Поиск
Рекомендуем ознакомиться
Главная > Реферат >Социология
Последипломное обучение и переобучение специалистов образовательных учреждений по программам оказания первичной профилактической помощи.
В каждом регионе на постоянной основе проводятся обучающие семинары для учителей, школьных психологов, социальных педагогов образовательных учреждений, социальных работников по предупреждению злоупотребления наркотическими средствами в детско-подростковой среде. Программы большинства семинаров имеют практическую направленность, обучают навыкам первичной оценки токсико-наркотического опьянения, психологическим основам разьединения асоциальных групп, в которых практикуется прием наркотиков, навыкам противодействия агрессивному поведению детей, средствам восстановления школьного статуса ребенка, бросившего употреблять психоактивные вещества.
Проведение мониторинга распространенности употребления психоактивных веществ в детско-подростковой среде.
Во многих регионах осознана необходимость мониторинга для планомерного развития первичной профилактической работы. Например, в Самарской области Комитетом по делам молодежи регулярно проводится социологический анализ состояния проблемы наркомании в области. В других регионах подобная работа проводится на основе разовых социологических опросов в школах, что в виде единичных срезов дает обобщенную характеристику уровня распространенности употребления наркотиков и отношения детей и подростков к этой проблеме. Следует отметить недостаточную методологическую разработку основ проведения этих опросов, отсутствие нормативной базы для проведения мониторинга на постоянной основе и малую значимость результатов единичных, малосовместимых друг с другом опросов, проводимых по разным методикам.
Разработка концепции первичной профилактики наркоманий в образовательной среде.
Разработка концепции осуществляется по инициативе Министерства образования научной группой специалистов с обсуждением ее ключевых положений с соответствующими управлениями Минтруда, Минздрава России, Госкомпечати России, заинтересованными общественными организациями. Одновременно Министерство проводит конкурсы авторских программ антинаркотического воспитания и профилактической помощи детям и подросткам. При этом особое внимание уделяется авторским программам, в которых развиваются методические приемы и средства для обеспечения перехода в антинаркотическом воспитании от установок на информирование детей о негативных последствиях курения, алкоголизации, наркотизации к психолого-педагогическим технологиям формирования у детей активной психологической защиты от употребления ПАВ.
Разработка законодательных предложений и нормативных актов, регулирующих развитие первичной антинаркотической профилактической деятельности.
С позиций концепции первичной антинаркотической профилактической помощи медико-социальная реабилитация при алкоголизме и наркомании должна учитывать особый возрастной, психологический и социально-правовой статус несовершеннолетнего, определяющий специфику реабилитационного процесса для детей и подростков.
Эта специфика заключается в том, что в ней, во- первых, больший объем должны занимать меры профилактической помощи для детей и подростков с зависимостью от психоактивных веществ и с первых проявлений зависимости оказание профилактической помощи должно сочетаться с социально-психологической и медицинской реабилитацией.
Во - вторых, в объеме реабилитационных мер для несовершеннолетних ведущее значение должны получить различные формы общеобразовательного обучения (компенсирующее, коррекционно-развивающее, дополнительное) и профессионального обучения, а не только трудотерапия как это предусматривается в Центрах медико-социальной реабилитации.
В - третьих, реабилитационные меры должны носить дифференцированный характер с учетом различия групп несовершеннолетних, нуждающихся в медико-социальной помощи: дети и подростки с зависимостью от психоактивных веществ без стойких нарушений поведения асоциального характера; несовершеннолетние с зависимостью от психоактивных веществ и девиантным поведением; несовершеннолетние, страдающие алкоголизмом и наркоманией и совершившие преступления.
Профилактическая деятельность в семье.
Жизненно необходимой средой жизнеобитания и жизнедеятельности для подростка несомненно является семья. В самом общем виде мы должны сформулировать такие исходные понятия как здоровая (функциональная) семья, конфликтная (дисфункциональная) семья, асоциальная семья с наркологическими проблемами и противоправным поведением членов семьи, распавшаяся семья.
Для здоровой семьи характерна сильная родительская позиция с ясными семейными правилами; гибкие, открытые взаимоотношения между младшими и взрослыми членами семьи с четкими "образцами" отношений и поведения; сохранные, эмоционально теплые связи между поколениями, которые составляют основу "семейной памяти".
Для конфликтной (дисфункциональной) семьи типичны "запутанные отношения" между членами семьи, например, семья с мужчиной-отцом (отчимом) на периферии семейного поля; семья с разъединенными, конфликтно сосуществующими родителями; семья с хронической неприязнью между отдельными членами семьи, старшим и средним поколениями, между родственниками по материнской и отцовской линиям.
