Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Психология->Реферат
К первой относятся организационные методы, на основе которых строится исследование в целом, вся его методология. К ним относится сравнительный метод, ...полностью>>
Психология->Реферат
Еще в глубокой древности учёные, наблюдая внешние особенности поведения людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия в этом отношении. ...полностью>>
Психология->Реферат
Основы психологического подхода к проблеме были заложены 3.Фрейдом в его концепции «влечения к смерти», присущего человеку, а также в описаниях личнос...полностью>>
Психология->Реферат
Если перед человеком встают сложные проблемы отношений между людьми, связанных с ними собственных переживаний, ему нужно понять внутренние механизмы в...полностью>>

Главная > Реферат >Психология

Сохрани ссылку в одной из сетей:

В период позднего подросткового периода самое большое влияние на самооценку девушек оказывают друзья, а на самооценку юношей — отцы.

Низкая самооценка подростка не обязательно зависит от материального положения родителей. В бедной семье может вырасти ребенок с высокой самооценкой, если высока самооценка его родителей.

На самооценку подростка также влияет размер семьи и старшинство среди детей. У единственного ребенка в семье вероятность высокой самооценки больше, чем у подростка, имеющего братьев и сестер. В исследованиях Куперсмита, 70% детей, отличавшихся низкой и средней самооценкой, не были первенцами. В то же, время в группе с высокой самооценкой первенцами не были лишь 42% детей. У первых и единственных детей в семье есть, по-видимому, определенные преимущества: условия, в которых они развиваются, более благоприятны для формирования высокой самооценки.

Любопытно, однако, что это относится лишь к мальчикам. Если единственный в семье ребенок - девочка, ее самооценка в, среднем такая же, как у девочек, имеющих братьев или сестер. В исследовании Розенберга была сделана попытка дифференцировать влияние на самооценку ребенка наличия старших и младших братьев и сестер. У мальчиков, если большинство детей в семье тоже мальчики, самооценка в среднем ниже, чем в том случае, если половина или большинство детей - девочки. На уровень самооценки девочек эти факторы не оказывают существенного воздействия.

Мальчик, растущий в семье, где старшие дети - преимущественно девочки, имеет, как правило, высокую самооценку. Казалось бы, есть основания ожидать прямо противоположное: например, идентификация со старшими сестрами может приводить к появлению у мальчика "девчачьих" черт, что делает его потенциальной мишенью для насмешек со стороны товарищем. В то же время такое положение в семье имеет и ряд преимуществ. Розенберг считает, что ключевым фактором для формирования самооценки в данном случае является отношение в семье к появлению мальчика.

Отец, у которого уже есть несколько дочерей, обычно хочет иметь сына. В конечном счете социальный статус семьи зависит преимущественно от достижении мужчин, поэтому в перспективе на сына возлагаются основные надежды: он призван стать опорой семьи в будущем. И чем позже появляется сын, тем более желанным становится он для отца. Кроме того, только мальчик может унаследовать фамилию. В этом смысле сын важен для отца как продолжение его идентичности. Именно сына отец может приобщить к определенным занятиям (например, футбол, рыбалка и т. д.), которые не совсем подходят для воспитания девочек. Все это в сочетании с общепринятым стереотипом культуры, выраженным в сентенции "мужчина должен иметь сына", заставляет отца желать его появления после рождения нескольких дочерей.[24]

Но и матери, имеющие дочерей, хотят обычно, чтобы родился сын. Как убедительно показано в исследовании Сирса, Маккоби и Левина, отношение матери к мальчику, появившемуся вслед за несколькими девочками, отличается исключительной теплотой и нежностью. Все это помогает понять особенности формирования самооценки у таких детей: она основывается не на соревновательных отношениях со сверстниками, не на достижениях в учебе или успешности в социальных ситуациях, а скорее отражает изначальное ощущение собственной ценности, обусловленное той особой заботой и любовью, которой окружают этого ребенка в семье. По крайней мере в детские годы он должен пользоваться благосклонностью всей семьи. Отец с нетерпением ждал его рождения, мать испытывает к нему необыкновенную нежность, в глазах сестер он выглядит бесценным существом. Что же удивительного в том, что такой ребенок вырастает с ощущением безусловной собственной ценности?

Однако следует отметить, что такие дети обычно учатся хуже, чем их сверстники. Устойчивое чувство самоудовлетворения нередко удерживает их от стремления к совершенствованию. Ведь важным мотивом для успешной учебы в школе бывает стремление доказать себе и другим свою ценность, но этим детям не надо ничего доказывать, ибо их ценность определена условиями семейного воспитания [24].

