Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Педагогика->Дипломная работа
Актуальність проблеми дослідження. Основним напрямом в роботі сучасної школи є подальше вдосконалення навчально-виховного процесу, а в цьому вдосконал...полностью>>
Педагогика->Реферат
Семінарські заняття отримали свою назву від лат. seminarium, що означає розсадник. Вони проводились у давньогрецьких і римських школах як поєднання ди...полностью>>
Педагогика->Курсовая работа
Актуальність. Хімічна промисловість має дуже складну галузеву структуру, що охоплює близько 200 взаємопов'язаних виробництв з великою номенклатурою пр...полностью>>
Педагогика->Дипломная работа
В жизни каждого человека постоянно возникает большое количество таких ситуаций, которые связаны с числами и требуют выполнения арифметических действий...полностью>>

Главная > Реферат >Педагогика

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Методы контроля и диагностики эффективности УПД, социального и психического развития учащихся:

  • наблюдение за УПД учащихся,

  • устный опрос,

  • письменный опрос,

  • контрольная работа,

  • проверка домашней работы,

  • тестирование.

    Каждый метод обучения любой группы имеет свою конкретную сущность, сферу применения, приемы обучающего взаимодействия. Раскроем суть некоторых методов обучения, которые более широко используются в различных классификациях.

    Рассказ представляет собой монологическую форму устного повествовательно-сообщающего изложения учебного материала педагогом или учащимися. В рассказе акцентируется внимание обучающихся на конкретных фактах, их взаимосвязи, что мобилизует слуховое восприятие и воображение школьника. В процессе рассказа происходит не только усвоение учащимися фактов, но и обучение их умению последовательно излагать материал. Рассказ используется при изучении тех предметов, в содержании которых преобладает фактический материал описательного характера, требующий образности и последовательности изложения. Повествование о жизни писателя, об исторических событиях, описание природных явлений - все это обеспечивает глубокое и четкое восприятие фактов. Эффективность рассказа как метода предполагает повышение познавательного интереса учащихся, их мотивации к учению. Этому способствуют содержательные и риторические вопросы педагога, обращенные к опыту учащихся, использование образных сравнений, документов и отрывков из художественных произведений. Развивающий смысл рассказа заключается в том, что он приводит в состояние активности психические процессы представления, памяти, мышления, воображения, эмоциональных переживаний учащихся. Воспитательный результат проявляется в формировании устойчивого внимания, любознательности, интереса. Рассказ может быть использован в работе с учащимися любого возраста и на всех этапах школьного обучения. Но наибольший обучающе-развивающий эффект он дает в обучении младших школьников, накапливающих материал и склонных к образному мышлению.

    К рассказу как методу изложения новых знаний предъявляется ряд педагогических требований: рассказ должен

    • обеспечивать ценностную и культурологическую направленность содержания обучения;

    • содержать только достоверные и научно проверенные факты;

    • включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;

    • иметь четкую логику изложения;

    • быть эмоциональным;

    • излагаться простым и доступным языком.

    По целям выделяется несколько видов рассказа:

    • рассказ-выступление, обеспечивающий подготовку учащихся к изучению нового материала,

    • рассказ-повествование, который служит последовательному, систематизированному, доходчивому и эмоциональному изложению учебного материала,

    • рассказ-заключение, который заключает определенный этап обучения.

    Объяснение учителя и учащихся – также монологическая форма устного изложения учебного материала, обеспечивающая выявление сущности изучаемого события или явления, его места в системе связей с другими событиями или явлениями. Его функция заключается в раскрытии с помощью логических приемов, убедительной аргументации и доказательств существенных свойств изучаемого предмета, научной сути законов, правил, теорем. Поэтому к объяснению прибегают чаще всего при изучении теоретического материала различных наук, решении различных физических, математических задач, теорем; при раскрытии закономерностей, конкретных причин и следствий в изучаемых явлениях природы и общественной жизни. Использование метода объяснения требует логически четкого и точного формулирования задачи, сути проблемы, вопроса; последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств; использования анализа, сравнения, сопоставления, обобщения с привлечением ярких примеров; четкой Обучающе-познавательный результат объяснения проявляется в глубоком и ясном понимании учащимися сути явления, его закономерных связей и зависимостей. Развивающий результат объяснения выражается в активизации мыслительных процессов, формировании у обучаемых умения выявления главного и существенного. Воспитательное значение метода заключается в развитии стремления докопаться до истины, выделять в изучаемом материале главное. Объяснение как метод обучения широко используется в работе с учащимися всех возрастных групп.

