Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Реферат
Территориальное устройство - историческое следствие той предпосылки государства, которая сформировалась в результате замещения кровнородственных связе...полностью>>
Государство и право->Контрольная работа
Стадия надзора – одна из стадии гражданского процесса. В соответствии со ст. 319 ГПК ее задача состоит в том, чтобы осуществить проверку законности и ...полностью>>
Государство и право->Реферат
Питання про суб’єкт злочину протягом багатьох років було і залишається дискусійним в теорії кримінального права. Визначаючи цей елемент складу злочину...полностью>>
Государство и право->Реферат
Преступность женщин отличается от преступности мужчин своими масштабами, характером преступлений и их последствиями, способами и орудиями совершения, ...полностью>>

Главная > Шпаргалка >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

25. Политико-правовые идеи декабристов.

Выделяются 2 крыла в движении декабристов: радикальное (Пестель) и либеральное (Муравьёв). Декабристы выступали против самодержавия, крепостничества, за свержение строя путём революции.

Пестель П.И. (1799-1823). Его называли русским Вашингтоном. Он – полковник русской армии, участник войны 1912г. Политические взгляды изложил в произведении “Русская правда”. Подчёркивал преемственность в развитии России. В “РП” содержалась его программа. “Это наказ будущему революционному правительству.

П. – приверженец естественной школы права. На этом он основывал свою программу. С его т.з. крепостного права не должно быть, не должно быть и сословного деления, т.к. это противоречит естественным правам человека. Для всех граждан России необходимо установить единые законы и наказание за одни и те же преступления. Для того, чтобы правительство служило народу, необходимо свергнуть самодержавие и установить республику. Свержение должно произойти путём переворота. Для искоренения возможности реставрации монарха предлагал убить царя и истребить всех чинов императорской фамилии.

Считал, что в истории главную роль играют выдающиеся личности. Народ – тёмный, непосвящённый. Он может в лучшем случае поддержать революцию, но не активно участвовать в ней. П. выступал за демократическую республику, которая обеспечивает естественные права каждому.

Он выступал за немедленное уничтожение крепостного права. Освобождение крестьянства возлагалось на временное правление (после переворота). При освобождении крестьян необходимо исходить из их нужд. Предлагал земли отобрать у помещиков и разделить землю на 2 части: общественная собственность и собственность казны. Общественная земля не может продаваться, ею можно только пользоваться, она делится на участки и передаётся чинам волости в пользование. Другая часть земли обязательно находится в частном обороте.

Верховная законодательная власть должна принадлежать собранию представителей народа: Вече, которое избирается гражданами, за исключением лиц, работающих в личном услужении у других. Право гражданства возникает по достижении 20 лет. Выборы в Вече должны быть 2-хступенными: формируются прямыми выборами волостные, губернские, уездные собрания. Народное Вече должно избираться губернскими собраниями. Оно избирает Державную Думу из 5 членов, которая осуществляет исполнительную власть. Народное Вече учреждает Народный Собор из 120 пожизненных членов, которые должны осуществлять блюстительную власть, т.е. наблюдение за законностью действий всех граждан. Правительство состоит из 10 министров, осуществляющих исполнительную деятельность в стране. Из 5 членов Державной Думы избирается Президент сроком на 5 лет. Президентом надо назначать поочерёдно каждого члена Думы в последний год пребывания в ней.

Россия должна быть унитарным государством. Верховная представительная власть призвана издавать законы, единые и обязательные для всей России, что и обеспечит крепкую и истинно тесную политическую власть в государстве. Законы формируют понятие и образ мысли народа.

Судебная власть должна быть несменяемой. Отстранение судей от должности только по приговору суда. Судопроизводство – письменное и гласное. Надо ввести суд присяжных.

Муравьёв Н.М. (1795-1843). Труд – “Конституция”. М. говорил: “опыт народов доказал, что власть самодержавная гибельна”. Он отвергал крепостное право. Он приверженец конституционной монархии. Вместо унитарного государства предлагал федерацию; двухпалатный пред­стави­тельный орган.

Верховная Дума – представители державы, т.е. субъектов федерации. Предусматривал высокие имущественные требования к избираемым.

Предлагал безотлагательно созвать Учредительное Собрание; установить размер наделов для крестьян – 0,2 десятины; наделы помещиков не трогать.

26.Буржуазный либерализм .

