Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Менеджмент->Реферат
Управление персоналом - отнюдь не новая наука, но вместе с тем в нашей стране ей долгое время не уделялось должного внимания. К сожалению, российский ...полностью>>
Менеджмент->Реферат
Психологический климат как термин появился сравнительно недавно, так как раньше этой стороне управления уделяли мало внимания и рассматривали преимуще...полностью>>
Менеджмент->Курсовая работа
Организационная культура является основой жизненного потенциала организации. Особенности отношений между людьми, устойчивые нормы и принципы жизни и д...полностью>>
Менеджмент->Реферат
Продуктом консультационной деятельности является услуга, оказываемая клиенту. Услуга, как и любой другой продукт, имеет свой жизненный цикл, в котором...полностью>>

Главная > Реферат >Менеджмент

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1.2 Специфика основных регулятивных процессов

в управленческой деятельности

Все рассмотренные выше психологические особенности являются об­щими для класса интегральных (регулятивных) процессов. Вместе с тем каждый из них обладает и определенными специфически­ми особенностями, учет которых также способствует более пол­ному пониманию содержания управленческой деятельности, поэтому рассмотрим далее каждый из них подробно.

2.1.1 Специфика целеобразования в управленческой деятельности

Под целеобразованием понимается процесс формирования цели деятельности и ее конкретизации на подце­ли отдельных действий. Цель является идеальной формой пред­ставления результата деятельности, того, что должно быть получе­но в ее итоге. Эта идеальная форма будущего результата склады­вается у человека до начала осуществления деятельности и в дальнейшем оказывает определяющее влияние на все ее содер­жание. Цель рассматривается в психологии в качестве системообразующего фактора деятельности. Это означает, что именно цель определяет собой компонентный состав деятельности (сово­купность ее действий), систему связей между компонентами (их организацию в пространстве и времени), их временную упоря­доченность – план, а также лежит в основе всех иных аспектов организации деятельности. Цель формируется на основе потреб­ностей и мотивов личности и, в конечном итоге, направлена на их удовлетворение. На основе определения и осознания цели общие мотивы деятельности приобретают характер ее конкрет­ных регуляторов, происходит процесс опредмечивания мотивов [2, с.535 – 536].

В результате соотнесения цели с системой мотивов личности складывается важнейшее психологическое образование – лич­ностный смысл деятельности. Он показывает, что именно представляет собой деятельность для субъекта; какую значимость она для него имеет, в чем сам субъект видит содержание и значение своей деятельности. При одной и той же цели, но при разных мотивах деятельность будет приобретать для субъекта разный личностный смысл. Например, при формально идентичной цели деятельности руководителя – обеспечить максимальную эффек­тивность организации (или конкретнее – максимизацию при­были) его мотивы могут быть различными. Это могут быть так называемые карьеровые мотивы, когда получение максимального результата субъективно рассматривается как средство создания собственного позитивного имиджа, способствующего дальнейше­му продвижению в иерархии управления. Но это могут быть и так называемые внутренние мотивы. Они связаны с тем, что для субъекта большой интерес представляет сам процесс деятельно­сти, ее содержание. В этом случае личностный смысл деятельно­сти для субъекта будет уже совершенно иной. Она будет являть­ся для него не средством реализации более широких – карьеровых устремлений, а обладать самоценностью и удовлетворять его профессиональным мотивам.

В связи с важностью соотношения мотивов и целей, приводя­щих к формированию личностного смысла деятельности, в психо­логии существует понятие вектора мотив-цель. Это как бы «стер­жень», организующий вокруг себя всю систему деятельности. Век­тор мотив-цель выступает в роли своеобразного «стержня», органи­зующего всю систему психических процессов и состояний, которые в эту деятельность включаются. «Динамика перцептивных, мнемических, интеллектуальных и иных психических процессов, а также их взаимоотношения и взаимопереходы в контексте развертывающейся деятельности существенно зависят от основной образующей: вектора мотив-цель. То же можно сказать и о динамике работо­способности и эмоциональных состояний» [10, с. 149]. Личностный смысл окрашивает деятельность в субъективные тона и определяет ее значимость для человека. Вектор мотив-цель выступает основ­ным структурообразующим механизмом деятельности и определя­ет собой ее «технологию» – сам процесс достижения постав­ленных субъектом целей.

