Поиск

Полнотекстовый поиск:
Где искать:
везде
только в названии
только в тексте
Выводить:
описание
слова в тексте
только заголовок

Рекомендуем ознакомиться

Государство и право->Реферат
Территориальное устройство - историческое следствие той предпосылки государства, которая сформировалась в результате замещения кровнородственных связе...полностью>>
Государство и право->Контрольная работа
Стадия надзора – одна из стадии гражданского процесса. В соответствии со ст. 319 ГПК ее задача состоит в том, чтобы осуществить проверку законности и ...полностью>>
Государство и право->Реферат
Питання про суб’єкт злочину протягом багатьох років було і залишається дискусійним в теорії кримінального права. Визначаючи цей елемент складу злочину...полностью>>
Государство и право->Реферат
Преступность женщин отличается от преступности мужчин своими масштабами, характером преступлений и их последствиями, способами и орудиями совершения, ...полностью>>

Главная > Шпаргалка >Государство и право

Сохрани ссылку в одной из сетей:

9.Жан Боден о государстве.

Жан Боден (1530-1596) был апологетом французского абсолютизма. Основной труд Ж. Бодена: "Шесть книг о государстве"

Ж. Боден сравнивал власть отца и мужа в семье и власть монарха в государстве. Основой семьи и государства Ж. Боден считал частную собственность, он подчеркивал, что общность имущества невозможна, т.к. противоречит божественным установлениям и природе человека.

Государственная власть верховна и суверенна, постоянна во времени и пространстве. Суверен вне (выше) закона и не связан волей других субъектов политической системы. Он делает все, что считает нужным в законодательной, исполнительной, судебной государственных сферах. Власть суверена ограничивается лишь естественными и божественными законами (в частности, неприкосновенностью частной собственности). Суверенитет может принадлежать либо одному лицу (королю), либо одному собранию (парламенту), либо всему народу, смешанная форма государства с разделением государственного суверенитета невозможна. Смешанной может быть только правительственная (исполнительная) власть.

Если государственный суверенитет единолично принадлежит королю (что предпочтительнее, как считал Ж. Боден), то Генеральные штаты (парламент) никак не должны препятствовать суверенной воле короля. Суверенный монарх – наместник Бога на земле, он по рождению призван управлять другими людьми.

Ж. Боден отвергает ставшее классическим разделение форм государства на правильные и неправильные. Главой государства (сувереном) является тот, кто принимает законы: один человек (король, монархия), несколько людей (парламент или другое собрание, аристократия), либо весь народ (республика). Ж. Боден отдает предпочтение монархии, т.е. тому случаю, когда суверенная власть принадлежит одному человеку – королю. В республике, полагает Ж. Боден, народ не способен прийти к правильным решениям. Демократия соседствует с анархией, общее благо там погибает.

Ж. Боден выделяет при этом следующие монархии: 1. Законная (королевская) + 2. Сеньориальная (основанная на праве завоевания) + 3. Тирания (-), обусловленная не методами управления, а незаконной узурпацией власти тираном. Тиран становится государем насильственным путем, не имея на престол никаких законных прав, поэтому тирана, в свою очередь, можно низложить и убить.

Монархия существовала в течение тысяч лет человеческой истории, подчеркивал Ж. Боден, и продолжает существовать в большинстве государств мира (так действительно было при его жизни). Особенно монархия необходима обширным государствам.

Все государства, по Ж. Бодену, создавались путем либо завоевания, либо внутреннего насилия, но никак не по договору.

Ж. Боден не поддерживал тезис о необходимости выборности монарха, т.к. выборы сопровождаются междоусобицами, а выборный монарх не будет заботиться об общем благе, т.к. сразу же начнет сводить политические счеты. Монарх должен быть наследственен. Наилучшая форма - королевская монархия, где верховным сувереном является король, а правительственная власть может делегироваться королем другим государственным органам и должностным лицам.

Ж. Боден выделяет два вида государственных объединений: 1. Основанные на неравенстве, т.е. вассальной зависимости частей государства от суверенного сюзерена, т.е. федерация, где суверенитетом обладают только федеральные власти. Пример: Священная Римская Империя Германской Нации.