По данным исследований, у мальчиков с высокой самооценкой отношения с братьями и сестрами оказались скорее близкими, чем конфликтными. Эта гармоничность в отношениях, судя по всему, распространяется и за пределы семьи, ибо высокая самооценка обеспечивает хорошее владение техникой социальных контактов, позволяет индивиду показать свою ценность, не прилагая особых усилий. Ребенок приобрел в семье способность к сотрудничеству, уверенность в том, что он окружен любовью, заботой и вниманием. Все это создает прочную основу для его социального развития. В семьях такого типа ревность и соперничество между детьми встречаются редко.

Как утверждают матери мальчиков с высокой самооценкой, они знают больше половины друзей своего сына. И напротив, треть матерей мальчиков с низкой самооценкой практически вообще не знают, с кем из сверстников дружит их сын. Вполне вероятно, что подобную неосведомленность родителей можно расценивать как свидетельство недоверия ребенка к ним, обусловленного его оценкой своей роли и положения в семье.[24]

Развод родителей, конфликтные отношения между ними становятся источником проблем для ребенка, тем более, когда он находится в подростковом возрасте. Общеизвестно, что с разрывом родителей часто связаны эмоциональные расстройства и правонарушения подростков. Дети из семей, где родители разведены, более склонны к низкой самооценке, чем дети, растущие в полных семьях. Дети, у которых кто-то из родителей умер, не имеют существенных отклонений в уровне самооценки. Таким образом, разрыв между родителями оказывает определенное негативное, хотя и незначительное, влияние на уровень самооценки ребенка.

ВЫВОДЫ: Семья – один из наиболее значимых факторов, влияющих на самооценку подростка. При теплых, доверительных отношениях молодого человека с родителями у него формируется более высокая самооценка. Материальное положение в семье редко оказывает влияние на подростковую самооценку, если родители сами имеют адекватную самооценку и грамотно стараются формировать ее у своих детей. Семейный фактор предполагает не только отношения родителей к подростку, также он включает в себя размер семьи, наличие братьев и сестер и старшинство среди детей. Для молодого человека источником низкой самооценки является также развод родителей или неблагоприятные отношения между ними. Подростковый период – это период особенной чувствительности психики, именно поэтому все вышеперечисленные факторы оказывают колоссальное влияние на уровень самооценки юноши или девушки.

    1. Рекомендации родителям подростков

На основании вышеизложенного материала мы можем предпринять попытку разработать ряд рекомендаций для родителей детей подросткового возраста, направленных на то, чтобы дети почувствовали доверие и уважение к своим родителям, что будет способствовать развитию подростковой личности и повышению самооценки.

Взаимоотношения – такая направленность друг на друга, которая обусловливает взаимопонимание людей, приводя к взаимной коррекции поведения и меняя установки личности общающихся на цели и задачи совместной деятельности. Взаимоотношения родителей и детей – направленность друг на друга, приводящая их к взаимопониманию.[11]

Многие родители считают себя экспертами поступков своих детей, пытаются установить стандарты их поведения. Естественно, что в общении с ребенком, находящемся в подростковом возрасте, не избежать конфликтов, однако, исход таких конфликтов может быть более успешным, если отношения родителей и подростков будут основаны на взаимном уважении и доверии. Следует вести себя с детьми, как с равными, уважительно и творчески относиться к их проблемам.

Нужно помнить, что помощь родителей своим детям основывается на безальтернативной любви. Родители любят своих детей не потому, что они себя хорошо ведут, совершают добрые поступки или учатся на пятерки. Дом должен быть для подростка местом, где его понимают, любят, где он заботится о младших братьях или сестрах, где его обожает бабушка, которой он может рассказывать какую–то очередную бессмысленную историю, где есть семейные праздники и особенные забавы и представления. В принципе, устроить это все не так трудно. Ведь очень часто подросток требует помощи не в выполнении уроков (хотя и это возможно), он жаждет взаимопонимания.

Постарайтесь вовлечь подростка в какую-либо деятельность. Чем больше занят подросток, тем лучше его эмоциональное состояние: некогда грустить, обижаться на кого–то, надо успеть сходить на секцию или в музыкальную школу.

Запаситесь терпением. Промахи и оплошности ваших детей-подростков воспринимайте как неизбежные, но временные трудности.

Гордитесь своим ребенком и чаще давайте ему это понять. Замечайте его успехи, говорите, какой он сообразительный, талантливый, послушный. Это поможет сформировать и поддерживать у него позитивное отношение к себе в столь непростой жизненный этап.

Поддерживайте сильные стороны его характера и внешности. И акцентируйте внимание на них.