Существует три основные формы субъективных целей: цель-образ, цель-результат и цель-уровень достижений. Цель-образ – это идеальное представление будущего результата деятельности, образ этого результата, складывающийся до начала деятельности. Это – своего рода «мысленная картинка» того продукта, который должен быть получен в конце деятельности. Например, реализуя деятельность по подбору кадров, руководитель формирует некоторый образ «идеального» (или нормативного) исполнителя для той или иной должности, включающий ряд основных требований к нему, его параметров (личностных и профессиональных качеств). Этот образ и будет в конечном итоге определять критерии отбора того или иного кандидата.

Однако не всегда цель может быть сформулирована в этом виде. Не менее, а, пожалуй, более распространенной является форма цели-результата. Например, типичной целью руководителя является следующая ее формулировка: «выполнить плановое задание». Здесь цель невозможно представить в виде какого-либо наглядного или мысленного образа. Она предстает как совокупность некоторых, в том числе количественно выраженных и словесно представленных требований к параметрам деятельности («обеспечить выпуск такого-то количества продукции, в такие сроки и с такими-то параметрами и издержками»). Цель-образ и цель-результат могут различаться для субъекта тем, какой уровень качественных показателей деятельности он считает приемлемым; иными словами – какую «планку» будущего результата он устанавливает для себя до начала деятельности. Например, одна и та же цель-результат «сдать экзамен» – для каждого студента конкретизируется в различном субъективно ожидаемом и планируемом уровне – в той или иной оценке. Поэтому конкретное значение цели – уровня достижений также существенно влияет на сам процесс деятельности – подготовку к экзамену.

В любой своей форме цель складывается до начала деятельности, а затем удерживается памятью, в процессе деятельности регулирует и направляет ее. Идеальный образ, представление будущего результата является регулятором деятельности. В этом плане в психологии установлен основной и достаточно своеобразный механизм действия целей. Процесс деятельности регулируется идеальным представлением о результатах, т.е. определяется тем, чего еще нет, но что должно быть получено в итоге деятельности. Иначе говоря, «причина» (сама деятельность) и «следствие» (ее результат, представленный в идеальной форме) как бы меняются местами: сначала есть цель как образ результа­та, а затем и на ее основе развертывается сама деятельность. Такой тип соотношения причины и следствия – тип организации какого-либо процесса (в данном случае – деятельности) полу­чил название «детерминации по цели», или целевого детерми­низма [10, с.151 – 152].

Важнейшим свойством целей деятельности является, далее, то, что в своей деятельности субъект преследует обычно не одну, а множество различных целей. В связи с этим возникает необхо­димость соорганизации различных целей. Это происходит на основе упорядочивания целей по их объективной и субъективной значимости – приоритетности. Более того, даже в том случае, когда речь идет о какой-либо одной цели, одном виде деятель­ности, общая цель всегда конкретизируется и детализируется в совокупности подцелей различных порядков соподчинения. Общая и конкретные цели выстраиваются в определенную иерархию, предстают в качестве «дерева целей», в котором они должны быть увязаны и взаимосогласованы. Иерархичность сис­темы целей – важное условие придания целостности, организованности всей деятельности, поведению. Цели различных уров­ней в идеале должны не противоречить друг другу, а «работать друг на друга». Аналогичный механизм описан в теории управле­ния и получил название принципа «взаимоподдерживающих целей» [10, с.157].

Ключевым моментом процесса целеобразования является сам механизм возникновения – порождения целей. Его обозначают как механизм генерации субъективных целей. В настоящее время выделяются несколько основных способов генерации целей. Во-первых, цель может формироваться на основе осозна­ния мотива и нахождения того объекта, который позволит реа­лизовать этот мотив. Например, материальные мотивы могут быть удовлетворены через получение вознаграждения за выпол­нение той или иной работы. Субъект выбирает ту из них, кото­рая, по его мнению, наилучшим образом (и с допустимыми затратами сил) позволит их удовлетворить. Формируется цель – выполнить ту или иную работу для реализации имеющихся мо­тивов материального плана.

