Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Менеджмент->Реферат
Управление персоналом - отнюдь не новая наука, но вместе с тем в нашей стране ей долгое время не уделялось должного внимания. К сожалению, российский ...полностью>>
Менеджмент->Реферат
Психологический климат как термин появился сравнительно недавно, так как раньше этой стороне управления уделяли мало внимания и рассматривали преимуще...полностью>>
Менеджмент->Курсовая работа
Организационная культура является основой жизненного потенциала организации. Особенности отношений между людьми, устойчивые нормы и принципы жизни и д...полностью>>
Менеджмент->Реферат
Продуктом консультационной деятельности является услуга, оказываемая клиенту. Услуга, как и любой другой продукт, имеет свой жизненный цикл, в котором...полностью>>

Главная > Реферат >Менеджмент

Сохрани ссылку в одной из сетей:

в управленческой деятельности

Процесс прогнозирования тесно связан с целеобразованием, поскольку формулировка (или выбор) целей всегда опира­ется на прогноз будущих событий, изменений состояния управляемой организации. С психологической точки зрения процесс прогнозирования базируется на фундаментальной способности человека к предвосхищению – антиципации будущего. В свою очередь, антиципация является главной формой так называемого опережающего отражения субъектом действительности. Окру­жающий человека мир характеризуется противоречивым единст­вом изменчивости и постоянства, вариативности событий и их повторяемости, цикличности; наличием определенных устойчи­вых закономерностей, связывающих прошлое, настоящее и буду­щее. На основе усвоения этих закономерностей, понимания вре­менной цикличности событий и их частичной повторяемости оказывается возможным «заглядывать в будущее», отражать в сознании то, чего еще реально нет, но что с большой вероятностью должно произойти. Эта прогностическая информация учитывается при организации деятельности, позволяет заблаговременно учесть возможные события и тем самым значительно уменьшить неопре­деленность среды. В силу этого феномен опережающего отражения и процесс антиципации имеют универсальное значение для всех сторон жизни и деятельности человека. Для человека характерным является не только отражение прошлого и настоящего, но и актив­ное овладение перспективой будущего. На его основе человек ока­зывается в состоянии действовать с определенным временным уп­реждением, «выходить за горизонт» наличного, что резко увели­чивает его адаптивные возможности [11, с.48 – 50].

Понятно, что особую важность прогнозирование и антиципа­ция имеют именно для управленческой деятельности. Дело в том, что задачи, цели, планы руководителя реализуются не им самим и не сразу после их выработки, а спустя определенное время (необходимое для их доведения до подчиненных и орга­низации исполнения). Они уже изначально предназначены для – пусть и не столь отдаленного – будущего, для перспекти­вы. Поэтому в самом процессе их выработки объективно необ­ходим учет прогностической информации о тех изменениях, ко­торые произойдут в ближайшее и более отдаленное время.

Процессы прогнозирования и антиципации, как и все другие интегральные процессы, могут развертываться в разных формах, отличающихся мерой сложности и содержанием. Это может быть текущее прогнозирование, включенное в выполнение каких-либо иных действий и задач. Это – и специальные, осоз­наваемые и произвольно регулируемые субъектом действия по реализации прогноза. Наконец, это – и самостоятельная деятельность, связанная с выполнением функций стратегического планирования и прогнозирования в управлении. Причем в последнем случае она может реализовываться не только в индивидуальной, но и в совместной, коллективной форме.

Важной особенностью процессов прогнозирования и антиципации является то, что они имеют уровневое строение [11, с.57]. Это значит, что они могут реализовываться на качественно разных уровнях сложности, с использованием различных психиче­ских процессов и механизмов. В настоящее время описано шесть таких уровней. Субсенсорный уровень антиципации включает неосознаваемые операции, обеспечивающие подготовку – преднастройку на выполнение определенных действий и даже отдельных движений, а также потенциальную готовность к тем или иным двигательным актам. Сенсомоторная и перцептивная антиципация, базируясь на процессах ощущения и восприятия, позволяет организовать действия не только на основе актуально воспринимаемых образов, но и с учетом тенденций их измене­ния, с учетом возможности появления новой информации. Представленческая антиципация базируется на существовании и функционировании так называемых антиципационных схем. Это – целостные представления о тех или иных ситуациях, включающие как обобщенную информацию прошлого опыта че­ловека, так и тенденции их вероятных изменений. На выс­шем – речемыслительном уровне антиципации становится воз­можным глубокое и широкое обобщение и классификация ситуаций. Благодаря этому может осуществляться внеситуационное планирование деятельности. Основным механизмом антиципирования на этом уровне выступает формулировка гипотез об ожидаемых событиях [11, с.61].