Для повышения самооценки у подростков родителям можно использовать способы переключения негативных чувств, которые иногда захлестывают их детей, на социально приемлемые действия:

-Дать возможность выговориться и тем самым превратить недовольство в душе в слова.

-Четко обозначить словами негативные чувства. После такого пристального наблюдения они обычно исчезают.

-Смоделировать выход из ситуации.

Чувства подростков неминуемо приводят их к действиям. К каким – это во многом зависит от их родителей. Позади неприемлемых действий стоят негативные чувства, причем поступок может быть совершен в подростковом возрасте, а чувства, спровоцировавшие его, могут быть заложено в раннем, чуть ли не младенческом возрасте.

Помочь подростку избежать опасного поведения и повысить его самооценку можно следующими способами: удовлетворять те интересы ребенка, которые приемлемы, и помогать ему объяснять, называть свои негативные чувства.

Нужно помнить, что подросток пытается адаптироваться к новой жизни своим индивидуальным путем. И хотя в этот период подросток хочет почувствовать себя взрослым, неблагоразумно втискивать его во взрослые рамки, пока он еще не стал таковым. Родителям следует позволить подростку расти и развиваться в его собственном индивидуальном темпе. Придерживайтесь концепции “роста изнутри”, нежели “форсирования роста снаружи” – и у вас не будет серьезных конфликтов с подростками.

Кроме того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на формирование самооценки подростка  необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение в подростковом возрасте:

-  Принимать активное участие в жизни семьи;
-  Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
-  Интересоваться проблемами отрока, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
-  Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
-  Иметь представление о подростковом этапе в жизни ребенка;
-  Уважать право ребенка на собственное мнение;
- Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к подростку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.


При неблагоприятных отношениях между родителями не следует переносить их личные проблемы на отношения со своими детьми. Необходимо помнить, что в связи со своими возрастными особенностями ребенку и так нелегко; следует решать проблемы, стараясь не вовлекать молодого человека в родительские распри.

ВЫВОДЫ: подводя итоги, можно сказать, что зачастую подростковый период полон трудностей для молодого человека. От того, как он пройдет, зависит вся дальнейшая судьба человека. Семья – то место, где формируется ребенок, а родители – это те люди, которые сопровождают его на протяжении всего переходного возраста. И от того, насколько успешно складываются отношения между родителями и подростками, зависит становление личности, индивидуальности ребенка. Идеальных отношений не бывает, но если проявлять взаимоуважение, доверие, толерантность друг к другу, то это может быть ключом к устранению многих проблем.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате подготовки курсовой работы были решены следующие задачи:

- изучены особенности развития личности в подростковом возрасте;

- были рассмотрены основные точки зрения исследований по проблеме развития самооценки в подростковом возрасте;

- выявлены основные особенности отношений между подростками и их родителями, а также их роль в становлении подростковой самооценки;

- разработаны рекомендации для родителей подростков, оказывающие помощь в формировании адекватной самооценки детей.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить, что подростковый возраст — трудный период полового созревания и психологического взросления, границы которого совпадают с обучением детей в 5 - 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 - 11 до 14 лет, хотя может наступать на год раньше или позже.

У подростков формируются новые элементы самосознания, типы отношений со сверстниками, родителями и другими людьми, моральные принципы, новые представления о будущем, появляется чувство взрослости.

Влияние родителей в подростковом возрасте ограничивается, молодые люди в большей степени ценят мнение сверстников.

Важную роль в становлении личности подростка занимает формирование самооценки.

Традиционно структуру самооценки представляют в виде неразрывного единства ее когнитивного и эмоционального компонентов.

Самооценка проявляется уже в младшем возрасте, но там ее отличает неустойчивость, в противоположность этому, у подростка она носит достаточно устойчивый характер.

На формирование самооценки влияет множество факторов, действующие уже в раннем детстве, в том числе отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Самооценка включает осмысление своих реакций на окружающее. Она может быть неадекватной – заниженной или завышенной – и адекватной, соответствующей реальным достижениям и особенностям подростка

Формирование самооценки во многом зависит от отношений ребенка с родителями. В подростковом периоде взаимоотношения между родителями и детьми приобретают очень сложный и напряженный характер. Их успешность зависит от многих факторов, в частности, от стиля семейного воспитания; различают демократический, авторитарный и попустительский стили воспитания. При демократическом воспитании отношения между подростками и родителями складываются более удачно. Крайние же типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитарности или либеральной семейной политики, дают плохие результаты.

При теплых, доверительных отношениях молодого человека с родителями у него формируется более высокая самооценка.