Во-вторых, новые цели могут порождаться и в результате того, что первоначально сформулированная цель по каким-либо причинам оказывается невыполнимой и требуется ее переформу­лирование или вообще – постановка совершенно иной цели.

В-третьих, цели могут генерироваться и посредством выбора субъектом той или иной из них среди некоторого заданного альтернативного их множества. Существует два основных типа задания целей (в том числе и целей в управленческой деятельности):

1. Способ нормативного задания целей, когда они уже в готовом виде «доводятся» до исполнителя (или предписываются вышестоящими инстанциями руководителю). Этот способ обозначается как механизм «принудительного» целеобразования.

2. Цели могут генерироваться и ненормативно, а являться продуктом активности, инициативы самого человека. В этом случае имеет место явление «добровольных» целей.

Существует и еще один – производный от двух основных способ (комбинированное целеобразование). Нормативно задаваемая цель рассматривается субъектом не только как необходимость, а личностно принимается им как обоснованная, справедливая и приобретает характеристики «добровольной» цели. В психологических исследованиях доказано, что «добровольные» цели характеризуются значительно большей эффективностью и продуктивностью деятельности [10, с.182]. На «втором месте» стоят комбинированные цели. «Принудительные», навязанные цели наиме­нее конструктивны. Данная закономерность лежит в основе ряда требований к руководителю, осуществляющему формулировку целей перед подчиненными. В частности, необходимо предоставлять им возможно большую свободу в формулировке целей; воз­можно более широко и действенно привлекать их к самому процессу формулировки и утверждения целей (а не только к их реализации).

Важным является и требование, согласно которому цель должна быть не только понята подчиненными как необходимая, но и принята ими как субъективно значимая. Все эти и другие требования вытекают, таким образом, из фундаменталь­ного психологического феномена – коренного различия «своих» и «чужих» целей, разной эффективности деятельности при добровольном и принудительном целеобразовании. Истинное ис­кусство и профессионализм руководителя состоят в том, чтобы уметь трансформировать изначально «чужие» для исполнителей цели (предлагаемые руководителем) в «свои» для них – т.е. не только понимаемые, но и принимаемые ими. Лишь в этом случае цели обретают действенность и динамическую силу, а деятельность по их достижению становится эффективной [2, с.537].

1.2.2 Специфика прогнозирования и принятия решения



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Основные характеристики и качества составляющие психологический портрет руководителя

    Реферат >> Психология
    ... в управленческой деятельности общих и специалъных способностей. Во-вторых, способности структурируются по основным классам психических процессов ...
  2. Функции и содержание управленческой деятельности учителя-предметника

    Реферат >> Педагогика
    ... предназначена для стимулирования деятельности преподавателя и учащегося. Регулятивно-коррекционная функция определяется ... уровне основная управленческая деятельность осуществляется преподавателем. Четвертый уровень- это уровень реального процесса, на ...
  3. Оптимизация процесса принятия и реализации управленческих решений в организации

    Контрольная работа >> Менеджмент
    ... ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Управленческое решение1 - это результат конкретной управленческой деятельности ... управленческой деятельности, универсален и содержит основные методы, связанные с принятием управленческих ... , регулятивные, постановочные ...
  4. Структурно функциональный анализ организации деятельности персонала отдела

    Дипломная работа >> Менеджмент
    ... определяется через основной процесс, составляющий управленческую деятельность. “Существует применимый к любой организации процесс управления, заключающийся ... и поведения отдельных частей системы (регулятивная часть функции). Если подразделение организации ...
  5. Основные понятия о государстве и праве

    Реферат >> Государство и право
    ... . Основными признаками механизма (аппарата) государства являются: состав – совокупность людей, занимающихся управленческой деятельностью; сложная ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0014469623565674