спиноза, Лейбниц и др.

Новое время

8.

Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?

Дуализм, рационализм

Кант

Новое время

9.

Познание Абсолютного Духа и диалектической логики его развития

Объективный идеализм, рационализм

Гегель

Новое время

10.

Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» формулирует основной вопрос таким образом: «Великий основной вопрос всей, в особенности Новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию»

Марксизм

Маркс, Энгельс, Ленин, Плеханов

Новейшее время

11.

Что есть истинное научное познание?

Неопозитивизм

Шлик, Карнап, Нейрат, Рассел и др.

Новейшее время

12.

Проблема языка

Лингвистическая философия

Витгенштейн, Хайдеггер и др.

Новейшее время

13.

Проблема человека

Экзистенциализм

Камю, Сартр, Марсель, Ясперс и др.

Новейшее время

14.

Почему есть нечто, а не ничто?

Экзистенциализм

Хайдеггер

Новейшее время

Литература

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. – М., 1994.

2. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. М.: Наука, 2001.

3.Декарт Р. Избранные произведения. – М., 1996.

4. Декарт Р. Сочинения. В 2 т. М.: 2002.Т.2.

5. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. – М., 1970.

6. И. Кант. Приложение к «Наблюдениям над чувством прекрасного и возвышенного». 1764. // Соч. 6 т. М., 1964. - Т.2.

8. Философия. Опыт художественного осмысления. - Ставрополь: Изд-во МГУ, 1989.

10. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

11. Цицерон. Избранные сочинения. - М., 2005.

34




Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Философия, ее роль в жизни человека и общества

    Реферат >> Философия
    план Философия, ее роль в жизни человека и общества 1 Философское осмысление мира, его ... знания 3 Место философии в общей системе знаний и жизни человека и общества 4 Литература «Философия, ее роль в жизни человека и общества» Философское осмысление мира ...
  2. Философия. Ее роль в жизни общества

    Статья >> Философия
    Философия. Ее роль в жизни общества А. А. МИГОЛАТЬЕВ, доктор философских наук, профессор Философия и наука В Древней Элладе философию считали пьедесталом и одновременно ...
  3. Философия, её предмет, роль в жизни человека и общества

    Реферат >> Философия
    1. Философия, её предмет, роль в жизни человека и общества 3 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ, РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА 1.1. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? Прежде ... т.д 4 1. Философия, её предмет, роль в жизни человека и общества Мировоззрение определяет духовный ...
  4. Философия круг ее проблем и роль в жизни человека и общества

    Реферат >> Философия
    РЕФЕРАТ ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА Философия и мировоззрение. Философия является одной из основных и древних ...
  5. Философия как форма общественного сознания

    Шпаргалка >> Философия
    ... общественного сознания. Понятие, происхождение философии. Ее роль в жизни человека и общества (вопрос 1) Ф - форма общественного сознания. - учение о ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.002518892288208