Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Культура и искусство->Курсовая работа
Благодаря разнообразию содержащихся в чае веществ этот напиток хорошо действует на пищеварение и нервную систему, облегчает деятельность сердца и сосу...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества и че...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Напої виробляються і споживаються людиною багато років тому , зважаючи на їх властивості угамовувати спрагу , приносити свіжість , позитивно впливати ...полностью>>
Культура и искусство->Реферат
Народам Арабского Востока принадлежит важное место в истории культуры человечества. Не случайно средневековые географы называли Арабский Восток грудью...полностью>>

Главная > Реферат >Культура и искусство

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Автохтонные верования и обряды, сложившиеся на территории континента, сохраняют и до сего дня свое значение во многих районах Африки. Они опираются на космогонические мифы. При всем разнообразии в деталях они едины в представлении об изначальности, чудесном происхождении данного народа и глубоком убеждении его нераздельности с природой, причастности к ней. Мифы, рассказывая о сотворении мира, говорят об одновременном возникновении человека, растений, животных либо о преобразовании растений или животных в человека; при этом остается осознание особого родства всех их.

ЮНЕСКО в своих справочных изданиях нередко использует одно условное наименование для автохтонных верований — анимизм. Однако единой африканской (как и европейской, азиатской или американской) религии не существует. Как правило, у каждого народа сложился сложный комплекс религиозных представлений, в котором в разных сочетаниях можно увидеть различные культы: фетишизм, анимизм, веру в нъяма — жизненную силу, тотемизм и т. п. Большое место и поныне в системе религиозных представлений занимают колдовство, ведовство и магия: подра­жательная, защитительная или вредоносная. В обществах, мало затронутых городской культурой и товарным производством, все важнейшие этапы жизни человека (рождение, половое созревание, брак, смерть), а также его практическая деятельность (охота, земледелие, скотоводство, рыболовство, изготовление орудий, лечение болезней и т.п.) буквально опутаны магией.

Бытовавшее когда-то ритуальное поедание частей тела (губ или кожи лба) могущественного колдуна или достойного восхищения врага с целью получить часть его силы и могущества или мудрости породило кочевавшее по всей европейской литературе об Африке представление о каннибалах. Вера во вредоносную магию сильна еще и в городах: нередко европейские врачи, работавшие в Африке, с удивлением констатировали, что невозможно спасти человека, знающего, что на него наведена порча; известны и случаи судебных разбирательств, когда обвинялись в покушениях люди, протыкавшие булавками фотографии политического соперника; зафиксированы и случаи кражи сакральных предметов с целью ослабить силу того или иного врага. До сих пор значительная часть африканцев не верит в естественный характер смерти. Большое и еще не исчезнувшее значение сохраняют талисманы и амулеты, в частности якобы делающие человека неуязвимым или превращающие пули в воду (такого рода представления были распространены среди участников антиколониальных восстаний в Намибии, Танзании, Кении; среди партизан .Анголы и Мозамбика и т.д.). Магические действия колдунов и знахарей нередко маскировали великолепное знание ими природы и традиционной медицины. Использование малозаметных непосвященному погодных признаков давало возможность «вызывать» дождь; изучение свойств растений, минералов, животных ядов или свойств отдельных органов позволяло вылечивать многие болезни (особенно психические), неподвластные иногда европейской медицине.

Большинство систем религиозных представлений на континенте представляют собой локальные культы. В кругу их громадное, нередко ведущее, значение имеет культ предков. Среди предков семьи у большинства народов Африки особо выделялся предок большой родственной группы и предок племени. В соседских (территориальных) общинах ведущая роль приписывалась первопредку той семьи, которая когда-то первой заняла пустовавшие некогда земли. Перед началом сельскохозяйственных работ, охотничьего и рыболовного сезонов, добычи руд и т.п. проводились обряды и церемонии обращения к предкам за разрешением и благословением. Подобный культ, как и в других районах мира, не нуждается ни в пышных храмах, ни в развитой иерархии священнослужителей.

У народов, создавших еще до европейской колонизации собственные раннегосударственные образования (акан, фон, йоруба и другие в Западной Африке; баганда, баньоро и другие в Межозерье), появился верхушечный слой знати, основу которого составила родовая знать. Культ предков верховных правителей становился постепенно общегосударственным культом. Наряду с безликими духами леса, воды саванны и т.п. (мизиму, видие, башими у народов Центральной Африки; ориша у йоруба) появились боги, т.е. существа более могущественные, наделенные более отчетливыми функциями, имеющие личное имя, определенную «сферу деятельности». Так, у йоруба выделялись Олорун — владыка неба; Обатала — покровитель земли; Олокун — господин воды; Огун — бог железа и войны; Олороза — богиня домашнего очага и др. В условиях технизации жизни, появления новых видов деятельности некоторые из них поменяли «специализацию»: так, Огун ныне — покровитель шоферов и механиков.

