Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Реферат
Наша охорона здоров'я знає часи, коли вона забезпечувала країну одними з найкращих у світі лікарями і однією з найкращих за якістю медичною допомогою ...полностью>>
Государство и право->Закон
Институт мировых судей был возрожден в России Федеральным конституционным законом № 1- ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 12 1996 год...полностью>>
Государство и право->Дипломная работа
З усього розмаїття відносин, що виникають у сім'ї між подружжям, підлягають правовому регулюванню тільки ті, які, на думку законодавця, є найбільш важ...полностью>>
Государство и право->Курсовая работа
Актуальність даної теми пов’язана с тим, що в умовах формування в Україні основ правової держави роль і значення правового регулювання суспільних відн...полностью>>

Главная > Шпаргалка >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Учение Канта о происхождении и сущности государства.

Осуществление права требует того, чтобы оно было общеобязательным, что достигается через его наделение принудительной силой. Сообщить праву столь нужное ему свойство способно лишь государство – исконный и первичный носитель принуждения. Необходимость государства (объединения "множества людей, подчиненных правовым законам") И. Кант связывает отнюдь не с практическими, чувственно осязаемыми индивидуальными, групповыми потребностями членов общества, а с категориями, которые всецело принадлежат рассудочному, умопостигаемому миру. Отсюда ясно, почему на государстве нет бремени забот о материальной обеспеченности граждан, об удовлетворении их социальных и культурных нужд, об их труде, здоровье, просвещении и т.д. Благо государства составляет, по И. Канту, вовсе не решение названных и других аналогичных им задач. Под этим благом "не следует понимать благо граждан и их счастье, ибо счастье может быть (как утверждает Руссо) скорее и лучше достигнуто в естественном состоянии или при деспотическом правительстве. Под благом государства следует понимать состояние наибольшей согласованности конституции с принципами права, к чему нас обязывает стремиться разум при помощи категорического императива" Выдвижение и защита И. Кантом тезиса о том, что благо и назначение государства – в совершенном праве, в максимальном соответствии устройства и режима государства принципам права, дали основание считать И. Канта одним из главных создателей концепции "правового государства"

Вопрос о происхождении государства И. Кант трактует прочти по Ж.-Ж. Руссо, замечая при этом, что его (Канта) изыскания рациональны, априорны и что он имеет ввиду не какое-либо определенное государство, а государство идеальное, каким оно должно быть согласно чистым принципам права. Отправной пункт кантовского анализа – гипотеза естественного состояния, лишенного всякой гарантии законности. Нравственный долг, чувство уважения к естественному праву побуждают людей оставить это первоначальное состояние и перейти к жизни в гражданском обществе. Переход к последнему не носит характера случайности. Акт, посредством которого изолированные индивиды образуют народ и государство, есть общественный договор.

Согласно общественному договору, заключаемому в целях взаимной выгоды и в соответствии с категорическим императивом, все отдельные лица, составляющие народ, отказываются от своей внешней свободы, чтобы тотчас же снова обрести ее, однако уже в качестве членов государства. Индивиды не жертвуют частью принадлежащей им свободы во имя более надежного пользования остальной ее частью. Просто люди отказываются от свободы необузданной и беспорядочной, дабы найти подлинную свободу во всем ее объеме в правовом состоянии.

22.Учение Г.В.Ф. Гегеля о государстве и праве.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – "Конституция Германии", "Феноменология духа" итд. Право, по Г.В.Ф. Гегелю, состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли, диалектика которой совпадает с философским конструированием системы права как царства реализованной свободы. Свобода, по Г.В.Ф. Гегелю, составляет субстанцию и основное определение воли. Речь при этом идет о развитой, разумной воле, которая свободна.

Понятие "право" употребляется в гегелевской философии права в следующих основных значениях: право как свобода ("идея права"); право как определенная ступень и форма свободы ("особое право"); право как закон ("позитивное право").

Идея права. На ступени объективного духа, где все развитие определяется идеей свободы, "свобода" и "право" выражают единый смысл; в этом отношении гегелевская философия права могла бы называться философией свободы. Отношения "свободы" и "права" опосредуются через диалектику свободной воли.

Особое право. Система права как царство осуществленной свободы представляет собой иерархию "особых прав" (от абстрактных его форм до конкретных). Каждая ступень самоуглубления идеи свободы (и, следовательно, конкретизации понятия права) есть определенное наличное бытие свободы (свободной воли), а значит, и "особое право" Подобная характеристика относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу и государству. Эти "особые права" даны исторически и хронологически одновременно (в рамках одной формации объективного духа); они ограничены, соподчинены и могут вступать во взаимные коллизии.