Революция во Франции расчистила почву для свободного развития капиталистических отношений. Возникают многочисленные торговые и промышленные предприятия, расцветают спекуляция, погоня за наживой. Освобожденные от феодальной зависимости крестьяне и высвобожденные из узких рамок цеховой регламентации ремесленники зависели от всех случайностей свободной конкуренции. Разоряясь, они пополняют ряды растущего класса наемных рабочих.

Государственный строй Франции этого периода был монархическим; политическими правами пользовались дворянство и очень узкий круг крупных капиталистов. Тем не менее даже наиболее реакционные правительства Франции не в силах были упразднить основные завоевания революции, отменившей сословные привилегии, решившей аграрный вопрос в буржуазном духе и коренным образом перестроившей правовую систему.

В этих условиях идеологи французской буржуазии уделяют основное внимание обоснованию “индивидуальных прав и свобод”, необходимых для развития капитализма.

Идеологом либерализма во Франции был Бенжамен Констан. Он уделяет основное внимание обоснованию личной свободы, понимаемой как свобода совести, слова, свобода предпринимательства, частной инициативы. Он различает политическую свободу и свободу личную.

1. Древние народы знали только политическую свободу - праву участвовать в осуществлении политической власти (принятие законов, участие в правосудии, в выборе должностных лиц, решение вопросов войны и мира и др.). Пользуясь правом участвовать в осуществлении коллективного суверенитета, граждане античных республик (за исключением Афин) в то же время были подчинены государственной регламентации и контролю в частной жизни. Им предписывались обязательные религия, нравы; государство вмешивалось в отношения собственности, регламентировало промыслы и т.д.

2. Новые народы понимают свободу иначе. Право участия в политической власти меньше ценится потому, что государства стали большими и голос одного гражданина уже не имеет решающего значения. Кроме того, отмена рабства лишила свободных того досуга, который давал им возможность уделять много времени политическим делам. Наконец, современные народы заняты промышленностью, торговлей и поэтому они не только не имеют времени заниматься вопросами управления, но и очень болезненно реагируют на всякое вмешательство государства в их личные дела. Значит, свобода новых народов – это личная, гражданская свобода, состоящая в известной независимости индивидов от государственной власти. Особенно много внимания Констан уделяет обоснованию религиозной свободы, свободы слова, свободы печати и промышленной свободы.

- Государство, не должно вмешиваться в промышленную деятельность; возражает и против законодательной регламентации заработной платы рабочих; подвергает критике теории Руссо и других сторонников народного суверенитета, которые отождествили свободу с властью. Однако же неограниченная власть народа опасна для индивидуальной свободы (в период якобинской диктатуры выявилось, что неограниченный народный суверенитет опасен не менее, чем суверенитет абсолютного монарха).

По-новому ставит вопрос о форме правления. Осуждает любую форму государства, где существует “чрезмерная степень власти” и отсутствуют гарантии индивидуальной свободы. Такими гарантиями являются общественное мнение, а также разделение и равновесие властей.

Констан признавал, что необходимо существование выборного учреждения (представительства). Соответственно в государстве должна осуществляться политическая свобода в том смысле, что граждане принимают участие в выборах и представительное учреждение входит в систему высших органов власти. Разделение и равновесие властей - В конституционной монархии должна существовать “нейтральная власть” в лице главы государства. Монарх принимает участие во всех властях, предупреждает конфликты между ними, обеспечивает их согласованную деятельность. Ему принадлежат права вето, роспуска выборной палаты, он назначает членов наследственной палаты пэров, осуществляет право помилования. Власть исполнительная осуществляется министрами, ответственными перед парламентом.

Особой властью Констан называл наследственную палату пэров, или “представительную власть постоянную”. Однако Взгляды на эту палату менялись. Законодательную палату выборную Констан называет “властью общественного мнения”. Уделяет большое внимание принципам формирования этой палаты, отстаивая высокий имущественный ценз. Доводы: только богатые люди имеют образование и воспитание, необходимые для осознания общественных интересов. Самостоятельной властью Констан называет судебную власть.

Высказывается также за расширение прав местного самоуправления, не считая “муниципальную власть” подчиненной исполнительной власти, а трактуя ее как власть особую.

27.Политико-правовое учение Огюста Конта

Огюст Конт (1798–1857 гг.) родился и жил во Франции; он был учеником Сен-Симона, но разошелся во взглядах со своим учителем и приступил к разработке собственной философии.

