Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Социология->Реферат
Процесс осмысления общества, общественной жизни начинается у истоков человеческой истории. Общество становится объектом анализа людей даже прежде само...полностью>>
Социология->Реферат
В словарном составе языка отражаются связи одного народа с другими в разные периоды его истории, так как развитие лексики происходит и за счет заимств...полностью>>
Социология->Реферат
Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологи, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. Каждая наука из...полностью>>
Социология->Контрольная работа
В условиях административно-командной системы реклама была не нужна и бесполезна потребителю - ассортимент товаров определялся государством, и количест...полностью>>

Главная > Реферат >Социология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АЛКОГОЛИЗМА.

С конца XIX — начала XX века вопросы лечения и профилактики алкоголизма все чаще становились предметом дискуссий медицинской общественности, прогрессивной части русского общества. Осознавалась потребность в эффективных средствах лечения алкоголизма, поскольку стала очевидной бесполезность борьбы с ним при помощи настоя лягушек, сырого мяса, вегетарианства, настоя красной хины, ореха кола, примешивания алкоголя ко всем блюдам, турецких бань и прочих подобных «лекарств».

Русские врачи при лечении алкоголизма стали широко использовать гипнотерапию. В то же время приводились многочисленные данные о ее малой эффективности. Ф. Е. Рыбаков, основываясь на своих наблюдениях, писал в 1898 г., что «прочное излечение при помощи гипноза получается, по-видимому, довольно редко» и возвраты к злоупотреблению алкоголем «сравнительно часты». Со временем слава гипноза как терапевтической методики блекла, применение сужалось, уступая место «рациональной психотерапии».

Значительное влияние на лечение больных алкоголизмом оказали взгляды ведущих отечественных психиатров и наркологов.

Начиная с 1912 г. В. М. Бехтеревым разрабатывалась система коллективной психотерапии больных алкоголизмом. Три основных элемента этого метода:

1)убеждение больных в процессе психотерапевтической беседы в пагубности употребления алкоголя и необходимости полностью отказаться от него;

2)гипнотическое внушение;

3)обучение элементам самовнушения, самоутверждения.

Одним из важнейших элементов разработанной «триады В. М. Бехтерева» является опосредованное влияние больных друг на друга. Применение этого элемента было расширено последователями В. М. Бехтерева.

В дальнейшем усовершенствовалась и методика коллективной психотерапии. Беседы проводились в большей мере, с ориентацией на взаимовоздействие между больными, для чего на занятия приглашались больные, длительно воздерживающиеся от употребления алкоголя. Количество бесед увеличивалось до 12—15. Расширялась их тематика, включавшая обсуждение сущности алкоголизма и его последствий, причины и условия, способствующие его развитию, освещалась роль особенностей личности в происхождении алкоголизма.

В целях предупреждения злоупотребления алкоголем и профилактики употребления наркотиков важно проводить профилактические мероприятия.

Профилактика зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ может быть первичной, вторичной и третичной. Рассмотрим каждую из них.

Первичная профилактика наркомании и алкоголизма имеет целью предотвратить возникновение нарушения или болезни, предупредить негативные исходы и усилить позитивные результаты развития индивида. Это может быть достигнуто несколькими путями:

а) развитие и усиление мотивации на позитивные изменения в собственном жизненном стиле индивида и в среде, с которой он взаимодействует;

б) направление процесса осознания индивидом себя, поведенческих, когнитивных и эмоциональных проявлений своей личности, окружающей его среды;

в) усиление адаптационных факторов или факторов стрессорезистентности, ресурсов личности и среды, понижающих восприимчивость к болезни;

г) воздействие на факторы риска наркотизации с целью их уменьшения;

д) развитие процесса самоуправления индивидом своей жизнью (управление самоосознанием, поведением, изменением, развитием);

е) развитие социально-поддерживающего процесса.

Первичная профилактика алкоголизма проводится посредством нескольких стратегий.

Первая стратегия — информирование населения о психоактивных веществах (их видах и воздействии на организм, психику и поведение человека) и формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие.

Вторая стратегия — формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение.

Третья стратегия — развитие протективных факторов здорового социально эффективного поведения.

Четвертая стратегия — развитие навыков разрешения проблем, поиска социальной поддержки, отказа от предлагаемого психоактивного вещества.

В приведенных выше стратегиях используются специальные технологии.

Социальные и педагогические технологии первичной профилактики:

— воздействие средств массовой информации;

— антинаркотическое обучение;

— использование альтернативных употреблению наркотиков программ детско-подростковой и молодежной активности;

— создание социально-поддерживающих систем (социальные службы, клубы, молодежные организации и т.д.);

— проведение антинаркотических мотивационных акций;

- организация деятельности социальных работников и волонтеров;

- деятельность системы ювенальной юстиции.

Психологические технологии первичной профилактики:

- развитие личностных ресурсов;

- формирование социальной и персональной компетентности;

- развитие адаптивных стратегий поведения;

- формирование функциональной семьи.

Главная цель вторичной профилактики — изменение дезадаптивных и псевдоадаптивных моделей поведения риска на более адаптивную модель здорового поведения.

Вторичная профилактика алкоголизма и наркомании осуществляется с применением различных стратегий.

Первая стратегия — формирование мотивации на изменение поведения.

Вторая стратегия — изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные.

Третья стратегия — формирование и развитие социально-поддерживающей сети.

В этих стратегиях используются специальные технологии.