2. Основанные на равенстве, т.е. конфедерация, где суверенитетом обладают субъекты конфедерации. Пример: Швейцарская конфедерация, состоявшая в то время из суверенных кантонов.

10.Политико-правовое учение Макиавелли. Макиавеллизм.

Одним из первых политико-правовых теоретиков новой эпохи был итальянский гос. деятель Николо Макиавелли. Учение свободно от теологии. Природа человека, - единая и неизменная, у всех народов существуют единые стремления и страсти, которые политику следует изучить и использовать в своих интересах. Важнейшие черты любого человека: властолюбие и корыстолюбие. Люди всегда неблагодарны, трусливы, лживы, лицемерны итд. Люди подражают порокам, а не достоинствам. Мудрый политик должен учитывать свойства человеческой природы, игнорируя при этом принципы морали.

Т.е. отделяет политику от морали. Он подчеркивает, что все поступки основателей государств, завоевателей и узурпаторов не нужно рассматривать с точки зрения мораль и права, нужно смотреть на достигнутые ими результаты. Лозунг его политики: цель оправдывает средства.

Образцом государства считал античную республику (скажем, Афинскую или Римскую), где, как он полагал, все было приспособлено к человеку. Цель нормального государства: обеспечение благ свободы, чтобы каждый человек мог свободно пользоваться своим имуществом, не страшиться за своих жен и детей, только тогда государство в целом будет процветать. Государство (независимо от конкретной формы) рассматривается М. как отношения между правительством и подданными, которые могут опираться либо на любовь, либо на страх подданных. При этом любовь не должна перерастать в презрение, а страх – в ненависть.

Основы государства – безопасность личности и незыблемость собственности. Мудрый правитель не должен посягать на имущество своих подданных, т.к. это обязательно вызовет у них ненависть. Основные формы государства (по Н. Макиавелли) – это монархия (княжество) и республика. В республике управлять одновременно должны представители народа и знати, глава государства должен быть выборным. Т.о. удачно сочетаются интересы демократии, аристократии, монархии. Республика лучше приспосабливается к обстоятельствам времени. В республиках наиболее возможно осуществлять политическую свободу посредством городского самоуправления, где власть должна принадлежать городскому патрициату. В республике не нужно бояться злоупотреблений должностных лиц, т.к. они переизбираются. В республике лучше осуществляется принцип правового равенства граждан, т.к. все феодальные сословные привилегии должны быть отменены.

Особенно большое значение Н. Макиавелли придает законодательству, праву, приводя в пример мудрые спартанские законы Ликурга. При законности гарантирована общественная безопасность. Право – орудие власти, выражение силы.

Главная забота любого правителя – война, военная организация и военная наука. Вообще говоря, по Н. Макиавелли, война – единственная и исключительная обязанность монарха. Н. Макиавелли одним из первых выступает против наемных войск, выступая за национальное ополчение.

Н. Макиавелли выступал за единое централизованное национальное (итальянское) светское государство. По мнению Н. Макиавелли, объединению Италии в то время мешали церковь (амбиции папской власти) и дворяне.

Во многом последователями Н. Макиавелли можно назвать Б. Спинозу, Ж.-Ж. Руссо.

Хотя Макиавелли и склонялся к демократической республике, он понимал, что в современной ему политической ситуации в Италии этот идеал недостижим. Поэтому он считал, что для начала страну от иностранных наемников, мелких тиранов и многочисленных ненужных дворян должен освободить чрезвычайный единоличный правитель. Правлению одного человека посвящена книга Н. Макиавелли "Государь"

11.Т. Мор и Т. Кампанелла о государстве и праве.

Политическая утопия Т. Мора.

Английский социалист Томас Мор (1478-1535) в своей "Утопии" описал идеальное коммунистическое государство, построенное на принципе отрицания частной собственности. "Где только есть частная собственность, там вряд ли возможно правильное и успешное течение государственных дел" (Т. Мор). Утопия Мора – укор существовавшему тогда обществу с социальным неравенством. В Утопии все, и земля, и производимая продукция, общественное, нет ничего частного. Производственную структуру утопийского общества составляет семейно-ремесленная организация труда. Сельскохозяйственные работы ведутся на началах трудовой повинности, которую обязаны отбывать все граждане. Рабочий день длится 6 часов. Особые должностные лица следят за тем, как работают утопийцы.