Конт считал своей задачей преодоление “умственной анархии и дезорганизации”, царящей как в области наук, так и в обществе. “Идеи правят миром”, – утверждал Конт; всю историю человечества он делит на три стадии развития, соответствующие состояниям человеческого ума.

Первое состояние теологическое (фиктивное), когда главная, фактическая часть науки содержалась в богословской оболочке, а все явления объяснялись волей одушевленных предметов или сверхъестественных существ (духов, гномов, богов). Вторым является метафизическое (критическое) состояние, когда более многочисленные факты объясняются через различные отвлеченные, абстрактные, априорные понятия (таковы причина, сущность, материя, общественный договор, права человека и т.д.). Заслугу этой стадии Конт видит лишь в разрушении теологических идей и подготовке перехода к следующей, третьей и последней, позитивной, или научной, стадии.

Задача позитивной философии заключается в классификации и объединении наук, причем науки должны выяснять законы связи явлений, а не заниматься метафизическими проблемами. Так, согласно Конту, невозможно познать сущность вещей и причинную связь; поэтому науки должны лишь проверять многочисленные факты “самими фактами, которые часто являются достаточно простыми, чтобы стать принципами”.

Для приведения в систему положительных знаний Конт предлагает расположить общие науки в порядке их возрастающей сложности и убывающей общности: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология; позже к этому перечню он добавил нравственность. Науке об обществе, или социологии (термин введен Контом), он придает очень большое значение. Основной задачей своей философии Конт считал переустройство общества на основе позитивизма, замену “ретроградной аристократии” и “анархической республики” социократией.

Социология Конта делится на две части: социальную статику,. изучающую строение общества, и социальную динамику, изучающую его развитие. То и другое Конт обобщает в своей знаменитой формуле: “Порядок и прогресс”.

В центре внимания Конта стоит общество как органическое целое; при этом взаимосвязь людей и социальных групп понимается им как солидарность. Признавая в современном ему обществе наличие противоположных классов (капиталистов и пролетариев), Конт настойчиво проводит идею их солидарности, утверждая, что каждый из них выполняет общественно необходимую функцию.

Согласно Конту, необходимость государства обусловлена объединением частных сил для общей цели; правительства поддерживают общественную солидарность, препятствуя частным силам разорвать общественное целое. Поскольку общественная солидарность достигается средствами материальными и нравственными, необходимо наличие двух властей: светской и духовной. Конт описывает историю этих властей соответственно “трем стадиям” развития человечества.

Вначале (в богословско-военную эпоху) светскую власть осуществляли военные вожди, а духовную – жрецы и прорицатели. В “теологической стадии” эти власти то объединялись в одних руках (теократия и др.), то разъединялись. В “метафизико-легистской стадии” на светскую власть оказывают решающее влияние законники, юристы, адвокаты; власть духовная переходит к отвлеченным мыслителям – метафизикам, а затем к литераторам и публицистам. Переход к позитивной стадии сопровождается заменой военного быта промышленным. Этим и обусловливается новая, позитивная политика. “Политика, – писал Конт, – должна теперь подняться на уровень наук, основанных на наблюдении”.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Шпаргалка по Государству и праву (6)

    Шпаргалка >> Государство и право
    ... -ва, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право – это Божественная ... образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной ...
  2. Шпаргалка по Государству и праву (2)

    Шпаргалка >> Государство и право
    ... и другие). Государство и право как результат психобиологических свойств человека, его инстинктов и влече­ний. По Фрейду ... происхождение государства и права исключительно во­енно-политическими причинами, завоеванием одних племен дру­гими. По Дюрингу ...
  3. Шпаргалка по Государству и праву (3)

    Шпаргалка >> Государство и право
    ... происходит классификация юридических наук по определенным отраслям знания о государстве и праве. Систему юридических наук ... , сформировавшихся только после образования государства и права; -по сфере действия: нормы права регулируют те отношения ...
  4. Шпаргалка по Государству и праву (5)

    Шпаргалка >> Государство и право
    ... гражданами нарушении их прав и свобод. 195. Политика государства Узбекистан по укреплению мира в центральной ... иной независимости государства. Государственный суверенитет следует понимать как право государства свободно, по собственному усмотрению ...
  5. Шпаргалка по Государству и праву (7)

    Шпаргалка >> Государство и право
    ... обществе. Государственная природа. Государство и право неразрывно связаны, взаимодействуют, взаимообусловливают ... государством и его органами по реализации права собственности на землю, по ее ... международные нормы по правам человека, государство берет на себя ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.001270055770874