На самооценку подростка также влияет размер семьи и старшинство среди детей. Для молодого человека источником низкой самооценки является также развод родителей или неблагоприятные отношения между ними.

Формирование ребенка происходит в семье, а родители – это те люди, которые сопровождают его на протяжении почти всего его жизненного пути. Поэтому главной задачей каждого родителя можно считать создание благоприятных условий для становления здоровой, развитой личности и формирования адекватной самооценки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка. М.: Знание,1980.

  2. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток. М.: Просвещени, 1991. С.63.

  3. Басина Е.З. Становление самооценки и образа Я. //Особенности психического развития детей 6-7летнего возраста под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988. С.56-65.

  4. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.,1986. (с.420)

  5. Будасси С.А. Защитные механизмы личности. М., 1998.

  6. Дубровина И.В. , Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей.- М.,1986. (с.420)

  7. Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса. // Вопросы психологии.-№4 – 1990.

  8. Замесский Г.Е. Психологические вопросы формирования личности. М.: Мысль, 1976.

  9. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л.,1982.

  10. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. Минск,1993.

  11. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. Спб.: Питер,2008.

  12. Кариенко Л.А., Петровский А.В. Краткий психологический словарь. М.: Просвещение, 1981.

  13. Киприянова Е.В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности. // Обществознание в школе. – 1999. -№2 – С. 50-52.

  14. Кле М. Психология подростка. М., 1989.

  15. Кон И.С. Психология ранней юности. М.,1989.

  16. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1989.

  17. Кондратьева С.В. Практическая психология: учебно-методическое пособие. Минск: Университетское, 1997. С.212.

  18. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. М.,1997.

  19. Куницына В.Н. Восприятие подростками других людей и себя. Л.,1972.

  20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.

  21. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. Вузов. – 4-е изд., стереотип. М.: Академия, 1999.

  22. Ольшанский В.Б. Старшеклассник в изменяющемся мире: социол. исслед. // Народное образование. -№3 -2000.- С.117-120.

  23. Психология человека от рождения до смерти. // Под ред. А.А. Реана. Спб.: Прайм-Еврознак.,2002, С. 656. (серия «Психологическая энциклопедия»)

  24. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия./ Ред.-сост. Райгородский Д.Я. Самара: БАХРАХ-М.,2003.- С.656.

  25. Селихов С. Пол, возраст и конфликт // Журнал практического психолога. –№2 -1999.

  26. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

  27. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д.: Феникс, 1997.- С.214

  28. Сушинских С. Подростковый возраст. Психологические особенности//Журнал практического психолога.-№3-1999.

  29. Трубицына Л.В. Методика проведения занятий с подростками по программе позитивной профилактики наркомании, алкоголизма и других видов асоциального поведения. М.,1993

  30. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика,1989.

  31. Хорни К. Самосзнание. М.,1996.

  32. Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.,1983.

  33. www.mosparents.ru.

1 Шеффер Д. Дети и подростки. Психология развития. 6–е изд. СПб.: Питер, 2003. С. 618.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Самооценка младших подростков

    Курсовая работа >> Психология
    ... подросткового возраста. Предмет исследования: динамика самооценки у подростков в период подросткового возраста. Цель: изучение ... проведено исследование на выявление уровня самооценки подростков младшего школьного возраста. В нём приняло ...
  2. Самооценка и ее роль в жизни человека

    Реферат >> Психология
    ... самооценка 6 2.2. Низкая самооценка 7 2.3. Завышенная самооценка 8 2.4. Заниженная самооценка 9 3. Анализ методов повышения самооценки подростков 11 ... проверить уровень самооценки у подростка; определить меры по повышению самооценки подростка в школе ...
  3. Самооценка как детерминанта Я-концепции личности

    Реферат >> Психология
    ... эмпирических исследованиях, является позиция о завышенной самооценке подростков-делинквентов, да и у взрослых правонарушителей. ... удовлетворенности, комфорта от принадлежности к группе. Самооценка подростка, таким образом, наконец получает адекватную ...
  4. Самооценка (1)

    Курсовая работа >> Психология
    ... мере взросления первоначально глобальные отрицатель­ные самооценки подростков становятся более дифференциро­ванными, характеризующими поведение ... подростков. Дети из семей, где родители разведены, бо­лее склонны к низкой самооценке, чем ...
  5. Самооценка и её развитие

    Реферат >> Психология
    ... , сексуальность, профессионализм). Адекватная самооценка Самооценка оказывает существенное влияние на эффективность ... взросления первоначально глобальные отрицатель­ные самооценки подростков становятся более дифференциро­ванными, характеризующими ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0018999576568604