- общение между ними находится на низком уровне, в нем отсутствуют забота, юмор, радость от общения;
- в семейных отношениях доминируют разъединение, неприязнь, взаимное перекладывание вины;
- определяющим является активное нежелание членов семьи обсуждать проблемы семьи с кем-либо из окружающих; с этим связано избегание различных форм поддержки семьи со стороны служб социальной защиты, профилактики, родительских объединений;
- по отношению к нарастающим семейным проблемам легко возникают состояниями тревоги и паники; постоянно проявляется тенденция разрешать возникающие проблемы на аффективном уровне.
Для асоциальной семьи с наркологическими проблемами и противоправным поведением членов семьи характерны:
- сочетание затяжных, конфликтных внутрисемейных отношений с криминологической и наркологической отягощенностью;
- нарастающая социальная изоляция с выключением семьи из доверительных или поддерживающих отношений с другими семьями в доме, микрорайоне.
Для распавшейся семьи характерно сочетание "разъединенных" отношений с включенностью в застывшие, уходящие в прошлое, конфликты, стойкая неприязнь отношений. Достаточно часто такая ситуация утяжеляется тем, что члены "распавшейся семьи" вынуждены по прежнему проживать совместно, что усугубляет конфликтность отношений, делает их патологически зависимыми.
Заключение.
В процессе работы система социального обслуживания молодежи была рассмотрена с разных сторон. Было установлено, что система социального обслуживания молодежи играет наиважнейшую роль в современном Российском государстве. Ведь молодежь занимает важное место в общественных отношениях, производстве материальных и духовных благ.
Однако ее положение в обществе и степень ее участия в созидательной деятельности напрямую зависят от действий общества и государства. В настоящее время общество и государство еще не до конца преодолело потребительское отношение к молодежи, что в свою очередь сформировало иждивенческую позицию молодого поколения. Сегодня только формируется субъектность молодежи, основанная на принципе «что я сделал для своей страны, а не что страна сделала для меня». Этот принцип требует соответствующих подходов со стороны государства и общества, создания новой системы молодежной работы.
Проведенный анализ литературных источников, связанных с темой «Формирование и развитие системы социального обслуживания молодежи» позволил выяснить, что изучению проблемы общения уделено большое время по сей день, так как благодаря социальному обслуживанию должно проводиться становление молодежи.
Задача общества и государства сегодня – оказывать всемерную поддержку молодежным общественным объединениям, которые направляют активность молодежи в сторону общественных интересов и интересов государственного развития. Государственная молодежная политика в сфере организации и обеспечения досуга молодежи должна формировать идеологию позитивных форм молодежного и детского досуга, здорового образа жизни.
Для координации и выработки основных направлений молодежной работы необходимо совершенствовать структуру управления молодежной работой от федерального до муниципального уровня. Молодежная работа должна осуществляться в субъектах Российской Федерации вариативно, с учетом специфики регионов и местных условий, но при безусловном соблюдении базовых федеральных стандартов. Молодым людям во всех субъектах Российской Федерации должно быть гарантировано участие в общественном и государственном строительстве, защита их прав и законных интересов.
Ситуация на молодежном рынке труда является достаточно напряженной. Государственная политика в этом направлении должна осуществляться четко. Нельзя допустить, чтобы прекратились воспроизводство и поддержка интеллектуального потенциала общества и началась массовая безработица среди молодежи.
В современной молодежи заложен прообраз российского будущего. В каком направлении пойдет дальнейшее развитие России – это будет зависеть не только от успешного хода социально-экономических реформ, но и от настроя на активное участие в них российской молодежи.
В ходе выполнения курсовой работы пришлось столкнуться с некоторыми проблемами. Одной из которых оказались различные взгляды специалистов на систему социального обслуживания молодежи и на пути ее дальнейшего развития, но не смотря на это главные задачи курсовой работы были также решены, а именно:
Изучены теоретические аспекты социальной работы и выявлены основные направления социальной работы с молодежью;
Проанализирована структура и механизмы системы социального обслуживания молодежи;
1. Первичная профилактика является наиболее массовой, неспецифической, использующей преимущественно педагогические, психологические и социальные влияния. Ее воздействия направлены на общую популяцию подростков.
Главная цель вторичной профилактики — изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения.
Третичная профилактика наркомании и алкоголизма направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшение вероятности рецидива заболевания. Другое направление третичной профилактики — снижение вреда от употребления наркотиков у тех, кто еще не готов полностью отказаться от них.
2. Формирование зависимости от наркотиков и алкоголя, как и других психосоциальных расстройств, связано с факторами риска и устойчивости, которые включают индивидуальные, генетические, личностные и средовые влияния, а также индивидуальные варианты взаимодействия между ними. Поэтому превентивные и лечебные воздействия, основанные на одновременном ослаблении риска развития зависимости от наркотиков и алкоголя и увеличении потенциала устойчивости в определенных условиях среды, намного эффективнее, чем превентивные воздействия, основанные только на уменьшении факторов риска.
3. Все стороны, заинтересованные в решении проблемы профилактики алкоголизма, ощущают потребность в конкретных законодательных актах, четко регламентирующих такую деятельность. Современное развитие законодательной базы характеризуется тем, что место профилактики среди других юридических понятий не определено, т.е. правовое поле профилактики не разработано и законодательное обеспечение государственной системы первичной профилактики практически отсутствует.