Среди сонма богов и духов у некоторых народов выделялось верховное божество, которому часто (но отнюдь не обязательно) приписывался акт создания мира. У акан главой пантеона был Ньяме — владыка неба. Такое же близкое по звучанию имя имеют главы пантеонов у многих народов от Нила до Замбези: Ньяма, Ньямбе, Нзамби, Нзамби-Мпунгу и т.д. Это божества, олицетворявшие солнце, или дождь, или весь небесный свод. Повсюду почитается олицетворение земли. Это, естественно, связано с тем, какое большое значение имеют для земледельцев плодородие почвы, солнечное тепло и влага. При переводе священных текстов христианства на африканские языки нередко 1 осподь переводился как «Нзамби». Однако надо иметь в виду, что в традиционном представлении понимание «Нзамби» отнюдь не совпадает с оценкой сущности Бога христианского. Первый выступает только как создатель мира, затем уже не вмешивавшийся в жизнь своих созданий; культа его не существовало; с просьбами и мольбами к нему не обращались; не ждали ни вознаграждения за праведную жизнь, ни возмездия за грехи. Это осо­бенно ясно выражается в фольклоре многих народов Африки.

Политеизм в традиционных африканских государствах неизбежно сливался с культом обожествленного правителя. Представления о сакральном характере власти правителя наложили отпечаток и на современную политическую жизнь. Особенно велико было влияние этих представлений в период борьбы за независимость и в первое время существования независимых государств. В то время политические партии, как известно, формировались по этническому признаку и нередко их возглавляли традиционные правители, чьи решения считались священными и непреложными. В традиционных государствах складывалось и профессиональное жречество. Одной из важных черт традиционных верований является существование тайных религиозно-мистических обществ. Основы их коренятся в родоплеменном строе. Однако они приспособились и к раннегосударственным объединениям доколониальной Африки, где выполняли полицейские функции (как «огбони» у йоруба), и к современной жизни (союзы «Поро», «Симо», «Комо» до сих пор живы в странах Западной Африки, главным образом в Либерии и Сьерра-Леоне).

Заключение

Существенная особенность человека состоит в том, что окружение, в котором он существует, создано им самим. Действительно, жизненный опыт людей дает основания предполагать, что они создают вокруг себя не только материальный мир, в который входят здания, орудия труда, мосты, каналы, возделанная земля, но и мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему социального поведения, набор правил и процедур для удовлетворения основных потребностей. Этот мир взаимоотношений бесконечно разнообразен. Житель города и житель деревни, представители населения, скажем, Грузии, Украины, России, каждая обособленная социальная группа - все живут в мире своих правил, норм, обычаев и традиций, которые выражаются в особом языке, манере поведения, религии, системе эстетических взглядов, социальных институтах. Более того, в силу индивидуального восприятия окружающей среды каждая личность по-своему понимает социальные отношения, создавая уникальный личностный образец проявления общих правил, обычаев и традиций. Индивидуальные и общие образцы взаимоотношений, а также соответствующие им специфические материальные и духовные продукты жизнедеятельности людей составляют сферу человеческой культуры.

Все социальное наследие можно рассматривать как синтез материальной и нематериальной культур. Нематериальная культура включает в себя слова, используемые людьми, идеи, привычки, обычаи и верования, которые люди создают, а затем поддерживают. Материальная культура состоит из произведенных человеком предметов: инструментов, мебели, автомобилей, зданий, ферм и других физических субстанций, которые постоянно изменяются и используются людьми. В игре в хоккей, например, щитки, шайба, клюшки и форма хоккеистов являются элементами материальной культуры. Нематериальная куль-тура в данном случае включает в себя правила и элементы стратегии игры, мастерство игроков, а также традиционно принятое поведение игроков, судей и зрителей. Сравнивая оба эти вида культуры между собой, можно прийти к выводу, что материальная культура должна рассматриваться как результат нематериальной культуры и не может быть создана без нее. Если игра в хоккей будет забыта, то для наших потомков клюшка будет просто деревянной палкой. Разрушения, причиненные второй мировой войной, были самыми значительными в истории человечества, но, несмотря на это, мосты и города были быстро восстановлены, так как люди не потеряли знаний и мастерства, необходимых для их восстановления. Иными словами, неразрушенная нематериальная культура позволяет достаточно легко восстановить культуру материальную. С другой стороны, пирамиды Древнего Египта не восстанавливались, но тем не менее служат предметом материальной культуры, так как сохранились определенные элементы нематериальной культуры: метод их постройки, дошедшие до нас знания о духовных ценностях, заставивших фараонов возводить такие сооружения. Вместе с тем ценности исчезнувшей нематериальной культуры утратили для нынешних поколений свое культурное значение. Поэтому мы называем пирамиды Древнего Египта монументами мертвой культуры, утратившей актуальность своего нематериального содержания.