    Беседа педагога с обучаемыми – диалогическая форма изложения учебного материала, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к рассуждению и анализу изучаемых предметов, самостоятельному формулированию выводов и обобщений. Она предполагает наличие у учащихся определенного запаса знаний, необходимых для компетентного участия в обсуждении вопроса. Педагогическая функция беседы состоит в том, чтобы использовать знания и личный опыт учащихся в целях активизации их познавательной деятельности, вовлечения в активный мыслительный поиск, самостоятельное формулирование выводов и обобщений. Беседа требует продуманности и четкости в постановке вопроса. Опытные педагоги включают элементы беседы в рассказ или объяснение. С помощью диалога осуществляется и проблемное обучение: постановка задачи, уточнение понимания ее сути и подведение учащихся к самостоятельным выводам. Развивающий эффект беседы проявляется в формировании у учащихся умений четко и быстро мыслить, анализировать и обобщать, ставить точные вопросы, кратко говорить и ясно выражать свою мысль. Беседа как метод обучающего взаимодействия учителя с учениками не имеет возрастных ограничений. Дело лишь в различии содержания и глубине обсуждения проблем. Беседа наиболее эффективна для:

    • подготовки учащихся к работе на уроке;

    • ознакомления их с новым материалом;

    • систематизации и закрепления знаний;

    • текущего контроля и диагностики усвоения знаний.

    Существует несколько способов классификации бесед. По назначению выделяются беседы: 1) вводные или организующие; 2) сообщения новых знаний (сократические, эвристические и др.); 3) синтезирующие или закрепляющие; 4) контрольно-коррекционные.

    Вводная беседа проводится обычно перед началом учебной работы. Ее цель – выяснить, правильно ли учащиеся поняли значение предстоящей работы, хорошо ли они представляют себе, что и как нужно делать. Перед экскурсией, лабораторными или практическими занятиями, изучением нового материала такие беседы дают значительный эффект.

    Беседа-сообщение новых знаний чаще всего бывает катехизической (вопросно-ответной, не допускающей возражений, с запоминанием ответов), сократической (мягкой, почтительной со стороны ученика, но допускающей сомнения и возражения), эвристической (ставящей ученика перед проблемами требующей собственных ответов на поставленные учителем вопросы). Любая беседа формирует интерес к знаниям, воспитывает вкус к познавательной деятельности. В нынешней школе преимущественно используются эвристические беседы. Учитель, умело задавая вопросы, побуждает учащихся размышлять, идти к открытию истины. Поэтому в ходе эвристической беседы учащиеся приобретают знания путем собственных усилий, размышлений.

    Синтезирующие или закрепляющие беседы служат для обобщения и систематизации уже имеющихся у учащихся знаний.

    Контрольно–коррекционная беседа применяется в диагностических целях, а также тогда, когда нужно развить, уточнить, дополнить новыми фактами.

    Лекция – монологический способ изложения учебного материала. Она отличается: а) более строгой структурой, б) продолжительностью и логикой изложения учебного материала, в) обилием сообщаемой информации, г) системным и научным характером освещения знаний. Лекция предполагает изложение объемного материала, фактов, объективных связей между явлениями, а также краткий вспомогательный диалог. Лекция представляет собой органическое единство метода и формы обучения. Она вовлекает учащихся в процесс внимательного слушания, визуального наблюдения вспомогательных средств, конспектирования и одновременно организует целостное, законченное учебное занятие. Технология лекционного метода предполагает сообщение учащимся плана, указание на особенности конспектирования, интонационное выделение и повторение главных выводов и обобщений, риторические вопросы, показ иллюстративного материала, эпизодические обсуждения, резюме и краткий анализ литературы. Развивающий эффект лекции состоит в вовлечении учащихся в поток логического мышления. В воспитательном смысле лекция формирует устойчивое произвольное внимание, навыки конспектирования устной речи, умения ставить вопросы и проводить доказательство. Лекционная методическая система используется в работе с учащимися, готовыми в физиологическом, психическом и интеллектуальном отношениях к сравнительно длительному напряжению. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Школьная лекция может применяться при:

    • изложении и изучении нового материала;

    • повторении пройденного материала; такие лекции называются обзорными и проводятся они по одной или нескольким темам для обобщения и систематизации изучаемого материала.

    Условиями эффективности школьной лекции и требованиями к работе учителя выступают:

    • составление учителем детального плана лекции;

    • сообщение учащимся плана, ознакомление их с темой, целью и задачами лекции;

    • логически стройное и последовательное изложение всех пунктов плана;

    • краткие обобщающие выводы после освещения каждого пункта плана;

    • логические связи при переходе от одной лекции к другой;

    • проблемность и эмоциональность изложения;

    • живой язык, своевременное включение примеров, сравнений, ярких фактов;

    • контакт с аудиторией, гибкое управление мыслительной деятельностью учащихся;

    • многостороннее раскрытие важнейших положений лекции;

    • оптимальный темп изложения, позволяющий учащимся записать основные положения лекции;

    • выделение (задиктовка) того, что следует записать;

    • использование наглядности (демонстрации, иллюстрации, видео), облегчающей восприятие и понимание изучаемых положений;

    • сочетание лекций с семинарскими, практическими занятиями, на которых обстоятельно разбираются отдельные положения.

    Лекция экономит учебное время, является одним из наиболее эффективных методов по показателю восприятия содержания информации, который в зависимости от ряда условий может колебаться от 20 до 50%. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочно-модульного изучения учебного материала.

    Работа с учебником и книгой – важнейший метод обучения, главное достоинство которого заключается в предоставлении ученику возможности многократно обрабатывать учебную информацию в индивидуальном темпе и в удобное время.

    Основные приемы работы с книгой:

    • Конспектирование – краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления.

    • Составление плана текста. План может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озагллавить каждую часть.

    • Тезирование – краткое изложение основных мыслей прочитанного.

    • Цитирование – дословная выдержка из текст а. Обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница).



  • Загрузить файл

    Похожие страницы:

    1. Характеристика словесных методов обучения

      Реферат >> Педагогика
      ... словесных методов обучения. План Понятие о методах обучения. Выбор методов обучения. Сущность и содержание классификации методов обучения по источнику знаний. 1.Понятие о методах обучения. Метод (от греч ...
    2. Эволюция методов обучения и их классификация

      Реферат >> Педагогика
      ... I Из истории развития методов обучения 1.1. Сущность понятий «метод» и «приём» обучения …………………………..4 1.2. Эволюция методов обучения …………………………………………………7 Глава II Классификация методов обучения 2.1. Классификация по ...
    3. Практические методы обучения

      Реферат >> Педагогика
      ТЕМА: Практические методы обучения. План Понятие о методах обучения. Выбор методов обучения. Сущность и содержание практических методов обучения. 1. Понятие о методах обучения. Метод (от греч. слова metodos «путь ...
    4. Методы обучения (7)

      Реферат >> Педагогика
      ... Характеристика процесса обучения 1.1 Понятие и сущность процесса обучения ……………………….. 1.2 Принципы обучения ………………………………………………. 1.3 Формы обучения …………………………………………………… 1.4 Способы обучения …………………………………………………... Глава 2.Методы обучения Методы объяснительно ...
    5. Наглядные методы обучения, понятие, виды

      Реферат >> Педагогика
      ... совокупность приемов, мето- дов, способов, позволяющих с использованием технических и программных средств ... его результатов. 16. Методы обучения 16.1 Понятие о методах обучения, их классификация Метод обучения - способ упорядоченной взаимосвязанной ...

    Хочу больше похожих работ...

    Generated in 0.0010020732879639