Список литературы.
Вишневский Ю.Р., Ковалева А.И., Луков В.А., Ручкин Б.А., Шапко В.Т. Практикум по социологии молодежи. М. 2000.
Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год /Министерство образования Российской Федерации. М., 2003.
Социология молодежи: Учебное пособие / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2001.
Молодежь: тенденции социальных изменений. Сб. статей. /Научный ред. В.Т. Лисовский. СПб., 2000.
Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения// СОЦИС. 2000.№3.
Полутин С. В. Молодежь в системе социального воспроизводства. Социологический анализ. Саранск, 2000.
Социальные проблемы молодежи. Социологические очерки. /Научные редакторы В.Т. Лисовский и О.К. Крокинская. СПб., 1995.
Александрова О.Н. Психология социальной работы / О.Н. Александрова. – СПб.: Питер, 2002. – 447 с.
Басов, Н.Ф. Основы социальной работы / Н.Ф. Басов. – М.: Москвич 2005. – 120 с.
Григорьев, С.И. Социальная работа с молодежью / C. И. Григорьев. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 375 с.
Иваненков, С.П. Проблема социализации современной молодежи /
Иванов, В.Н. Социальные технологии / В.Н. Иванов – М.: Муниципальный мир, 2004. – 169 с.
Камалдинова, Э.И. Молодежь как объект и субъект социальной деятельности /Э.И. Камалдинова. – М.: Академия 2002. – 216 с.
Колков, В.В. Системный подход в социальной работе: Методологический семинар / В.В. Колков. – М.: Институт социальной работы, 2004. – 278 с.
Лазарев А.Д. Социология молодежи / А.Д. Лазарев. – Кемерово: КузГТУ, 2006. – 283 с.
Лисовский, В.Т. Социальная защита молодежи / В.Т. Лисовский. – М.: Инфра, 2007. – 114 с.
Лучанкин, А.И. Социально-клубная работа с молодежью: Проблемы и подходы / А.И. Лучанкин. – Екатеринбург: Университетское, 2007. – 180 с.
Мачюльская, Е.Е. Право социального обеспечения / Е.Е. Мачюльская – М.: Москва, 2004. – 362 с.
Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы / П.Д. Павленок. – М.: Дашков и Ко, 2005. – 283 с.
Ракитин, Д.Е. Социальная работа с молодёжью: опыт, проблемы, перспективы / Д.Е. Ракитин – Тула, ИНФРА, 2001. – 219 с.
Фирсов, М.В. Теория социальной работы / М.В. Фирсов – М.: Академический Проект, 2005. – 312 с.
Холостова, Е.И. Социальная работа: теория и практика / Е.И. Холостова. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 328 с.
Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А.П. Чернявская. – М.: Академия, 2001. – 316 с.
Басов Н.Ф. Основы социальной работы. М., 2005;
Григорьев С.И. Социальная работа с молодежью. М., 2003;
Камалдинова Э.И. Молодежь как объект и субъект социальной деятельности. М., 2002;
Колков В.В. Системный подход в социальной работе. М., 2004;
Лисовский В.Т. Социальная защита молодежи. М., 2004;
Похожие страницы:
Социальная работа среди безработных и технология поиска работы
Реферат >> Социология... проблем, таких как алкоголизм, наркомания, разводы, ... задачи, связанные с технологией социальной работы с подростками: Во-первых ... себя кроме специализированных органов профилактики, социального контроля и защиты, ... как отражение вашей сущности. Обувь всегда ...Технологии медико-социальной работы с лицами страдающими алкоголизмом
Курсовая работа >> Социология... сущность и понятие медико - социальной работы; 3. Рассмотреть технологии социальной работы с лицами, злоупотребляющими алкоголем и выявить основные направления первичной профилактики алкоголизма ...Технологии социальной работы с дезадаптированными детьми
Реферат >> Социология... социальной работы с несовершеннолетними в учреждениях социальной реабилитации в России………………………………………………30 Технологии социальной работы с дезадаптированными детьми в условиях социально ... профилактику школьной и социальной дезадаптации. Глубокую социально- ...Технология социальной работы в профилактике и коррекции девиантного поведения
Реферат >> Психология... ___________6 2. Технология социальной работы в профилактике и коррекции ... о сущности категории «норма» (социальная норма) ... социальной работы важно выявить причины девиантного поведения лиц, страдающих различными формами социальной патологии (алкоголизм ...Технологии социальной работы с наркозависимыми людьми
Курсовая работа >> Социология... ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НАРКОЗАВИСИМЫМИ 2.1 Профилактика наркотизма наркомания наркозависимый социальная ... патологии – алкоголизм и токсикомании. ... 6. Готчина, Л.В. Понятие и сущность социальной профилактики наркотизма и наркозависимости в молодежной ...