Сопоставление антиципации указанных уровней позволило выявить дополнительные особенности этого процесса. Во-первых, каждый уровень антиципации соответствует определенному уровню сложности решаемых задач. Во-вторых, на каждом пос­ледующем уровне (от субсенсорного до речемыслительного) уве­личивается «дальность» – разрешающая способность осущест­вляемых прогнозов, их временная перспектива. В-третьих, при этом усложняется и содержание самого процесса антиципации, изменяется состав тех психических процессов, на основе кото­рых она осуществляется.

В управленческой деятельности роль антиципации резко воз­растает; она выступает в новой форме. Дело в том, что синхро­низация индивидуальных действий исполнителей, являющаяся сутью управленческой деятельности, возможна лишь при одном решающем условии – предвосхищении планируемых действий и тех ответных реакций, которые возникнут в ответ на них. В результате возникает рефлексивная антиципация; фор­мируется уже не только индивидуальный, но и коллективный прогноз; возникает своеобразный совместный антиципационный эффект [3, с.171]. Благодаря ему, достигается не только лучшее взаи­мопонимание участников совместной деятельности, но и еще более возрастает глубина – «дальность» антиципации и ее точ­ность (разрешающая способность). Коллективная, рефлексивная антиципация образует поэтому высший (и по сложности, и по мощности) уровень прогнозирования. Именно он наряду с речемыслительной антиципацией наиболее специфичен природе и содержанию управленческой деятельности.

Антиципация, следуя за целеобразованием и базируясь на нем, в то же время является основой для другого регулятивного процесса – принятия решения. Более того, саму антиципацию часто определяют через процесс принятия решения. Например: «Антиципация – это способность действовать, принимать те или иные решения с определенным временно-пространствен-ным упреждением в отношении ожидаемых будущих событий» [11, с.83].

1.2.3 Специфика планирования и программирования

в управленческой деятельности

Необходимость обращения к планированию и программированию при рассмотрении психических процессов, лежащих в основе управленческой деятельности, очень показательна. Во-первых, она подчеркивает явное и оче­видное сходство системы регулятивных процессов и основных функций управленческой деятельности. Как среди первых, так и среди вторых одно из главных мест принадлежит именно плани­рованию. Оно развертывается в отношении совместной дея­тельности – и тогда предстает как функция управления ею. Но оно имеет место и в структуре индивидуальной деятельно­сти – и тогда предстает как специфический регулятивный процесс ее организации. Во-вторых, планирование, наряду с принятием решения, является и важнейшим компонентом практического интеллекта руководителя как основного когнитивного регу­лятора его деятельности: во многом предопределяет эффектив­ность его познавательно-преобразующих действий. Во всем этом проявляется главная особенность процесса планирования, которая характеризуется понятием его «вездесущести»: оно выступа­ет как сквозной процесс управленческой деятельности.

Строение процесса планирования в деятельности руководите­ля и его главные особенности во многом идентичны тем харак­теристикам, которые даются при анализе планирования как управленческой функции. Так, планирование в деятельности руководителя может быть предварительным и текущим; кратко­срочным и перспективным; может выступать либо в относитель­но «жестком» (алгоритмизованном), либо в «мягком» виде (так называемое гибкое, или вариативное, планирование). Оно может быть либо детализированным и конкретным, либо намеренно обобщенным; может различаться по своему объекту и предпола­гать либо плановое распределение задач среди подчиненных, либо планирование производственного процесса. Наконец, оно может носить либо индивидуальный характер, либо к нему под­ключаются другие лица, и тогда оно выступает в коллегиальной форме [2, с.540].

В любом случае, однако, план, так же как и цель, формулиру­ется до начала деятельности, или ее отдельных этапов. Он высту­пает поэтому сначала в идеальной форме. Но, в отличие от цели, отражающей представления о будущем результате деятельно­сти, в плане отражаются стратегия и тактика процесса ее осу­ществления. Следовательно, основная функция планирования – это пространственно-временное упорядочивание деятельности, выработка общих ориентиров деятельности и конкретных средств реализации ее целей и подцелей. План – это своеобраз­ный «мост» от принятия решения об общих целях деятельности и ее основных требований к конкретной программе их реализа­ции.

В деятельности руководителя планирование приобретает спе­цифические особенности, связанные с характером ее предмета. Оно перестает быть только планированием индивидуальной дея­тельности самого руководителя; важнейшей становится задача планирования совместной деятельности: план разрабатывается не «для себя» (точнее – не только для себя), а «для других». Планирование становится поэтому и своеобразным метапланированием, выходящим за рамки индивидуальной деятельности руководителя. В психологии, однако, процесс планирования раскрыт, в основном, на материале индивидуальной деятельности. В этом отношении выделяются три основных способа планирования [2, с.542 – 543]:

Элементарный способ планирования – работа «по ориенти­рам». В этом случае действия строятся и соорганизуются по принципу реактивных ответов на внешние события. При этом выраженность самого планирования как разработки идеальной, предварительной схемы деятельности здесь минимальна. Дея­тельность в значительной мере подчинена ходу внешних собы­тий.