Обычно культуру связывают с определенным обществом, нацией или социальной группой. Говорят, например, о русской, французской, испанской культурах, о культуре города или деревни, подразумевая, что в каждом обществе существует специфическая, отличная от других система взаимосвязанных норм, обычаев, верований и ценностей, разделяемых большинством членов общества, которая отличается от других систем подобного рода. Внутренние социальные связи и независимость общества, связывающая входящих в него индивидов, является каркасом культуры ее основой и защитой от внешнего влияния. Без общества как единого целого культура не могла бы развиваться, так как с его помощью закрепляются единообразные культурные образцы и их отделение от доминирующего влияния других культурных систем. Но границы культуры и общества не идентичны. Например, римское право является основой правовых систем общества (а стало быть, и элементом культуры) как Франции, так и Германии, хотя это и различные социокультурные общности. В то же время каждое единичное общество может включать в себя разные культуры, в значительной степени отличающиеся друг от друга (например, наличие в обществе двух или более языков или нескольких религиозных верований).

Таким образом, следует сделать вывод о том, что, с одной стороны, культура каждого отдельного общества не обязательно должна разделяться всеми его членами, а с другой - некоторые ее культурные образцы простираются за границы общества и могут быть приняты в нескольких обществах.

Список литературы

1. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. - Москва: 1992

2. Африка: Культурное наследие и современность. — М., 1985. Африка: Взаимодействие культур. — М., 1989.

3. Дэвидсон Б. Африканцы: Введение в историю культуры. — М., 1975.

4. Ерасов Б. С. Тропическая Африка: Идеология и проблемы культуры. — М., 1972

5. Львова Э. С. Культуры народов Африки вчера и сегодня: Взаимодействие культур и перспективы развития. — М., 1996.

6. Традиционные культуры африканских народов: прошлое и настоящее. — М., 2000.

7. Бартолъд В. В. Ислам и культура мусульманства. — М., 1992.

8. Ислам: Энциклопедический словарь. — М., 1991.

9. Малиновский Б. Научная теория культуры. – Москва: 1999

10.МецА. Мусульманский Ренессанс. — 2-е изд. — М., 1973.

11. Очерки истории арабской культуры V—XV вв. — М., 1982.

12. Филъштинский И. М., Шидфар Б. Я. Очерк арабо-мусульманской культуры. — М., 1971.

13. Культура Латинской Америки. — М., 1990.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Культура и цивилизация (18)

    Реферат >> Культура и искусство
    ... класс. Пирамида как бы сплющивается к середине, полюса притягиваются тем, что является ... и т.д., политическая, экономическая и т.д. культура) и/или в аспекте выявления специфической области (сферы) культуры (духовной жизни) как ...
  2. Культура и история

    Реферат >> Культура и искусство
    ... принципов «рыночной экономики», связанных с англосаксонской культурой, в специфической культурной среде (Россия, Юго-Восточная ... изучают, преобразовывают, изображают в искусстве. Антропоцентристская – с середины XX века. Переход к ней – смысл ...
  3. Культура Древнего Китая (9)

    Контрольная работа >> Культура и искусство
    ... оружие, драгоценности, предметы утвари. В середине I тыс. до н.э. в Китае ... ) и религиозный даосизм со специфической мистикой и культурой. В отличие от первоначального ... света и центр в качестве середины). Разумеется, верховный правитель считался находящимся ...
  4. Культура России в 18 - 20 века

    Реферат >> История
    ... населения. В середине XVIII века господствующим направлением во всей художественной культуре стал классицизм ... догматов и переросла границы православия. Специфические черты русской культуры определяются в значительной степени тем ...
  5. Лечебная физическая культура (2)

    Книга >> Медицина, здоровье
    ... : разработана методика применения специфи­ческих средств физической культуры в комплексном лечении боль­ных ... разных этапах движения — в начале, середине и конце (рис. 2.2). ШавИ Рис ... области края реберной дуги, ближе к середине грудной клетки (рис. 2.3); б) ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0027670860290527