Социальные и педагогические технологии:

— формирование мотивации на полное прекращение употребления наркотиков, если оно имеет место;

— формирование мотивации на изменение поведения;

— развитие проблем - преодолевающего поведения;

Психологические технологии:

— преодоление барьеров осознания эмоциональных состояний

— осознание формирующейся зависимости от наркотика как проблемы личности;

— развитие эмоциональных, когнитивных и поведенческих стратегий проблем - преодолевающего поведения (стратегии разрешения проблем, поиска и принятия социальной поддержки, распознавание и модификация стратегии избегания);

— анализ, осознание и развитие личностных и средовых ресурсов преодоления проблемы формирующейся зависимости от психоактивных веществ.

Третичная профилактика наркомании и алкоголизма направлена на восстановление личности и ее эффективного функционирования в социальной среде после соответствующего лечения, уменьшение вероятности рецидива заболевания. Другое направление третичной профилактики — снижение вреда от употребления наркотиков у тех, кто еще не готов полностью отказаться от них.

Третичная профилактика алкоголизма и наркомании осуществляется с применением нескольких стратегий.

Первая стратегия — формирование мотивации на изменение поведения, включение в лечение, прекращение употребле­ния алкоголя, наркотиков или других психоактивных веществ.

Вторая стратегия — изменение зависимых, дезадаптивных форм поведения на адаптивные.

Третья стратегия — осознание ценностей личности.

Четвертая стратегия — изменение жизненного стиля.

Пятая стратегия — развитие коммуникативной и социальной компетентности, личностных ресурсов и адаптивных копинг-навыков.

Шестая стратегия — формирование и развитие социаль­но-поддерживающей сети.

В этих стратегиях используются различные технологии.

Социальные и педагогические технологии:

- формирование социально-поддерживающей и развивающей среды;

- формирование мотивации на изменение поведения, прекращение употребления психоактивных веществ и постоянное под­держание процесса продвижения к здоровью;

- развитие навыков копинг-поведения, социальной компетентности, преодоления искушения наркотизации или алкоголизации;

- формирование социально-поддерживающего поведения и стратегии поиска социальной поддержки в социально-поддерживающих сетях.

Психологические технологии:

- осознание личностных, экзистенциальных, духовных и нравственных ценностей;

- осознание личных целей и путей их достижения;

-осознание влечения и зависимости;

- формирование копинг-стратегий преодоления влечения и зависимости;

- изменение жизненного стиля в целом;

- развитие коммуникативной и социальной компетентности;

- развитие когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер;

-развитие личностных ресурсов совладания с зависимостью.

Все виды профилактической деятельности, реализуемые в об­ществе, разделяются на ряд направлений:

— профилактика в учебных заведениях (школьные программы);

— профилактика, основанная в семье (семейные и родительские программы);

— профилактика в организованных общественных группах на­селения;

— профилактика с помощью средств массовой информации;

— профилактика, направленная на группы риска в учебных заведениях и вне их;

— систематическая подготовка специалистов в области профилактики;

— мотивационная профилактическая работа;

— профилактика рецидивов;

— терапия социальной средой;

— профилактика последствий, связанных с употреблением психоактивных веществ.

В соответствии с этими стратегиями строятся профилактические программы.

Пропаганда здорового образа жизни через образовательную деятельность.

Во всех регионах в рамках учебных курсов ОБЖ - Основы безопасности жизнедеятельности, - валеологии, а также биологии, химии и других предметов педагоги регулярно обсуждают с учащимися проблемы профилактики наркомании. Общим недостатком этого подхода является широкая представленность в учебных программах медицинских аспектов наркоманий и недостаточная разработка методических основ формирования ценностей здорового образа жизни.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Социальная работа среди безработных и технология поиска работы

    Реферат >> Социология
    ... проблем, таких как алкоголизм, наркомания, разводы, ... задачи, связанные с технологией социальной работы с подростками: Во-первых ... себя кроме специализированных органов профилактики, социального контроля и защиты, ... как отражение вашей сущности. Обувь всегда ...
  2. Технологии медико-социальной работы с лицами страдающими алкоголизмом

    Курсовая работа >> Социология
    ... сущность и понятие медико - социальной работы; 3. Рассмотреть технологии социальной работы с лицами, злоупотребляющими алкоголем и выявить основные направления первичной профилактики алкоголизма ...
  3. Технологии социальной работы с дезадаптированными детьми

    Реферат >> Социология
    ... социальной работы с несовершеннолетними в учреждениях социальной реабилитации в России………………………………………………30 Технологии социальной работы с дезадаптированными детьми в условиях социально ... профилактику школьной и социальной дезадаптации. Глубокую социально- ...
  4. Технология социальной работы в профилактике и коррекции девиантного поведения

    Реферат >> Психология
    ... ___________6 2. Технология социальной работы в профилактике и коррекции ... о сущности категории «норма» (социальная норма) ... социальной работы важно выявить причины девиантного поведения лиц, страдающих различными формами социальной патологии (алкоголизм ...
  5. Технологии социальной работы с наркозависимыми людьми

    Курсовая работа >> Социология
    ... ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НАРКОЗАВИСИМЫМИ 2.1 Профилактика наркотизма наркомания наркозависимый социальная ... патологии – алкоголизм и токсикомании. ... 6. Готчина, Л.В. Понятие и сущность социальной профилактики наркотизма и наркозависимости в молодежной ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0017900466918945