Способ планирования более высокого уровня сложности – это «работа по образцам». При этом человек имеет достаточно четкий предварительный, но стандартный (жесткий) план и стремится к его неукоснительному выполнению в установленном порядке. Возникающие «нештатные ситуации», трудные условия могут в этом случае полностью дезорганизовывать деятельность. Такой способ характерен для консервативно-репродуктивного стиля управления.

Наиболее эффективный способ – это плани­рование деятельности с учетом предполагаемых изменений усло­вий, в том числе вероятного возникновения тех или иных собы­тий. В этом случае намечается общая стратегия деятельности без ее чрезмерной детализации, что дает возможность гибкого пере­формулирования, изменения планов в зависимости от изменения условий деятельности.

Основным противоречием процесса планирования и потому главной его трудностью является антагонизм между двумя основ­ными параметрами планов. С одной стороны, чем более деталь­ным будет планирование как процесс и сам план как его про­дукт, тем, при прочих равных условиях, будет выше и эффектив­ность развертывающейся на его основе деятельности. Это требу­ет максимальной детализированности и конкретности планов. Но, с другой стороны, прогностическая информация, на основе которой формулируются планы, является принципиально неоп­ределенной, а потому – неполной, неточной, ненадежной. Сле­довательно, план должен быть достаточно свободным, гибким, допускать возможности его трансформации в случае необходи­мости. Уметь найти оптимальную грань между конкретностью и обобщенностью, жесткостью и гибкостью – главное требование к планированию в управленческой деятельности, одно из важнейших качеств руководителя. В этом отношении нет и не может быть стандартных рецептов; однако в теории управления сформулирован ряд условий эффективного планирования в дея­тельности руководителя. Кратко их суть состоит в следующих положениях.

Во-первых, это способность к быстрой генерации ряда альтернативных планов. Во-вторых, это выработка общей стратегии поведения на основе анализа и сравнения нескольких планов. В-третьих, это наличие в структуре плана как бы двух уровней – стратегического и тактического. Стратегический уровень определя­ет общую направленность действий и должен подвергаться измене­ниям. Тактический уровень, наоборот, не только может, но и должен трансформироваться с учетом меняющейся ситуации. «План, – отмечает Б.М. Теплов, – не может быть чем-то неиз­менным, застывшим, мертвым. Он должен быть в некотором смысле подобен живому организму, каждое мгновение меняюще­муся, обновляющемуся и именно благодаря этому сохраняющему свою жизнеспособность» [19. с.370]. В-четвертых, это сочетание гибко­сти планов на стадии разработки с их твердостью на стадии реали­зации. В-пятых, это способность не только видеть ряд планов, ведущих к выходу из ситуации и являющихся поэтому приемлемыми, но также – к поиску и нахождению лучшего из них.

Содержание процесса планирования имеет в своей основе определенную и закономерную – инвариантную – последователь­ность нескольких основных этапов. Они составляют временную структуру планирования [7, с.93]:



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Основные характеристики и качества составляющие психологический портрет руководителя

    Реферат >> Психология
    ... в управленческой деятельности общих и специалъных способностей. Во-вторых, способности структурируются по основным классам психических процессов ...
  2. Функции и содержание управленческой деятельности учителя-предметника

    Реферат >> Педагогика
    ... предназначена для стимулирования деятельности преподавателя и учащегося. Регулятивно-коррекционная функция определяется ... уровне основная управленческая деятельность осуществляется преподавателем. Четвертый уровень- это уровень реального процесса, на ...
  3. Оптимизация процесса принятия и реализации управленческих решений в организации

    Контрольная работа >> Менеджмент
    ... ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Управленческое решение1 - это результат конкретной управленческой деятельности ... управленческой деятельности, универсален и содержит основные методы, связанные с принятием управленческих ... , регулятивные, постановочные ...
  4. Структурно функциональный анализ организации деятельности персонала отдела

    Дипломная работа >> Менеджмент
    ... определяется через основной процесс, составляющий управленческую деятельность. “Существует применимый к любой организации процесс управления, заключающийся ... и поведения отдельных частей системы (регулятивная часть функции). Если подразделение организации ...
  5. Основные понятия о государстве и праве

    Реферат >> Государство и право
    ... . Основными признаками механизма (аппарата) государства являются: состав – совокупность людей, занимающихся управленческой деятельностью; сложная ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0019011497497559