Позитивное право является одним из "особых прав" Г.В.Ф. Гегель пишет: "То, что есть право в себе, положено в своем объективном наличном бытие, т.е. определено для сознания мыслью, и определено как то, что есть право и считается правом, что известно как закон; право есть вообще, благодаря этому определению, положительное право"

Превращение права в себе в закон путем законодательствования придает праву форму всеобщности и подлинной определенности. Предметом законодательства могут быть лишь внешние стороны человеческих отношений, но не их внутренняя сфера.

Различая право и закон, Г.В.Ф. Гегель в то же время стремится в своей конструкции исключить их противопоставление. Как крупное недоразумение расценивает он "превращение отличия естественного или философского права от положительного в противоположность и противоречие между ними"

Государство представляет собой, по Г.В.Ф. Гегелю, идею разума, свободы и права, поскольку идея и есть осуществленность понятия в формах внешнего, наличного бытия. "То, что есть государство, - пишет Г.В.Ф. Гегель, - это шествие Бога в мире; его основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю" Хотя Г.В.Ф. Гегель и признает возможность плохого государства, которое лишь существует, но не действительно, не обладает внутренней необходимостью и разумностью, однако оно остается вне рамок его философии права, исходящей из идеи государства, т.е. действительного разумного государства.

Гегелевская идея государства т.о. представляет собой правовую действительность, в иерархической структуре которой государство, само будучи наиболее конкретным правом, предстает как правовое государство. Свобода (в ее гегелевской трактовке) означает достигнутость такой ситуации правового государства.

Различные трактовки государства в гегелевской философии права: государство как идея свободы, как конкретное и высшее право, как правовое образование, как единый организм, как конституционная монархия, как "политическое государство" и т.д. – являются взаимосвязанными аспектами единой идеи государства.

23.М. Сперанский как российский реформатор.

Сперанский В.М. (1772-1839). Выделяют 2 периода взглядов: прогрессивные воззрения; отход от них. Он создатель знаменитого Свода Законов Российской Империи (СЗРИ). Под его руководством готовилось полное собрание законов в 46 томах, а потом на его основе – СЗРИ. Самый великий по числу предложенных реформ и ак­тивности в государственной жизни. Стоял на позиции естественной школы права.

1-й период (1802-1811) – радикальный мыслитель, решительно осуждает кре­пост­ничество, самодержавие, которое называл деспотизмом. Дворянская личность, честь, имение зависит от самодержавия. В России 2 сост-я: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые – свободные по отношению ко вторым.

И самодержавие и крепостничество не совместимы с законностью, народным про­свещением, с развитием промышленности, которая требует квалифици­рован­но­го труда. Ликвидация самодержавия неизбежна, ибо, когда образ правления отстаёт от степени развития общества, это неизбежно; если не будет реформ сверху – будет революция => нужна реформа: вместо самодержавия необходима конституционная монархия. Обоснование её осуществления: всякое законное правительство обязано своим происхождением общей воле народа. Народ своим волеизъявлением создаёт власть, которой он передаёт свои права, физические силы, разум, богатство и уважение, чтобы получить от власти безотказное и гарантированное свои прав.

С точки зрения С. народ, выбирая правителя, наделил его определёнными правами, и именно такой путь установления власти противопоставляется деспотии – форме власти, основывается на злоупотреблении и направленная против интересов народа. Для конституционной монархии необходимо ограничивать власть монарха коренными государственными законами. Собранные вместе они составляют Конституцию. Установление Конституции в России обеспечит незыблемость права собственности и других прав граждан, обеспечит разумный порядок.

С. сторонник разделения властей. Обращает внимание императора на неудобство порядка, при котором государь, соединяющий все силы (единый законодатель, исполнитель и судья), а Совет, Комитет Министров, Сенат бездействуют.

Необходимо предусмотреть гражданские и политические гарантии и свободы с помощью законов. Политические свободы – обеспечение подчинения всех законам и предоставление избирательных прав. Гражданские свободы основаны на законе независимости друг от друга всех сословий в обществе. Конституционные свободы – фундамент для гражданских.

Заслуга: разграничение законов и актов исполнительной власти, а также административных распоряжений. Это разграничение – новое слово в науке оправе. Правительство должно опираться на народное мнение при исполнении законов.