Утопийцы живут, не зная нужды, люди в Утопии пребывают в достатке, однако связано это, прежде всего, с сокращением потребностей. Так, например, все ходят в одинаковой одежде, простой и грубой.

Однако есть в этом государственно-организованном обществе и рабы, выполняющие неприятные работы (например, чистка сортиров), ими становятся военнопленные и преступники, однако рабство не является наследственным.

Должностные лица выбираются ежегодно из старейшин, умудренных жизненным опытом. В целом в Утопии учреждается "смешанное правление"

Как и в любой другой социалистической утопии, у Т. Мора государственная армада нависает над человеческой личностью, фактически уничтожая сферу ее частной жизни. Все должны быть одинаково счастливы и одинаково бедны. Само слово "утопия" стало нарицательным для обозначения подобных неосуществимых проектов.

Модель идеального коллективистского государства (Т. Кампанелла).

Итальянский социалист Томмазо Кампанелла (1568-1639) изобразил свою утопию в книге "Город Солнца" Город-государство соляриев занимается военным делом (руководит этим правитель Мощь), наукой (под водительством правителя Мудрости), воспроизводством населения, обеспечением его пищей и воспитанием граждан (этим командует правитель Любовь). Во главе управленческой пирамиды города Солнца стоит премудрый Метафизик. В городе Солнца, где нет частной собственности, земледелие, ремесла и прочие занятия являются делом совместного труда соляриев, коим ведают правители с подчиненными им должностными лицами – специалистами по одной из трех областей. Все, в чем солярии (жители города Солнца) нуждаются, "они получают от общины, и должностные лица тщательно следят за тем, чтобы никто не получал больше, чем ему следует" Государство вмешивается буквально во все (даже в творчество поэтов), делая это, разумеется, в интересах общего блага, чтобы все были одинаково счастливы. Господствуют здесь установки на аскетизм, авторитаризм, отдельная человеческая личность пренебрегается (так, хоть граждане и участвуют в политическом процессе, на деле им отведена там роль статистов), даже имена детей подбираются "не случайно, но подбираются Метафизиком" Над городом Солнца царит дух однообразия: у всех одинаковые жилье, одежда, пища, занятия, развлечения, строй мысли, обыкновения и пр. Доминируют интересы государства, а интересы частных лиц существуют постольку, поскольку все они являются частичками единого государственно-общественного целого. Нет не то чтобы сфер, даже уголков общественной жизни, скрытых от всевидящего ока государства и лично Метафизика.



Загрузить файл

Похожие страницы:

  1. Шпаргалка по Государству и праву (6)

    Шпаргалка >> Государство и право
    ... -ва, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право – это Божественная ... образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной ...
  2. Шпаргалка по Государству и праву (2)

    Шпаргалка >> Государство и право
    ... и другие). Государство и право как результат психобиологических свойств человека, его инстинктов и влече­ний. По Фрейду ... происхождение государства и права исключительно во­енно-политическими причинами, завоеванием одних племен дру­гими. По Дюрингу ...
  3. Шпаргалка по Государству и праву (3)

    Шпаргалка >> Государство и право
    ... происходит классификация юридических наук по определенным отраслям знания о государстве и праве. Систему юридических наук ... , сформировавшихся только после образования государства и права; -по сфере действия: нормы права регулируют те отношения ...
  4. Шпаргалка по Государству и праву (5)

    Шпаргалка >> Государство и право
    ... гражданами нарушении их прав и свобод. 195. Политика государства Узбекистан по укреплению мира в центральной ... иной независимости государства. Государственный суверенитет следует понимать как право государства свободно, по собственному усмотрению ...
  5. Шпаргалка по Государству и праву (7)

    Шпаргалка >> Государство и право
    ... обществе. Государственная природа. Государство и право неразрывно связаны, взаимодействуют, взаимообусловливают ... государством и его органами по реализации права собственности на землю, по ее ... международные нормы по правам человека, государство берет на себя ...

Хочу больше похожих работ...

Generated in 0.0012259483337402