“План государственного преобразования графа Сперанского” – создание системы Дум (волостных, окружных, губернских и Государственной). В волостные думы избираются помещики, горожане и государственные крестьяне. Она избирает членов волостного правления и депутатов окружной думы. Волостная дума представляет в окружную ходатайство об общественных нуждах волости. Окружные избирают губернские, губернские – Государственную Думу. Она наделяется полномочиями законодателя. Ни один закон не должен получить силу без обсуждения в Государственной Думе. Законодательная инициатива должна принадлежать монарху. Он же должен утверждать законы. Монарху предоставляется исполнительная власть. Ему подчиняется административный аппарат. Министры ответственны перед Государственной Думой, ответственность выражается в обеспечении законности действий министров. Во избежание коллизий должен быть создан Государственный Совет, члены которого назначаются императором. ГС рассматривает законопроекты, положения, уставы, вопросы объявления чрезвычайных мер, отчёты всех министров и ежегодный государственный бюджет. ГС подразделяется на департаменты в соответствии с их задачами: закона, военных дел, гражданских и духовных дел, публичной экономики. Рассмотренные в ГС и одобренные императором законопроекты должны идти на обсуждение в ГД, а после обсуждения там – утверждаться императором. ГС должен обеспечивать согласованные действия органов государственной власти. Заседать должен под руководством царя.

Высшая судебная инстанция – Сенат. В состав входят “отличнейшие граждане”, намечаемые губернскими думами. Ему подчиняются суды губернские, окружные, волостные.

2-ой период – сближение с Аракчеевым.

24.Политико-правовые взгляды Н. Карамзина.

Карамзин "О древней и новой России".

"Записка о древней и новой России" была написана в качестве реакции Карамзина на проекты реформ Сперанского. Расхождения Карамзина и Сперанского заключались не в содержании их политических взглядов (оба хотели учредить в России основные законы), а в способе их реализации. Сперанский предложил государственные преобразования, предусматривающие существенные изменения в устройстве власти и управления в стране. Карамзин же считал, что важны не формы, в которых существуют гос.органы, а люди, работающие там. Предпочтительнее опираться на нравственные качества правителя, а не на законы, которыми в западных странах принято ограничивать правителей.

Карамзин не выступает против принципа законности в деятельности гос.власти. Но он боится революционных преобразований, а также считает, что необходимо уважать сложившиеся веками порядки.

Также в записке содержится критика существующего гос.аппарата. Основные проблемы: некомпетентность, взяточничество, безответственность. Изменения надо производить не путем создания новых гос.органов, а путем подготовки грамотных, специально обученных кадров. Также необходимо просвещение и нравственное воспитание народа. Но западную систему просвещения Карамзин считал слишком теоретической, оторванной от деятельности.

В вопросе о крепостном праве необходимо не давать крестьянам свободу, а лишь установить над ними "благоразумную власть помещика": ввести умеренный оброк, законный порядок определения размера барщины, хорошее личное обращение и т.п. Крестьяне, лишившись узды, начнут пьянствовать и не смогут обеспечить страну хлебом.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Шпаргалка по Государству и праву (6)

    Шпаргалка >> Государство и право
    ... -ва, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право – это Божественная ... образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной ...
  2. Шпаргалка по Государству и праву (2)

    Шпаргалка >> Государство и право
    ... и другие). Государство и право как результат психобиологических свойств человека, его инстинктов и влече­ний. По Фрейду ... происхождение государства и права исключительно во­енно-политическими причинами, завоеванием одних племен дру­гими. По Дюрингу ...
  3. Шпаргалка по Государству и праву (3)

    Шпаргалка >> Государство и право
    ... происходит классификация юридических наук по определенным отраслям знания о государстве и праве. Систему юридических наук ... , сформировавшихся только после образования государства и права; -по сфере действия: нормы права регулируют те отношения ...
  4. Шпаргалка по Государству и праву (5)

    Шпаргалка >> Государство и право
    ... гражданами нарушении их прав и свобод. 195. Политика государства Узбекистан по укреплению мира в центральной ... иной независимости государства. Государственный суверенитет следует понимать как право государства свободно, по собственному усмотрению ...
  5. Шпаргалка по Государству и праву (7)

    Шпаргалка >> Государство и право
    ... обществе. Государственная природа. Государство и право неразрывно связаны, взаимодействуют, взаимообусловливают ... государством и его органами по реализации права собственности на землю, по ее ... международные нормы по правам человека, государство берет на себя ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0016531944274902